Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Противолодочная авиация ВВС ВМФ

Поиск и уничтожение подводных лодок стало одной из важнейших задач для Морской Авиации в годы Великой Отечественной войны. Для её решения привлекались, в основном, самолёты разведывательной авиации МБР-2, Бе-4, ГСТ и «Каталины», которые вооружались специальными противолодочными бомбами небольшого калибра. В истории также отмечены случаи, когда обнаруженные подводные лодки противника атаковали самолёты других родов ВВС ВМФ — истребители и бомбардировщики. Однако всё это носило, скорее, случайный характер, не являясь систематической борьбой с подводными лодками. На самолётах отсутствовали средства поиска, да и средства поражения оставались далёкими от совершенства.

В 1940-1960-х гг. строительство подводных лодок переживало бурный рост. Это объяснялось, в первую очередь, их серьёзными боевыми успехами в годы Второй мировой войны. Кроме того, подводные лодки обходились значительно дешевле, чем надводные корабли. Вооружение ПЛ также постоянно совершенствовалось, а с появлением на их борту крылатых и баллистических ракет стало возможным скрытно наносить удар из-под воды за многие десятки и сотни километров от целей.

В западных странах меры по созданию противолодочной авиации предприняли ещё в начале 1940-х гг. Сначала для этого использовали обычные самолёты берегового командования, вооружённые противолодочными бомбами. Они атаковали бомбами и пулемётами визуально обнаруженные ПЛ в надводном положении и, иногда, под перископом. Позднее эти самолёты стали оборудовать специальными радиолокационными и гидроакустическими системами поиска ПЛ в надводном и подводном положении. К концу Второй мировой войны во всех основных странах антигитлеровской коалиции были полноценные части патрульной и противолодочной авиации, оснащённые самыми современными на то время самолётами, средствами поиска и поражения.

В Советском Союзе понимание необходимости создания нового рода сил пришло к руководству ВМФ только в середине 1950-х гг. Но и здесь пошли по пути наименьшего сопротивления — в противолодочные части на первых порах переформировывались морские разведывательные полки, вооружённые летающими лодками «Каталина» и Бе-6.

Создание первых вертолётов конструкции Миля и Камова в середине 1950-х гг. высветило новую область их применения — в качестве противолодочного средства флота берегового и корабельного базирования. Но прошли ещё долгие годы, пока противолодочная авиация заявила о себе в полный голос как важнейшая составляющая Авиации ВМФ.

Морская противолодочная авиация Балтийского флота

Морская амфибия Бериев Бе-4Противолодочная авиация на Балтике появилась в конце Великой Отечественной войны, когда летом 1944 г. была сформирована 29-я отдельная авиационная эскадрилья ПЛО. На её вооружении состояли летающие лодки Бе-4 и PBN-1 «Номад». Данная часть, хотя и числилась в составе 15-го ОРАП, но, фактически, была вполне самостоятельной. На неё был возложен довольно широкий крут задач: воздушная разведка, поиск ПЛ противника, противолодочная оборона наших кораблей и судов, спасение экипажей самолётов, сбитых над морем. Но, несмотря на своё «противолодочное» название, она ничем не отличалась от своих коллег из разведывательных частей.

В апреле 1945 г. 29-я ОАЭ ПЛО была расформирована, а на её основе сформированы три новые эскадрильи: 15-я, 16-я, 17-я ОСАЭ ПЛО. Но уже в мае 1946 г. первые две из них были обращены на формирование 69-го ОМРАП, а 17-я ОСАЭ переименована в 17-ю ОМДРАЭ. С этого времени на ближайшие 10 лет противолодочная авиация БФ прекратила своё существование.

В середине 1955 г. на Балтике формируются первые вертолётные части (507-я и 509-я ОАЭВ). На их вооружение поступают вертолёты Ми-4. В сентябре 1957 г. к ним добавляется 225-я ОАЭ корабельных вертолётов Ка-15. Эти эскадрильи стали решать задачи ПЛО в интересах БФ в ближней зоне.

В сентябре 1958 г. на базе этих эскадрилий формируются два вертолётных полка: 413-й И437-ЙОАПВ. Они просуществовали до конца 1961 г., когда были переформированы в один 745-й отдельный противолодочный вертолётный полк ближнего действия, базирующийся на аэр. Донское. С 1965 г. на вооружении полка состояли вертолёты Ми-4 и Ка-25, в 1970 г. к ним добавились транспортные вертолёты Ми-6 и Ми-8, а в 1975 г. — Ми-14.

Несколько ранее — в августе 1960 г., 17-я ОМДРАЭ была переформирована в 17-ю отдельную дальнюю противолодочную авиационную эскадрилью, на вооружении которой состояли самолёты Бе-6. В 1970 г. эскадрилья перевооружилась на противолодочные амфибии Бе-12. В 1971 г. 17-я ОДПЛАЭ, вместе с 759-м ОМТАП, была переформирована в 49-ю ОПЛАЭ ДД базирующуюся на аэр. Коса.

Такое положение дел сохранялось до 1972 г., когда на базе 846-го гв. ОМТАП Авиации БФ был сформирован

846-й гв. ОПЛАП, одна из эскадрилий которого начала перевооружение на новые дальние противолодочные самолёты Ил-38. С октября 1975 г. этот полк был расформирован, а на его основе была создана новая противолодочная авиационная часть — 145-я ОПЛАЭ ДД, базирующаяся на аэр. Скультэ. С этого времени Балтийская противолодочная авиация вышла на «океанский простор». Помимо Балтийского моря, её самолёты выполняли вылеты на боевую службу в Северное, Средиземное, Красное моря и Индийский океан. Вертолёты корабельного базирования осваивали, помимо Балтики, Атлантический океан и Средиземное море.

Практически все последующие 20 лет состав сил противолодочной авиации БФ не изменялся: 745-й ОПЛВП, 49-я ОПЛАЭ и 145-я ОПЛАЭ. К этому времени только вертолётный полк перевооружился на современные вертолёты Ка-27 и Ка-29тб.

После 1992 г. 145-я ОПЛАЭ была расформирована, а её самолёты Ил-38 были переданы в 77-й ОПЛАП, 317-й ОСАП ВВС ТОФ и 240-й гв. ОСАП ВВС ВМФ.

С сентября 1996 г. 49-я ОПЛАЭ и 397-я ОТАЭ ВВС БФ образовали новый 316-й ОСАП, базирующийся на аэр. Храб-рово (г. Калининград). Но спустя два года противолодочная эскадрилья была расформирована (последний уцелевший самолёт Бе-12 ещё можно было наблюдать в полуразобранном состоянии на аэр. Храброво в мае 2011 г.).

В 1994 г. 745-й ОКПЛВП был свёрнут в 396-ю ОПЛВЭ и просуществовал в таком виде до декабря 2009 г. В рамках перехода ВС РФ на «перспективный облик», 396-я ОКПЛВЭ на аэр. Донское и 125-я ОВЭ на аэр. Чкаловск, вместе с частями обеспечения, были переформированы в 7054-ю гвардейскую Новгородско-Клайпедскую Краснознамённую авиационную базу им. И.И.Борзова, получив почётные наименования и награды практически ото всех расформировываемых авиационных частей ВВС и ПВО БФ. Фактически, из «старых» противолодочных частей на Балтике с 2010 г. осталась только вертолётная эскадрилья на Ка-27пл и Ка-27пс, которая решает задачи противолодочной обороны, транспортных перевозок и поисково-спасательных действий.

Противолодочная авиация Черноморского флота

Ещё на этапе зарождения Морской Авиации командование ЧФ правильно оценило её перспективы в борьбе с подводными лодками. Так, в начале 1914 г., осознавая неизбежность надвигающейся войны, адмирал А.А.Эбергард, среди задач, поставленных перед Авиацией флота, называл и такую: «открытие неприятельских подводных лодок, указание их места нашему флоту и атака их бросанием бомб».

Уже в разгар Первой мировой войны, в июле 1916 г. под Севастополем были проведены успешные испытания противолодочной авиабомбы конструкции морского лётчика ст. лейтенанта Л.И.Бошняка. Таким образом, Чёрное море можно, в определенной степени, считать колыбелью противолодочной авиации.

Но, как и на Балтике, ещё свыше 40 последующих лет поиском и уничтожением ПЛ противника занимались, в основном, части и подразделения разведывательной авиации. Фактически, с первых дней Великой Отечественной войны самолёты МБР-2, ГСТ и МТБ-1 119-го МРАП, 60-й, 80-й, 82-й и 83-й ОМРАЭ, к которым осенью 1941 г. добавилась 18-я ОМРАЭ, перебазированная с Балтики, приступили к поиску румынских, турецких, немецких и итальянских ПЛ1, которые мерещились командованию ЧФ у советских берегов.

В марте 1952 г. в Севастополе был сформирован 220-й отдельный отряд вертолётов Ка-10. Мало кто мог тогда предположить, что подобные летательные аппараты станут вскоре грозой подводных лодок. Спустя два года на базе отряда была сформирована 1222-я отдельная авиационная эскадрилья базовых вертолётов, перевооружённая в 1955 г. на Ка-15. В начале 1958 г. её дополнила 307-я отдельная авиационная эскадрилья корабельных вертолётов, а уже в апреле того же года на базе этих авиационных частей формируется 872-й отдельный авиационный полк вертолётов на аэр. Донузлав.

К середине 1950-х гг. для поиска и уничтожения ПЛ привлекались самолёты Бе-6 977-го ОМДРАП (бывш. 18-я ОМДРАЭ), атакже вертолёты Ми-4м и Ка-15 872-го ОАПВ.

В феврале 1958 г. к этим частям добавился 853-й ОАПВ, сформированный в Поти на базе 237-й отдельной аварийно-спасательной авиационной эскадрильи, на самолётах Бе-6 и вертолётах Ми-4м.

Но по-настоящему части противолодочной авиации появились только в конце 1960 г. — начале 1961 г. Так, 270-я ОМДРАЭ ВВС ЧФ, сформированная в Донузлаве на базе 2-й АЭ 977-го ОМДРАП и вооружённая реактивными лодками Бе-10, была в ноябре 1960 г. переформирована в 270-ю ОДПЛАЭ. Тогда же 853-й ОВП был переформирован в 303-ю ОВЭ ПЛО.

В сентябре 1961 г. 872-й ОАПВ переименуется в 872-й ОПЛВП БД, с перебазированием на аэр. Кача, и на его укомплектование обращается 303-я ОВЭ ПЛО. Одновременно 270-я ОПЛАЭ АД была переформирована в 318-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия.

В 1965 г. части противолодочной авиации получают на вооружение новые самолёты-амфибии Бе-12 и вертолёты Ка-25, что существенно расширило их поисково-ударные возможности.

В сентябре 1969 г. на базе 872-го ОКПЛВП в Авиации ЧФ формируется ещё один вертолётный полк — 78-й ОКПЛВП. Это было связано с расширением круга задач ВМФ СССР по присутствию в океанской зоне и вводу в строй новых противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград», на которых могли базироваться целые вертолётные части.

Практически до момента развала Советского Союза в декабре 1991 г., состав сил противолодочной авиации ЧФ не менялся (318-й ОПЛАП, 78-й ОКПЛВП и 872-й ОКПЛВП). С 1973 г. на её вооружение поступили вертолёты Ка-27пл и Ка-27пс, чьи поисковые и ударные возможности превосходили устаревающие Ка-25. В 1978 г. к ним добавились вертолёты берегового базирования Ми-14пл, Ми-14пс и Ми-14бт.

Учитывая размеры Черноморского ТВД, командование ВВС ВМФ не стало вооружать Авиацию ЧФ противолодочными самолётами Ил-38, не говоря уже о Ту-142. Поэтому состав её авиапарка до начала 2000-х гг. почти не менялся:: Бе-12, Ка-27, Ка-25 и Ми-14.

В июне 1991 г. ВВС ЧФ пополнились ещё одной противолодочной частью, причём весьма необычным способом. Тогда 841-й гвардейский морской авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, на МиГ-23м, базирующийся на аэр. Мериа в Грузии, был переформирован в 841-й гв. ОПЛВП на вертолётах Ми-14пл, Ми-14пс.

Противостояние Украины и России в вопросах раздела имущества бывшего ЧФ СССР не могло не отразиться на составе и состоянии Черноморской Авиации, в целом, и её противолодочных частей, в частности. Согласно соглашению между правительствами двух стран от 27.05.1998 г., украинской стороне, в числе многого другого имущества ЧФ СССР, были переданы следующие противолодочные самолёты и вертолёты: 10 Бе-12пл, 18 Ка-25пл и 20 Ми-14пл.

В результате этой передачи авиатехники, с середины 1995 г. противолодочная авиация претерпела значительные изменения: 78-й ОКПЛВП в Донузлаве был расформирован, 841-й гв. ОПЛВП —переформирован в 863-ю ОПЛВЭ, которую перебазировали из Мерии в Анапу, а вместо 318-го ОПЛАП на Каче была сформирована 327-я ОПЛАЭ. В сентябре 1996 г. 327-я ОПЛАЭ и 917-й ОТАП ВВС ЧФ переформируются в новый смешанный авиационный полк, который получает номер и награды ранее расформированного 318-го ОПЛАП (Констанцский, Краснознамённый). Новый полк, в составе которого одна эскадрилья была вооружена самолётами Бе-12, а вторая — транспортными самолётами Ан-26, базировался на аэр. Кача и выполнял многообразные задачи противолодочного обеспечения сил флота, а также перевозки личного состава и грузов.

В сентябре 1997 г. 872-й ОКПЛВП в Каче был переформирован в 61-ю ОКПЛВЭ, но уже в мае 1998 г. эта эскадрилья, совместно с 863-й ОПЛВЭ, была обращена на формирование нового 25-го ОКПЛВП. Его эскадрильи базировались на аэродромах Кача и Анапа.

На последующие 10 лет наступило затишье в организационно-штатной структуре ВВС ЧФ и её противолодочных сил. Это объясняется жёсткими рамками российско-украинского договора о статусе ЧФ России (российская сторона не может в одностороннем порядке изменить состав и место дислокации своих частей).

В середине 2009 г., в ходе развернувшийся компании по переходу ВС РФ на новый «перспективный облик», 318-й ОСАП и 25-й ОКПЛВП были обращены на формирование 7059-й Констанцской Краснознамённой авиационной базы МАЧФ. Но в ближайшем времени самолёты Бе-12 вынуждены будут уйти на «заслуженный отдых» (на других флотах они уже давно были списаны и утилизированы), и задачи поиска и уничтожения ПЛ будут решать только вертолёты Ка-27.

Противолодочная авиация Северного флота

Североморской авиации с первых дней Великой Отечественной войны пришлось решать задачи поиска и уничтожения подводных лодок противника. Так как специализированных противолодочных частей в её составе не было, то для этого широко привлекались самолёты МБР-2, ГСТ и Че-2 (МДР-6) 118-го МРАП и 49-й ОМРАЭ. В отличие от Балтики и Чёрного моря, на Севере подводная угроза для советского судоходства была более чем реальной. По оценкам командования СФ, в составе ВМС Германии на Северном ТВД насчитывалось шесть ПЛ (1). По состоянию на 1 июля 1942 г., их количество оценивалось в 14-16 единиц (17). Подводные лодки противника действовали в Баренцевом, Белом и Карском морях. Их жертвами становились транспортные суда и корабли, а также береговые объекты на побережье. Такая ситуация заставила командование ВВС СФ принять меры по наращиванию группировки противолодочных сил авиации. Так, осенью 1942 г. с Каспийского на Белое море был переброшен 22-й МРАП, на самолётах МБР-2, а весной 1944 г. на его основе, а также ряда других авиационных частей ВВС СФ и БелВФ были сформированы 44-й, 53-й и 54-й смешанные авиационные полки. В их составе имелось по одной эскадрилье летающих лодок МБР-2, а с лета 1944 г. в дополнение к ним начали поступать американские самолёты PBN-1 «Номад». На эти подразделения легла основная тяжесть противолодочной борьбы.

К концу 1944 г. фронт откатился далеко на Запад, и подводная угроза постепенно сошла на нет. В этой связи, к осени 1945 г. 44-й и 54-й САП были расформированы, а 53-й САП переформирован в морской дальнеразведывательный полк.

Возрождение противолодочной авиации, как рода сил ВМФ на Севере, началось в середине 1950-х гг., когда на вооружение 403-го ОМДРАП (бывш. 118-й ОМДРАП) поступили самолёты Бе-6 с радиогидроаккустической системой «Баку». В это же время формируется первая вертолётная часть — 2053-я ОАЭВ, вооружённая Ми-4м.

К 1958 г. формируется 309-я ОАЭ KB, на вертолётах Ка-15, и в том же году она, вместе в 2053-й ОАЭ БВ, преобразуется в 830-й отдельный авиационный полк вертолётов.

В конце 1960 г. 403-й ОМДРАП переформируется в 403-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия, а 830-й ОАПВ стал именоваться 830-м ОПЛВП БД.

В 1967 г. 830-й вертолётный полк приступил к освоению новых корабельных вертолётов Ка-25. В этом же году на вооружение ВВС СФ поступают новые противолодочные самолёты дальнего действия Ил-38, из которых формируют новую авиационную часть — 24-й ОПЛАП ДД. Этот полк стал первым в составе Морской Авиации вооружённым данной авиационной техникой. С поступлением на вооружение Ил-38, поисково-ударные возможности североморской противолодочной авиации существенно расширились.

В 1968 г. 403-й ОПЛАП ДД получил на замену Бе-6 новые самолёты-амфибии Бе-12.

Во второй половине 1969 г. на аэр. Кипелово формируется новый противолодочный авиаполк — 76-й ОПЛАП ДД. Это была первая в составе Авиации ВМФ часть стратегических противолодочных самолётов Ту-142. Таким образом, СФ стал своеобразным полигоном, на котором проходила испытание новая авиационная техника и отрабатывались новые тактические приемы поиска и уничтожения ПЛ.

В 1970-1977 гг. самолёты Ил-38 24-го ОПЛАП ДД выполняли вылеты на БС в Средиземное, Красное море и в Индийский океан с аэродромов Египта и Сомали, а в 1981 -1988 гг. — с аэродромов Ливии и Эфиопии.

В ноябре 1982 г. на аэр. Кипелово была сформирована ещё одна авиационная часть на самолётах Ту-142—277-я ОПЛАЭ.

В 1976 г. на вооружение вертолётного полка на замену Ми-4м поступают базовые вертолёты Ми-14.

В 1979 г. на смену вертолётом Ка-25 начали поступать новые противолодочные вертолёты корабельного базирования Ка-27.

В конце 1980 г. 830-й ОКПЛВП был разделён на два полка — собственно 830-й ОПЛВП и новый 38-й ОКПЛВП. Это было связано, с одной стороны, с поступлением от промышленности в значительных количествах новых вертолётов, а с другой стороны — с вводом в состав СФ новых авианесущих кораблей одиночного и группового базирования.

С 1983 г. самолёты Ту-142 ВВС СФ начали регулярные полёты на Кубу. Это позволило расширить зону поиска ПЛ вероятного противника на экваториальную часть Атлантического океана.

В конце 1983 г. в составе ВВС СФ была сформирована 35-я противолодочная авиационная дивизия, в состав которой включили 76-й ОПЛАП и 277-ю ОПЛАЭ (вскоре развёрнутую в 135-й ПЛАП). Дивизия стала первым и единственным противолодочным соединением ВВС ВМФ. В последующих планах командования ВВС ВМФ было формирование из двух вертолётных полков на Севере и двух вертолётных полков на Тихом океане по вертолётной дивизии, но этим планам не суждено было сбыться.

В марте 1991 г. на Севере формируется авиационное соединение нового типа — 57-я смешанная корабельная авиационная дивизия, куда, кроме 38-го и 830-го ОКПЛВП, вошёл 279-й ОКИАП на самолётах Су-27к. Полки дивизии были предназначены для базирования на борту тяжёлых авианесущих крейсеров «Адмирал Кузнецов» и «Адмирал Горшков». Это было, пожалуй, последним созидательным шагом руководства ВМФ в области военного строительства Морской Авиации. Наступал декабрь 1991 года…

Ещё почти два года противолодочная авиация СФ смогла удерживать свои позиции в системе ВМФ, но в 1993 г. начались необратимые процессы.

В конце 1993 г. 38-й ОКПЛВП и 830-й ОКПЛВП снова были свёрнуты в один полк — 830-й ОКПЛВП. «Реформированию» подверглись и два самолётных противолодочных полка: 24-й ОПЛАП и 403-й ОПЛАП были переформированы в новый 403-й ОПЛАП, на самолётах Ил-38 (фактически, «молодому» полку были переданы почётное наименование и орден от «старого» полка, а самолёты Бе-12 были списаны и утилизированы).

В конце 1994 г. управление 35-й ПЛАД и 135-й ПЛАП были расформированы. На аэр. Кипелово остался только 76-й ОПЛАП (базировавшийся там же 392-й ОДРАП, на самолётах Ту-95рц, ещё в конце 1989 г. был перебазирован на аэр. Веретье в Псковскую область).

В 1998 г. 57-я СКАД была расформирована, и 830-й полк вновь стал отдельным, а 403-й ОПЛАП был переформирован, вместе с 912-м ОТАП ВВС СФ, в 403-й отдельный смешанный авиационный полк, в котором одна АЭ была противолодочной, а другая — транспортной.

Некоторое время состав сил противолодочной авиации СФ оставался неизменным: эскадрилья самолётов Ил-38, в составе 403-го ОСАП, — на аэр. Североморск-1, полк самолётов Ту-142мк — на аэр. Кипелово, и полк корабельных вертолётов Ка-27 — на аэр. Североморск-1. Хотя задач для неё не уменьшилось, интенсивность вылетов на БС снизилась в разы, по сравнению с началом 1980-х гг…

В июне 2002 г. 76-й ОПЛАП был свёрнут в 73-ю ОПЛАЭ на аэр. Кипелово. Это событие только констатировало тот факт, что содержать целый полк дорогостоящих в эксплуатации и обслуживании самолётов Ту-142 Авиация СФ уже не могла. Все заштатные самолёты, оставшиеся от двух полков, потихоньку списывались и разделывались на металл.

Очередная «реформа» Морской Авиации (и противолодочной авиации, в том числе) началась после заседания Военной Коллегии МО РФ, которое состоялось в октябре 2008 г. В рамках её предусматривалось переформировать лётные и тыловые части на одном аэродроме в авиационные базы. В МА СФ (так стали именоваться ВВС СФ с апреля 2009 г.) были сформированы 7050-я АвБ на аэр. Североморск-1, на формирование которой были обращены 403-й и 830-й авиаполки, и 7051-я АвБ, на аэр. Оленья и Кипелово, на формирование которой были обращены 924-й гв. ОМРАП и 73-я ОПЛАЭ. В состав авиабаз на тот момент не вошёл 279-й ОКИАП. В таком виде они существовали до середины 2011 г., когда МРА была передана в состав Дальней Авиации ВВС и ПВО РФ, а оставшиеся части МА СФ начали переформировывать в одну авиационную базу.

В настоящее время противолодочные задачи на Севере решают подразделения в составе авиабаз противолодочных самолётов Ту-142мк в дальней зоне, самолётов Ил-38 — в средней зоне, и вертолётов Ка-27пл — в ближней зоне и с авианесущих кораблей одиночного и группового базирования.

Противолодочная авиация Тихоокеанского флота

До середины 1950-х гг., как и на других флотах, противолодочные задачи на Тихом океане решали части и подразделения разведывательной авиации. В годы Великой Отечественной войны и во время войны с Японией для этого привлекались 16-й, 115-й и 117-й разведывательные полки ВВС ТОФ, СТОФ и АмВФ, а также целый ряд отдельных эскадрилий и звеньев. Они были вооружены самолётами МБР-2 и PBN-1 «Номад». Большинство этих частей было расформировано в 1945-1948 гг., а те, которые уцелели, прекратили свое существование в 1960 г.

Появление специализированных противолодочных частей в составе ВВС ТОФ было связано с принятием в середине 1950-х гг. на вооружение Морской Авиации вертолётов корабельного и берегового базирования Ка-15 и Ми-4.

В августе 1955 г. на аэр. Южная Угловая формируется первая вертолётная часть — 505-я ОАЭ БВ, на вооружении которой состояли Ми-4м.

В сентябре 1957 г. к ней добавляется 264-я ОАЭ KB, на вертолётах Ка-15, которая также дислоцировалась на аэр. Южная Угловая. В апреле 1958 г. обе эти вертолётные части были обращены на формирование первого на Тихом океане вертолётного полка — 710-го ОВП.

В сентябре 1957 г. на Камчатке была сформирована 175-я ОАЭ БВ, на Ми-4. Эта вертолётная часть формиро-

валась на базе 175-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС ТОФ и была предназначена решать противолодочные задачи на подходах к Авачинской бухте.

В 1958 г. 167-я отдельная аварийно-спасательная авиационная эскадрилья ВВС ТОФ (бывш. 48-й ОМДРАП), на самолётах Бе-6 и вертолётах Ми-4, была переформирована в 720-й ОВП, базирующийся на аэр. Знаменское в районе Советской Гавани.

В январе 1960 г. на Камчатке был сформирован 317-й ОСАП, в состав которого вошли 122-я ОМДРАЭ и 175-я ОВЭ ПЛО. Местом дислокации полка с 1961 г. стал аэр. Елизово. В этом же году 720-й ОВП был свёрнут в 301-ю ОПЛВЭ, которая базировалась на аэр. Корсаков (Южный Сахалин).

В 1961 г. к вертолётным противолодочным частям добавились самолётные, которые формировались на основе разведывательных лодочных полков и эскадрилий. Тогда же 289-й ОМДРАП в б. Суходол был переформирован в противолодочный полк, а 122-я ОМДРАЭ в б. Ягодная на Камчатке — в 122-ю ОДПЛАЭ. На вооружении этих частей состояли самолёты Бе-6, оснащённые радиогидроак-кустической системой «Баку».

В середине 1969 г. 289-й ОПЛАП ДД перевооружился с летающих лодок Бе-6 на амфибии Бе-12, а уже в конце того же года на Тихом океане, вскоре после СФ, формируется 77-й ОПЛАП ДД, на самолётах Ил-38. Это позволило распространить зону поиска иностранных ПЛ на Охотское море и подходы к Курильским проливам с океанской стороны. Оба полка стали базироваться на аэр. Николаевка.

В октябре 1976 г. на аэр. Хороль был сформирован 310-й ОПЛАП ДД, на вооружении которого поступили самолёты Ту-142. Он стал второй частью в составе Авиации ВМФ, вооружённой этими самолётами, после 76-го ОПЛАП ДД Авиации СФ. Спустя два года полк перебазировался на аэр. Каменный Ручей. Такое место дислокации для полка было выбрано не случайно. Отсюда самолёты Ту-142 могли в кратчайший срок (через 1,5 часа) долететь до Тихого океана и осуществлять там поиск иностранных ПЛ вплоть до залива Аляска и Гавайских о-вов. В средней морской зоне и на подходах к Камчатке поиск ИПЛ осуществляли самолёты Ил-38 и Бе-12 77-го ОПЛАП ДД. 289-го ОПЛАП ДД и 122-й ОПЛАЭ ДД. В ближней морской зоне работали противолодочные вертолёты Ка-25 (затем Ка-27) и Ми-14 710-го ОКПЛВП, с аэр. Новонежино, и 175-й ОКПЛВЭ, с аэр. Елизово.

В октябре 1977 г. 301-я ОПЛВЭ на аэр. Корсаков была расформирована, но уже спустя два года на её месте была создана 568-я авиационная группа вертолётов берегового базирования.

В июле 1979 г. на ТОФ прибыл ТАКР «Минск», на котором, кроме штурмовиков Як-38, могли базироваться до 18 вертолётов Ка-27пл и Ка-27пс. Вступление этого корабля в состав флота существенно расширило возможности противолодочной авиации в решении специфических задач.

В декабре 1982 г. на аэр. Камрань (Вьетнам) было завершено формирование 169-го гв. ОСАП, в составе которого вошли 4 самолёта Ту-142м из 310-го ОПЛАП. Это позволило вести разведку в подводной среде в Восточно-Китайском, Южно-Китайском и Филиппинском морях. В составе полка был также вертолётный отряд из 2 Ми-14пл и 1 Ми-14пс.

В октябре 1983 г. на аэр. Новонежино и на аэр. Корсаков, на базе существующих вертолётных частей, формируются ещё две: 51-я ОПЛВЭ и 55-я ОПЛВЭ, вооружённые Ми-14, Ми-8 и Ми-6.

В феврале 1984 г. в состав ТОФ вошёл второй тяжёлый авианесущий крейсер — «Новороссийск». С этого времени в составе флота стало два авианесущих корабля группового базирования.

Последующие пять лет можно назвать периодом наивысшего расцвета противолодочной авиации ТОФ. Самолётами ПЛА контролировалась обстановка в северо-западной части Тихого океана — от Берингова пролива, на севере, до пролива Лусон, на юге.

В 1991 г. на базе 51-й ОПЛВЭ эскадрильи был сформирован 207-й ОКПЛВП, в составе которого, кроме вертолётов берегового базирования, были также вертолёты Ка-27пл и Ка-27пс, но это было последнее созидательное переформирование в противолодочной авиации ТОФ. Ещё два года она продолжала оставаться в прежнем составе, но уже начали сказываться перебои с поставками топлива и запчастей. Вскоре началось обвальное сокращение на всех флотах, которое не могло не затронуть противолодочную авиацию.

В декабре 1993 г., одновременно с СФ, на Тихом океане произошло переформирование 289-го ОПЛАП, на Бе-12, и 77-го ОПЛАП, на Ил-38, в один 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка, вооружённый самолётами Ил-38. И здесь, как и на Севере, почётное наименование «Порт-Артурский» и орден Красного Знамени были переданы более «молодому» полку. Тогда же был расформирован и 207-й ОКПЛВП на аэр. Новонежино.

В сентябре 1994 г. была расформирована 55-я ОПЛВЭ, и с этого времени завершилось базирование Авиации ТОФ на Сахалине.

В 1998 г. самолёты Бе-12 317-го ОСАП были списаны, и на замену им поступили самолёты Ил-38, которые собирали со всей Морской Авиации. Процесс их освоения экипажами полка был довольно длительным — сказывалось отсутствие необходимого количества топлива и инструкторов на флоте. В этом же году два противолодочных полка — 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка и 710-й ОКПЛВП на аэр. Новонежино — были переформированы в один полк, который, по сути, был уже смешанным, но по наименованию остался противолодочным — 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка.

В июне 2002 г. 310-й ОПЛАП и 568-й гв. ОМРАП ВВС ТОФ были переформированы в один 568-й гв. ОСАП, на вооружении которого было две эскадрильи ракетоносцев Ту-22мЗ и одна эскадрилья самолётов Ту-142мз и Ту-142мр.

Ту-22 ВаниноДо конца 2009 г. противолодочная авиация на ТОФ была представлена эскадрильей самолётов Ил-38 и эскадрильей вертолётов Ка-27, в составе 317-го САП ОКВС, эскадрильей самолётов Ту-142мз и Ту-142мр, в составе 568-го гв. ОСАП, эскадрильей самолётов Ил-38 и эскадрильей вертолётов Ка-27, в составе 289-го ОПЛАП. В последующем все эти авиационные части и подразделения были переформированы в авиационные базы МАТОФ. Процесс реорганизации на флоте не был завершён к середине 2011 г. и, после передачи МРА и ИА в состав ВВС и ПВО ВМФ, планируется сократить количество авиабаз с трёх до одной, но с базированием авиационных подразделений на четырёх аэродромах. Фактически, в составе МА ТОФ должна будет остаться только противолодочная авиация берегового и корабельного базирования.

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

Примечания:
  1. Правда, на начальном этапе войны, кроме одной румынской и четырёх турецких ПЛ, других субмарин на Чёрном море попросту не было. []

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image