Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Судьба Харьковского отделения Гатчинской военной авиационной школы

Анастасия ТУМАНОВА
На правах рукописи

«По долинам и по взгорьям
Шла дивизия вперед,
Чтобы с боем взять Приморье —
Белой армии оплот»

Из истории переименования Харьковского Отделения Гатчинской Военной Авиационной Школы в Самаре в Военно-Авиационную Школу Народной Армии и дальнейшей её эвакуации в Курган.

1 марта 1918 года Гатчинская Военная Авиационная Школа была переименована в Народную Социалистическую Авиационную Школу приказом по школе № 75.

23 апреля 1918 года на заседании Всероссийской Коллегии по Управлению Воздушным Флотом Российской Республики, выслушав доклад Начальника Отдела Высшего Пилотажа Народной Социалистической Школы в Гатчине Чехутова, члены Коллегии согласились с заключением Учебного Отдела Управления Рабоче-Крестьянского Красного Флота о:

«а/ целесообразности расположения в Самаре и Одесского Отдела Школы ввиду предстоящей эвакуации Школы из Гатчины в Самару;

б/ необходимости Управлению Воздушным Флотом заботиться о питании Отдела Школы имуществом, признав за Отделом права на существование, и о желательности, чтобы Начальники Одесского и Харьковского Отделов Школы представили подробные сведения о потребном им имуществе, так как в Самару предположено отправить оба Отдела Школы.

в/ необходимости продолжения обучения Высшему Пилотажу в виду продолжающихся военных действий, заставляющих подумать о надлежащей подготовке воздушных бойцов.

г/ крайней желательности оборудовать Гатчинский Отдел Высшего Пилотажа в Самаре, снабдив его достаточным числом самолетов и прочим имуществом, в виду того, что бедность технического оборудования Отдела Высшего Пилотажа в Московской Авиашколе не позволяет развить это дело в Москве» и предложил предоставить Гатчинскому Отделу Высшего Пилотажа необходимое по мнению Учебного Отдела и Отдела Снабжения имущество, развивая Отдел как Школу Высшего Пилотажа в Самаре.

Специальная комиссия Гатчинской школы, обследовав всю территорию Советской России, констатировала, что «местами, отвечающими всем предъявленным к ним требованиям авиационной техники найдены следующие районы: Самара, Харьков и Липецк (Тамбовской губернии)».

3 июня 1918 года на соединённом заседании комитета авиа-работников и Коллегии по управлению Народной Социалистической Рабоче-Крестьянской Авиационной Школы, был дан наказ делегированным в Москву товарищам Борейко Дмитрию Александровичу (военный инженер, на тот момент и.д. Начальника Гатчинской Военной Авиационной школы) и Снеткову добиться отпуска аванса на создание временных построек для школы в г. Самаре и возбудить вопрос об ассигновании сумм на постоянные постройки» и, через Управление Воздушного Флота, а также «разрешения на отпуск для школы площади земли у станции Зубчаниново и помещений под квартиры служащих в Самаре».

Фото плана Самарской городской дачи

Выкопировка из плана Самарской Городской Дачи с границами будущего аэродрома.

Если сравнить эту выкопировку со служебной и, ранее засекреченной картой города конца 1930-х гг., можно совершенно четко определить предполагаемое расположение аэродрома:

Карта окрестностей Самары 1927 года

Выкопировка из карты окрестностей Самары 1927 года

Сметой «по существующим ценам окрестности г. Самары», составленной гражданским инженером Гальперсоном 24 июня 1918 г., предполагалось построить следующие временные постройки для авиашколы:

  • — Ангары 600 х 2,70 м;
  • — Сборочную, столярную, слесарную и моторную мастерские, кузницу;
  • — Гаражи, конюшню-каретную, склады-сараи, бензино-хранилища;
  • — Жилые помещения: сторожку, столовую, кухню, помещения летчиков, канцелярию полетного отдела, 2-х этажное здание, лазарет;
  • — Фотографические и метеорологические павильоны;

А также, оборудование аэродрома:

  • — Тупик и платформу;
  • — Дороги отвод воды;
  • — Водоснабжение и канализацию;
  • — Электрическое освещение с постройкой станции.

Общая стоимость, согласно смете, составляла 2 700 000 рублей.

Для Харьковского отдела Гатчинской авиационной школы, согласно смете Гальперсона, предполагалось построить:

  • — Мастерские: столярную, моторную, слесарную, сборочную;
  • — Временные ангары: 20, общей площадью 240 кв. саж, высотой 2,7;
  • — Гараж на 8 автомобилей, бензино-хранилище, сарай-склад, конюшню и каретную;
  • — Столовую и помещение для учеников-летчиков, канцелярию полетного отдела, приемный покой;
  • — Водоснабжение, канализация, дороги и проч., всего на 700 000 рублей.

Службой пути изданий Самаро-Златоустовской железной дорогой была составлена «Смета на производство по укладке тупика на 129 вер. для выгрузки эвакуированного имущества авиационной Гатчинской школы».

5 июня 1918 г. Начальник Главного Управления Военного Воздушного Флота, Инженер-Механик Соловов направил просьбу к Комиссару по Военным Делам Л.Д.Троцкому о посылке Председателю Земельного Исполнительного Комитета Самары телеграммы следующего содержания:

«Прошу Вас немедленно отвести под аэродромы Гатчинской авиашколы участок городской земли у поселка Зубчаниновка в 12 кв. верст и у Томашева Колока в 3 кв. в., по указанию членов Гатчинской школы».

Ещё 27 ноября 1888 года в поселке на окраине Самары, на удельной даче близ поселка Томашев Колок, была открыта больница для душевнобольных (к слову сказать, существующая и по сей день).

Карта окрестностей Самары 1927 года

Карта окрестностей Самары 1927 года

Поселок Томашев Колок хорошо виден на карте 1927 года.

На аэродроме у Томашева Колка, могло базироваться Харьковское Отделение Гатчинской Военной Авиационной Школы, так как согласно Почта-Депеши от 5 июля 1918 г. Главному Начальнику Снабжений от Московского ПО Районного Комитета, «в первых числах мая месяца (1918 года) началась из Петрограда эвакуация Гатчинской Авиашколы, которая имела своим первоначальным назначение ст. Безымянка близ Самары. По назначению успел дойти только 1 эшелон, остальные ввиду развернувшихся событий были задержаны в пути…». Участок у поселка Зубчаниновка в 12 кв. вёрст, и граничащий с владениями Эдельсона, на котором предполагалось построить аэродром, располагался как раз у железнодорожной станции Безымянка.

«Развернувшимися событиями» были бои в Русских Липягах с мятежными чехословацкими легионерами, и последующее за этим взятие Самары 8 июня 1918 года.

25 июня 1918 года в Авиашколу в Гатчине поступила следующая телеграмма:

«Телеграфируйте новый пункт эвакуации в Самару эвакуироваться нельзя».

Несмотря на это, 19 июля 1918 года, Борейко рапортовал:

«Доношу, что в г. Самара начал полетную работу Н-к Харьковского отдела Гатчинской Авиа-Школы В. Летч. Ивков. Вследствие занятия Самары чехо-словаками эшелоны Гатчинской Авиа-Школы еще не прибыли в Самару. Два эшелона находятся в г. Батраки в 80 верстах от Самары, один эшелон находится за г. Рязанью, на станции Сасово, один эшелон в г. Казани и один задержался в Москве.

Прошу Вашего содействия по продвижению эшелонов школы в Самару, т.к. по заверениям начальника Чешской дивизии генерала Чечика, его дивизия оставляет г.Самару, продвигаясь дальше на Восток.

Наиболее благоприятным пунктом сбора эшелона является станция Батраки, где и стоят уже 2 эшелона, поэтому прошу Вашего ходатайства в направлении эшелонов на ст. Батраки.

Дм. Борейко».

Планам Дмитрия Борейко сбыться было не суждено: Народная Социалистическая Авиационная Школа (Гатчинская Авиашкола) и ее Одесское Отделение Высшего Пилотажа, после долгих хождений по мукам, обосновались в Егорьевске. Харьковское Отделение Гатчинской Авиашколы осталось в Самаре.

Приказом Военной Авиационной Военной Школы Народной Армии от 6 августа 1918 года № 1, с 05.08.1918г. Харьковское Отделение Гатчинской Военной Авиационной Школы было переименовано в Военно-Авиационную Школу Народной Армии.

***

В списках постоянного состава Военно-Авиационную Школу Народной Армии на 06.08.2018 г. значились 15 человек:

Начальник Школы: Военный Летчик, Штабс-Капитан Ивков;

Старшие инструктора: Военные Летчики, Прапорщики Галецкий, Бабушкин и Модестов;

Инструктора: Военный Летчик, Прапорщик Рождественский (из Гатчинской Военной Авиационной Школы); летчики, старшие унтер-офицеры Кутумов и Герасимов;

Заведующие мастерскими: прапорщик Леман и подпоручик Маурах (из Гатчинской Военной Авиационной Школы);

Кладовщик: прапорщик Очев и пятеро добровольцев (помощник лекаря, слесарь, моторист, чертежник и служащий гаража).

Десять мотористов различных категорий состояли в учебно-полетной части; один помощник лекаря в санитарной части; шесть мотористов различных категорий в моторной мастерской; четыре слесаря в слесарной мастерской; шесть краснодеревщиков, четыре белодеревщика, обойщик и трое портных в столярной мастерской; шесть шоферов в гараже[1], по одному: надс. склада, фотограф-лаборант, делопроизводитель и исполняющий обязанности счетовода, который был прикомандирован из Одесского Отделения Высшего Пилотажв.

Среди технического персонала Школы было 18 прикомандированных военнопленных немцев и австрийцев.

В списках переменного состава числилось 40 учеников-летчиков:

  • Старшие унтер-офицеры: Николай Агапиев, Рудольф Пицалцельм, Федор Чумак;
  • Младший унтер-офицер Василий Москальков;
  • Рядовые: Александр Булыгин, Алексей Балягин, Михаил Голдин, Эдуард Земель, Константин Кончаковский, Александр Кобяк, Дмитрий Курашов, Сафоний Кравченко, Семен Коростин, Роман Марцинкевич, Василий Мещерин, Петр Павловский, Иван Помазанов, Владислав Ходкевич, Иван Шурыгин;
  • Военный летчик, Капитан Базанов;
  • Прапорщики: Белоцерковцев, Эльснер;
  • Добровольцы: Лев Герсдорф, Николай Мясников, Василий Незванов;
  • Подпоручики: Беляев, Гудим-Левкович, Горащенко, Дудка, Павленко, Пересвет-Солтан, Смирдин;
  • Фельдфебель Александр Гельмут;
  • Сотник Ларшин;
  • Штабс-капитаны: Лещинский, Сидорский, Ширгин;
  • Мичман Москвяк;
  • Ефрейтор Василий Соболевский.

Этим же приказом № 1, Начальник Военной Авиационной Военной Школы Народной Армии Военный Летчик Ивков, зачислил в переменный состав Школы Подпрапорщика Шлегера Ярослава, ефрейтора Томшевскаго Франца и стрелка Шафаржика Осипа, прибывших из авто-отряда 1 Чешко-Словацкой Гуситской стрелковой дивизии, в группу инструктора Герасимова для обучения полетам. Приказом № 2 от 07.08.1918г., в группу того же инструктора был зачислен полка Прапорщик Франца Сазыма, прибывший из «4-го Чешско-Словацкого стрелкового Прокопа Великаго полка».

Командир 1-го Авиационного отряда Поручик Мусаев с 05.08.1918 г. был исключен из группы инструктора Кутумова, как арестованный.

Ученики-летчики Военной Авиационной Школы были разделены по группам:

1-я группа

Фарман учебный (летают пассажирами и тренируются), инструктора Герасимов и Кутумов.

2 группы по 10 человек.

Фарман боевой (летают пассажирами и тренируются), инструктора Модестов и Бабушкин, 2 группы по 8 и 7 человек.

Моран «Л» (рулят и тренируются), инструктора Галецкий и Рождественский, группа 11 человек.

Депердюссен: 2 ученика.

Альбатрос: Военный летчик Базанов.

Обучение полетам не обходилось без аварий:

«12.08 в 8 часов вечера при учебном полете на самолете Фарман боевой тип 20 № 1 ученик летчика Константин Павленко потерпел аварию и получил следующие повреждения: разрыв связок левой голени, резаная рана на лбу и общее сотрясение организма».

«7.09. в 19 часов учлет Ходкевич на самолете Фарман учебный потерпел аварию. Повреждения: ссадины и разрыв связки левого голено-ступного сочленения. В лазарете наложили повязку и отправили в школу, т.к. повреждения легкие.

8.09. в 18:55 учлет старший унтер-офицер Рудольф Пицалцельм на самолете Депердюссен потерпел аварию. Повреждения: неглубокая рана в области подбородка. В лазарете наложили повязку и отправили в школу, т.к. повреждения легкие».

2 сентября 1918 года ученики-летчики Подпоручики Смирнов и Дудка, рядовой Марцинкевич, выдержали полетные испытания и удостоились звания Летчика, ([13], лист 22), 11.09.1918 г. — рядовые Липинский и Балягин.

На 8 сентября 1918 года, в ангарах Школы, согласно описи, было следующее имущество:

  1. Самолет Альбатрос, завода Лебедева, мотор Холль-Скотт, 125 НР
  2. Самолет Альбатрос, завода Лебедева, мотор Фиат, 100 НР: ремонт радиатора
  3. Самолет Депердюссен, завода Дукса, мотор Капель, 80 НР: для руления
  4. Самолет Депердюссен, завода Лебедева, мотор Гном, 80 НР: разбит
  5. Самолет Фарман боевой, тип ХХ, французского завода, мотор Гном, 80 НР
  6. Самолет Фарман боевой, тип ХХ, школьной сборки, мотор Гном, 80 НР: ремонтируется
  7. Самолет Фарман боевой, тип ХХII, завод Анатра, мотор Гном, 80 НР: капитальный ремонт
  8. Самолет Фарман боевой, тип ХVI, школьной сборки: собирается
  9. Самолет Фарман боевой, тип ХХII, завод Щетина: на ремонте
  10. Самолет Фарман боевой, тип ХХI, завод Адаменко: собирается
  11. Самолет Фарман учебный, тип IV, завод Анатра, мотор Гном, 70 НР
  12. Самолет Фарман учебный, тип IV, завод Анатра, мотор Гном, 70 НР: не собран
  13. Самолет Фарман учебный, тип IV, завод Анатра, мотор Гном, 70 НР: одна коробка
  14. Самолет Депердюссен-Монокок, завода Лебедева, мотор Моносупап, 100 НР: в чистке
  15. Самолет Моран-Л, завода Дукса: не собран
  16. Самолет Моран-Л, завода Дукса
  17. Самолет Моран-Л, французского завода, мотор Гном, 60 НР
  18. Самолет Моран-Л бегунок, завода Дукса, мотор Гном, 50 НР: для руления
  19. Самолет Марчет, французского завода, мотор Рон, 80 НР[2]
  20. Самолет Моран-Ж, завода Дукса: не собран
  21. Самолет Моран-Ж, завода Слюсаренко: не собран
  22. Самолет Ньюпор XI, завода Дукс, мотор Рон, 80 НР
  23. Самолет Ньюпор ХXI, завода Дукс, мотор Рон, 80 НР: капитальный ремонт

С 8 по 22 сентября 1918 г., многие служащие Школы, как из постоянного, так и из переменного состава, в том числе и заведующие мастерскими, были направлены в служебные командировки из Самары в города: Омск, Уфа, Казань, Симбирск, Ново-Николаевск, Томск.

26.09.1918 г. Военный Летчик Прапорщик Ефремов убыл во французскую миссию.

Приказом Военной Авиационной Военной Школы Народной Армии от 26 сентября 1918 года № 42 Школа эвакуировалась в пределы Сибири, согласно Предписания Начальника Инженеров Народной Армии от 15-го сего сентября за № 593.

При эвакуации из Самары ученики-летчики Старший Унтер-Офицер Шумейко, доброволец Холодков и лекарский помощник Жирнов, остались в Самаре и были исключены из переменного и постоянного состава Школы 14.11.1918 г.

29-30 сентября Школа находилась на станции Кинель, где 30 сентября, согласно приказа по Управлению Воздушного Флота Народной Армии от 27.09 № 1, подпоручики Дудка и Смирдин удостоились звания Военный Летчик.

4 октября в Челябинске, в постоянный состав Школы зачислены 9 человек, в том числе инструктором военный летчик Арсеньев.

Приказ № 40 от 08.10.1918 г. написан в Кургане, а приказы №№ 41-46 с 10 по 20 октября 1918 г. – на станции Татарская.

16.10.1918 г. Начальник Школы Военный Летчик Ивков убыл в командировку по служебным делам в Омск, исполнять свои обязанности назначил Инструктора Школы Штабс-Капитана Базанова.

Отбыв из Самары, служащие Школы (постоянного и переменного состава) также активно направлялись в служебные командировки в города: Барнаул, Бийск, Челябинск.

Приказ № 47 от 25.10.1918 г. написан в Омске, а приказ № 48 от 26.10.1918. – уже в Кургане. 27.10.1918 года Школа прибыла на место своего нового квартирования в г.Курган.

6 ноября 1918 г. учлет Корнет Бурместко убыл в служебную командировку в Петропавловск.

15 ноября 1918 г. учлеты Штабс-Капитан Ширгин и Подпоручик Белоцерковский убыли в служебную командировку во Владивосток.

19 декабря Прапорщик Галицкий в командировке в Петропавловске заболел и 27.12.1918 года был снят с довольствия.

С 20 декабря 1918 года в Школе стали вестись метеорологические наблюдения.

Приказ № 98 от 31.01.1919г., ст. Курган: «Сего числа из командировки в Омск возвратился (Начальник Школы Ивков), моему помощнику по учебно-полетной части Военному Летчику Штабс-Капитану Базанову обратиться во исполнение своих обязанностей».

Этим же приказом выписаны «из расходов по денежному журналу и кладовой записки из технических сумм 95 000 рублей, выданных Помощнику Начальника Воздушного Флота Западного Флота Подъесаулу Шангину 65 000 рублей на покупку дерева, бензина и инструментов для школы на Дальнем Востоке и Помощнику Начальника Управления Воздушного Флота при Штабе Верховного Главнокомандующего Подполковнику Компанейцеву 30 000 рублей на покупку нефтяного двигателя для электрической станции школы».

Источники:

  1. РГВА, фонд 29, опись 11, дело 51;
  2. РГВА, фонд 29, опись 4, дело 142;
  3. РГВА, фонд 29, опись 12, дело 136;
  4. РГВА, фонд 29, опись 11, дело 22;
  5. РГВА, Фонд 29, опись 11, дело 4;
  6. РГВА, Фонд 29, опись 11, дело 30;
  7. РГВА, Фонд 39836, опись 1, дело 1;
  8. Статья «Забытые самарские названия. Эдельсоновский посёлок», LIVEJORNAL, пользователь Уратор (urator);
  9. Статья «Куйбышев глазами НКВД» от 23.08.2011г., интернет-блог Игоря Кондратьева «Город на реке Самара»;
  10. Статья «Дом на Нагорной. 8 интересных сюжетов из истории Самарской психиатрической больницы» Андрея Артёмова;
  11. Статья «Этот день в истории края. Томашев Колок»;
  12. Статья «Карта окрестностей Самары 1927 года»;
  13. Статья «Взятие Самары белочехами в 1918 году»;
ПРИМЕЧАНИЯ
  1. В то время писалось «шоффер» — прим. автора []
  2. «Моран-парасоль» модификации Р, который получил сокращённое наименование «Моран четвертый» или «Морчет». []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image