Одномоторный легкий бомбардировщик Mitsubishi Ki-30 разрабатывался в соответствии с требованиями, подготовленными в мае 1936 г. — теми же, по которым создавался самолет Кавасаки Ки-32. Проектирование новой машины на фирме «Мицубиси» возглавил Ф. Коно.
Первоначально предполагалось ограничиться простой адаптацией под новые требования внедряемого в производство разведчика Ки-15, но оказалось, что без более глубокого вмешательства в конструкцию невозможно организовать внутрифюзеляжный бомбоотсек. В результате Ки-30, сохранив основные конструкторские решения Ки-15, из низкоплана стал среднепланом. Шасси, как и на Ки-15 и конкуренте Ки-32, выполнили неубирающимся.
Прототип Ки-30.01 с 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения «Мицубиси» Ха-6 (825 л.с.) вышел на испытания 28 февраля 1937 г. Вскоре был готов и второй самолет с двигателем «Накадзима» Ха-5 Каи (950 л.с). Летные качества Ки-30.02 оказались значительно выше (максимальная скорость — 432 км/ч), самолет отличался легкостью в управлении и высокой маневренностью. Для серийного производства выбрали именно этот вариант — с двигателем «Накадзима».
В сентябре 1937 г. фирма «Мицубиси» получила заказ на 16 предсерийных машин, выполненный до конца года. Серийные самолеты выпускались с марта 1938 г. по апрель 1940 г. (618 машин); кроме того, в 1939-1941 гг. 68 Ки-30 собрал 1-й авиационный арсенал армии. Таким образом, общий объем производства (включая прототипы и предсерийные машины) составил 704 единицы. В системе кодов союзников обозначался «Энн».
Основная модификация самолета
- Ки-30 — 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Накадзима» Ха-5 Каи (950 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета (синхронный и на верхней установке). Масса бомбовой нагрузки 300 кг, максимальная — 450 кг (в бомбоотсеке можно было разместить 4 50-кг или 1 100-кг бомбу, остальная нагрузка — на внешней подвеске). Экипаж — 2 чел.
Летно-технические характеристики самолета Ки-30
- Двигатель: Накадзима Ха-5 Каи
- мощность, л.с.: 950
- Размах крыла, м.: 14,55
- Длина самолета, м.: 10,34
- Высота самолета, м.: 3,65
- Площадь крыла, кв. м.: 30,58
- Масса, кг:
- пустого самолета: 2230
- нормальная взлетная: 3322
- Скорость максимальная, км/ч: 432
- Скороподъемность, м/с: 8,3
- Потолок, м.: 8570
- Дальность полета, км.: 1700
Боевое использование самолетов Мицубиси Ки-30
Войсковые испытания Ки-30 проходил в 8-м сентае в Китае. Первой частью, полностью вооруженной новыми самолетами, стал 6-й сентай, действующий в Корее и Северном Китае. До конца 1938 г. Ки-30 получили ещё 4 сентая, из них три находились в Китае и лишь один — в Японии. С мая 1939 г. самолеты 10-го и 16-го сентаев участвовали в конфликте на реке Халхин-Гол, а позже к ним присоединился и 31-й сентай, также вооруженный Ки-30. До середины сентября 1939 г. эта группировка потеряла 18 Ки-30 — 11 сбитых и 7 списанных из-за повреждений.
К моменту вступления Японии во Вторую мировую войну полным ходом шел процесс замены Ки-30 более современными машинами. По состоянию на 7 декабря 1941 г. Ки-30 эксплуатировались в 16-м сентае на Формозе, а также в 31-м и 90-м сентаях в Индокитае, причем последняя часть уже перевооружалась на Кавасаки Ки-48. Первой боевой задачей, выполненной Ки-30 в этой войне, стали демонстративные полеты машин 31-го сентая 8 декабря 1941 г. над территорией Таиланда, призванные склонить правительство этой страны к сотрудничеству. Миссия увенчалась полным успехом. 23 и 25 декабря самолеты этой части совместно с Ки-21 бомбили Рангун. Вплоть до начала апреля 1942 г. 31-й сентай воевал в Бирме, после чего был выведен в Китай для перевооружения.
Самолеты 90-го сентая участвовали в операциях на территории Малайи, Суматры и Явы, а весной 1942 г. часть завершила перевооружение на Ки-48. 16-й сентай с конца декабря 1941 г. воевал на Филиппинах. Его самолеты бомбили крепость Коррегидор, аэродромы на Батаане и другие объекты.
К середине 1942 г. Ки-30 в строевых частях практически не осталось, но в школах они эксплуатировались ещё длительное время.
В декабре 1940 г. 24 самолета Ки-30 получили ВВС Сиама (Таиланда). В январе 1941 г. эти машины участвовали в конфликте с французами в Индокитае. Впоследствии Ки-30 эксплуатировались в Таиланде до конца 40-х гг.
Самолет Ки-30 следует признать довольно удачной машиной, сыгравшей важную роль в войне с Китаем и на первом этапе войны на Тихом океане. Мицубиси Ки-30 неплохо справлялся с ролью машины непосредственной поддержки наземных частей. Однако в течение 1942 г. на смену ему пришли более современные самолеты.
Оставьте свой отзыв