Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

CRDA (Кант) Z-501 «Gabbiano» («Чайка»)

Фото одномоторной летающей лодки CRDA (Кант) Z-501

Фото одномоторной летающей лодки CRDA (Кант) Z-501

Одномоторная летающая лодка фирмы Кант Z-501 «Gabbiano» разрабатывалась под руководством итальянского авиаконструктора Ф. Цаппаты с 1933 г. в соответствии с требованиями Министерства авиации к новому гидросамолету большого радиуса действия. Главной функцией машины должна была стать разведка, вместе с тем требовалось предусмотреть наличие бомбардировочного вооружения. Новый самолет должен был развивать максимальную скорость 350 км/ч (на высоте 1500 м) и крейсерскую — 300 км/ч. Кроме того, накладывались ограничения на максимальные размеры самолета, что диктовалось размерами наличных ангаров: размах крыла не должен был превышать 22,5 м, а максимальная высота — 5,4 м.

Гидросамолет Цаппаты был подкосным монопланом-парасолью с крылом, высоко поднятым над фюзеляжем-лодкой. Многочисленные стойки, подкосы и расчалки контрастировали с изящной и хорошо обтекаемой лодкой. Двигатель — 12-цилиндровый W-образный «Изотта-Фраскини» «Ассо» мощностью 750 л.с. — устанавливался в мотогондоле на центроплане. Интересной особенность стало применение, казалось бы, архаичной, цельнодеревянной конструкции. На этом настаивало Министерство авиации Италии, опасавшееся, что в чрезвычайных условиях итальянская металлургия не сможет обеспечить в полной мере потребности авиапромышленности.

Проектирование и постройка самолета велись очень быстро. Прототип Z.501 впервые поднялся в воздух 7 февраля 1934 г. Самолет отличался неплохой весоотдачей — Z.501 мог поднять в воздух полезный груз, практически равнявшийся собственному весу. Но вот скоростные качества оказались далекими от требовавшихся — в ходе испытаний прототип развил максимальную скорость 275 км/ч, крейсерская же составляла 240 км/ч. При этом машина имела неплохой практический потолок, составлявший 7000 м. Совсем уж феноменальной была дальность полета — 2600 км, что позволяло самолету держаться в воздухе до 12 часов. Для обеспечения работоспособности экипажа в столь длительных полетах на самолете был оборудован небольшой отсек для отдыха и приема пищи. В конечном итоге летные качества Z.501 были признаны вполне удовлетворительными.

Сопоставляя их с характеристиками «одногодков», появившихся примерно в то же время (прежде всего немецкого «Дорнье» Do-18 и британского «Capo» «Лондон»), нельзя не отметить, что итальянская летающая лодка, не уступая им по дальности, превосходила в скорости. При этом надо учесть, что все «соперники» были двухмоторными и цельнометаллическими. А 18-19 октября 1934 г. Кант Z.501 установил мировой рекорд дальности полета, преодолев 4131 км от Монфальконе (Италия) до Массауа (Эритрея) за 26,5 часов. 15—16 июля следующего года этот показатель был перекрыт: Z.501 преодолел расстояние в 4930 км — от Монфальконе до Берберы (Британское Сомали) со средней скоростью 200 км/ч. Новое достижение, ставшее темой передовиц мировой прессы, существенно усилило позиции CDRA в конкурентной борьбе за получение заказа.

В общей сложности было заказано 454 серийных Z.501 — 218 у CDRA и 236 у «Аэронаутика Сикула» (правда, часть самолетов последней, XXIII серии, насчитывавшей 36 машин, так и не была достроена).

Основная модификация летающей лодки

Cant Z.501 — 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Изотта-Фраскини» «Ассо» IX RC15 мощностью 880 л.с. (на ранних сериях — «Ассо-750» в 750 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета (по 1 на открытых турелях в носовой части лодки и за крылом, а также на закрытой турели в мотогондоле). Масса бомбовой нагрузки — до 640 кг. Экипаж — 4 человека.

Несмотря на всего один двигатель, габаритные размеры у самолета были немаленьнькие

Лётно-технические характеристики самолетов CANT Z.501 IV серии

  • Двигатель: Изотта-Фраскини «Acco-750R»
  • мощность, л.с.: 750
  • Размах крыла, м.: 13,60
  • Длина фюзеляжа, м.: 14,95
  • Высота самолета, м.: 4,40
  • Площадь крыла, кв. м.: 62
  • Вес пустого самолета, кг.: 3750
  • Максимальный взлетный вес, кг.: 5850
  • Максимальная скорость на уровне моря, км/ч.: 224
  • Время набора высоты 2000 м., мин.: 9,34
  • Практический потолок, м.: 4600
  • Дальность полета при скорости 190 км/ч, км.: 2000

Боевое использование гидросамолётов «Gabbiano» в годы войны

Практически с момента поступления на вооружение CRDA Z.501 принимали участие в различных военных операциях — обстановка была неспокойной, мир катился к очередной большой войне. Уже в мае 1936 г. 141-ю эскадрилью, вооруженную новыми гидросамолетами, передислоцировали в Эритрею. В течение двух лет эта часть патрулировала Красное море, контролируя передвижения сил британского флота — между Италией и Англией сохранялись напряженные отношения в связи с оккупацией Абиссинии. 83-я и 85-я авиагруппы, дислоцированные соответственно в Аугуста (Сицилия) и Элмас (Сардиния), с августа 1937-го привлекались для блокады контролируемых республиканцами испанских портов. Непосредственно в гражданской войне в Испании принимала участие 62-я авиагруппа франкистских ВВС, получившая 10 Z.501. В течение всей войны самолеты этой части, дислоцированной в Полленсе на острове Майорка, выполняли разведывательные полеты над морем.

Фото силовой установки гидросамолёта CRDA Z-501 Gabbiano

Фото силовой установки гидросамолёта CRDA Z-501 Gabbiano

К моменту вступления Италии в войну (10 июня 1940 г.) на Z.501 летали 17 морских разведывательных эскадрилий (141 — 148, 171, 182-189) и четыре отдельных звена (1-е, 3-е -5-е). «На балансе» итальянских ВВС находилось 202 «Габбиано», из них 109 были боеготовыми, остальные либо находились в ремонте, либо, будучи принятыми ВВС, ещё не успели поступить в строевые части.

Характер боевых действий на Средиземноморском театре военных действий вполне можно назвать «воздушно-морской войной». Особое значение здесь имела воздушная разведка. Уже в течение первого месяца боевых действий Z.501 выполнили свыше сорока разведывательных миссий в открытом море, не считая регулярных полетов на патрулирование прибережной полосы. В одном из разведывательных вылетов 9 июля 1940 г. гидросамолет из 142-й АЭ обнаружил крупное британское соединение в районе мыса Пунто Стило, не дав захватить врасплох итальянский флот. Тем не менее действия итальянской авиации в этом и многих последующих боевых столкновениях расценивались как неудачные — авиаторы не смогли обеспечить постоянное слежение за британскими корабельными соединениями. Интенсивная боевая служба привела к тому, что к середине июля 1940 г. боевые потери Z.501 составили 11 единиц, а количество исправных самолетов этого типа сократилось до 77. В общей сложности за первые шесть месяцев войны в боях было потеряно не менее 62 Z.501, заслуживших среди своих экипажей прозвище «Маммаиут» — «мамочка, помоги». Но благодаря производству новых партий самолетов к концу 1940 г. в строевых частях находилось 87 самолетов этого типа (ещё 39 было в ремонте и в частях «второй линии»).

Помимо разведки, Z.501 широко применялись для противолодочного сопровождения конвоев Второй мировой войны. Типичной тактикой было обнаружение вражеской подводной лодки экипажем самолета, после чего её местоположение обозначалось дымовым сигналом и в атаку выводились сопровождающие конвой боевые корабли. 20 июля 1941 г. британская ПЛ «Юнион» была потоплена миноносцем «Сирсе» «по наводке» Z.501 144-й АЭ. 31 июля «Габбиано» 188-й АЭ повредил ПЛ «Олимпус», а ещё две лодки получили повреждения в августе — «Юник» 20-го числа и «Апхолдер» 22-го. Иногда самого присутствия «пятьсот первого» было достаточно для срыва атаки. Например, 22 июля в Эгейском море экипаж 185-й АЭ, базировавшейся на о. Лерос, не имея на борту бомб, несколько раз имитировал атаку на вражеский корабль, благодаря чему преследовавшийся последним небольшой пароход смог спастись.

К концу 1941 г. количество вооруженных гидросамолетами «Габбиано» эскадрилий уменьшилось до 15, но вот количество машин в них возросло. Среднесуточная численность боеспособных Z.501 в последнем квартале 1941 г. достигла 100 единиц. По состоянию на июнь следующего года этот показатель увеличился до 108 самолетов, хотя «пятьсот первые» в это время находились на вооружении лишь 11 эскадрилий. Тем не менее эффективность CRDA Z.501 в области противолодочной борьбы резко снизилась. Причиной этого стало отставание Италии в создании новых противолодочных средств в то время как её противники вовсю использовали радары, итальянские авиаторы вынуждены были, как и во времена Первой мировой войны, полагаться исключительно на остроту собственного зрения. В итоге, к концу 1942 г. было зафиксировано лишь три успешных случая обнаружения вражеских ПЛ этими самолетами, впоследствии приведших к уничтожению лодок: 17 сентября ПЛ Р-34 была обнаружена «пятьсот первым» и потоплена сторожевыми катерами VAS-109 и VAS-216; 17 ноября была потоплена «Умбра» — «киллером» в этом случае стал миноносец «Фабрици»; 25 ноября, снова-таки по наводке Z.501, эскортный миноносец «Гроппо» потопил подводную лодку «Утмост».

Несколько иной спектр боевых задач пришлось осваивать в 1942 г. эскадрильям Z.501 в Северной Африке. Дислоцированные здесь 145, 148 и 196-я АЭ, наряду с патрулированием и сопровождением каботажных конвоев, выполняли функции ночных бомбардировщиков, осуществляя «беспокоящие» налеты на позиции противника. Но катастрофа, постигшая итало-германские войска на Египетском фронте в начале ноября, привела к эвакуации в Италию 148-й эскадрильи из Менелао и 196-й из Бенгази. Месяц спустя Северную Африку оставила последняя эскадрилья «Габбиано» — 145-я, ранее базировавшаяся в Писиде. Ещё одной частью со своей спецификой боевого применения была 183-я, дислоцировавшаяся в Дивулье в окрестностях Сплита. Самолеты этой части привлекались к патрулированию побережья Далмации, пытаясь противодействовать югославскому партизанскому флоту.

По состоянию на 31 декабря 1942 г. в морских разведывательных эскадрильях итальянских ВВС числилось 199 боеспособных самолетов, в т.ч. 88 Z.501, ещё свыше 40 «Габбиано» находилось в ремонте. Несмотря на вполне очевидную устарелость конструкции, Z.501 продолжал выпускаться, при том, что выпуск гораздо более совершенных Z.506B свернули в конце 1942 г. — трехмоторный самолет, естественно был гораздо более дорогим и трудоемким в производстве и эксплуатации, чем Z.501.

Боевая активность «Габбиано» в первые месяцы 1943 г. продолжала оставаться высокой, хотя, ввиду возросшего противодействия вражеских истребителей практически исчезла разница между прибережными полетами и разведкой в открытом море — и те и другие были в одинаковой мере опасными. В итоге лишь за две недели февраля были потеряны четыре «Габбиано» (не считая потерь в летных происшествиях). Снизилась и эффективность самолетов в противолодочных операциях. Последний успех был зафиксирован 31 января, когда по наводке Z.501 огнем береговой батареи была повреждена ПЛ «Роркуэл». Последующие атаки были неудачными. Например, 16 февраля тройка «Габбиано» не смогла нанести повреждения ПЛ «Анриваллед», а 11 апреля для лодки «Сафари» благополучно завершилась встреча с одиночным Z.501 из 188-й эскадрильи.

Ввиду возрастания потерь в мае 1943 г. две эскадрильи CRDA Z-501 «Gabbiano» — 188-ю и 189-ю — пришлось расформировать. А когда в июле союзники высадились на Сицилии, поставки Z.501 вовсе прекратились. К началу сентября лишь три эскадрильи — 143, 149 и 182-я — были полностью вооружены этим типом самолета, ещё 14 использовали Z.501 совместно с другими типами гидросамолетов. В общей сложности ВВС Италии имели 84 «Габбиано», из них около половины были боеспособны.

После объявления перемирия под контролем итальянских властей оказалось несколько Z.501 из размещенных в Апулии 141-й и 288-й эскадрилий. Вскоре их количество возросло за счет экипажей, сумевших вырваться из оккупированной немцами части Италии. 9 гидросамолетов 149-й АЭ перелетели на юг, перевезя 80 человек личного состава эскадрильи. Их примеру последовали 5 экипажей 183-й эскадрильи, а также одиночные экипажи других частей. Не все подобного рода попытки были удачными — 7 «Габбиано» 187-й АЭ, перелетевшие из Ла Специи в Ольбию, были уничтожены при штурмовке базы немецкой авиацией. Несколько захваченных на севере Италии и в Провансе Z.501 не нашли применения ни в авиации Итальянской социальной республики, ни в Люфтваффе (хотя имеются неподтвержденные сведения об использовании последними на Черном море бывших румынских Z.501).

ВВС Италии на стороне антигитлеровской коалиции 15 октября 1943 г. прошли реорганизацию. Все имевшиеся к тому времени «Габбиано» — 19 единиц, в т.ч. 16 исправных, — были распределены между пятью эскадрильями «Раггруппаменто Идро» («Группировки гидроавиации»). В последующие месяцы экипажи «пятьсот первых» занимались противолодочным патрулированием, сопровождением конвоев, поисково-спасательными операциями. До конца войны ни один Z.501 не был потерян в бою. По состоянию на 8 мая 1945 г. этими гидропланами были вооружены 141, 147 и 183-я эскадрильи, дислоцированные в Таранто и Бриндизи. В этих частях насчитывалось 24 «Габбиано», но исправными из них было лишь 10 единиц. После окончания боевых действий 141-ю и 147-ю АЭ быстро расформировали,

183-я же осталась единственной частью, эксплуатирующей Z.501. В 1948 г. её передислоцировали в Элмас на Сардинии и ввели в состав 85-й авиагруппы. К тому времени эскадрилья наряду с парой Z.506B эксплуатировала четыре «Габбиано». Последний из них был списан лишь в 1950 г.

12 самолетов Z.501 в 1940 г. получила Румыния. Их единственным отличием от итальянских машин была замена пулеметов на 7,92-мм «Браунинги». К началу войны с СССР в строю находилось 10 Z.501, сведенных в 101-ю эскадрилью. Уже ранним утром 22 июня гидросамолеты начали боевую работу. Первые месяцы войны для флотилии гидроавиации можно охарактеризовать как размеренную рутину. Стычки с противником были относительно редкими. Во время одной из них, 26 июня 1941 г., один из Z.501 одержал воздушную победу, сбив примерно в 120 милях от Констанцы советский гидросамолет МБР-2. Всего же за 1941 г. румынские гидросамолеты осуществили 586 боевых вылетов с налетом 1711 часов. Эти цифры включают показатели как «Габбиано», так и гидросамолетов других типов, но с учетом того, что Z.501 были относительно новыми, а следовательно, — менее изношенными, то можно предположить, что основная нагрузка приходилась именно на них. Потери составили четыре Z.501, причем три «Габбиано» были потеряны из-за технических неисправностей, и лишь один сбит в бою. Со своей стороны гидроавиация записала на свой счет уничтожение транспорта водоизмещением 2000 т, повреждение двух других судов, а также четырех подводных лодок. В 1942 г. было потеряно ещё два Z.501, а к концу 1943 г. последние румынские машины этого типа были списаны.

Прославившись рекордами в середине 30-х гг., к началу Второй мировой войны CRDA (Кант) Z.501 успел устареть. Но, несмотря на это, самолёт оказался весьма подходящим для тех задач, которые приходилось решать, и прежде всего для противолодочного патрулирования. Относительно простой и недорогой, Z-501 идеально подходил на роль «расходного материала» и продержался в производстве вплоть до лета 1943 г.

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image