Весной 1941 г. резко обострилась обстановка на Ближнем Востоке. 1 апреля в Ираке вспыхнул мятеж пронацистски настроенного Рашида Али. Британия приложила все усилия, чтобы вернуть эту страну под свой контроль, а Рашид Али обратился за военной помощью к Германии и Италии. Правительство Виши разрешило использовать железную дорогу и аэродромы в Сирии для переброски оружия и боеприпасов войскам Рашида Али, но результат активных боевых действий, продолжавшихся с 2 по 31 мая, был предсказуем – мятежники потерпели поражение. Теперь предстояло держать ответ за свою поддержку восстания вишистам – британское командование подготовило операцию «Эксплорер», целью которой было установление контроля над Ливаном и Сирией. Наряду с войсками Британской империи в ней должна была участвовать и 1-я легкая дивизия Свободной Франции.
Предвидя возможное британское вторжение, французы предприняли меры к усилению своей авиационной группировки в Сирии. Как уже отмечалось, истребительные части здесь были представлены лишь группой GC I/7, дислоцированной в Райяке и вооруженной самолётами Моран-Солнье MS.406. В конце мая на ту же базу из Алжира через Италию перебросили группу GC III/6. Часть располагала 25 самолетами Девуатин D.520, но до Сирии добрались лишь 23 машины – два «девуатина» из-за неисправностей пришлось оставить на итальянских аэродромах.
Первые воздушные бои над Сирией и Ливаном были отмечены уже в конце мая. Как правило, «мораны» поднимались на перехват британских самолетов-разведчиков, «прощупывавших» французскую оборону. 28 мая су-лейтенант Вилемин из GC I/7 сбил «Бленхейма» V 211-й эскадрильи.
8 июня 1941 г. британские войска (собственно, войска Британской империи, поскольку их основу составляли австралийские и индийские соединения) пересекли границу Сирии. Первый день боев начался для GC III/6 с потери одного D.520, уничтоженного в результате штурмовки аэродрома Кертис «томахоуками» (Р-40) 3-й австралийской эскадрильи. Немногим позднее пара «девуатинов» отправилась для прикрытия разведывательного «Потэза». Самолеты обнаружили колонну противника, и пилоты D.520 решили проштурмовать её. Увы, британцы были настороже, открыв ураганный зенитный огонь. Машина сержанта Мерцисена была повреждена и пилоту пришлось садиться на вынужденную, но впоследствии он сумел благополучно добраться до части. Его напарник, су-лейтенант Пьер Ле Глоан (впоследствии ставший наиболее результативным асом GC III/6), на обратном пути сбил над Дамаском «Харрикейн» из 208-й эскадрильи. После полудня в результате катастрофы на взлете погиб сержант Равильи. Ещё один «Девуатин» был потерян над морем. По французским данным он был сбит флотскими истребителями Фейри «Фулмар», но британцы приписывают эту победу зенитчикам двух крейсеров. Пилотировавший D.520 лейтенант Мартин смог выброситься с парашютом над берегом, но попал в плен к наступавшим австралийцам.
Под вечер 8 июня шесть D.520 вновь отправилось для патрулирования морских походов. Над британским корабельным соединением они провели бой с «фулмарами» 803-й эскадрильи, ошибочно опознанными как «харрикейны». В действительности потери британцев были ещё больше: сбито три «фулмара» (погибло два экипажа), ещё два получили повреждения, причем одного из них после посадки пришлось списать.
Утром 9 июня французские самолеты снова появились над британскими кораблями. Для удара по противнику выслали десять бомбардировщиков (шесть «Мартин» 167F и четыре «Блох» МВ.200) в сопровождении шести «девуатинов». Патрулировавшая над кораблями тройка «харрикейнов» 80-й эскадрильи сумела сбить два тихоходных МВ.200, но и сама стала объектом атаки одного из звеньев D.520. Снова отличился су-лейтенант Ле Глоан, сбивший два вражеских самолета. Пилотировавшие их пайлот-офицеры Линч и Кроутер погибли. Около часа спустя снова над британскими кораблями произошел очередной воздушный бой между «харрикейнами» и самолетами группы GC III/6. В ходе него самолет су-лейтенанта Ривори столкнулся лоб в лоб с «Харрикейном» сержанта Бенетта. Оба пилота сумели спастись с парашютами, и были выловлены из воды английскими моряками. В том бою англичане и французы записали на свой счет ещё по две победы, но ни одна из них не подтверждается противной стороной.
8–10 июня бои с «фулмарами» вели и MS.406 группы GC I/7 – но без особых успехов. В то же время, потери были понесены существенные – на земле британцы сумели уничтожить шесть «моранов».
В последующие дни французские истребители в Сирии занимались, главным образом, сопровождением бомбардировщиков, атаковавших британские колонны. Часто и сами пилоты «девуатинов» и «моранов» поддавались искушению, обстреливая наземные части противника. Такие действия бывали весьма опасными – 12 июня зенитчики одной из британских колонн своим огнем сумели поразить три D.520. В обломках своей машины погиб командир 5-й эскадрильи GC III/6 капитан Якоби, сержант Монрибо разбил самолет при вынужденной посадке в пустыне, третий пилот сумел дотянуть до Райяка.
13 июня капитан Ришар из GC III/6 сбил двухмоторный бомбардировщик, идентифицированный им как «Мартин» «Мериленд». Однако на деле его жертвой стал вылетевший на разведку «Бленхейм» IV из 11-й эскадрильи. Его экипаж в составе трех человек погиб. На следующий день «девуатинам» вновь пришлось схватиться с «харрикейнами» – звено GC III/6 встретилось с тройкой самолетов 80-й эскадрильи. Британцы сумели сбить самолет лейтенанта Бронделя. Собственно, с «юридической» точки зрения – только подбить, но при посадке на своем аэродроме поврежденная машина скапотировала и была списана. Двое других французских пилотов – Ле Глоан и Мерцисен – заявили по одной вероятной победе, но их заявки не подтверждаются британскими данными, поскольку все «харрикейны» благополучно вернулись на базу.
15 июня на аэродром Хомс, прибыла группа GC II/3 с 21 Девуатинами D.520 – это позволило компенсировать потери, понесенные в течение предыдущей недели и даже несколько усилить французскую истребительную авиацию в Сирии. Пока новоприбывшие пилоты осваивались, GC III/6 продолжала боевые действия. В тот день шести «девуатинам» пришлось столкнуться сразу с 18 Gloster «гладиаторами». Вопреки ожиданиям, легко «разделаться» с устаревшими бипланами не удалось. Конечно, Ле Глоан записал очередную победу, а ещё два «гладиатора» пополнили счета других пилотов. Но на самом деле британцы лишились лишь одного самолета, а французы потеряли две машины. Снова пришлось идти на вынужденную сержанту Мерцисену. Он приземлился на территории, занятой неприятелем, но несколько дней спустя сумел вернуться в часть. А Ле Глоан, хотя и дотянул до Райяка, вынужден был сажать поврежденную машину «на брюхо», после чего «Девуатина» пришлось списать. 18 июня GC III/6 снова понесла потери от «гладиаторов». На этот раз британцы атаковали французов первыми, воспользовавшись преимуществом в высоте. Им удалось без потерь со своей стороны сбить два D.520. Пилотировавший одного из них лейтенант Буарри погиб, а сержант Пимон смог посадить свою изрешеченную машину в поле и попал в плен. Постоянные потери грозили тем, что GC III/6 в ближайшие дни полностью утратит боеспособность, но 19 июня группа получила пополнение – пять D.520.
23 июня британские истребители предприняли попытку штурмовки крупными силами аэродромов в Сирии. Часть их была перехвачена вылетевшими по тревоге «девуатинами» из GC III/6. Французы записали на свой счет пять сбитых «харрикейнов» (индивидуальных побед добились су-лейтенант Ле Глоан и лейтенант Стюно, остальные были разделены между несколькими летчиками). Фактически британцы лишились трех самолетов (один пилот погиб, другой был ранен, а третий, хотя и уцелел, но попал в плен), ещё один «Харрикейн» получил повреждения. Французы потеряли одного D.520, разбитого сержантом Мишо при вынужденной посадке. Полчаса спустя два «девуатина» подбили над Бейрутом «Бленхейм» IV из 45-й эскадрильи. Повреждения казались несерьезными, и самолет благополучно добрался до аэродрома, но при посадке из-за простреленной покрышки одного из колес разбился. А вечером группа подняла по тревоге девятку «девуатинов» на перехват дюжины «томахоуков» из 3-й австралийской эскадрильи. Однако австралийцы оказались на высоте, сбив два D.520. Пилотировавшие их лейтенант Стюно и сержант Савинель погибли. Обе эти победы, а также повреждение самолета Ле Голана – «на совести» флайт-офицера Битуэлла. Со своей стороны, французы повредили два «томахоука», один из которых на обратном пути разбился.
Вероятно, это была машина, подстреленная капитаном Ришаром, заявившем в том бою одну победу.
26 июня тяжелые потери понесла группа GC II/3. Сперва в ходе разведывательного полета зенитки сбили машину капитана Борди, который погиб. Затем аэродром подвергся молниеносной атаке австралийских «томахоуков», уничтоживших пять D.520. Остальные машины группы получили повреждения, в том числе шесть – тяжелые. И хотя 29 июня было получено пополнение – два «девуатина», ввиду понесенных потерь обе «сирийские» группы D.520 фактически были слиты в одну.
1 июля в бою с «харрикейнами» 127-й эскадрильи был поврежден самолет сержанта Килли из GC II/3. Пилот был ранен и разбил машину, когда пытался посадить её на свой аэродром, врезавшись при этом в другой D.520. А на следующий день летчики GC II/3, наконец, одержали свои первые победы в небе Сирии. Возвращаясь после сопровождения собственных бомбардировщиков, они перехватили небольшую группу британских машин, только что отбомбившихся по французским позициям. Лейтенант Жорж Патэн сумел сбить два «Бленхейма» IV из 84-й эскадрильи (экипаж одного из них погиб, второго – попал в плен после вынужденной посадки). Двое других французов заявили об уничтожении «Харрикейна», но британские источники потерю истребителя в том бою не подтверждают.
3 июля звено из состава GC III/6 объединенными усилиями сбило «Харрикейна» 127-й эскадрильи. На следующий день прибыло пополнение – пять D.520, благодаря чему состав объединенных групп GC III/6 и GC II/3 увеличился до 28 машин. Кроме того, в Сирию из Марокко перебросили флотскую истребительную эскадрилью 1АС, располагавшую дюжиной «девуатинов».
5 июля шесть D.520 провели бой с парой «харрикейнов» 127-й эскадрильи. Обе британские машины были без проблем сбиты, но их пилоты сумели уцелеть и вернуться в часть. Победы были засчитаны как групповые, причем в обоих случаях в них «поучаствовал» Ле Голан: первого «Харрикейна» он сбил совместно с сержантом Мерцисеном, второго – с капитаном Ришаром и сержант-шефом Луи. На следующий день в бою дебютировали пилоты эскадрильи 1АС, легко повредившие два «харрикейна». Более результативным для моряков оказался бой 10 июля. В тот день пять D.520 отправились на сопровождение бомбардировщиков «Мартин» 167F. По пути они встретили дюжину «бленхеймов» IV из 45-й эскадрильи и незамедлительно атаковали британцев. В итоге французы записали на свой счет четыре победы: две достались ансеню де вессо Дю Марле, одна – премьеметру Бенце, а ещё одну разделили между собой лейтенант де вессо Пирель и премьеметр Жоффени. Реально британцы потеряли три «Бленхейма» (из их экипажей уцелели только два авиатора), а четвертая жертва, хотя и дотянула до аэродрома, но восстановлению уже не подлежала. Эскорт бомбардировщиков, состоявший из австралийских «Томахоков», противника откровенно прозевал, но потом попытался отыграться. Согласно докладам пилотов, они сбили все пять «девуатинов», но на деле французы лишились только двух машин (премьеметр Ансион погиб, а Жоффени спасся с парашютом).
Утром 11 июля дюжина D.520 из GC II/3 проштурмовала аэродром Пальмира, уничтожив одного «Лайсендера» и тяжело повредив пару «гладиаторов». После полудня та же группа выслала наряд самолетов для сопровождения бомбардировщиков. На маршруте у истребителя лейтенанта Лете забарахлил мотор, и он повернул на базу. Но на обратном пути Лете встретил группу «томахоков». Находясь в выгодном положении для атаки, лейтенант не упустил свой шанс, сбив одного противника и повредив другого. Однако и его машина была повреждена, и Лете пришлось садиться в поле, разбив при этом свой «Девуатин». Этот эпизод стал последним воздушным боем Сирийской кампании – на следующий день было объявлено перемирие.
В общей сложности в боях против Великобритании участвовал 71 Девуатин D.520. Их пилоты сбили 30 самолетов противника, а собственные потери составили 34 машины (но только 11 из них сбито в воздушных боях). Воевавшая на MS.406 группа GC I/7 выполнила 591 боевой вылет, занимаясь, главным образом, штурмовкой наземных целей. Её пилоты одержали всего две подтвержденные и две вероятные воздушные победы. Потери GC I/7 в воздушных боях составили 16 самолетов.
Интересно, что в Сирии пытались применять «мораны» в качестве ночных истребителей. Несмотря на отсутствие какого-либо специального оборудования, одна ночная победа все-таки была одержана: 7 июля аджюдан-шеф Амарге сбил бомбардировщик Виккерс «Веллингтон» из 70-й эскадрильи. А несколько ранее, 4 июля, он одержал ещё одну подтвержденную победу, сбив, на этот раз днем, «Бленхейм» из 84-й эскадрильи.
В общей же сложности из 34 воздушных побед, записанных на счет французских истребителей, британские данные подтверждают 27.
По материалам: Харук А.И. Французские истребители Второй Мировой — М.: Яуза: ЭКСМО: 2013. — 112 с: ил.
Оставьте свой отзыв