Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Реджиане Re.2000

Фото итальянского истребителя Reggiane Re.2000

Фото итальянского истребителя Reggiane Re.2000

Реджиане Ре.2000 — один из трех итальянских истребителей-монопланов, попавших в серийное производство в конце 30-х гг. и отличавшийся наиболее сложной судьбой. Фирма «Реджиане», входившая с 1935 г. в состав концерна Джанни Капрони, поначалу предполагала приобрести лицензию на выпуск американского истребителя «Северский» ЕР-1, но по мнению Капрони эта машине не имела перспектив для развития — следовательно, тратится на лицензию не имело смысла. В итоге, было решено спроектировать собственный самолет-истребитель, а задачу эту поручили Р. Лонги и А. Алессио. Взяв за основу конструкцию ЕР-1, инженеры «Реджиане» постарались максимально облагородить её аэродинамику. Прежде всего, отказались от полуубираемых основных стоек шасси, сделав их полностью убираемыми по схеме Кертисса (стойки убирались в крыло назад по направлению полета с поворотом на 90°). Хвостовое колесо также убиралось. Кроме того, конструкторы уменьшили высоту фонаря кабины, сделали более обтекаемым капот. По расчетам это позволяло получить прибавку в скорости не менее 50 км/ч по сравнению с американским оригиналом.

Прототип самолета, получившего обозначение Re.2000 и название «Фалько I» (это название было «фирменным», рекламным, и в «Реджиа Аэронаутика» не применялось, поскольку совпадало с именем истребителя Fiat CR.42), впервые поднялся в воздух 24 мая 1939 г. Испытания полностью подтвердили надежды конструкторов. В ходе сравнительных испытаний с конкурентами — Fiat G.50 и Макки МС.200 — истребитель «Реджиане» показал превосходство в скорости и скороподъемности. Позже были проведены учебные бои с германским Bf 109Е, в которых Реджиане Re.2000 продемонстрировал гораздо лучшую маневренность. Но стоявший на Re.2000 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Пьяджо» Р.XI RC40 был ещё недоведенным, работал с перебоями, а во время одного из испытательных полетов двигатель вообще «потерял» один цилиндр! Кроме того, примененные на самолете интегральные топливные баки в центроплане исключали возможность их протектирования, а значит, снижалась живучесть. Все это послужило причиной отказа министерства авиации от массовых закупок Re.2000. Для «Реджиа Аэронаутика» построили лишь 28 таких самолетов (включая прототипы).

Гораздо большим был успех самолета на внешних рынках — даже Великобритания в январе 1940 г. заказала 300 таких самолетов. Германское правительство, как ни странно, поначалу санкционировало эту сделку, но в апреле 1940 г. свое разрешение таки отозвало. Стороны попытались обойти этот запрет, налаживая поставки через подставную португальскую фирму, но вступление Италии в войну в июне 1940 г. сделало поставки итальянской авиатехники в Великобританию в принципе невозможными.

Основные модификации самолетов Reggiane Re.2000

  • Re.2000 — базовый вариант с двигателем Р.XI RC40 (985 л.с). Вооружение — 2 12,7-мм пулемета SAFAT (боекомплект 300 патронов на ствол). Поставлено 5 самолетов.
  • Re.2000GA — вариант с увеличенной дальностью полета. Двигатель «Пьяджо» P.XIbis RC40 (1000 л.с). Вооружение аналогично Re.2000. Запас топлива увеличен с 640 до 980 л. В 1941 г. изготовлено 12 машин, кроме того, в этот вариант переоборудовано 3 Re.2000.
  • Re.2000 Catapultabile — корабельный истребитель, приспособленный для запуска с катапульт крейсеров и линкоров (посадка предусматривалась на береговые аэродромы — самолет имел колесное шасси). Силовая установка и вооружение соответствовали Re.2000GA. В 1941-1942 гг. изготовили 2 прототипа и 8 серийных машин.
  • J20 — вариант для ВВС Швеции. Двигатель P.XIbis, вооружение — 2 12,7-мм синхронных пулемета. В ноябре 1940 г. заказано 60 самолетов, поставки которых начались в мае 1941 г.
  • «Хейя I» (Heja — «Ястреб») — вариант для ВВС Венгрии, от Re.2000 отличавшийся лишь радиооборудованием. В декабре 1939 г. заказано 70 самолетов. Поставки, начавшиеся в мае 1940 г., затянулись до 1942 г. Последние машины получили бронеспинки и дополнительные фюзеляжные 100-л топливные баки.
  • «Хейя II» — лицензионный вариант производства венгерской фирмы MAVAG. Двигатель WMK-14B (1085 л.с.) — выпускавшийся по лицензии заводом «Манфред Вейсс» мотор французской фирмы «Гном-Рон». Вооружение — 2 12,7-мм пулемета «Данувиа Гебауэр» GKM. С 25-го экземпляра вместо интегральных баков применяли комплект из 22-х малых вкладных баков емкостью 20-25 л. каждый. Первый серийный «Хейя II» был облетан 30 октября 1942 г. До 11 октября 1944 г. сдали 183 самолета, ещё 4 или 5 готовых машины были уничтожены на аэродроме в связи с приближением советских войск. Три самолета в опытном порядке переоборудовали в пикирующие бомбардировщики.

Летно-технические характеристики самолёта Reggiane Re.2000

  • Двигатель: «Пьяджо» P.XI RC40
  • мощность, л.с.: 985
  • Размах крыла, м.: 11
  • Длина самолета, м.: 7,99
  • Высота самолета, м.: 3,20
  • Площадь крыла, кв. м.: 20,40
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2080
  • взлетная: 2550
  • Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 530
  • Время набора высоты 6000 м, мин, с.: 6’10»
  • Практический потолок, м.: 11200
  • Дальность полета, км.: 1100

Боевое использование Реджиане Ре.2000

В «Реджиа Аэронаутика» Re.2000 проходили опытную эксплуатацию в 74-ю эскадрилью 23-й отдельной группы. Re.2000GA в августе 1941 г. они поступили на вооружение 377-й отдельной эскадрильи, занимавшейся прикрытием конвоев в Средиземном море. Reggiane Re.2000 Catapultabile применялись в качестве корабельных самолетов. Когда 9 сентября 1943 г., после капитуляции Италии, итальянский флот плыл на Мальту, два Re.2000 находилось на линкоре «Витторио Венето» и по одному — на «Рома» и «Италия». Соединение было атаковано бомбардировщиками Люфтваффе. Самолет «Ромы» пошел ко дну вместе с линкором, машина «Италии» была повреждена близким разрывом бомбы и сброшена за борт. Один из двух самолетов «Витторио Венето» был катапультирован, но разбился при посадке на береговом аэродроме. Единственная уцелевшая машина впоследствии была переоборудована в двухместную и эксплуатировалась в качестве курьерского самолета.

В ВВС Швеции самолетами J20 вооружили флотилию F10. Интересно, что в Швеции эксплуатировались и американские прообразы «Фалько I» — истребители ЕР-1-106. Шведские пилоты считали Re.2000 гораздо лучшим, чем «американца». Но наземный персонал достаточно намучился с двигателями и синхронизаторами. Немало тревог доставляли и постоянные утечки масла, ведшие к возгораниям. До мая 1945 г. по различным причинам разбилось 16 J20, а ещё 18 получили повреждения.

ВВС Венгрии применяли Реджиане «Хейя I» на Восточном фронте с августа 1941 г. до начала 1943 г. Машина показала себя слабо пригодной к эксплуатации на полевых аэродромах, что не помешало венгерским летчикам добиться ряда побед: так, Имре Панчель 29, 30 и 31 октября 1941 г. сбил по одному советскому Ил-2. Были и потери — именно на «Хейя I» 18 августа 1942 г. разбился сын регента Венгрии Иштван Хорти. В последние месяцы фронтовой службы, зимой 1942/43 г., было потеряно 10 «Хейя I». «Хейя II» на Восточный фронт не попали — венгерские пилоты пересели на Мессершмитт Bf-109. «Хейя II» использовались в учебных частях, а также в системе ПВО Венгрии.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image