Во второй половине 30-х гг. определенной популярностью пользовалась концепция двухмоторного многоцелевого боевого самолета, по скорости не уступающего одномоторным истребителям, но, благодаря возросшей дальности и боевой нагрузке способного взять на себя также функции легкого бомбардировщика и разведчика. Наиболее полно эта концепция была воплощена во Франции («Потез» 63), Нидерландах («Фоккер» G.1), Германии («Мессершмитт» Bf 110). Была предпринята попытка создать подобную машину и в Японии.
В марте 1937 г. фирмы «Накадзима», «Кавасаки» и «Мицубиси» получили соответствующее задание. После анализа предоставленных проектов выбор сделали в пользу Ки-38 фирмы «Кавасаки» (главный конструктор — И. Имаси), но вскоре этот проект свернули — вскрылись многочисленные недостатки двигателей Ха-9 На, предназначенных для установки на этой машине. В декабре 1937 г. военные подготовили измененную спецификацию, доработанную с учетом опыта войны в Китае. Теперь требовался не многоцелевой самолет, а дальний истребитель сопровождения. «Кавасаки» предложили доработать Ки-38 согласно новым требованиям.
Машина получила обозначение Ки-45, а работы возглавил авиаконструктор Т. Дои.
В новой ипостаси двухместный самолет должен был получить 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Накадзима» Ха-20b мощностью 820 л.с. (лицензионный вариант «Бристоль» «Меркьюри»). Предусматривалось вооружение из 2 20-мм пушек Хо-3, стреляющих вперед, и 1 7,7-мм пулемета «тип 89» на верхней установке у стрелка-радиста. В процессе постройки прототипа оставили только одну пушку – в нижней средней части фюзеляжа слева, а вторую для экономии массы заменили парой пулеметов «тип 89». Боекомплект пушки состоял из 200 снарядов в 50-зарядных барабанах, смену которых в полете осуществлял стрелок-радист.
Прототип Кавасаки Ки-45.01 вышел на испытания в январе 1939 г., однако результаты летных испытания оказались разочаровывающими из-за недостаточной мощности двигателей. На втором прототипе попытались улучшить аэродинамику, применив мотогондолы более обтекаемой формы, но и он показал скорость всего 480 км/ч против требуемых 540 км/ч. Не удалось существенно повысить скоростные характеристики и на третьем прототипе. Постройку последующих машин приостановили конструкторы занялись поиском путей радикального улучшения летных качеств. В апреле 1940 г. было решено установить на самолет новые 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Накадзима» Ха-25 (1050 л.с). Такими моторами оборудовали ещё 8 прототипов (Ки-45.04 — Ки-45.11), первый из которых вышел на испытания в июле 1940 г. Хотя скорость ещё не дотягивала до требуемой (удалось выжать лишь 520 км/ч), самолет признали пригодным для принятия на вооружение. До внедрения в серийное производство был внесен ещё ряд изменений — усилено вооружение, установлена бронезащита (бронестекло и бронеспинки) и пр.
Выпуск самолетов начался в мае 1941 г. Всего с учетом прототипов до июля 1945 г. построен 1701 экземпляр Ки-45. Производился заводами в Гифу (до сентября 1943 г.; 331 самолет) и Акаси (с сентября 1942 г., 1370 машин). В системе кодов союзников обозначался «Ник».
Основные модификации Кавасаки Ки-45
Ки-45 Каи — 3 прототипа и 12 предсерийных машин, выпущенных до конца 1941 г. Двигатели Ха-25. Вооружение — 1 20-мм пушка Хо-3 и 2 12,7-мм пулемета «тип 1» (Хо-103) в фюзеляже; 1 7,92-мм пулемет «тип 98» у стрелка. Под фюзеляжем возможна подвеска 2 250-кг авиабомб или 2 200-л ПТБ (такая возможность сохранялась на всех последующих модификациях Ки-45). По сравнению с исходным Ки-45 уменьшено поперечное сечение фюзеляжа, а крыло в плане вместо эллиптического выполнили трапециевидным.
Ки-45 Каи А («двухместный самолет-истребитель армейский тип 2 модель А») — серийный вариант, строился с января 1942 г. В основном соответствовал Ки-45 Каи, но в ходе серийного выпуска начали устанавливать двигатель «Мицубиси» Ха-102 (1080 л.с), отличающийся меньшей массой и диаметром. При переделке в ночной истребитель некоторые самолеты получили дополнительно 2 20-мм пушки Хо-5 или 2 12,7-мм пулемета Хо-103, установленные в фюзеляже на месте топливного бака и стреляющие вперед-вверх.
Ки-45 Каи В («тип 2 модель В») — вместо 2 12,7-мм пулеметов установлена 37-мм пушка «тип 89» с боекомплектом 16 снарядов и ручной(!) перезарядкой. Строился со второй половины 1943 г. Последние серии получили двигатели Ха-102.
Ки-45 Каи С («тип 2 модель С») — ночной истребитель. Двигатели Ха-102. Вооружение — 1 37-мм полуавтоматическая пушка Хо-203 в носовой части (боекомплект 25 снарядов), 1 20-мм пушка Хо-3 в нижней средней части фюзеляжа (200 снарядов), 2 20-мм пушки Хо-5, стреляющие вперед-вверх под углом 32° (по 100 снарядов), 1 7,92-мм пулемет «тип 98» на подвижной установке у стрелка (1050 патронов). Существовала возможность замены 37-мм пушки радиолокатором, но на деле РЛС получил лишь один самолет. Самолет Ки-45 Каи С строился тремя сериями. На второй внедрили измененную систему выхлопных коллекторов дабы избежать ослепления пилота ночью, а третья стала одноместной — соответственно, на ней отсутствовала оборонительная пулеметная установка. В апреле-декабре 1944 г. построено 477 Ки-45 Каи С.
Ки-45 Каи D («тип 2 модель D») — штурмовой вариант, предназначенный в первую очередь для действий против малых плавсредств. Двигатели Ха-102. Вооружение — 1 37-мм пушка Хо-203 и 2 20-мм Хо-5 в фюзеляже, 1 7,92-мм пулемет «тип 98» у бортстрелка. Выпуск начался в начале 1945 г.
Один Ки-45 в опытном порядке вооружили 75-мм пушкой, но сила её отдачи оказалась чрезмерной для легкой конструкции истребителя. Дальнейшим развитием Ки-45 должен был стать самолет Ки-45 II с двигателями Ха-112 (1500 л.с), но его проект трансформировался в Ки-96, а затем — в Ки-102.
Летно-технические характеристики самолета Кавасаки Ки-45 Каи А
- Двигатель: Накадзима Ха-25
- мощность, л.с.: 1050
- Размах крыла, м.: 15,02
- Длина самолета, м.: 10,60
- Высота самолета, м.: 3,70
- Площадь крыла, кв. м.: 32,00
- Масса, кг:
- пустого самолета: 3695
- взлетная: 5276
- Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 547/7000
- Время набора 5000 м, мин: 6’17»
- Потолок, м.: 10730
- Дальность полета, км. (с ПТБ): 2260 (2500)
Боевое применение самолётов Кавасаки Ки-45 в годы Второй мировой войны
Боевой дебют Ки-45 Каи А состоялся в мае 1942 г. в составе смешанного 21-го сентая, находящегося в Индокитае. «Торю» сопровождали бомбардировщики, наносившие удары по целям в Китае. В августе-сентябре 1942 г. Ки-45 перевооружили 5-й сентай (полностью) и 16-й (частично). В этих частях продолжились войсковые испытания двухмоторных истребителей и вырабатывались приемы их боевого применения. В частности оказалось, что машина отлично подходит на роль истребителя ПВО для борьбы с американскими тяжелыми бомбардировщиками — Ки-45 обладал неплохой огневой мощью, а его скорость была выше, чем у одномоторного истребителя Ки-43. В боях с американскими двухмоторными истребителями Р-38 (Локхид «Лайтнинг») «Торю» сражались на равных на средних высотах, но на больших проигрывали — их двигатели не имели турбокомпрессоров.
Весной 1943 г. Ки-45 появляются над Новой Гвинеей. В апреле туда прибыл 13-й сентай, а в июле — 5-й. С начала 1944 г. в этом регионе воевали Ки-45 Каи В – они применялись, главным образом, для борьбы с вражескими катерами. Эффективность применения его главного оружия — 37-мм пушки — существенно ограничивалась малой начальной скоростью снаряда и низкой скорострельностью. На Новой Гвинее дебютировали «Торю» и в качестве ночных истребителей — переоборудованные из стандартных Ки-45 Каи А путем установки двух пушек или пулеметов, стреляющих вперед-вверх. Опыт применения «Торю» ночью был признан успешным, несмотря на отсутствие на самолете РЛС. Пилотам приходилось искать вражеские самолеты, полагаясь на свет зенитных прожекторов или сияние луны.
В период с сентября 1944 г. по февраль 1945 г. четыре сентая «Торю» воевали на Филиппинах, но ввиду подавляющего превосходства противника в воздухе ощутимых успехов не добились, понеся тяжелые потери. А с июня 1944 г., когда американцы начали регулярные налеты Boeing B-29 на Японию, главной задачей для частей, вооруженных Ки-45, стала ПВО стратегических объектов. Особо отличился при этом 4-й сентай. Именно в нем служили лучшие асы, летавшие на Ки-45 — И. Касиида с 26 победами и С. Кимура с 22 сбитыми самолетами (правда, послевоенный анализ подтвердил лишь 7 и 8 соответственно).
С апреля 1945 г. американские бомбардировщики начали сопровождаться истребителями Норт Амэрикен Р-51 «Мустанг», против которых Ки-45 не имели никаких шансов. Сентай, ранее летавшие на «Торю», начали перевооружать одномоторными истребителями. Но в ряде частей, как на Японских о-вах, так и в Маньчжурии, Сингапуре, на Формозе и Борнео, Ки-45 дослужили до конца войны. В отличие от многих других японских самолетов, Ки-45 очень редко применялся для атак камикадзе.
Задуманный в качестве истребителя сопровождения, Ки-45 применялся, главным образом, как истребитель ПВО. В этой ипостаси он считался неплохой машиной, успешно сбивая вражеские бомбардировщики. Однако два обстоятельства существенно ограничивали его боевые возможности: отсутствие на борту средств обнаружения вражеских самолетов ночью и низковысотные двигатели.
Оставьте свой отзыв