На правах рукописи.
Анастасия Туманова
Начало формирования «1-й лётной школы авиации» (с дислокацией в г. Зарайске) объявлено приказом РВСР[1] от 23.11.1920 г. № 63/сек.х. Штат новой школы объявлен приказом РВСР от 17.02.1921 г.
Приказом КВФ[2] от 18.03.1922 г. № 11/С-1921 г. 1-я лётная школа авиации переведена из Зарайска на Качу (поселок Александро-Михайловский), на место расположения бывшей Севастопольской авиационной школы, которая была обращена на пополнение 1-й лётной школы авиации всем своим личным составом и имуществом.
В дальнейшем, 1-я лётная школа авиации переименована:
— в военную школу летчиков, приказом РВСР от 16.02.1923 г. № 53;
— в 1-ю военную школу летчиков, приказом РВСР № 225, январь 1923 г.;
— в 1-ю военную школу летчиков имени тов. Мясникова, приказом РВСР от 30.03.1925 г. № 304.
Так описывают начало истории легендарной, уже советской Качи, исторические формуляры этой авиашколы, составленные в 1932-1934 годах.
Каждая из двух школ к моменту соединения прошла уже свой, неповторимый послереволюционный путь.
Севастопольская школа авиации (Кача), 1918-1921 гг.
26 января 1918 года состоялось заседание учебного комитета Севастопольской школы авиации под председательством военного летчика Капустяна Константина Федоровича.
Источник снимка: ОВВАКУЛ.РФ.
Секретарь заседания ‒ военный летчик Багровников. Присутствовали члены: Макеев, Толокнов, Иеске[3], Арцеулов, Боровой, Холщевников, Астахов.
В повестке дня вопросы:
1. Выбор председателя учебного комитета.
2. Выбор должностных лиц.
3. Текущие дела.
4. Организация Севастопольской школы авиации.
Председатель учебного комитета Макеев отъезжает из школы. Учебный комитет единогласным голосованием выбирает новым председателем Капустяна. Товарищем председателя на место товарища Капустяна избран Астахов (6 голосов за, два ‒ воздержавшихся и один ‒ против).
Капустян предлагает новому учебному комитету Севастопольской школы авиации, как самой старой и наиболее деятельной, разработать авиашкольные вопросы и делает доклад о специализации авиационных школ.[4].
Учебный комитет принимает предложение Капустяна и постановляет разделить все Крымские школы по специализациям и сделать их самостоятельными. В Симферополе предполагалась работа лётной школы, на Каче ‒ боевой и на Бельбеке ‒ истребительной. Истребительную школу предлагалось затем перевести в Евпаторию.
Планам по специализации трех крымским школ не суждено было сбыться: 23 апреля 1918 года Коллегия Увофлота направила телеграмму в Севастопольскую школу авиации с приказанием немедленного командирования квартиреров в район нижнего течения Волги для выбора общего места для эвакуации обеих школ (Севастопольскую авиашколу и Евпаторийскую школу летчиков-наблюдателей)). Однако, уже 28.04.1918 г. Севастопольская школа авиации была занята германскими войсками, и ее начальник просил помощи в Управление Военного Воздушного флота (далее – УВВФ)[5]:
Комитет школы распустил всех служащих. Аэродром, склад запасных частей, оружие и гараж под охраной и в ведении германцев. Остальное имущество частью расхищается. Не имею власти и возможности предотвратить это. Прошу принять участие в дальнейшей судьбе школы и дать указания что делать. Начальник школы военный летчик Перепечин.
В том же апреле 1918 года, Учебный отдел УВВФ констатировал:
Что же касается приспособления к требованиям специализации школ: Севастопольской, воздушного боя[6] и Одесской, то на эти школы следует поставить крест. Будут ли они функционировать когда-нибудь и что к тому времени сохранится из имущества и построек этих школ – настолько загадочно, что не поддается никакому учету.
В 1920 году бывшая Севастопольская авиационная школа функционировала, как военная авиационная школа вооруженных сил на юге России[7].
Капустян Константин Федорович в этот период был мобилизован занявшими Крым белыми и был использован ими для работы в Военной авиационной школе против желания, считался у них ненадежным.
К середине ноября 1920 года Севастополь и Симферополь были взяты войсками Красной армии. 25.10.1920 г. из военной авиационной школы убыли в свою часть 40 красноармейцев 1 роты 4 Латышского полка. Штаб Латышской дивизии находился в Евпатории.
20 ноября 1920 года Военная авиационная школа была переименована в военно-тренировочную школу Южного фронта (против Врангеля) м. Кача[8]. Начальником школы назначен военный летчик Лабренц Артур Мартынович.
Фотография 1923-1924 годов. Сидящий третьим слева: военный летчик Артур Лабренц.
На 20.11.1920 г. согласно именного списка наличного состава военно-авиационной школы на Каче состояло:
‒ в строевой роте 132 человека;
‒ в технической полуроте: 106 человек;
‒ в моторном классе: 30 человек;
‒ медицинского персонала: 7 человек;
‒ на телеграфе: 2 человека;
‒ вольнонаемных: 28 человек;
Всего 305 человек.
С конца ноября 1920 года в школе началась вести просветительская работа: организуется культурно-просветительский кружок, а с 01.12.1920 г. открывается библиотека, библиотекарем которой назначен Капустян Федор Титович[9]. Режим работы библиотеки:
по будням: 13:00 – 21:00,
по праздникам: 9:00 – 12:00, 13:00 – 21:00.
Функционировала школа мотористов.
2 декабря 1920 года председатель комитета Белоконь[10] и военный комиссар Мягчилов подписали приказ № 1 по военно-авиационная школа на Каче, объявив ее на осадном положении:
С сего числа объявляю вверенную мне школу на осадном положении. Все лица, замеченные после 18-ти часов вне стен школы, будут задерживаться.
Всех холостые из отдельных помещений в школе были переведены в казармы.
На основании постановления исполкома школы 03.12.1920 г. в 22:00 Белоконь произвел арест девяти бывших офицеров и шести чиновников военного времени, в том числе бывшего штабс-капитана Константина Капустяна.
Целью и главным назначением военно-авиационной школы на Каче являлись тренировки давно не летавших по разным причинам летчиков, а также ремонт самолетов как боевого, так и учебного типа.
Постоянный состав военно-авиационной школы на Каче состоял из оставшихся после ухода Врангеля специалистов. Обслуживающий состав — исключительно из лиц оставшихся по уходе «боевого генерала Врангеля». Бывший состав административный частью отбыл «за-границу», а часть добровольно оставшихся отослана в Центр. Ответственные посты возложены на лиц бывших в Красной армии и известных Центру.
1. Начальник школы – военный летчик Артур Мартынович Лабренц;
2. Адъютант ‒ Феофил Игнатьевич Бромирский;
3. Старшина команды ‒ Аркадий Феодорович Мартынушкин;
4. Заведующий технической частью ‒ Василий Георгиевич Мироненко;
5. Заведующий технической частью ‒ Трофи Трифонович;
6. Заведующий мастерскими ‒ Николай Петрович Розанов;
7. Заведующий силовой станцией ‒ Сергей Павлович Шубин.
Несмотря на разночтения в названиях, на печати военно-авиационной школы на Каче в апреле 1921 года всё еще указано «Севастопольская Военно-Авиационная школа».
В это же время накалился конфликт между начальником школы и ее военным комиссаром. Последний обращался с докладом и рапортом к Юнгмейстеру и военкому Воздухфлотарм 4 о деспотичном характере Лабренца, стиле его руководства, унижающем личность:
Летчик возможно он отличен[11], а как администратор – плох…
Замечу, что совместная с т.Лабренцем работа невозможна. С женским вопросом покончу, но предварительно необходимо срочное смещение Лабренца, или же меня.
В докладе был отмечена и «фаворитка» Лабренца: военнослужащая Лаврова, вдова «расстрелянного белого летчика».
Штаб Красного Воздушного Флота на Украине оперативно отреагировал на сигнал о «преступных действиях Лабренца и халатного отношения военкома Татаева»:
По разъяснению Начвоенкома Воздухфлота, Центром посылается из Москвы отделение авиашколы, начальником которого назначен тов.Цветков и по прибытии на место вопрос о замене Лабренца решится заменой его тов.Цветковым[12]…
Против обращений начальника с краснофлотцами примите самые строгие меры, вплоть до ареста или предания суду.
В отношении женщины военнослужащей примите меры, как к военнослужащему или краснофлотцу вообще.
Несмотря на непростые отношения командного состава, жизнь школы шла своим чередом. Большое внимание уделялось и гармоничному развитию учлетов. Еще в январе 1921 года комиссар школы докладывает об оборудовании одного из имеющихся зданий под клуб и театр:
Особенно удобно тем, что имеется балкон, да и само зало как бы сделано под театр. Недостает только авансцены, но и этот пробел приступлено заполнить.
Несмотря на бедственное положения всех авиационных школ в начале 1920-х годов, учлеты практически каждой из них с огромным удовольствием играли в драматических кружках, создаваемых при клубах.
[the_ad id=»4986″]
В 1921 году таковые кружки с успехом функционировали в Самарской школе морской авиации им.Л.Д.Троцкого, Ташкентской авиашколе. Не была исключением и военно-авиационная школа на Каче.
В феврале – марте 1921 года любителями:
Режиссером Филевской Елизаветой Павловной;
Шишковской Ирмой Ивановной;
Пригоровской Евгенией Ивановной;
Гриневич Евдокией Васильевной
и краснофлотцами авиашколы Фрейченко, Розановым, Шубиным, Осмаковым, Павловым и Александровым, были поставлены пьесы:
5 февраля: «Касатка» Толстого;
11 февраля: (вечер посвященный гибели тов.Василева) «Последний день Парижской Коммуны», «Женщина и Телефон»;
20 февраля: «Не все коту масленица»;
23 февраля «Вуаль» (миниатюра «Сцена в ресторане») и Дивертисмент;
27 февраля: «Осиное гнездо», «Летчик Тютин»;
6 марта: «Первое мая, «Доктор на полчаса» и «Телеграмма»;
13 марта: «Старички», «Преступление», «Экспертиза» и «Истерика».
Комиссар искренне пытался наладить быт актеров-любителей:
Причем сообщаю, что все женщины живут на Каче…
До этого некоторые из них работали при авиашколе, но, за сокращением штатов, остались вне дел. Дело питания артистов-любителей при авиашколе крайне печальное, ввиду отдаленности школы от Севастополя и от Симферополя. Зачислить же их на какую-либо должность не предоставляется возможным, хотя бы для получения пайка, в котором они имеют острую необходимость. Прошу дать соответствующие распоряжения о порядке их довольствия, т.к. промедление грозит развалом театральной секции.
Жизнь краснофлотцев авиашколы также была непроста. Для них, сильно поизносившихся, комиссар требовал новое обмундирование.
На данный момент в фондах РГВА не удалось найти документов, проливающих свет на жизнь военно-авиационной школы на Каче в течение следующего года, до момента ее фактического объединения с 1-й лётной школой авиации (г.Зарайск).
Историю этой школы (бывшего Одесского отдела высшего пилотажа Гатчинской военной авиационной школы) читайте в продолжении статьи «И Кача вспрянет ото сна, часть II».
***
Источники:
РГВА:
1. Ф. 34912. Оп. 1. Д. 4657. 62 Л.
2. Ф. 29. Оп. 31. Д. 108. 332 Л.
3. Ф. 24741. Оп. 2. Д. 1. 7 Л.
4. Ф. 29. Оп. 20. Д. 5. 31 Л.
5. Ф. 29. Оп. 11. Д. 9. 23 Л.
6. Ф. 29. Оп. 11. Д. 1. 419 Л.
7. Ф. 24725. Оп. 2. Д. 2. 22 Л.
8. Ф. 24725. Оп. 1. Д. 1. 35 Л
9. Ф. 29. Оп. 11. Д. 51. 419 Л.
- Революционного Военного Совета Республики. [↩]
- Красного Воздушного Флота. [↩]
- В оригинале: Есске [↩]
- Предположительно, в том числе и по причине данного доклада, в августе 1921 года Константину Капустяну поручено формирование Авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания, начальником которой он был 05.12.1921-20.12.1922 г.г., РГВА: фонд 34912 «Коллекция исторических формуляров», опись 1 «Исторические формуляры войсковых частей и соединений», дело 4663 «Оренбургское военное авиаучилище им. Ворошилова», 14 листов, лист 1; Фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 11 «Учебный отдел», дело 241 «Именные списки курсантов школы воздушной стрельбы и бомбометания, требовательные ведомости и переписка с начальником о снабжении авиационным имуществом», 03.02.1922 — 26.12.1922 г.г., 302 листа, лист 2. [↩]
- Правописание документов приводится в соответствии с нормами современного русского языка, с сохранением стилистики оригиналов. [↩]
- Военная школа воздушного боя, г. Евпатория. [↩]
- Она же – военная авиационная школа. [↩]
- Далее — военно-авиационная школа на Каче. [↩]
- Предположительно, отец Константина Федоровича Капустяна. [↩]
- Михаил Белоконь, моторный класс. [↩]
- Согласно «Ведомости потерь и несчастных случаев /погибших, пострадавших и попавших в плен/ за май и июнь 1919 г.»:
28.05.1919 г. у летчика Лабренца Артура Мартыновича и наблюдателя Ухина 26 разведывательного авиаотряда, при возвращении с разведки сгорел самолет Сопвич, летчик и наблюдатель невредимы;
военный летчик Лабренц Артур Мартынович и Шпак Митрофан Митрофанович того же авиаотряда 22.05.1919 г., при взлете на самолете Сопвич с мотором Клерже 130 НР с целью перелета во 2-е боевое отделение на ст.Алтата, вследствие остановки мотора: разорван капот, поломаны винт, шасси, главная нижняя плоскость, правый лонжерон фюзеляжа, повреждены моторы и обе нижние плоскости, летчики невредимы;
03.06.1919 г. летчик Лабренц Артур Мартынович и наблюдатель Ухин вышеуказанного авиаотряда, при вынужденной посадке самолета Сопвич, снес шасси и упал в болото, летчик и наблюдатель получили ушибы. РГВА, фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 4 «Организационно-строевая часть_Организационный отдел», дело 230 «Указания о применении авиации; именные списки сотрудников Главвоздухфлота и ведомости потерь и несчастных случаев в авиационных частях», 25.01-31.07.1919 г.г., 79 листов;
Согласно приказа по 11-му разведывательному авиационному отряду № 66 от 07.03.1919 г. (г.Самара.), вместо отстраненного от должности начальника 26-го разведывательного авиаотряда военного летчика Лабренца назначается военный летчик вверенного мне (начальника 11 разведывательного отряда военного летчика Ласкина Николая Алексеевича) отряда тов.Скороходов (Иван Михайлович), РГВА, фонд 11892 «2-й Саратовский авиационный отряд (18.06.1918 г. – 16.01.1919 г)., 11-й разведывательный авиационный отряд (16.01.1919г. – 1.11.1921 г.), 17-й отдельный разведывательный отряд (1.11.1921 г. — …)», опись 1, дело 33 «Приказы по отряду административно-строевые, №№ 1-284», 01.01-05.10.1919 г., 218 листов, лист 51. [↩]
- Цветков Борис Леонидович, начальник 1-й лётной школы авиации, г.Зарайск. [↩]
Оставьте свой отзыв