Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Шорт «Стирлинг»

Тяжелый бомбардировщик Шорт Стирлинг

Тяжелый бомбардировщик Шорт Стирлинг

Short «Stirling»  — первый из тройки британских четырехмоторных бомбардировщиков, участвовавших во Второй мировой войне, разрабатывался с 1936 г. В отличие от Авро «Ланкастера» и «Галифакса», первоначально проектировавшихся как двухмоторные машины, создание «Стирлинга» велось по спецификации В. 12/36 на четырехмоторный бомбардировщик с максимальной скоростью 370 км/ч, дальностью полета 4830 км и массой бомбовой нагрузки 3630 кг. На конкурс свои проекты представили полтора десятка фирм. Для практической реализации выбрали предложения «Шорт» и «Супермарин», но последняя вскоре сошла с дистанции ввиду загруженности работами по «Спитфайру». Таким образом, проект S.29 остался без конкурентов.

Разрабатываемый под руководством С. Липскомба самолет первоначально представлял собой сочетание длинного фюзеляжа прямоугольного сечения со среднерасположенным крылом размахом 34,4 м, взятым от летающей лодки «Сандерленд», однокилевым оперением и двигателями «Роллс-Ройс» «Госхоук». Министерство авиации потребовало уменьшить размах крыльев, чтобы самолет помещался в стандартных ангарах. Также пересмотрели состав мотоустановки, сделав выбор в пользу перспективных двигателей воздушного охлаждения «Бристоль» «Геркулес». Для проверки принятых компоновочных решений конструкторы пошли на такой необычный шаг, как постройка летающего макета в масштабе 1:2 — самолета S.31.

Проведенные в сентябре-октябре 1938 г. испытания этой машины показали необходимость внесения некоторых изменений в конструкцию будущего «Стирлинга» — увеличение угла установки крыла (для сокращения разбега), введение роговой компенсации руля направления и пр. Задолго до первого полета, ещё в апреле 1938 г. Министерство авиации заказало первых 100 серийных самолетов с перспективой увеличения объема производства до 1500 машин.

Первый прототип «Стирлинга» поднялся в воздух 14 мая 1939 г., но при посадке был разбит и восстановлению не подлежал. Причиной признали слишком слабое шасси, которое на втором прототипе основательно переделали. Испытания этой машины начались 3 декабря 1939 г. и проходили без особых проблем, хотя дальность и потолок были ниже расчетных. Причиной признали недостаточную мощность двигателей «Геркулес» II, но рассчитывая на применение более мощных модификаций мотора, самолет запустили в производство.

Первые серийные экземпляры были готовы в июне 1940 г. Производство осуществляли заводы «Шорт» в Рочестере (545 самолетов), «Шорт энд Харланд» в Белфасте (1218) и «Остин Моторс» (620). Общий объем выпуска, продолжавшегося до начала 1946 г., составил 2383 экземпляра.

Летно-технические характеристики самолетов «Стерлинг» Mk.I серии 3

  • Двигатели: Бристоль «Геркулес» XI
  • мощность, л.с.: 1500
  • Размах крыла, м.: 30,20
  • Длина самолета, м.: 26,59
  • Высота самолета, м.: 6,93
  • Площадь крыла, кв. м.: 135,78
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 19187
  • максимальная взлетная: 31752
  • Максимальная скорость, км/ч: 418
  • Скороподъемность, м/с: 4
  • Практический потолок, м.: 5486
  • Дальность полета, км:
  • Максимальная: 3750
  • с полной бомбовой нагрузкой: 1190

Основные модификации

«Стирлинг» Mk.I серии 1 — двигатели «Геркулес» III (1425 л.с; на первых 10 — «Геркулес» II, 1375 л.с). Стрелковое вооружение — 8 7,7-мм пулеметов «Браунинг» в трех башнях: носовой (2), нижней выдвижной (2) и хвостовой (4). Максимальная масса бомбовой нагрузки — 6340 кг. Экипаж — 7 чел. Изготовлено 80 единиц.

«Стирлинг» Mk.I серии 2 — вместо нижней башни установлено 2 7,7-мм пулемета в боковых окнах. Выпускался с ноября 1941 г.

«Стирлинг» Mk.I серии 3 — двигатели «Геркулес» XI (1500 л.с). Вместо бортовых пулеметов установлена верхняя башня с 2 7,7-мм пулеметами.

Общий объем производства самолетов «Стирлинг» Mk.I составил 720 единиц.

«Стирлинг» Mk.II — двигатели «Райт» R-2600-A5B (1600 л.с). Построено 3 самолета, от планов широкомасштабного производства в Канаде отказались.

«Стирлинг» Mk.III — двигатели «Геркулес» VI или XVI (1635 л.с). Схема размещения вооружения аналогична Mk.I серии 3, но с более совершенными моделями верхней и хвостовой башен. С конца 1942 г. построено 1036 машин.

«Стирлинг» Т Mk.IV — буксировщик планеров на базе Mk.III. Из вооружения сохранена только кормовая башня с 4 7,7-мм пулеметами. Экипаж — 5 чел. С октября 1943 г. переоборудовано 143 Mk.III и построен 461 новый Т Mk.IV.

«Стирлинг» Т Mk.V — невооруженный транспортно-десантный самолет. С августа 1944 г. по январь 1946 г. изготовлена 161 машина.

Боевое использование самолётов Short Stirling

Short Stirling на аэродроме

Short Stirling на аэродроме

В августе 1940 г. начались поставки «Стирлингов» в строевые части. Для перевооружения выбрали 4-ю группу, летавшую на двухмоторных «Уитли», а в её составе первой новые самолеты получила 7-я АЭ. Поставки новых самолетов велись крайне медленно, что затрудняло их освоение экипажами. Первый боевой вылет состоялся лишь 10 февраля 1941 г., когда 3 «Стирлинга» бомбили нефтехранилище в Роттердаме. В последующие месяцы мелкие группы и даже одиночные самолеты наносили удары по объектам на территории оккупированных нацистами стран и Германии. 17 апреля «Стирлинг» впервые появился над Берлином, а 30 апреля дебютировали в бою самолеты второй части, получившей «Стирлинги» — 15-й АЭ. Летом самолеты обеих эскадрилий привлекались к операциям «Циркус» — дневным рейдам над территорией Франции, имеющих целью спровоцировать немецкие истребители и подставить их под удар британских визави. Осенью «Стирлинги» появлялись над Италией (бомбили заводы «Фиат» в Турине, порт в Генуи) и Чехией (наносили удары по предприятиям Пльзеня). К концу 1941 г. на таких самолетах летало 5 АЭ.

В марте-апреле 1942 г. «Стирлинги» участвовали в широкомасштабной операции по минированию прибрежных вод Германии и оккупированных стран. Размах боевого применения постепенно рос: в ночь с 25 на 26 апреля в налете на цели в Германии участвовали 38 «Стирлингов», а в первом «рейде 1000 бомбардировщиков» в ночь на 31 мая -уже 88 машин этого типа. В июне-июле 1942 г. главными целями для «Стирлингов» стали верфи в Бресте, Гамбурге, Ростоке, а в августе-сентябре они вновь переключились на минные постановки. В ноябре, с высадкой союзников в Северной Африке, возобновились налеты на Италию — Геную, Турин, Болонью. В первые месяцы 1943 г. «Стирлинги» бомбили базы подводных лодок в Сен-Назере, Лорьяне и Бресте.

В апреле 1943 г. началось поступление Шорт «Стерлингов» Mk.III. Новые поставки позволили увеличить размах бомбовых ударов — в ночь с 23 на 24 мая на Дортмунд отправилось 120 «Стирлингов». В июле такие самолеты бомбили Гамбург, в августе — участвовали в налете на ракетный центр в Пенемюнде. Но потери были весьма существенными. Особенно острой ситуация стала в августе 1943 г., когда в двух налетах на Берлин было сбито 33 «Стирлинга» из 226, отправившихся на цель. Причиной были признаны низкие летные данные самолета — скорость и потолок. Следуя в общем порядке, эскадрильи «Стирлингов» отставали от частей «Галифаксов» и «Ланкастеров», становясь легкой добычей немецкой ПВО. Следствием этого стало решение о постепенном переводе «Стирлингов» на решение вспомогательных задач (прежде всего, транспортных). 28 июля 1944 г. самолеты этого типа в последний раз ставили морские мины у Бреста, а 8 сентября нанесли бомбовый удар, целью которого был Гавр. Правда, в январе 1945 г. «Стирлинги» совершили ещё несколько дневных налетов на второстепенные цели на территории Бельгии. В качестве транспортных и буксировщиков планеров такие машины широко применялись в ходе операций «Оверлорд» в июне 1944 г. и «Маркет Гарден» в сентябре. Последней стала десантная операция «Вар-сити» по захвату мостов на Рейне 24 марта 1945 г.

В общей сложности бомбардировщики «Стирлинг» совершили 18 840 боевых вылетов, сбросив 27821 тонну бомб и выставив около 2000 морских мин. Потери составили 769 машин — около 4%, что почти вдвое превышало аналогичный показатель для «Ланкастеров» и «Галифаксов».

Недобор летных характеристик, в конечном итоге поставивший крест на карьере «Стирлинга» как бомбардировщика, был в первую очередь обусловлен требованиями заказчика. Так, ограничение размаха крыла привело к снижению дальности полета и увеличению длины разбега. Среди положительных черт «Стирлинга» стоит отметить легкость управления — по этому параметру он превосходил «Галифакса» и не уступал «Ланкастеру».

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image