Republic P-47 «Тандерболт» («Громобой») — самый массовый американский истребитель всех времен — результат последовательной эволюции конструкции от Р-35 через Р-43. Разработан под руководством Дж. Картвели. Изначально проект под фирменным обозначением АР-10 (военный индекс ХР-47/ХР-47А) разрабатывался под мотор V-1710-39, но, исходя из опыта войны в Европе, потребовалось усилить бронезащиту и увеличить огневую мощь. По расчетам, мощности V-1710-39 (1150 л.с.) уже не хватало, и выбор сделали в пользу 18-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-2800 «Дабл Уосп» — самого мощного из доступных в то время авиационных моторов. Вооружение также стало беспрецедентным — 8 штук 12,7-мм пулеметов в крыле. Изначально самолет проектировался под установку турбокомпрессора с приводом от выхлопных газов. Подобно прежним конструкциям Картвели, новая машина представляла собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Кабина пилота была бронирована, а топливные баки — протектированы.
Прототип ХР-47В впервые поднялся в воздух 6 мая 1941 г. — через 8 месяцев после начала проектирования. На момент своего появления он был крупнейшим однодвигательным истребителем в мире, превосходя большинство других истребителей этого класса по взлетной массе почти вдвое. Но установленный на ХР-
47В двигатель XR-2800-21 развивал мощность 1960 л.с, что обеспечило самолету максимальную скорость 660 км/ч — на 20 км/ч выше расчетной. Первый серийный Р-47В выпустили в декабре 1941 г., но необходимость решения некоторых проблем, связанных с полетами на больших высотах, отложила приемку серийных самолетов военными примерно на полгода.
Технические характеристики Republic P-47 «Тандерболт» («Громобой»)
Двигатель: Пратт энд Уитни R-2800-21
мощность, л.с.: 2000
Размах крыла, м.: 12,45
Длина самолета, м.: 10,76
Высота самолета, м.: 4,31
Площадь крыла, кв. м.: 27,9
Масса, кг:
пустого самолета: 4243
взлетная: 5560
максимальная взлетная: 6065
Максимальная скорость, км/ч:
на высоте 1525 м.: 558
Скороподъемность у земли, м/с: 13
Практический потолок, м.: 12810
Дальность полета, км (с ПТБ): 880
Основные модификации Рипаблик P-47 «Тандерболт»
Р-47В — двигатель R-2800-21 (2000 л.с). До сентября 1942 г. завод «Рипаблик» в Фармингдейле построил 170 машин.
Р-47С — применена новая моторама, что вызвало удлинение фюзеляжа. Предусмотрена подвеска под фюзеляжем 756-л ПТБ. На сериях Р-47С-1 и С-2 устанавливался мотор R-2800-21, а на Р-47С-5 — R-2800-59 (2300 л.с). В сентябре 1942 — феврале 1943 гг. изготовлено 602 машины, из них 362 Р-47С-5.
P-47D — наиболее массовая модификация. Строилась заводами в Фармингдейле и Эвансвилле. Первые серии отличались от Р-47С лишь доработками в системе турбокомпрессора и усиленной бронезащитой пилота. С серии P-47D-3 двигатель R-2800-21 оборудовался системой форсирования впрыском водяной смеси, с P-47D-15 устанавливались подкрыльевые узлы подвески и двигатель R-2800-63, развивавший на чрезвычайном режиме 2535 л.с. С P-47D-20 устанавливали новое, т.н. «универсальное» крыло под которым можно было подвесить различную боевую нагрузку или ПТБ, а также двигатели R-2800-59 или -63. Радикальные изменения во внешнем виде были внесены с серии P-47D-25, когда на самолете появился каплевидный фонарь, существенно улучшивший обзор. Начиная с серии P-47D-30 устанавливались подкрыльевые направляющие для 10 127-мм НАР HVAR. На всех сериях могло устанавливаться 6 или 8 12,7-мм пулеметом (боекомплект по 425 патронов на ствол). Общий объем производства P-47D составил 12602 единицы, из них 5423 машины со старым фонарем, переходящим в гаргрот (3962 сдал завод в Фармингдейле и 1461 — в Эвансвилле) и 7179 — с каплевидным фонарем (соответственно, 2547 и 2632). Самолеты производства завода в Фармингдейле обозначались буквами RE после номера серии, в Эвансвилле — RA.
P-47G — вариант производства фирмы «Кертисс», строился на заводе в Баффало с декабря 1942 г. до марта 1944 г. Первые 20 самолетов соответствовали Р-47С, последующие — P-47D. В общей сложности построили 354 самолета.
Р-47М — облегченный скоростной вариант, оптимизированный для перехвата крылатых ракет V-1 и борьбы с ракетными и реактивными истребителями Люфтваффе. Двигатель R-2800-57 с турбокомпрессором СН-5 развивал мощность 2800 л.с. Подкрыльевые держатели для бомб и ракет отсутствовали. Построено 4 прототипа YP-47M, переоборудованных из P-47D-27, и 130 серийных самолетов, поставляемых с декабря 1944 г.
P-47N — истребитель дальнего действия, предназначенный для применения на Тихоокеанском ТВД. Применено крыло увеличенного размаха с консольными топливными баками емкостью по 350 л. Вооружение — 6-8 12,7-мм пулеметов (боекомплект по 500 патронов). Двигатель R-2800-57. Первый серийный Р-47N-1 был облетан в сентябре 1944 г., но полномасштабное производство началось лишь в 1945 г. (в 1944 г. изготовили лишь 24 машины). С серии P-47N-5 устанавливались направляющие для НАР, с P-47N-25 — двигатель R-2800-77. До декабря 1945 г. изготовлено 1816 самолетов, из них 1667 — заводом в Фармигдейле и 149 — в Эвансвилле.
Испытывались, но серийно не строились модификации ХР-47Е (Р-47В с гермокабиной), XP-47F (Р-47В с крылом меньшей площади ламинарного профиля), ЧХР-47Н (P-47D под двигатель жидкостного охлаждения «Крайслер» XIV-2220-1 мощностью 2300 л.с.) и XP-47J (скоростной вариант P-47D).
Общий объем серийного производства «Тандерболта» составил 15683 самолета.
Боевое использование Р-47 «Тандерболт»
Первой в ВВС Армии США освоение Р-47В начала 56-я ИАГ. Освоение шло трудно — за период обучения группа потеряла 13 пилотов и 41 самолет! В боевых условиях Р-47В не применялся. В декабре 1942 г. первые Р-47С прибыли на Британские о-ва, поступив на вооружение 4-й ИАГ. Такими же самолетами вооружили 78-ю ИАГ и — после прибытия в Британию — 56-ю группу. Все три группы вошли в состав 8-й воздушной армии и применялись для сопровождения бомбардировщиков, а к концу 1943 г. к ним присоединилось ещё 7 групп, вооруженных P-47D. Но к тому времени функции эскортных истребителей все больше перенимали на себя Р-38 и Р-51, «Тандерболты» же постепенно переключались на задания штурмовиков. Не менее 14 групп P-47D из состава 9-й ВА поддерживали и прикрывали с воздуха высадку в Нормандии в июне 1944 г. Р-47М попали в 56-ю ИАГ, но из-за проблем с двигателями до конца войны в Европе в бой так и не вступили.
В Италии на Р-47С воевала 325-я ИАГ, а на Р-47D — 59-я, 79-я и ещё 5 групп.
На Тихоокеанском ТВД P-47D дебютировали в июне 1943 г. в составе 348-й ИАГ (5-я ВА) — с территории Австралии они штурмовали цели на Новой Гвинее. Вслед за ней «Тандерболтами» вооружили 348-ю, 35-ю, 58-ю группы и некоторые другие части. В апреле 1944 г. P-47D появились в Бирме (33-я, 80-я и 81-я ИАГ). К концу 1944 г. в составе ВВС Армии США на Р-47 летала 31 группа.
P-47N применялись исключительно на Тихом океане для сопровождения бомбардировщиков В-29. Эту модификацию эксплуатировали пять авиагрупп, действовавших с Гуама, Сайпана и Окинавы.
В ВВС США самолеты P-47D и P-47N (с 1948 г. — F-47D и F-47N) эксплуатировались до 1955 г. (в частях ВВС Национальной гвардии).
830 P-47D поступило в Великобританию, где самолеты с гаргротом обозначались «Тандерболт» Mk.l, а с каплевидным фонарем — «Тандерболт» Mk.ll. Подавляющее большинство их использовалось в Бирме, где первой в бой на «Тандерболтах» пошла 5-я АЭ. К концу 1944 г. ими вооружили ещё 8 эскадрилий, а в 1945 г. — 7 АЭ, правда, многие из них не успели принять участие в боевых действиях. После капитуляции Японии «Тандерболты» были быстро сняты с вооружения Королевских ВВС.
ВВС Свободной Франции получили в течение войны 446 P-47D, применявшихся, главным образом, на Средиземноморском ТВД. После окончания войны Франция получила и P-47N. «Тандерболты» вплоть до 1951 г. оставались на вооружении истребительных групп французских ВВС, а затем до 1960 г. использовались в качестве противоповстанческих штурмовиков в Алжире.
В ходе войны P-47D получили две латиноамериканские страны — Бразилия (88 единиц) и Мексика (25). Бразильские «Тандерболты» в составе 1-й ИАГ воевали с ноября 1944 г. в Италии, мексиканские в составе 201-й АЭ — с начала 1945 г. на Филиппинах.
Советскому Союзу было отправлено 203 «Тандерболта» — 3 P-47D-10 и по 100 P-47D-22 и P-47D-27, из них достигли СССР 195 машин — 190 в 1944 г. и 5 в 1945 г. Поначалу большинство из них попало в части Юго—Западного фронта ПВО на территории Украины, но для применения в качестве перехватчика P-47D оказался малоподходящим, и уже к маю 1945 г. в ПВО «Тандерболтов» не осталось. Несколько дольше P-47D прослужили в морской авиации. В частности, на Северном флоте их эксплуатировал 255-й ИАП, перевооруженный в мае—июне 1945 г., на Балтике — 15-й разведывательный авиаполк, были они и на Черноморском флоте. После окончания войны «Тандерболты» несколько лет служили в учебных частях.
В общей сложности, за 2,5 года боевой карьеры «Тандерболты» совершили миллион боевых вылетов, уничтожив 12000 вражеских самолетов. Собственные потери составили 5222 Р-47, но из них только 824 в бою. Уровень потерь «Тандерболтов» по отношению к количеству боевых вылетов — 0,7 % — был очень низкий.
После Второй мировой войны P-47D поступили на вооружение Боливии, Венесуэлы, Гондураса, Доминиканской Республики, Китая, Колумбии, Ирана, Никарагуа, Перу, Турции, Чили, Эквадора, Югославии. В некоторых странах «Тандерболты» прослужили до конца 60-х гг.
Вороненко Олег Александрович из 30 РАП ВВС ЧФ — в наградном написано что летал на «Тандерболте».