Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Кавасаки Ки-48

Фото японского двухмоторного бомбардировщика Кавасаки Ки-48Двухмоторный легкий бомбардировщик Кавасаки Ки-48 разрабатывавался под влиянием советского скоростного бомбардировщика СБ, с которым японцы столкнулись в Китае в 1937 г. Требования к новой машине, сформулированные в декабре 1937 г., предусматривали максимальную скорость 480 км/ч, время набора высоты 5000 м не превышающее 10 мин, бомбовую нагрузку 400 кг и оборонительное вооружение из 3-4 пулеметов на подвижных установках. Предписывалось применить 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Накадзима» Ха-25.

Создание самолета на фирме «Кавасаки» в январе 1938 г. возглавил Т. Дои, широко использовавший опыт разработки тяжелых истребителей Ки-38 и Ки-45 «Торю». Новая машина была среднепланом с однокилевым оперением и убирающимся шасси. Фюзеляж отличался значительным уменьшением поперечного сечения за задней кромкой крыла. Конкурент — фирма «Мицубиси» — практически сразу же отказалась от участия в конкурсе из-за загруженности другими проектами, и её легкий бомбардировщик Ки-48 так и не был построен.

Первый из четырех прототипов Ки-48.01 был облётан в сентябре 1939 г. Испытания показали, что самолет удовлетворяет требованиям по скорости, маневренности и управляемости, но страдает от флаттера хвостовой части фюзеляжа. На следующих прототипах, построенных к ноябрю 1939 г., от этой проблемы попытались избавиться, усилив конструкцию хвостовой части и несколько подняв стабилизатор. Доводку самолета продолжили на пяти предсерийных машинах, а в июле 1940 г. начался выпуск серийных бомбардировщиков.

Общий объем производства (с учетом прототипов и предсекрийных машин), продолжавшегося до октября 1944 г., достиг 1977 экземпляров. В системе кодов союзников обозначался «Лили» (первоначально в Китае он получил обозначение «Джулия», но вскоре и там было предписано применять имя «Лили»).

Основные модификации самолетов Кавасаки Ки-48

Остекление кабины самолета Кавасаки Ки-48Ки-48-Ia («двухмоторный легкий бомбардировщик армейский тип 99 модель 1А») — двигатели Ха-25 (970 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета (по 1 в носовой, верхней и нижней подвижных установках). Бомбовая нагрузка — 360 кг (24 15-кг или 6 50-кг бомб в фюзеляжном бомбоотсеке). Экипаж — 4 чел. До июня 1942 г. построено 577 самолетов, включая модификацию Ки-48-lb («тип 99 модель 1В») с усовершенствованным оборудованием, модифицированными стрелковыми установками и увеличенной до 400 кг бомбовой нагрузкой.

Ки-48-II — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Накадзима» Ха-115 (1130 л.с). Размещение стрелкового вооружения аналогично Ки-48-Ib, но применены новые 7,92-мм пулеметы. Бомбовая нагрузка увеличена до 500 кг. Удлинен фюзеляж, применены протектированные топливные баки.

Первый из трех прототипов этой модификации вышел на испытания в феврале 1942 г., в апреле началось серийное производство самолетов Ки-48-IIa («тип 99 модель 2А»).

Затем строились также варианты Ки-48-IIb (трехместный пикирующий бомбардировщик с решетчатыми воздушными тормозами под крылом и увеличенной до 800 кг бомбовой нагрузкой); Ки-48-IIc (развитие Ки-48-IIa с усиленным стрелковым вооружением — в верхней установке смонтирован 12,7-мм пулемет, дополнительный 7,92-мм пулемет установлен в окне с правого борта; строился с 1943 г.); Ки-48-IId (вариант Ки-48-IIc с усовершенствованным оборудованием; выпускался в 1944 г.). В общей сложности изготовлено 1411 Ки-48-II.

Летно-технические характеристики самолета Ки-48-Ia

  • Двигатели: Накадзима Ха-25
  • мощность, л.с.: 970
  • Размах крыла, м.: 17,47
  • Длина самолета, м.: 12,60
  • Высота самолета, м.: 4,38
  • Площадь крыла, кв. м.: 40
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 4050
  • взлетная: 5900
  • Скорость максимальная, км/ч: 480
  • Время набора высоты 5000 м, мин.: 9″00″
  • Потолок, м.: 9500
  • Дальность полета, км.: 2400

Боевое использование в годы войны

Первой строевой частью, получившей Ки-48, стал 45-й сентай, перевооруженный с Ки-32 во второй половине 1940 г. В конце года часть прибыла в Северный Китай, где привлекалась к противопартизанским действиям. До весны 1941 г. Ки-48 вооружили ещё несколько частей, в т.ч. 65-й, 75-й сентай в Китае, а также 16-й сентай в Корее. К моменту вступления Японии во Вторую мировую войну армия получила около 350 Ки-48. Полностью или частично такими самолетами были вооружены 7 сентаев — 2 на Формозе, 2 в Манчьжурии, 2 в Индокитае и 1 на Курилах. В середине декабря 1941 г. 8-й и 16-й сентай с Формозы перебросили на Филиппины, где они действовали против американских войск. 75-й и 90-й сентай, дислоцированные в Индокитае, обеспечивали десантные операции в Малйе и захват Сингапура. В конце января 1942 г. обе эти части перебросили в Бирму, где они понесли серьезные потери и вскоре были усилены прибывшим с Филиппин 16-м сентаем.

Все Kawasaki Ki-48 отличались пятнистой камуфляжной окраской

Все Kawasaki Ki-48 отличались пятнистой камуфляжной окраской

В октябре 1942 г. достигли боеготовности первые два сентая, вооруженные новой модификацией Ки-48-IIa — 34-й и 35. Оба они прошли перевооружение в Пномпене (Камбоджа), а затем воевали на бирманском фронте. Такие же машины получил действовавший в Китае 6-й сентай. В феврале-марте 1943 г. в Рабаул (о. Новая Британия) прибыли из Манчьжурии вооруженные Ки-48 45-й и 208-й сентаи, но их боевая активность была быстро парализована налетами американской авиации. Вскоре эти части перебросили на Новую Гвинею, где в мае 1943 г. к ним присоединился прибывший из Бирмы 34-й сентай, а несколько позже с Суматры — 75-й сентай. В боях на Новой Гвинее участвовали Ки-48 различных модификаций, включая новейшие пикировщики Ки-48-IIb, но все они несли значительные потери. Гораздо легче было в Китае, где на Ки-48-IIa и IIb воевали 6-й, 16-й и 90-й сентаи. В частности, с конца апреля до декабря 1943 г. они участвовали в систематических налетах на Куньмин.

В Бирме интенсивность боевого применения Ки-48 в течение 1943 г. снижалась — сказывалась переброска частей на более важные фронты. Несколько интенсифицировались боевые операции в 1944 г., после прибытия в Индию американских бомбардировщиков Боинг Б-29. Их базы стали целями для ночных рейдов Ки-48 8-го и 35-го сентаев. Но вскоре союзникам удалось организовать надежную ПВО, и части Ки-48 лишились многих самолетов. Также значительными были потери над Новой Гвинеей, что вынудило расформировать ряд сентаев, летавших на Ки-48. К середине 1944 г. значительное число таких самолетов сосредоточили на Филиппинах (12-й, 75-й и 208-й сентаи). Большинство их было потеряно 24 октября 1944 г. в атаках на американский флот вторжения. Для компенсации потерь на Филиппины перебросили с Курил 3-й сентай, а из Китая — 6-й и 16-й сентай. Там они и погибли, потеряв все самолеты в безуспешных попытках остановить продвижение американцев.

После потери Филиппин Kawasaki Ki-48 в небольшом количестве встречались лишь в Бирме и Индокитае, а в метрополии ими вооружили воссозданные 6-й и 208-й сентаи. В апреле-мае 1945 г. их самолеты участвовали в самоубийственных атаках на американские корабли у Окинавы.

После окончания войны несколько десятков Ки-48, захваченных в Нанкине, Пекине и Ханькоу, вошли в состав ВВС Китайской Красной армии — одно время Ки-48 был даже самым многочисленным бомбардировщиком китайских коммунистов. Один самолет этого типа эксплуатировался индонезийскими повстанцами.

Кавасаки Ки-48, несмотря на ряд положительных черт (в первую очередь, хорошую маневренность и управляемость), нельзя признать особо удачным самолетом. Причиной тому — прежде всего заниженные требования заказчика, приведшие к созданию двухмоторного бомбардировщика, не превосходящего по бомбовой нагрузке одномоторные машины. Присущим ему было и традиционное для японцев пренебрежение пассивной защитой (правда, на модификации Ки-48-II этот недостаток удалось частично исправить).

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image