Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Латекоэр Late 298

Фото поплавкового самолета Латекоэр Лате-298 в полетеСамолет Latecoere Late 298 создавался с 1934 г. для замены торпедоносца Late 290, чьи характеристики были признаны недостаточными уже в момент принятия на вооружение. Машина представляла собой одномоторный цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом и двух-поплавковым шасси.

Прототип Late 298.01 с мотором «Испано-Сюиза» HS 12Ycrs (880 л.с.) впервые поднялся в воздух 8 мая 1936 г.

В марте 1937 г. французский флот заказал первую серийную партию из 36 самолетов, выпуск которых начался в октябре 1938 г. Общий объем производства составил 177 единиц.

Основные модификации

Late 298А — двигатель HS 12Ycrs (880 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,5-мм пулемета. Масса бомбовой нагрузки — 500 кг; возможна подвеска 1 670-кг торпеды. Экипаж — 3 чел. Изготовлено 29 единиц.

Late 298В — силовая установка, вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны Late 298А. В целях обеспечения корабельного базирования крыло выполнено складывающимся. Имеется двойное управление и возможность размещения четвертого члена экипажа. Выпущено 42 машины.

Late 298D — аналог Late 298В, но без возможности складывания крыла. Изготовлено 106 самолетов.

Late 298F — модифицированный вариант Late 298D. В марте 1942 г. началось изготовление партии из 30 самолетов для морской авиации Виши, но в итоге, ни одна машина так и не была закончена.

Летно-технические характеристики самолета Late 298

  • Двигатель: Испано-Сюиза HS 12Ycrs
  • мощность, л.с.: 880
  • Размах крыла, м.: 15,5
  • Длина самолета, м.: 12,56
  • Высота самолета, м.: 5,21
  • Площадь крыла, кв. м.: 31,6
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3063
  • нормальная взлетная: 4600
  • максимальная взлетная: 4800
  • Скорость максимальная, км/ч.: 290
  • Время набора высоты 1500 м, мин.: 5’39»
  • Потолок, м.: 6500
  • Дальность полета, км:
  • с торпедой: 800
  • максимальная: 2200

Боевое использование Late 298

Поплавковый гидроаэроплан-торпедоносец морских ВВС Франции Латекоэр Late 298

Фото поплавкового гидроплана ВВС Франции Латекоэр Late 298

Поставки серийных Late 298 в строевые части начались в декабре 1938 г. К началу Второй мировой войны на таких торпедоносцах летали 2 АЭ берегового базирования (Т1 и Т2), а также 2 эскадрильи, приписанные к гидроавиатранспорту «Коммандан Тест» (НВ1 и НВ2). По состоянию на 1 октября 1939 г. флот располагал 53 Late 298А/В, а ещё 28 машин ожидали приемки. Динамичные поставки позволили вооружить такими гидропланами ещё две эскадрильи берегового базирования. Когда 10 мая 1940 г. начался немецкий блицкриг, флот располагал тремя эскадрильями Late 298 на атлантическом побережье (Т1, Т2 и ТЗ) и тремя — на средиземноморском (Т4, НВ1 и НВ2); ещё 2 АЭ находились в процессе переучивания. В связи с тем, что «Коммандан Тест» использовался как транспорт, корабельные эскадрильи базировались на береговых гидроаэродромах.

«Атлантические» эскадрильи торпедоносцев, базировавшиеся в Булони, патрулировали побережье, прикрывая высадку союзных войск в Вальхерене. Впоследствии нехватка штурмовиков вынудила бросить поплавковые гидроасмолеты против немецких колонн. 21 мая «Латекоэры» перелетели из Булони в Шербур, откуда продолжали вылеты на бомбардировку. Примером боевых операций эскадрилий, вооруженных Late 298, можно считать вылет 23 мая. 18 гидроаэропланов сбросили с пикирования 500-кг бомбы на мосты и перекрестки дорог между Булонью и рекой Соммой. Потери составили три самолета, сбитых истребителями Bf-109Е, и один, уничтоженный немецкими зенитками. Если бы не выдающаяся живучесть и прочность, а также прекрасная маневренность Late 298, потери, несомненно, были бы значительно больше. Снижению потерь способствовал и переход к ночным действиям. «Средиземноморские» эскадрильи действовали менее активно, но и они после вступления Италии в войну совершили несколько налетов на Геную.

После поражения Франции и реорганизации вооруженных сил Виши, в составе морской авиации осталось 6 АЭ Late 298 — с 1Т по 6Т, сведенных попарно в 3 флотилии: 5-я находилась в Северной Африке, 6-я в метрополии, а 7-я — в Сенегале. Самолеты 6-й флотилии в ноябре 1942 г. были захвачены немцами и включены в состав Люфтваффе, а 5-я и 7-я вошли в состав морской авиации Свободной Франции. В 1943 г. их реорганизовали в эскадрильи 2S и 1S, правда, последняя уже в ноябре 1943 г. была расформирована, а все её исправные самолеты передали в 2S. Эскадрилья 2S действовала в подчинении Берегового командования Королевских ВВС, занимаясь противолодочным патрулированием. С ноября 1944 г. она базировалась в Сен-Мандрие, на юге Франции. С апреля 1945 г. к боевой работе приступила вновь сформированная эскадрилья 3S, которую укомплектовали «Латекоэрами», найденными после освобождения Южной Франции. В послевоенный период Late 298 использовались в качестве учебных до 1950 г.

Задуманный как торпедоносец, Late 298 ни разу не применялся по своему прямому предназначению. Тем не менее, машина оказалась весьма полезной для патрулирования, а в наиболее напряженные моменты «битвы за Францию» «Латекоэры» небезуспешно применялись как бомбардировщики и штурмовики.

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image