Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Арадо Ar-196

Фото поплавкового гидросамолета Лютваффе Арадо Ar-196

Фото поплавкового гидросамолета Лютваффе Арадо Ar-196

Одномоторный двухместный поплавковый самолет-разведчик Арадо Ar-196, разработка которого началась осенью 1936 г. в ответ на требования рейхсминистерства авиации, неудовлетворенного новым самолетом этого класса – He-114, созданного для замены Хейнкель He-60. В соответствии с принятой в Германии практикой проектирование велось на конкурсной основе — помимо «Арадо» задание на разработку получила фирма «Фокке-Вульф».

Самолет Ar-196 был монопланом, а конкурент FW-62 — бипланом. Силовая установка была одинаковой — 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения BMW-132Dc (880 л.с). Летом 1937 г. состоялись сравнительные испытания прототипов Ar-196V1 и V2 (они были облетаны, соответственно, 25 мая и 18 июня) двумя прототипами FW 62, показавшие убедительное превосходство моноплана «Арадо». Но до начала серийного производства заказчик решил провести испытания варианта самолета, отличавшегося шасси: если первые прототипы имели два поплавка, то Ar-196V3 и V4 — три (большой подфюзеляжный и два малых подкрыльевых). Последняя машина получила и вооружение — 2 20-мм пушки MG FF в крыле и синхронный 7,92-мм пулемет MG-17 (в дополнение к пулемету у стрелка-радиста), а также узлы подвески для пары 50-кг бомб. Эти машины рассматривались как образец для серии Ar-196В, но их поведение на воде оказалось хуже, чем у двухпоплавковых самолетов, и в производство пошел только первый вариант, получивший обозначение Ar-196А. На следующий прототип Ar-196V5 установили более мощный мотор BMW 132К (960 л.с).

Выпуск предсерийных самолетов на заводе «Арадо» в Варнемюнде начался в ноябре 1938 г., а в первой половине следующего года начались поставки серийных машин. Выпуск продолжался до августа 1944 г.

С учетом прототипов построено 544 машины, в т.ч. 449 фирмой «Арадо», 69 предприятием «Фоккер» в оккупированных Нидерландах (Амстердам) и 23 — заводом SNCASO в также оккупированной Франции, в Сен-Назере.

Основные модификации гидросамолетов Arado Ar-196

  • Ar-196А-0 — предсерийный вариант. Двигатель BMW 132К (960 л.с). Вооружение — 1 7,92-мм турель-ный пулемет MG 15. Построено 10 самолетов.
  • Ar-196А-1 — гидросамолет-разведчик корабельного базирования, приспособленный для старта с катапульты. Силовая установка и вооружение — как у Ar-196А-0. В июле-октябре 1939 г. выпущено 20 единиц.
  • Ar-196А-2 — гидросамолет для частей берегового базирования. Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки MG FF/B в крыле, 1 7,92-мм синхронный пулемет MG 17, 1 турельный пулемет MG 15. С октября 1939 г. по сентябрь 1940 г. поставлено 98 машин.
  • Ar-196А-3 — развитие Ar-196А-2 с обновленным радиооборудованием и некоторыми изменениями в конструкции. Выпущено 299 единиц, в т.ч. 276 фирмой «Арадо» в 1941-1943 гг. и 23 — SNCASO (в 1942-1943 гг.).
  • Ar-196А-4 — аналог Ar-196А-2 с увеличенной дальностью полета (в кормовых отсеках поплавков размещены дополнительные топливные баки). В октябре-ноябре 1940 г. построили 15 единиц.
  • Ar-196А-5 — усовершенствованный двигатель BMW 132W, новое радиооборудование. На турели установлен спаренный 7,92-мм пулемет MG 81Z. Изготовлен 91 самолет — 22 фирмой «Арадо» до марта 1944 г. и 69 заводом «Фоккер» в 1943-1944 гг.
  • Ar-196В-0 — предсерийная партия самолетов с трехпоплавковым шасси. Весной 1941 г. выпущено 6 единиц.

Летно-технические характеристики самолета Арадо Ar-196А-3

  • Двигатель: BMW 132К
  • мощность, л.с.
  • Размах крыла, м: 12,44
  • Длина самолета, м.: 10,96
  • Высота самолета, м.: 4,45
  • Площадь крыла, кв. м.: 28,30
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2335
  • нормальная взлетная: 3303
  • максимальная взлетная: 3730
  • Максимальная скорость, км/ч: 320
  • Скороподъемность, м/с: 6,9
  • Практический потолок, м.: 7000
  • Дальность полета, км:
  • нормальная 800
  • максимальная 1070

Боевое использование гидросамолетов Арадо Ar-196

Arado Ar-196 в полёте

Arado Ar-196 в полёте

На момент начала Второй мировой войны единственной боевой частью, вооруженной гидросамолетами Ar-196А, был отряд корабельных разведчиков 1./Bfl.St. 196, в ноябре 1939 г. была сформирована вторая часть — отряд 5./ Bfl.St. 196. Их самолеты были приписаны к крупным кораблям германского флота — «карманным линкорам», тяжелым и легким крейсерам, а с вступлением в строй — и линкорам «Бисмарк» и «Тирпиц». С началом боевых действий их получали также вспомогательные крейсера, отправлявшиеся для операций на удаленных морских коммуникациях. В сравнительно широких масштабах «Арадо» впервые применялись в ходе высадки в Норвегии в апреле 1940 г. Гидросамолеты вели разведку и осуществляли противолодочное патрулирование. Одной из наиболее интересных операций с их участием стал захват британской подлодки «Сил». 5 мая 1940 г. во время патрульного полета над проливом Каттегат пара Ar-196А-2 из 5./Bfl.St. 196 обнаружила эту субмарину в надводном положении — ранее она получила повреждения, подорвавшись на собственной мине. Самолеты обстреляли «Сил» из пушек и сбросили бомбы, вынудив застопорить ход. Командир подлодки принял решение сдаться, подав соответствующий сигнал. Один из самолетов приводнился, взяв на борт британского командира, а вскоре подошел немецкий корабль, отбуксировавший субмарину во Фредериксхафен в оккупированной Дании.

В сентябре 1940 г. отряд 5./Bfl.St. 196 передислоцировали во французский Брест. Базируясь здесь, гидросамолеты обеспечивали выход в боевые походы и возвращение немецких подлодок. При этом Ar-196А достаточно эффективно противодействовали британским тихоходным патрульным самолетам «Уитли» и Виккерс «Веллингтон». Другим регионом базирования «Арадо» стала Скандинавия. В частности, в Норвегию прибыл береговой отряд 1./Ku.FI.Gr. 706, а в октябре 1940 г. в Ольборге (Дания) сформировали отряд 2./Ku.FI.Gr. 906, получивший машины Ar-196А-4 с увеличенной дальностью полета.

В апреле 1941 г. в рамках подготовки к операции «Барбаросса» на Балтике началось формирование двух новых групп гидросамолетов — SAGr. 125 и SAGr. 126, частично вооруженных Ar-196А. SAGr. 126 пошла в бой уже в мае, действуя на Средиземном море и базируясь в Греции. В её составе Ar-196А был частично укомплектован 2-й отряд, а в феврале 1942 г. прибыл на ТВД и 4-й отряд, также вооруженный такими самолетами. Его разместили на о. Крит. Действовавшие над Эгейским морем гидросамолеты обеспечивали, в частности, проход танкеров с нефтью по маршруту Босфор-Салоники-Афины. Кроме того, на Адриатике действовал вооруженный Ar-196А отряд 2./Bfl.St. 196. Его главной задачей была борьба против югославского партизанского флота.

Группа SAGr. 125 в начальный период войны против СССР воевала на Балтике, в районе Рижского залива. В её составе имелся отряд 2./SAGr. 125, вооруженный гидросамолетами «Арадо». В конце октября 1941 г. его передислоцировали на Черное море, а в феврале 1942 г. — в Грецию, где переименовали в 4./SAGr. 126. После этих передислокаций на Балтике и Черном море действовали откомандированные звенья из состава 1./Bfl.St. 196 и 5./Bfl.St. 196, занимавшиеся прикрытием конвоев и поиском подлодок. Во второй половине 1943 г. в Севастополе появляется отряд 2./SAGr. 125, вооруженный BV 138 и Ar-196А. Во Франции в 1943-1944 гг. действовала группа SAGr. 128, обеспечивавшая действия немецких субмарин. К осени 1944 г. большинство Ar-196А было сосредоточено на Балтийском море, где занимались поддержкой немецких войск, оборонявшихся в Прибалтике.

В 1943 г. 12 машин Ar-196А-3 получила Болгария. Самолетами, получившими местное наименование «Акула», укомплектовали 161-е ято (эскадрилью), базировавшуюся на Варну и Бургас. «Арадо» патрулировали акваторию Черного моря, а в послевоенное время эксплуатировались до начала 50-х гг. Другой черноморский союзник Германии — Румыния — получила 28 гидросамолетов той же модификации, служивших в 101-й и 102-й эскадрильях.

Два интернированных Ar-196А недолго эксплуатировались в Швеции, а ВВС Финляндии во второй половине 1943 г. — начале 1944 г. использовали Ar-196А-2, одолженный у люфтваффе, для снабжения разведывательных групп за линией фронта.

Трофейные Ar-196А испытывались в Великобритании, а СССР довольно продолжительное время эксплуатировал несколько таких гидросамолетов в составе авиации ВМФ и погранвойск. В 1951 г. даже испытывался модернизированный «Арадо», оборудованный советским мотором АШ-62ИР.

Самый массовый гидросамолёт ВВС Германии Арадо Ar-196А оказался вполне удачной машиной, неплохо зарекомендовавшей себя как в роли корабельного разведчика, так и патрульного гидросамолета берегового базирования. Мощное пушечное вооружение позволяло ему эффективно поражать малые плавсредства, а неплохие летные и маневренные качества — даже выступать в роли истребителя для борьбы с вражескими тихоходными самолетами.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image