Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Боевые действия ВВС Италии в начале Второй мировой войны

Своеобразной «разминкой» для итальянских вооруженных сил накануне Второй мировой войны стала скоротечная Албанская кампания. Это крошечное и слаборазвитое государство в период между войнами находилось под влиянием Италии. Но весной 1939 г. король Албании Зогу стал проявлять стремление «сменить хозяина» и начал искать контакты с Великобританией. В такой ситуации дуче решил оккупировать Албанию, превратив её в плацдарм для дальнейшей экспансии на Балканах. Для обеспечения операции «Реджиа Аэронаутика» сформировала временное соединение — Авиационную эскадру «А», в состав которой вошел 261 боевой самолет — 104 бомбардировщика Савой-Маркетти S.79, 18 гидросамолетов-бомбардировщиков Z.506, 93 транспортных самолета и 46 истребителей Fiat CR.32 (6-й стормо). Вопрос о господстве в воздухе был решен ещё до начала вторжения, поскольку Албания военной авиацией вообще не располагала. 6 апреля, накануне высадки итальянских войск, авиация занималась разведкой, а в последующие дни наносила бомбовые удары, подавляя отдельные очаги сопротивления албанской армии. На рассвете 8 апреля на захваченный аэродром у Дурреса перелетели две эскадрильи CR.32 (21 самолет). Практически сразу же шесть «Фиатов» отправили на разведку по маршруту Дуррес-Тирана. Затем 12 истребителей прикрывали «воздушный мост», по которому в только что оккупированную Тирану транспортные самолеты перебрасывали подкрепления. И хотя никакого противодействия в воздухе не было, одного истребителя итальянцы таки потеряли — вечером 8 апреля он разбился при посадке на аэродром Тираны. 10 и 14 апреля истребители обеспечивали высадку десантов в городах Корча и Кукес — последних укрепленных пунктов албанцев. На этом кампания закончилась, а на основе авиачастей, переброшенных в Албанию, сформировали новое соединение — «Аэронаутика делл Албаниа».

Истребители на сопровождении бомбардировщиков

Истребители на сопровождении бомбардировщиков

С началом 1 сентября 1939 г. Второй мировой войны Италия не спешила ввязываться в неё, соблюдая нейтралитет, хотя и была связана обязательствами в рамках «Антикоминтерновского пакта» (присоединилась к этому германо-японскому союзу 6 ноября 1937 г.) и «Стального пакта» — германо-итальянского военного союза, подписанного 23 мая 1939 г. Но начало немецкого блицкрига на Западе породило у Муссолини опасения, что послевоенное обустройство Европы обойдется без него, и Италия не сможет «поживиться» за счет проигравших. А поскольку проигравшими в то время однозначно виделись Франция и Великобритания, то 10 июня 1940 г. Италия объявила войну этим государствам. Дуче рассчитывал расширить территориальные владения за счет Корсики, Савойи и Ниццы в Европе, а также Туниса в Африке.

Боевые действия Второй мировой войны начались 11 июня 1940 г. Сухопутные войска начали наступление на франко-итальянской границе, где 20 итальянским дивизиям противостояло всего четыре дивизии французской армии «Альпы». «Реджиа Аэронаутика» тем временем развернула операции по всему Западному Средиземноморью. Первой целью стала британская военно-морская база на Мальте. Уже 11 июня бомбардировщики в сопровождении истребителей из 2-й авиационной эскадры дважды совершали налеты на остров. На следующий день самолеты с Сардинии наносили удары по объектам в Северном Тунисе, а 13 июня к налетам на Тунис подключилась и 2-я авиационная эскадра. 3-я эскадра в тот день атаковала французские корабли, а 15 июня бомбила Корсику.

На итало-французском фронте главной задачей для истребителей стала штурмовка вражеских аэродромов. Так, 13 июня «Фалько» из 151-й группы, усиленные 363-й АЭ 150-й группы, нанесли удар по аэродрому Иер у Тулона. На земле было уничтожено, по итальянским данным, «более 20» самолетов. Сержант маджоре Дино Карта (Dino Carta) записал на свой счет воздушную победу, сбив пикирующий бомбардировщик V156. 15 июня самолеты «Фиат» CR.42 из 23-й и 150-й групп вновь вылетели на штурмовку французских аэродромов в Провансе. Прикрывали их 15 «Фиатов» из 18-й группы, ведомые майором Феруччио Возильей (Ferruccio Vosilla), опытным пилотом, имевшим за плечами участие в боях в Абиссинии и Испании. Примерно через час после взлета 18-я группа столкнулась с несколькими «Моранами» MS.406, внезапно выскочившими из облаков. В скоротечной схватке три «Морана» были сбиты, но на землю отправились и два CR.42. Один итальянский пилот погиб, второй попал в плен.

Тем временем 150-я группа атаковала аэродром Курс Пьерфо, где базировались части французской морской авиации. На земле было уничтожено шесть пикирующих бомбардировщиков «Воут» V156. Когда же французы попытались поднять в воздух истребители «Блох» MB.151 из эскадрильи АС3, пилоты «Фиатов» сбили на взлете пять из них. Собственные потери составили две машины — одна сбита в воздушном бою, а вторая села на вынужденную на вражеской территории из-за поломки двигателя. 23-я группа, штурмовавшая аэродром Ле Канэ де Мор, уничтожила на земле три «Девуатина» D.520. Но итальянские самолеты были перехвачены четырьмя или пятью французскими истребителями, сбившими «Фиат» командира 75-й эскадрильи капитана Луиджи Филиппи (Luigi Filippi), попавшего в плен. 18 июня «Фалько» перехватили две летающие лодки CAMS.55 из эскадрильи 4S1, сбив одну из них.

Истребители Fiat CR.42 из состава 385-й эскадрильи на сицилийском аэродроме, июль 1940 г.Истребители Fiat CR.42 из состава 385-й эскадрильи на сицилийском аэродроме, июль 1940 г.

Истребители Fiat CR.42 из состава 385-й эскадрильи на сицилийском аэродроме, июль 1940 г.

Наряду с CR.42 в боях против Франции, хотя и в значительно меньших масштабах, применялись монопланы Фиат G.50 «Фреччиа». 22-я группа, вооруженная такими самолетами, 15-19 июня сопровождала бомбардировщики в рейдах на объекты на Корсике. 21 июня группу передислоцировали из-под Рима на аэродром в Лигурии, ближе к границе с Францией. Оттуда «Фреччиа» участвовали в налетах на альпийские укрепления в массиве Верхняя Савойя до прекращения боевых действий 24 июня.

Быстротечная Французская кампания убедительно показала, что бипланы с неубирающимся шасси — какими, собственно, и были «Фиаты» CR.42 — имеют очень мало шансов в бою с современными истребителями-монопланами. Самолеты Fiat G.50 показали себя неплохими истребителями сопровождения. Лучшие же на тот момент итальянские истребители «Макки» МС.200 бездействовали до сентября 1940 г. — вследствие ряда аварий был введен запрет на полеты для этих машин. Бипланы же продолжали интенсивно применяться и в ряде случаев небезуспешно — прежде всего там, где CR.42 противостояли находящиеся на том же техническом уровне истребители противника, например, британские Глостер «Гладиатор». В столкновениях с последними итальянские пилоты имели определенное преимущество: «Фалько» комплектовался винтом изменяемого шага, в то время, как на британском истребителе стоял винт фиксированного шага. Благодаря этому, «Фиат» отличался лучшей скороподъемностью.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image