Впервые Морская Авиация появилась на Онежском озере в годы Гражданской войны. К сентябрю 1918 г. в составе РККВФ, на основе 3-го (по другим данным, 4-го)[1] гидроавиаотряда 2-го авиадивизиона Воздушной бригады особого назначения Балтийского моря, был сформирован Онежский гидроавиаотряд. В нём насчитывалось 4 самолёта М-9. Начальником этого отряда был назначен военморлёт Л.В.Ковалевский.[2]
29 июля 1919 г. Л.В.Ковалевский был командирован в Петрозаводск, с целью выяснения возможности создания там базы для гидроавиации.
9 августа 1919 г. эшелон с самолётами, авиаимуществом и личным составом выехал из Петрограда в Петрозаводск. 12 августа отряд прибыл к месту дислокации и поступил в подчинение командованию Онежской военной флотилии.
С 7 сентября 1919 г. Онежский гидроавиаотряд приступил к боевым действиям, но они не были продолжительными, в связи с наступлением ледостава. Однако отряд оставался на Онеге ещё почти год.
В июне 1920 г. 3-й гидроавиаотряд переведён из Петрозаводска в Петроград и переименован в 5-й гидроотряд 2-го гидроавиадивизиона Воздушной бригады Балтийского моря, а Ковалевский остался его начальником.
Вторично авиация на Онежском озере появилась вскоре после начала Великой Отечественной войны.
7 августа 1941 г., в связи с выходом финских войск на северное побережье Онежского озера, из Онежской базы Ладожской Военной Флотилии была сформирована Онежская военная флотилия. Главная база флотилии разместилась в г. Петрозаводск. Основной задачей флотилии стало содействие приозёрному флангу советских войск и снабжение их людскими ресурсами, оружием и боеприпасами. Для прикрытия с воздуха кораблей флотилии, из состава ВВС БФ было выделено некоторое количество самолётов, в том числе, бомбардировщики СБ из 57-го СБАП, из которых сформировали отдельную смешанную авиационную эскадрилью.
28 ноября 1941 г. флотилию расформировали, корабли передали в состав Волжской военной флотилии, а самолёты вернули своим частям.
30 апреля 1942 г. на Волге сформировали отдельный Онежский отряд кораблей, который в начале июня прибыл на Онежское озеро. Главной базой отряда стал г. Вытегра.[3]
31 декабря 1942 г. отряд был преобразован в Онежскую военную флотилию второго формирования.
1 сентября 1943 г. было сформировано 12-е отдельное авиационное звено связи, вооружённое самолётами По-2. Это звено просуществовало до 10 июля 1944 г. и, вместе с флотилией, было расформировано, а его личный состав и авиационная техника обращены на укомплектование частей ВВС БФ.
Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
ПРИМЕЧАНИЯ- В различных источниках этот отряд называют по-разному то 3-м, то 4-м гидроавиаотрядом. Нет полной уверенности, что речь идет об одной и той же части, так как даже начальников в этот период называют разных: Л.В.Ковалевский и В.К.Бергстрем. Кроме того, 3-м гидроавиаотрядом называют ещё и Камский (или Кемский) отряд, который воевал в составе Северодвинской флотилии. [↩]
- Согласно монографии «Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озёрных системах», т.2: «Северо-запад»; ч.2: «Речные и озёрные флотилии», с. 18 (Л., 1926), гидроавиаотряд Онежской флотилии был сформирован только в августе 1919 г. Он состоял из 4-х присланных самолётов М-9. Во второй половине сентября были присланы ещё 2 самолёта М-20, а в октябре поступил ещё один гидросамолёт М-20 [↩]
- Немаловажным вопросом всегда был отдых личного состава. Из-за специфики базирования техники и сотрудников авиабаз, наиболее распространенным стал отдых на озерах. Неразвитость инфраструктуры компенсировалась боевым задором и смекалкой, а географические особенности Карельского края предлагали широкий выбор из сотен прекрасных озёр. [↩]
Оставьте свой отзыв