В марте 1937 г., чуть боле года спустя после принятия на вооружение самолета Cant Z.501, итальянское Министерство авиации выпустило требования на новый гидросамолет-разведчик, предназначенный для замены «Габбиано». Предполагалось получить машину с летными качествами, существенно более высокими, чем у предшественника: максимальной скоростью полета 350 км/ч на высоте 1500 м и крейсерской 300 км/ч. Размах крыла и высота самолета не должны были превышать 22,5 и 5,4 м — эти параметры ограничивались размерами имеющихся ангаров.
Среди трех конструкций, представленных на конкурс, было и изделие фирмы CMASA, входящей в концерн «Фиат», — RS-14, двухмоторный двухпоплавковый моноплан цельнометаллической конструкции с очень чистыми аэродинамическими формами, разработанный под руководством М. Стиавелли. Проект произвел очень благоприятное впечатление, и фирма получила заказ сразу на 18 таких гидропланов.
Прототип RS-14 впервые поднялся в воздух в мае 1939 г. Летные характеристики машины намного превзошли требования, в частности, максимальная скорость составила 408,5 км/ч. Но все же по итогам испытаний было рекомендовано внести в конструкцию ряд изменений, что существенно задержало начало выпуска серийных машин. Первая из них была сдана заказчику в ноябре 1940 г., а вторая — в мае 1941 г., через семь месяцев после первой.
В обшей сложности ВВС Италии заказали 184 RS-14, но до прекращения производства в сентябре 1943 г. было выпущено, вероятно, немногим более 150 самолетов.
Основная модификация Fiat RS-14
Fiat RS-14 — 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Фиат» А74 RC38 (870 л.с.)- Стрелковое вооружение — один 12,7-мм пулемет «Скотти» в верхней турели (боекомплект 350 патронов), два 7,7-мм пулемета «Бреда-СА-ФАТ» в боковых окнах (500 патронов на ствол). Масса бомбовой нагрузки, размещаемой в под-фюзеляжной гондоле — до 400 кг (2 160-кг или 4 100-кг либо 6 50-кг бомб). Экипаж — 4 человека.
В англоязычных исследованиях встречаются упоминания о двух серийных модификациях RS-14 — боевой RS-14B и спасательной RS-14C, отличавшихся, соответственно, наличием либо отсутствием подфюзеляжной гондолы. Но итальянские источники подобного разделения не проводят, обозначая все самолеты просто RS. 14. Дело в том, что гондола была съемной и могла устанавливаться либо демонтироваться в зависимости от обстоятельств.
Испытывался, но серийно не строился самолет AS. 14 — сухопутный штурмовик, отличающийся колесным убирающимся шасси и неостекленной носовой частью фюзеляжа, где устанавливалось наступательное стрелковое вооружение — 45-мм пушка, два 12,7-мм и два 7,7-мм пулемета (оборонительное вооружение соответствовало базовому варианту).
Лётно-технические характеристики гидросамолета Фиат RS-14
- Двигатели: Фиат А74 RC38
- мощность, л.с.: 870
- Размах крыла, м.: 19,54
- Длина самолета, м.: 14,10
- Высота самолета: 5,51
- Площадь крыла, кв. м.: 50,0
- Масса, кг:
- пустого самолета: 5410
- нормальная взлетная: 8200
- максимальная взлетная: 8470
- Максимальная скорость, км/ч:
- на высоте 100 м.: 320
- на высоте 4500 м.: 382
- Практический потолок, м.: 6000
- Дальность полета, км.: 1900 (2500)
Боевое использование гидросамолетов во Второй мировой войне
Первые RS-14 поступали в 148-ю морскую разведывательную эскадрилью, ставшую центром для переучивания летного состава других частей. К концу 1941 г. в ней было лишь три RS-14. В марте—мае 1942 г. перевооружили 170-ю эскадрилью в Аугусте на Сицилии, а затем — 144-ю эскадрилью, также дислоцировавшуюся на Сицилии, в Марсале. К середине июня эти части имели в общей сложности 13 RS-14, ещё одна машина была в 148-й эскадрилье. В конце июня RS-14 появились на Сардинии — их начала получать 287-я эскадрилья в Эльмасе.
К концу 1942 г. количество RS-14 в частях первой линии достигло 37 единиц, что составило всего 13% от общего парка морской разведывательной авиации. Это позволило перевооружить ещё одну часть — 146-ю морскую разведывательную эскадрилью, базировавшуюся на Сардинии. Единичные экземпляры попали и в некоторые другие части. Один гидросамолет в декабре 1942 г. переоборудовали в транспортный для перевозки высокопоставленных офицеров, разместив в фюзеляже четыре пассажирских кресла.
Весной 1943 г. количество строевых RS-14 колебалось в районе 40 единиц — то есть, производство покрывало лишь текущие потери, не позволяя заменить новыми самолетами устаревшие машины. Интересно, что главным «конкурентом» RS-14 в частях морской авиации был уже не Z-506 Airone, производство которого свернули в конце 1942 г., а ещё более старый Z-501 Gabbiano, выпуск которого продолжался. Этот дешёвый одномоторный деревянный гидросамолет идеально подходил на роль «расходуемого материала», чем гораздо более дорогой и сложный в эксплуатации RS-14.
Для RS-14 предписывались два основных типа боевых заданий — т.н. «миссии V» — прибрежное патрулирование, а также «миссии R» — разведывательные полеты над Сицилийским проливом. Рекомендуемое соотношение между этими миссиями устанавливалось 4:1, но, естественно, выдерживалось далеко не всегда. Особо опасными были «миссии R», поскольку выполнялись они в зоне досягаемости британских истребителей с Мальты. Выполняли их самолеты 83-й авиагруппы из Аугусты. Широко применялись RS-14 для противолодочного сопровождения конвоев.
Пик численности Fiat RS-14 — 57 самолетов — в первой линии был достигнут в июле 1943 г. К сентябрю, т.е. к моменту объявления перемирия, это количество уменьшилось до 39 единиц — при взятии британцами базы в Аугусте были потеряны все самолеты 83-й авиагруппы. Из этого количества 15 единиц находилось в Торре дель Лаго (140-я и 145-я эскадрильи). 148-я эскадрилья в Винья ди Вале располагала четырьмя RS-14, дислоцировавшиеся в Таранто 196-я и 288-я эскадрильи — пятью. Остальные 15 гидросамолетов были распределены между 138-й (Порто Веккьо), 146-й (Аяччо, Корсика) и 287-й (Порто Конте, Сардиния) эскадрильями. Большинство RS-14 было уничтожено при попытках германских войск разоружить итальянские части. Во всяком случае, никаких сведений об использовании этих самолетов ВВС Итальянской социальной республики либо Люфтваффе не обнаружено.
К моменту реорганизации ВВС Италии на стороне антигитлеровской коалиции, имевшей место 15 октября 1943 г., в их составе насчитывалось только 12 Фиатов RS-14 (из них 10 исправных). Все они вошли в состав «Раггруппаменто Идро» и были сосредоточены в 287-й морской разведывательной эскадрильи, воссозданной 1 января 1944 г. в Элмасе на Сардинии. До осени 1944 г. 287-я эскадрилья активно действовала как противолодочная, осуществляя регулярные патрульные вылеты, но сколь-нибудь заметных успехов не достигла. Впоследствии, в связи со сведением на нет активности германских ПЛ в Средиземном море, она «переквалифицировалась» в поисково-спасательную. По состоянию на 9 мая 1945 г. 287-я эскадрилья насчитывала девять RS-14.
В послевоенные месяцы ВВС Италии в рамках стандартизации авиапарка отказались от применения имевшихся в ничтожном количестве RS-14 в боевых частях. Но все же им нашлась работа — семь машин переоборудовали в транспортные и передали «Корриери Аэреи Милитари» — военной авиапочтовой службе. В рамках этой структуры они эксплуатировались до 1948 г.
Задуманный для замены Cant Z.501, гидросамолет RS-14 так и не смог вытеснить его из частей — главным образом из-за низкого темпа выпуска и более высокой стоимости. Преимущества Фиатов RS-14 — в летных и эксплуатационных качествах также были далеко не бесспорными: с одной стороны, изделие «Фиата» отличалось большей скоростью полета и гораздо лучшей маневренностью, с другой — посадочная скорость также была выше, а при взлете RS-14 гораздо труднее было удержать на курсе. Z.501 отличался хорошими мореходными качествами, позволявшими взлетать и садится в открытом море, чего нельзя было сказать о RS-14. Достаточно капризными считались и моторы «Фиат» А74, стоявшие на RS-14.
Оставьте свой отзыв