Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Луар 130

Корабельный гидросамолёт ВМС Франции "Луар"-130

Корабельный гидросамолёт ВМС Франции "Луар"-130

Одномоторная летающая лодка «Луар» 130 разработатывалась в соответствии с требованиями, выданными в 1933 г. (по ним создавался и LeO Н.43). Самолет внешне весьма напоминал советский гидросамолёт-разведчик МБР-2, представляя собой цельнометаллический (с полотняной обшивкой крыла и оперения) моноплан с двигателем с толкающим винтом, установленным над крылом на стойках. Однокилевое хвостовое оперение имело небольшие дополнительные шайбы на стабилизаторе. Для обеспечения возможности базирования на корабле крыло выполнили складывающимся.

Прототип с 12-цилиндровым мотором жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Xbrsl (720 л.с.) впервые поднялся в воздух 19 ноября 1934 г. Испытания показали неполное соответствие машины требованиям ВМС Франции. Тем не менее летающую лодку сочли достойной внимания — отличаясь солидной вместимостью, она неплохо годилась на роль не только разведчика, но и поисково-спасательного и связного самолета. После долгих переговоров 1 августа 1936 г. заказали первую партию из 45 летающих лодок.

Серийный выпуск на заводе SNCAO в Сен-Назере продолжался с перерывами до середины 1941 г. Общий объем производства составил 126 (по другим данным — 150) единиц, причем последние 30 экземпляров выпустили с конца 1940 г. для авиации Виши.

Основные модификации

«Луар» 130М — двигатель HS 12 Xirsl (720 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,5-мм пулемета «Дарн» (на носовой и верхней подвижных установках). Масса бомбовой нагрузки — 150 кг (2 75-кг бомбы). Экипаж — 3 чел.; возможен прием на борт до 4 пассажиров.

«Луар» 130C — вариант для колониальной авиации. Отличался наличием прицела для бомбометания с пологого пикирования и адаптацией для службы в условиях тропиков. Изготовлено 24 единицы.

Технические характеристики гидросамолетов Луар-130М

  • Двигатель: Испано-Сюиза HS 12 Xirsl
  • мощность, л.с.: 720
  • Размах крыла, м.: 16,0
  • Длина самолета, м.: 11,3
  • Высота самолета, м.: 3,85
  • Площадь крыла, кв. м.: 38,18
  • Масса, кг: пустого самолета: 2050
  • нормальная взлетная: 3260
  • максимальная взлетная: 3500
  • Скорость, км/ч: максимальная: 226
  • Крейсерская: 165
  • Время набора высоты 3000 м., мин.: 12
  • Потолок, м.: 6000
  • Дальность полета, км.: 1100

Спуск с корабля летающей лодки Loire 130

Спуск с корабля летающей лодки Loire 130

Боевое использование корабельных летающих лодок Луар-130 в годы войны

Луар-130 неуловимо походил на советский МБР-2

Луар-130 неуловимо походил на советский МБР-2

К началу Второй мировой войны «Луар» 130М был одним из основных корабельных разведчиков французского флота. Ими, в частности, вооружили эскадрильи 7S1, приписанную к гидроавиатранспорту «Коммандан Тест», 7S2 и 7S3, самолеты которых базировались на линкорах «Дюнкерк» и «Страсбург», учебном крейсере «Жанна д’Арк» и других крупных кораблях. Помимо этого, «Луар» 130М получили эскадрильи берегового базирования 1S1 и 3S6. С декабря 1939 г. начались поставки таких гидросамолетов в эскадрильи на заморских территориях — 8S2 на Мартинике, 8S3 в Дакаре и 8S4 в Ливане, несколько машин отправили и в Тунис. Самолеты «Луар» 130С поставлялись ВВС — на них летала эскадрилья 1/CBS в Индокитае.

С первых дней войны «Луар» 130М привлекались для патрулирования прибрежных вод, а также (действуя с катапульт кораблей) — океанских акваторий. Активно эксплуатировались они и в авиации Виши. По состоянию на 1 августа 1940 г. ВМС Виши располагали 62 «Луар» 130М: 21 был приписан к кораблям, по 6 числилось в береговых эскадрильях 17S и 19S, три -в 19S, один находился в Сайгоне, а ещё 11 имелось в составе эскадрильи 1HS, формально приписанной к «Коммандан Тест», но находившейся на береговой базе. В сентябре 1HS расформировали, разделив её летающие лодки в Дакаре между эскадрильей 4Е и линкором «Ришелье». В конце 1940 г. — начале 1941 г. в общей сложности 5 «Луар» 130М перелетели к англичанам из Туниса, Ливана и с Мартиники.

В составе авиации Виши самолеты «Луар» 130М участвовали в отражении ударов британцев по Дакару, а машины эскадрильи 1/CBS в декабре 1940 г. — январе 1941 г. приняли участие в войне с Таиландом. В ходе этого конфликта они обеспечивали действия французских боевых кораблей, осуществляя разведку и прикрытие с воздуха. Последние два «Луар» 130С дослужили во Вьетнаме до 1945 г.

После занятия вермахтом в ноябре 1942 г. неоккупированной части Франции несколько «Луар» 130М стали немецкими трофеями, но практически не использовались. Когда Сенегал перешел на сторону Свободной Франции, голлистам достались находившиеся там 15 самолетов «Луар» 130. Шесть из них вошли в состав звена ближней разведки флотилии 7F.

В послевоенные годы самолеты «Луар» 130М продолжали эксплуатироваться ВМС Франции. Хотя в сентябре 1945 г. этот тип объявили устаревшим и прекратили осуществлять капитальные ремонты таких летающих лодок, «Луар» 130 продолжали служить в учебной эскадрилья 53S в метрополии, а также в эскадрилье 8S в Индокитае. Последние четыре «Луар» 130М в эскадрилье 53S числились до осени 1947 г., а в 8S одна машина летала ещё в декабре 1949 г.

Самолет «Луар» 130 стал наиболее массовой французской летающей лодкой времен Второй мировой войны. Несмотря на невысокие скоростные качества, он отличался надежностью, простотой в эксплуатации и гибкостью применения. По последнему параметру «Луар» 130, пожалуй, больше всего соответствовал американскому гидросамолету «Грумман» J2F. Как и «Дак», французская машина была по-настоящему многоцелевой, способной применяться с береговых баз и кораблей в качестве разведчика, транспортного, поисково-спасательного самолета (правда, в отличие от изделия фирмы «Грумман», «Луар» 130 не был амфибией).

Схемы и чертежи корабельной летающей лодки Луар-130

Чертежи гидросамолета Луар 130

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image