Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

ИМАМ Ro-43

Фото корабельного разведчика ВВС Италии ИМАМ Ro-43 в полёте

Фото корабельного разведчика ВВС Италии ИМАМ Ro-43 в полёте

Корабельный гидросамолет-разведчик ИМАМ Ro-43 разрабатывался в соответствии с требованиями, выданными ВВС Италии в 1933 г. Согласно им предусматривалось создание двухместного гидросамолета со складывающимся крылом, оборудованного двигателем воздушного охлаждения и вооруженного двумя пулеметами (один из них турельный, другой — неподвижный, стреляющий вперед). Самолет должен был развивать максимальную скорость 240 км/ч, иметь продолжительность полета на крейсерской скорости 6,5 часов и боевой радиус не менее 600 км. Высоту 5000 м самолет должен был набирать за 26 минут. И хотя весовые характеристики заданием не лимитировалось, само собой подразумевалось, что взлетный вес не должен превышать 2400 кг — предела мощности катапульт типа «Магальди», применявшихся на легких крейсерах.

Главный конструктор фирмы IAR (с 1936 г. -IMAM) Дж. Галассо пошел путем наименьшего сопротивления, решив не проектировать специальный гидросамолет, а создать «маринизированную» версию сухопутного многоцелевого биплана Ro.37 — нового самолета, вышедшего на испытания 6 ноября 1933 г. Новый гидросамолет, получивший обозначение Ro-43, имел поплавковое шасси с центральным поплавком под фюзеляжем и двумя небольшими подкрыльевыми поплавками. Изменения в фюзеляже по сравнению с Ro.37 были минимальными, а вот крыло пришлось основательно перепроектировать, сделав его складывающимся по направлению к хвосту самолета. Конструкция планера смешанная, поплавки — деревянные. Прототип Ro-43 оборудовали 9-цилиндровым звездообразным мотором «Пьяджо» Р.IX мощностью 610 л.с.

Впервые поднявшись в воздух в Неаполе 19 ноября 1934 г., Ro-43 показал в ходе испытаний отличные характеристики — максимальную скорость 300 км/ч и радиус полета 1000 км. Эти показатели не только превосходили требования заказчика, но и были существенно лучше, чем у зарубежных «одноклассников». В процессе подготовки к производству в конструкцию машины внесли некоторые изменения, установив более мощный мотор, усилив хвостовое оперение и по требованию пилотов сделав кабины открытыми (на прототипе они были полностью остекленными).

Поставки серийных самолетов в ВВС начались в декабре 1936 г. До конца 1939 г. изготовили 133 серийные машины (88 — фирмой IMAM и 45 — CMASA), а в октябре 1940 г. IMAM получила дополнительный заказ на 60 самолетов. Таким образом, общий объем серийного выпуска Ro-43 составил 193 машины.

Основные модификации гидросамолетов IMAM Ro-43

Ro-43 — 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Пьяджо» P.XR (700 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета «Бреда-САФАТ» (синхронный и турельный); бомбовое вооружение не предусматривалось. Экипаж — 2 человека.

Ro-43DC — учебный вариант с двойным управлением, построенный в небольшом количестве. Применялся главным образом для подготовки пилотов гидросамолетов-истребителей Ro.44.

Спуск гидросамолета Ro-43 с корабля

Лётно-технические характеристики поплавкового биплана Ро-43

  • Двигатель: Пьяджо P.XR
  • мощность, л.с.: 700
  • Размах крыла, м.: 11,57
  • Длина самолета, м.: 9,71
  • Высота самолета: 3,51
  • Площадь крыла, кв. м.: 33,36
  • Масса, кг:
  • пустого самолета 1760
  • взлетная 2400
  • Максимальная скорость, км/ч (на высоте 2000 м.): 303
  • Время набора высоты 4000 м., мин.: 11
  • Потолок, м.: 7200
  • Дальность полета, км.: 1090

Боевое использование гидропланов ИМАМ Ro-43 в годы Второй мировой войны

Эскадрилья гидросамолётов в полёте

Эскадрилья гидросамолётов в полёте

Первыми самолеты Ro-43 получил авиационный отряд 7-й дивизии крейсеров. В первую очередь ими вооружили крейсер «Аттендоло». В январе 1937 г. пара новых гидросамолетов была принята на борт крейсера «Монтекукколи», практически немедленно после этого — в начале февраля — отправившегося вместе с однотипным «Дука д’Аоста» к берегам Испании. Каких-либо ярких боевых эпизодов с участием Ro-43 во время испанской гражданской войны не отмечено. Также ничем не отличились Ro-43 в войне против Албании в апреле 1939 г. — в этой кампании участвовали гидросамолеты с крейсеров «Зара», «Дука дельи Абруцци», «Джованни делле Банде Нере» и «Кадорна».

10 июня 1940 г. — в день, когда Италия вступила во Вторую мировую войну, — в составе её ВВС насчитывалось 105 самолетов Ro-43. 44 из них находилось непосредственно на кораблях: по три были приписаны к двум линкорам типа «Литторио» и по два — к 19 крейсерам, оборудованным катапультами. По-настоящему боевым крещением для ИМАМ Ro-43 стала операция по проводке в Северную Африку в начале июля 1940 г. крупного конвоя, приведшая в конечном итоге к сражению у мыса Пунто Стило. В той или иной мере в этой операции участвовали 18 крейсеров, и на каждом из них находилось один-два Ro-43. Но наибольшую активность проявили самолеты с кораблей 1-й эскадры (4-я и 8-я дивизии крейсеров).

Значительную роль корабельные разведчики сыграли в ноябре 1940 г., когда англичане попытались воспользоваться результатами сокрушительного удара по ВМБ Таранто, организовав проводку крупного конвоя из Гибралтара на Мальту. Для перехвата этого соединения «Реджиа Марина» сумела собрать довольно солидные силы, включая линкоры «Витторио Венето» и «Джулио Чезаре». Гидросамолеты Ro-43 находились на борту шести тяжелых крейсеров 1-й и 3-й дивизий, а также на линкоре «Витторио Венето» («Джулио Чезаре» не был оборудован катапультой). Итальянское соединение вышло в море 26 ноября, чтобы утром следующего дня оказаться у берегов Сардинии в районе мыса Теулада. Ранним утром на поиск противника отправились два гидросамолета с крейсеров «Больцано» и «Фиуме». Экипажи Ro-43 успешно выполнили боевую задачу, обнаружив британские корабли.

Очередное столкновение между главными силами «Реджиа Марина» и британского Средиземноморского флота состоялось в конце марта 1941 г. в греческих водах. Линкор «Витторио Венето», шесть тяжелых и два легких крейсера в сопровождении эсминцев попытались перехватить английский конвой. Наперерез им вышли британские силы: из Александрии — эскадра Каннингхэма, а из Пирея — крейсерский отряд. Утром 28 марта Ro-43 с итальянского флагмана обнаружил противника, сообщив о четырех британских крейсерах. Действуя на пределе радиуса, этот самолет после пятичасового полета достиг Родоса. Для уточнения данных выслали гидроплан с крейсера «Дука дельи Абруцци», после завершения миссии также севший у Родоса. Одновременно в другом секторе поиск противника вел Ro-43 с «Больцано», завершивший свой полет на Леросе. Не будем вдаваться в подробности боя, получившего название «сражение у мыса Матапан», — они широко известны, равно как и результат: гибель в ночь на 29 марта под огнем британских линкоров трех итальянских тяжелых крейсеров. Отметим лишь, что на дно вместе с крейсерами «Зара» и «Фиуме» пошли два гидросамолета Ro-43.

В декабре 1941 г. и в марте 1942 г. Ro-43 участвовали в двух морских сражениях в заливе Сирт. Последним морским сражением, в котором довелось поучаствовать Ro-43, стала конвойная битва в середине июня 1942 г.

После июньских боев главные силы итальянского флота уже не встречались в море с британцами. Как следствие, активность корабельных разведчиков была свернута. Изредка их привлекали для сопровождения конвоев, но главной задачей были тренировочные полеты. К моменту капитуляции Италии в начале сентября 1943 г. в частях корабельных разведчиков было 28 Ro-43, из них 18 исправных. Ещё 20 таких гидропланов находились в подчинении 2-й и 3-й эскадр флота, используясь как машины берегового базирования (правда, из них исправными были лишь четыре). С учетом машин, числящихся в школах, общее количество Ro-43 превышало 60 единиц, но исправных среди них было около половины. Последние боевые потери были понесены 9 сентября 1943 г., когда на дно вместе с линкором «Рома», следовавшим на Мальту, потопленным германской авиацией, пошли два гидроплана. Вместе с ним погибли и восемь человек летного и технического персонала авиационного звена. Самолеты же кораблей, достигших Мальты, были выгружены на берег, законсервированы, а вскоре сданы на слом. Шесть IMAM Ro-43 (три из них — самолеты самой первой серии) вместе с одним Ro.44 с девятью авиаторами на борту, стремясь избежать захвата немцами, перелетели из Ла Специи в Да Маддалену на Сардинии, а 9 сентября — на Балеарские острова, где были интернированы испанскими властями. Впоследствии Ro-43 были включены в состав ВВС Испании под обозначением HR.7 и вошли в состав 2-й эскадрильи 51-го авиаполка гидросамолетов. Последние из них летали до 1951 г.!

Обладая относительно неплохими летными данными, Ro-43 показал низкие эксплуатационные качества: конструкция Ro-43 была слишком хрупкой и часто повреждалась, не выдерживая перегрузок при старте с катапульты. Металлические узлы самолета быстро коррозировали в морской среде, плохую водостойкость показала и фанерная обшивка подфюзеляжного поплавка. Низкой была мореходность — посадка на воду при волнении 2 балла и выше считалась крайне рискованной. Кроме того, оказалось, что катапульты на легких крейсерах типов «Да Барбиано» и «Кадорна» не обеспечивают старт Ro-43 с максимальным весом 2400 кг, что вынуждало демонтировать с самолетов часть оборудования и даже вооружения, а это, в свою очередь, вело к снижению боевых возможностей корабельной авиации. Однако альтернативы не было, и IAR (IMAM) Ro-43 оставался единственным типом итальянского корабельного разведчика в течение всей войны.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image