Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Хейнкель He-114

Одномоторный двухместный поплавковый гидросамолет-разведчик Heinkel He-114, разрабатывался с 1935 г. для замены Хейнкель He-60. Самолет представлял собой полутораплан (нижнее крыло имело вдвое меньший размах чем верхнее) достаточно чистых аэродинамических форм. Шасси двухпоплавковое, имелась возможность старта с корабельной катапульты.

Поплавковый полутораплан Хейнкель Хе-114

Поплавковый полутораплан Хейнкель Хе-114

Требованиями предусматривалась установка 9-цилиндрового мотора воздушного охлаждения BMW 132, но ввиду его неготовности первые прототипы оборудовались 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения: He-114V1, вышедший на испытания весной 1936 г. — DB 600А (960 л.с), а He-114V2 — Jumo 210Еа (680 л.с). Первые результаты испытаний оказались разочаровывающими — самолет лишь незначительно превосходил Не-60 по летным качествам, а гидродинамические характеристики из-за неудачной конструкции поплавков были отвратительными. Тем не менее, доводку машины продолжили. Два следующих прототипа, построенных к концу года, получили моторы BMW 132 различных модификаций. Кроме того, на них несколько изменили крыло, уменьшив его размах и площадь, доработали поплавки, кабину вместо открытой сделали полузакрытой. И хотя характеристики самолета по-прежнему оставались весьма посредственными, потребность в новой машине оставалась острой и гидросамолет He-114 запустили в производство — но лишь как временную меру, до принятия на вооружение более совершенного гидросамолета.

До 1941 г. построили около 100 самолетов (чаще всего называется цифра 98 экземпляров). Все они, кроме прототипов и предсерийных машин, построенных «Хейнкелем», были выпущены фирмой «Везер».

Основные модификации Хенкель Хе-114

  • He-114А-0 — предсерийная партия. Двигатель BMW 132Dc (880 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,92-мм пулемет MG 15 на верхней шкворневой установке; возможна подвеска 2 50-кг бомб. В декабре 1936 г. — январе 1937 г. выпущено 10 машин.
  • He-114А-1 — двигатель BMW 132N (865 л.с). Стрелковое и бомбовое вооружение соответствует He-114А-0. С июня 1937 г. изготовлено 33 самолета.
  • He-114А-2 — усилен фюзеляж, в ходе производства начали устанавливать двигатель BMW 132К (960 л.с). Выпущено 36-40 единиц.
  • He-114В-1 — экспортная модификация, соответствовавшая He-114А-1. Весной 1940 г. поставлено 12 самолетов в Швецию, также 12 машин получила Румыния.
  • He-114В-2 — вариант для Румынии с усиленным вооружением (дополнительно установлены 2 7,92-мм синхронных пулемета MG 17). Поставлено 6 самолетов.
  • He-114В-3 (встречается также обозначение He-114С-1) — 12 самолетов, переделанных из серийных He-114А-2 и переданных Румынии.

Летно-технические характеристики гидросамолета Heinkel He-114A-2

  • Двигатель: BMW132K
  • мощность, л.с.: 960
  • Размах крыла, м.: 13,6
  • Длина самолета, м.: 11,60
  • Высота самолета, м.: 5,20
  • Площадь крыла, кв. м.: 42,3
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2314
  • взлетная: 3760
  • Максимальная скорость, км/ч: 332
  • Время набора высоты 3000 м, мин .:18,2
  • Практический потолок, м: 4900
  • Дальность полета, км:
  • Нормальная: 875
  • Максимальная: 930

Боевое использование гидросамолетов Хейнкель He-114

Фото прототипа гидросамолета He-114A-0

Фото прототипа гидросамолета He-114A-0

В люфтваффе практически все He-114А-1 применялись как учебные. Поставки He-114А-2 в строевые части начались в 1938 г. Первым их получил отряд 1 ./Ku.FI.Gr. 506, но уже в конце года его вновь перевооружили старыми Не-60С, а He-114А-2 вернули на завод «Везер». Вновь в строй такие машины попали лишь в апреле 1941 г., когда ими укомплектовали 1-й и 2-й отряды группы SAGr. 125. В составе этой группы He-114А-2 в 1941-1942 гг. участвовали в боевых действиях на Балтике. С ноября 1941 г. до начала 1943 г. несколько He-114А-2 из штабного звена SAGr. 125 базировались в Румынии, участвуя в патрулировании Черного моря.

В 1940-1941 гг. самолеты He-114 применялись на вспомогательных крейсерах «Атлантис», «Виддер» и «Пингвин» во время их рейдерских походов.

В ВВС Швеции самолеты He-114В-1 получили обозначение S9. В составе флотилии F2 они эксплуатировались как разведчики до осени 1945 г., когда 6 уцелевших к тому времени машин переоборудовали в буксировщики мишеней. Последний из них служил до начала 1949 г.

В ВВС Румынии He-114В поступили на вооружение 101-й и 102-й эскадрилий. Самолеты применялись для патрулирования побережья, а в послевоенное время служили до 1960 г.

12 He-114А-2 в 1943 г. поставили Испании. Машины применялись в качестве патрульных и учебных до октября 1952 г.

12 (по другим данным, всего 4) самолетов He-114 в 1939 г. заказала Дания, но заказ выполнен не был ввиду оккупации страны Германией.

Поплавковый самолет He-114, несмотря на все усилия конструкторов, так и не удалось довести до полного соответствия требованиям заказчика. В итоге, строился он в небольшом количестве и применялся довольно ограниченно. Рейхсминистерство авиации вынуждено было объявить новый конкурс на разведывательный гидросамолет, победителем которого стал «Арадо» Ar-196.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image