Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Женские лица воздушной войны

Виталий ГОРБАЧ
Екатерина ПОЛУНИНА
Дмитрий ХАЗАНОВ
(Авиамастер №3/2000)

Фраза «у войны не женское лицо», ставшая поговоркой благодаря известной книге Светланы Алексиевич, в значительной мере сформировала образ женщины на фронте, известный всем по кадрам кинохроники: хрупкая девушка-санинструктор под огнем вытаскивает раненого бойца с поля боя. Пожалуй, этот видеоряд наиболее ярко отражал предназначение женщины, как спасительницы жизни, в противовес мужчине-воину, разящему врага. Участие женщин во всякого рода вспомогательных частях Красной Армии достаточно широко известно. Между тем, Великая Отечественная война дала примеры, когда женщины сражались в составе «сугубо мужских» родов войск — артиллерийских, танковых, авиационных. Военно-воздушный аспект данной темы обычно сводится к упоминанию о боевых действиях летчиц из 46-го гвардейского полка ночных бомбардировщиков, летавших на знаменитых «кукурузниках» По-2. Но мало кто знает, что этот полк был создан одновременно с еще двумя — бомбардировочным и истребительным. Летчицам-истребителям 586-го иап посвящается эта работа.

***

Дискуссии в советском обществе по вопросу полного равноправия полов и социального положения женщин привели к тому, что в 30-е годы увлечение авиацией было уделом не только юношей, но и девушек. Наряду с пилотами-мужчинами прославили Родину и стали известными всей стране летчицы Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко. Они первыми среди женщин получили звание Героев Советского Союза. По их примеру многие молодые девушки поступали в аэроклубы и школы Осоавиахима. Так, юная москвичка В.А.Петроченкова написала в заявлении 22 декабря 1938 г:

«В связи с трагической гибелью лучшего летчика-орденоносца чашей социалистической Родины Валерия Павловича Чкалова, который отдал свое сердце и жизнь за дело коммунизма, я, комсомолка Петраченкова, не могу оставаться равнодушной к тяжелой потере (…) Я хочу пополнить ряды Сталинской авиации, отдать все силы и здоровье нашей Советской Родине, коммунистической партии. Прошу принять меня в аэроклуб Сталинского района г. Москвы».

Изучение новой техники: Т.У. Памятных и К.А.Панкратова

Возможно, современному читателю такие слова покажутся излишне патетичными, но тогда молодежь искренне верила в светлое будущее своей страны и гордилась ее руководством. В условиях широкого увлечения авиацией попасть в ряды воспитанников аэроклуба считалось большой честью. Одной из особенностей предвоенного времени было то, что специальности «пилот» и «военный летчик воспринимались как синонимы.

Многие из женщин, получая первоначальные навыки в управлении самолетом, попутно осваивали и военные специальности. Неудивительно, что когда в Европе вспыхнул пожар войны, летчик-инструктор Ленинградского аэроклуба Москвы Валерия Хомякова обратилась в райвоенкомат с заявлением «Очень прошу зачислить меня в ряды РККА и послать на фронт…». И эта просьба имела под собой не только идеологическую подоплеку. Многие девушки имели достаточно приличный налет на легких самолетах. Некоторые из них, как например Екатерина Буданова, работали инструкторами, готовя кадры для ВВС Красной Армии. Во время боев на Хасане и Халхин-Голе она получала благодарственные письма от военных лётчиков — своих вчерашних учеников.

И все же в предвоенные годы просьбы женщин о направлении в действующую армию, подобные той, что высказала В.Д.Хомякова, не получали отклика у командования. Мощная Красная Армия, казалось, непоколебимо стоит на страже родных границ, готовая дать отпор любому агрессору. Однако война началась совсем не по тому сценарию, на который рассчитывало большинство населения СССР. Враг стремительными ударами занял Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины и уже в середине осени развернул наступление на Москву.

Г.Бурдина, Т.Памятных, В.Хомякова, В.Кислицына, аэродром Анисовка, сентябрь 1942 г.Символично, что о летчицах вспомнили в один из самых отчаянных для страны моментов, когда большая часть войск Западного фронта попала в окружение под Вязьмой и дорога на Москву оказалась практически открытой. 8 октября 1941 г. появился приказ НКО №0099 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». По этому документу «в целях использования женских летно-технических кадров» требовалось сформировать три полка — 586-й истребительный, 587-й ближнебомбардировочный и 588-й ночной авиаполки из числа женщин, находящихся на службе в ВВС КА, ГВФ и Осоавиахиме. Местом дислокации «ночников» и истребителей указывался город Энгельс, а бомбардировщиков — поселок Каменка.

Инициатором создания женских авиаполков выступила Марина Михайловна Раскова, являвшаяся как бы олицетворением предвоенных успехов наших летчиц. Она пользовалась покровительством многих членов Политбюро ЦК ВКП (б), нередко посещала Кремль. В первые дни войны майор Раскова получила сотни писем от летчиц с просьбами зачислить их в действующую армию. Подав обычным путем заявление в военкомат, многие из них так и не смогли добиться отправки на фронт, в авиацию.

Тогда у Расковой созрел план: внести предложение в правительство об использовании женских летно-технических кадров в боевых действиях на фронте. Инициативу поддержал Сталин, что в то время означало: «Да будет так». Не вызывает сомнения, что решение об организации женских частей носило в каком-то смысле пропагандистский характер. Ведь даже кадровые соединения ВВС Красной Армии, понесшие огромные потери в боях первого периода войны, не смогли обеспечить господства в воздухе. Но также верно и то, что столь очевидное желание женщин участвовать в боях с агрессором ясно показывало всей армии и стране, что война, пришедшая в каждый дом, действительно стала Отечественной.

Личный состав полков набирали из добровольцев по направлению комсомольских организаций. На территории Петровского парка в Москве в здании ВВИА им. Жуковского несколько комнат выделили для штаба Расковой. С утра до позднего вечера ждали своей очереди студентки, работницы заводов и фабрик. Среди всех выделялись летчицы в синих форменных шинелях или кожаных регланах — их зачисляли в первую очередь. «Конкурс» был весьма высок, но достаточно быстро удалось набрать около 450 человек личного состава. Профессионалов среди них оказалось совсем немного, все больше спортсменки-планеристки.

Вновь сформированному соединению, командиром которого по праву стала М.М.Раскова, было присвоено достаточно своеобразное название — «часть 122». Все три полка требовалось сформировать и начать боевую подготовку до 1 декабря 1941 г. Сначала обучение планировалось проводить при академии. Однако осадное положение, введенное в столице, внесло коррективы в эти планы. Девушек успели только переодеть в военную форму, после чего все три полка 16 октября отбыли в военную авиашколу в город Энгельс Саратовской области.

Раскова откладывала распределение девушек по полкам, ожидая начала летных тренировок. К тому же, все девушки непременно хотели стать летчиками боевых машин, а требовалось набрать также штурманов и стрелков-радистов. Еще нужнее были механики, мотористы, вооруженцы, так как командир решила полностью укомплектовать части представительницами прекрасного пола. Марине Михайловне приходилось нелегко: большинство девушек мечтало пилотировать истребители. Она решила отобрать в истребительный полк самых лучших, после проверки техники пилотирования.

Первый период оказался достаточно сложным. Управлять массой людей, не знающих воинских порядков и не объединенных пока общим делом, было трудно. Переодетые в военную форму девушки находились на казарменном положении и привыкали к нему гораздо хуже мужчин. К тому же, сказывалась специфика женского коллектива — не обошлось без распрей и ссор. Майор Раскова нашла выход в сокращении свободного времени и напряженном штудировании уставов.

Мужчины с удивлением и недоверием отнеслись к женскому летному формированию. «Наломают дров» — таков был распространенный мужской вердикт. Пожалуй, наиболее непосредственно выразил общее мнение вооруженец старший лейтенант Мяло, который, узнав, что комиссар формируемой части также женщина, удивленно спросил: «Как? У вас есть даже политработники? Совсем как в настоящем полку?..» Такое отношение к летчицам будет преследовать женские авиачасти на протяжении всей войны, и девушкам часто придется воевать не только с «мессерами» и «Юнкерсами», но и с пренебрежением коллег-мужчин.

По прибытии в авиашколу начался отбор летчиц в соответствующие полки. 9 декабря из состава «части 122» был выделен истребительный полк, получивший порядковый номер «586». В его состав вошли первые 25 девушек, сдавшие экзамен по материальной части истребителя Як-1. Достаточно быстро назначив командиром 588-го нбап опытную Е.Д.Бершанскую и оставив 587-й бап за собой, Раскова долго не могла найти достойного кандидата на должность командира 586-го иап. Первое время обязанности командира этой части были возложены на одну из видных летчиц Осоавиа-хима, а в последующем командира 2-й эскадрильи Евгению Прохорову, прославившуюся в довоенное время своими рекордными полетами. На нее и инструкторов энгельсской авиашколы легла основная наггрузка по переучиванию личного состава женского истребительного авиаполка.

28 января 1942 г., после окончания курса наземной подготовки, в полк стали поступать долгожданные -Яки», и к 10 февраля в составе двух эскадрилий числилось 24 машины. Все они были в зимнем исполнении: на лыжных шасси, с утеплением агрегатов винтомоторной группы и с белой мелово-клеевой окраской. В конце января начались тренировки на Як-7, а уже потом — на Як-1. Они показали довольно высокий уровень подготовки летчиц и их огромное желание быть не хуже мужчин. Большая работа выпала на долю заместителя начальника училища по летной подготовке подполковника В.П.Петровича, лично проверявшего технику пилотирования большинства девушек.

Среди других выделялись Раиса Беляева и Валерия Хомякова. Последняя вылетела на Як-1 после 52 минут «провозных», тогда как другим, даже более опытным летчикам, для самостоятельного старта на скоростном «Яке» требовалось провести в воздухе с инструктором два с половиной часа. Хомякова получила отличные оценки по технике пилотирования в одном из тренировочных полетов, но в другом из-за неопытности переключила двигатель на пустые баки и истребитель, с заглохшим мотором, пришлось сажать на лед Волги. Хватало проблем и у других девушек.

В это же время женщины-механики проходили обучение и практику на летно-испытательной станции завода № 292. Надо сказать, что овладение специальностью авиатехника шло совсем непросто, так как некоторые будущие мотористы, а вернее сказать мотористки, впервые в жизни услышали на занятиях такие слова, как «картер» или «коленвал». Кроме того, работа механика тяжела даже для мужчины, что уж говорить про девушек, которым по долгу службы и двигатели приходилось менять, и хвост трехтонного истребителя переставлять, и вместо груза забираться на стабилизаторы при пробе мотора на стоянке. Причем выполнять все это требовалось вне зависимости от погоды — и на лютом морозе и при невыносимой жаре.

Надо сказать, что в начале 1942 г. по всему Поволжью стояли жгучие морозы, бушевали вьюги и метели. Испытать на себе все «прелести» новой военной профессии девушкам-механикам довелось штормовой ночью 30 марта, когда они были подняты по тревоге для спасения самолетов. Боевые машины могло опрокинуть шквальным ветром. Спасение заключалось в том, что несколько механиков ложились на стабилизатор и плоскости, прижимая их своим весом к земле и ожидая окончания непогоды. Когда порывы ветра стихли, фигуры людей были похожи на комья снега, но самолеты практически не пострадали. Впрочем, короткая передышка, выпавшая на долю механиков, была прервана в полдень, когда ураган разыгрался с новой силой. И снова последовала команда выйти на летное поле. Борьба со стихией шла до полуночи, когда промокшие и измученные девушки смогли, наконец, отдохнуть.

23 февраля был днем, богатым на события, — полк выполнил первый боевой вылет по прикрытию моста через Волгу, а бойцы пополнения из Саратова принимали присягу, причем некоторые чисто по-женски разрыдались. Приехавшая в тот же день из Москвы майор Раскова привезла приказ о присвоении воинских званий. Наконец произошло еще одно важное событие — 586-й иап обрел своего постоянного командира. На эту должность назначили Тамару Казаринову, сестру Милицы Казариновой, которая с первых дней была начальником штаба и ближайшим помощником Расковой при формировании всей группы.

В марте летчицы ожидали отправки в действующую армию, продолжая тренировки. Прошло уже более двух месяцев с момента окончания обучения, а про полк как будто и не вспоминали. Наконец, 7 апреля 1942 г. был получен приказ о вылете части через два дня в Москву для участия в ПВО столицы. Первая военная весна уже началась, снег быстро таял, и на промежуточном аэродроме Разбойщина «Яки» пришлось переставлять с лыж на колеса, которых в наличии не оказалось.

Вся эта «колесная» эпопея длилась целую неделю, и именно она стала причиной возврата полка под Саратов. В итоге 586-й иап весной 1942 г на фронт так и не попал. Видимо, командование, наученное горьким опытом первого периода войны, решило поберечь женский полк, уготовив ему более спокойную жизнь в системе ПВО тылового города. Настроение летного и технического состава было подавленным — все они, так рвавшиеся на настоящую войну, снова оказались «в глубинке».

14 мая 586-й иап перелетел на аэродром Анисовка и вошел в подчинение 144-й иад ПВО, осуществлявшей прикрытие железнодорожных объектов в районе Саратова. В состав дивизии помимо женского полка входил также 963-й иап. Все это время наши героини продолжали учебу, причем командование сделало упор на полеты ночью и на больших высотах. Чаще всего высотами патрулирования являлись 5000-6000 м. «Яки», как известно, не имели гермокабин, поэтому девушки должны были обладать отменной выносливостью и грамотно использовать кислородные приборы.

Своими силами пришлось модернизировать радиооборудование самолетов. Дело в том, что «Яки», состоявшие на вооружении полка, принадлежали к машинам первых серий и на них имелись только радиоприемники. Для работы в системе ПВО подобный недостаток считался недопустимым, и за три месяца радист Клавдия Волкова и инженер по спецоборудованию Вера Щербакова оснастили боевые машины передатчиками. Этим технический состав полка немало удивил приехавшую в августе с проверкой комиссию из Москвы.

Между тем, фронт все ближе подходил к границам Саратовской области. Ранее отмечались пролеты лишь отдельных вражеских разведчиков, но с первыми налетами бомбардировщиков дыхание войны стало вполне ощутимо. Первая настоящая боевая тревога в полку прозвучала в ночь на 25 июня, когда около дюжины Не.111 сбросили бомбы в районе аэродрома, а также на находившийся рядом завод шарикоподшипников. В следующую ночь налет повторили уже около 30 машин, разрушивших один из цехов завода. Зенитчики заявили об уничтожении трех неприятельских самолетов.

17 июня в полку случилась серьезная авария. Когда пара истребителей возвращалась с боевого задания, самолет Ольги Студенецкой вдруг перестал слушаться рулей. Неуправляемый «Як» перешел в отвесное пикирование, но летчице все же удалось выброситься с парашютом. Падающий самолет задел девушку, перебив ей правую ногу. Испытания на этом не закончились, так как, приземляясь, Студенецкая получила второй удар по сломанной ноге. Подняться она не могла, и парашют долго волочил ее по степи. Как показало расследование, причиной аварии был треснувший болт, который вывалился от вибрации и вывел из строя ручку управления самолетом. В дальнейшем, несмотря на тяжелое ранение, О.И.Студенецкая в авиацию все же вернулась, но не в истребительную, а в … полярную, и летала на У-2.

Трагически нелепый случай произошел в части 20 июля. При сопровождении транспортного Ли-2 у пары, состоявшей из летчиц Будановой и Смирновой закончилось горючее. Пришлось садиться в поле около города Сердобска. Посадка Будановой прошла удачно, а вот Як-1 Смирновой попал на пашню и скапотировал. Пролетев несколько метров вверх колесами, а потом, ударившись о землю хвостом и крылом, истребитель вновь принял нормальное положение. Летчица не пострадала. Однако вроде бы удачно закончившийся полет внезапно получил печальный финал. Увидев, что машина разбита, Лина Смирнова не смогла сдержать эмоций и покончила жизнь самоубийством. Этот поступок привел в состояние шока весь полк.

Последней потерей относительно спокойного для части лета 1942 г. стала Ольга Голышева, которая 16 августа погибла при проведении учебного воздушного боя, не успев вывести истребитель из отвесного пикирования.

Между тем тяжелая обстановка на фронте, сложившаяся в результате прорыва немецких войск к Сталинграду, привела к тому, что 9 сентября в Саратовской области было объявлено военное положение. На следующий день вся 1-я эскадрилья под командованием Раисы Беляевой убыла под Сталинград, а в составе 586-го иап сформировали новую, мужскую, которая пока не имела опыта, и требовались немалые усилия для введения ее в строй. Девушкам теперь приходилось не только нести боевое дежурство, но и передавать свой небогатый боевой опыт еще более «зеленым» молодым летчикам. А вскоре после прибытия мужской эскадрильи была зафиксирована первая победа не только 586-го иап, но и всей 144-й дивизии. Весьма символично, что эта победа оказалась на счету женщины.

Впрочем, успеху предшествовали не столь приятные события. В ночь на 23 сентября, при отражении налета на Саратов, зенитная артиллерия вела настолько плотный (хотя и неприцельный) огонь, что он не позволял своим истребителям приблизиться к прикрываемому объекту. Такая несогласованность действий привела к тому, что «Юнкерсы» уничтожили нефтеналивную баржу и безнаказанно ушли, оставив как грозное напоминание защитникам города полыхавшую от разлившейся нефти Волгу.

Этот налет вызвал незамедлительную реакцию руководства. В тот же день в Саратов из Москвы прилетел член Военного совета Западного фронта Н.А.Булганин. Он потребовал срочно навести элементарный порядок в вопросах взаимодействия войск ПВО. В частности, приняли решение, согласно которому с попаданием немецкого самолета в лучи прожектора зенитчики прекращают вести по нему огонь, давая возможность истребителям совершить атаку.

На следующую ночь, 24 сентября, сразу после получения сообщения постов ВНОС о приближении самолетов противника, в воздух ушла пара Як-1 586-го иап. Командир эскадрильи Евгения Прохорова вылетела с ведомой лейтенантом Валерией Хомяковой. Заметив в скрещении прожекторных лучей «Юнкерс 88», Хомякова приблизилась к нему и дала очередь по кабине. Стрелок, ослепленный ярким светом, открыл ответный огонь, но безрезультатно.

Летчик бомбардировщика, видимо, был убит сразу, поскольку немецкий самолет резко накренился вправо, а потом вошел почти в отвесное пике.

Преследуя «Юнкерс», Валерия выпустила еще одну очередь, но опасаясь столкновения с землей, вскоре выровняла машину.

После этого, по рассказу Хомяковой, подвели прожектористы, которые слишком рано гасили свои осветительные приборы. После 45 минут боя летчица, наконец, вернулась на аэродром и только здесь узнала о сбитом бомбардировщике. Первой о победе ей сообщила механик Екатерина Полунина, совсем не по-уставному расцеловавшая своего командира с криком: «Душечка, вы «хейнкеля» сбили!». Вылет Прохоровой оказался не столь успешным. Шесть раз она заходила в атаку на два Ju.88, почти прижав их к земле, но тут в самый неподходящий момент отказало вооружение. Евгения переживала неудачу очень эмоционально. Чуть не плача, командир эскадрильи заявила, что не откажи пушка и пулеметы, «еще два гада остались бы здесь навсегда».

Как следовало из немецких документов, 20 сентября 1942 г. на аэродроме Тацинская командир эскадры KG76 полковник Э.Борман получил приказ перебазировать первую группу на север для участия в боях между озерами Ильмень и Ладога, а двумя оставшимися провести налеты на военные объекты Саратова. Германское командование считало рейды на волжский город успешными, но утром 25 сентября одна машина (JU.88A-4 № 144010) на аэродром не вернулась. Все четыре члена экипажа во главе с командиром 7-го отряда оберлейтенантом Г.Мааком считались пропавшими без вести. Несмотря на ночное время, немецкие летчики зафиксировали атаки советских истребителей, наблюдали падение самолета своего товарища и даже составили отчет о тактике русских в этом бою.

Успех Хомяковой на некоторое время охладил пыл германских экипажей — налеты на Саратов прекратились. Победительница же утром 25 сентября полетела на место падения вражеского самолета вместе с командиром 144-й дивизии подполковником М.Н.Нога. Представшая перед ними картина произвела на летчицу тяжелое впечатление:

«Все четыре человека убиты и лежат в разных позах. Парашюты около них распущены, но не раскрыты».

Тем не менее, проявив женскую практичность, она забрала парашюты для пошива шелкового белья и вернулась в полк, где первая победа была отпразднована с водкой и арбузом.

Радости сослуживцев не было предела, так как Валерии удалось одержать первую и к тому же ночную победу в небе Саратова. Каждый, кто встречал Хомякову в гарнизоне, считал своим долгом поздравить ее.

Три корреспондента замучили летчицу, беспрестанно ее фотографируя, и даже, что было необычно для военных лет, — в гражданской одежде. Правда, такая «вольность» была разрешена только иностранным журналистам, что само по себе выглядело довольно забавно.

За этот бой В.Д.Хомяковой присвоили очередное воинское звание «старший лейтенант», она получила денежную награду в 2000 рублей и была назначена командиром 3-й эскадрильи. 29 сентября летчице разрешили поездку в Москву для получения ордена красного Знамени. Эти дни были самыми счастливыми в ее недолгой жизни, хотя заслуженную награду Хомякова получить не успела — она торопилась в полк.

К сожалению, жизнь Валерии Хомяковой оборвалась всего через две недели. В ночь с 5-го на 6-е октября 1942 г. она погибла. После возвращения из Москвы Валерия сразу была назначена на дежурство вместо заболевшей летчицы, хотя и сама жаловалась подругам на усталость. При ночном взлете по тревоге из-за отсутствия видимых ориентиров она начала набор высоты с правым креном и разворотом, что в конце концов привело к столкновению с землей.

Расследовавшие катастрофу командир, военком и начальник штаба 144-й иад пришли к выводу, что основной причиной гибели летчицы стал недостаток практики «слепых» полетов и слабое руководство со стороны командования части. В отчете комиссии говорится, что при норме в 7-8 тренировочных «слепых» полетов Хомякова реально совершила только один, да и тот в кабине УТ-2.

Однако механику «Яка» Хомяковой Е.К.Полуниной пришлось в начале октября 1942 г. проводить 50-часовые регламентные работы, что говорило о большом налете Валерии, в том числе и ночью. К тому же, дальнейшее развитие событий показало, что дело было не только в нехватке опыта. Вылет по тревоге в ту трагическую ночь был проверкой боеготовности ночных истребителей. При этом соседний с женским 963-й иап показал себя не лучшим образом. Так, взлет с аэродрома Ртищево дежурных истребителей проходил «крайне медленно и долго», а с аэродрома Разбойщина дежурные истребители поднялись за 20 минут. Только пара 586-го иап взлетела за положенные две минуты, но, возможно, именно эта поспешность и стала причиной трагедии.

Гибель Хомяковой послужила поводом к радикальной смене руководства полка и общим оргвыводам по 144-й иад. Приказом генерал-лейтенанта М.С.Громадина командир 586-го иап Т.Д. Казаринова была отстранена от руководства полком как не справившаяся с должностью. В вину ей вменялись не только гибель двух летчиц и пять аварий, но и создание в полку нездоровой атмосферы, а также запугивание личного состава, результатом чего стало самоубийство Л.И.Смирновой. Надо сказать, что Тамару Казаринову в коллективе недолюбливали, и многие беды, выпавшие на долю части, связывали с ее именем. Так, отправку 1-й эскадрильи под Сталинград ветераны 586-го иап склонны объяснять желанием Казариновой избавиться от непокорных летчиц. В итоге командование решило, что для наведения порядка все же требуется крепкая мужская рука. 22 октября 586-й иап возглавил майор А.В.Гриднев, который и командовал полком до конца войны. Кроме того, сменились заместитель комполка по политической части, штурман и старший инженер.

Но никакой командир не мог оградить летчиц от опасностей, с которыми неразрывно связана летная профессия. 3 декабря 1942 г. еще одно трагическое событие унесло жизнь командира 2-й эскадрильи Е.Ф.Прохоровой, исполнявшей обязанности командира 586-го иап в период формирования. Инструктор аэроклуба Евгения Прохорова с июля 1936 г. занималась летной работой. Она ежегодно участвовала в воздушных парадах. За 1940 г. отважной спортсменке покорились два национальных рекорда (дальности и высоты) на планере «Рот-Фронт-7». «Женя летала очень красиво, выполняя сложные фигуры, как ни один из мужчин, — вспоминала ее подруга В.М.Лисицына. — Она обладала своим почерком, без преувеличения, виртуозно управляя новейшим «Як-1».

При сопровождении из Куйбышева в Оренбург «особо важного» самолета Ли-2, пассажиром которого был член Ставки ВГК Л.П.Берия, шестерка Як-1 попала в зону сильного тумана. Попытка пробить облачность вниз едва не стоила жизни командиру группы Виталию Белякову, который, собрав группу, решил вести ее к Оренбургу. Внезапно Прохорова, не обращая внимание на сигналы ведущего (видимо, радио на ее истребителе отказало) сама попыталась определить нижнюю кромку облачности. «Як» вошел в полосу тумана, и больше его никто не видел. Как потом выяснилось, на снижении истребитель столкнулся с гребнем возвышенности. Полет оставшейся пятерки «яков» также едва не закончилась трагически, поскольку Оренбург закрыло туманом. Только случайно обнаруженное «окно» позволило всем пяти самолетам совершить вынужденную посадку на фюзеляж в 40-60 км от города. В аналогичных метеоусловиях 4 января 1943 г потерпел катастрофу самолет Пе-2, на котором летела майор М.М.Раскова.

Когда основной состав 586-го иап защищал небо Саратова, 1-я эскадрилья, убывшая под Сталинград, попала в самое пекло. Напомним, что подразделение перебросили в район боев 10 сентября, то есть в один из самых критических дней обороны города. Восемь летчиц прилетели на своих истребителях, а технический персонал перебросили в бомболюках СБ. К тому времени немецкие войска ворвались в Сталинград, разрезав оборону 62-й армии на несколько частей, а в некоторых местах им удалось выйти к Волге. Создавшееся положение грозило потерей города. Над Сталинградом ежедневно шли ожесточенные воздушные бои, причем немецкая авиация обладала господством в воздухе.

Летчики других полков, вероятно, испытали некоторый шок, когда прибыла женская эскадрилья, да еще на истребителях. Но в составе единого подразделения девушкам воевать не пришлось. Опасаясь, что они могут погибнуть в первых же боевых вылетах, командование прикрепило оба звена 1-й эскадрильи к наиболее сильным истребительным полкам, действовавшим тогда под Сталинградом. Звено Раисы Беляевой попало в 437-й иап, а звено Клавдии Нечаевой приземлилось у совхоза «Сталинградский», где базировался уже знаменитый 434-й авиаполк. И здесь отношение «сильного пола» к летчицам было сочувственно-пренебрежительным. «Перебьют вас совсем еще молодых», — угрюмо замечали мужчины.

Еще более откровенно высказался командир 434-го иап майор И.И.Клещев: «Больно мне видеть женщину на войне. Больно и стыдно — будто мы, мужики, не можем оградить вас от этого неженского дела».

Чувства командира полка можно понять. Зная не понаслышке о мастерстве немецких пилотов, он был не склонен предаваться иллюзиям. К девушкам отнеслись, как к молодому пополнению, постепенно вводя их в боевой строй. Первыми на боевые задания (естественно, в роли ведомых) стали летать две Клавдии — Нечаева и Блинова. Это произошло вскоре после учебного воздушного боя между Клещевым и Нечаевой, в котором она, хоть и сорвалась в конце концов в штопор, тем не менее сумела показать командиру полка все мастерство пилотажа, на которое была способна. Но отважной летчице пришлось повоевать совсем недолго -уже 17 сентября Клавдия Нечаева погибла в бою с «Мессершмиттами», прикрывая ведущего капитана И. Избинского.

В это время звено Р.В.Беляевой получило приказ перебазироваться на аэродром Верхняя Ахтуба. Истребители приземлились на пустынном поле, где не было видно ни людей, ни самолетов. Причина выяснилась очень скоро — по аэродрому открыла огонь немецкая артиллерия! Женскому звену пришлось срочно взлетать под обстрелом и снова возвращаться на свой аэродром в Анисовку, где они и получили новый маршрут на аэродром Средней Ахтубы. Летчики базировавшегося здесь 437-го иап в точности повторили реакцию «клещевцев»: «Посмотрим вашу технику пилотирования!».

Такое недоверие вывело из себя Беляеву, которая буквально взорвалась от негодования: «Ну, я им сейчас покажу!».

В итоге над аэродромом сошлись в учебном бою Як-1 Беляевой и Ла-5 летчика, фамилию которого история не зафиксировала. В результате Рае все же удалось зайти в хвост своему обидчику, и все бы ничего, но в этот момент показались два «мессера». Увлекшись «боем» между собой, советские авиаторы немцев не заметили. Только предупредительный окрик с земли по радио: «Уходите!» — заставил их оглянуться и выполнить разворот навстречу противнику. В результате «Мессершмитты» скрылись, а летчик Ла-5 совершил вынужденную посадку на «живот». «Победу» засчитали Беляевой.

Полк нес серьезные потери, особенно в материальной части, и самолетов на всех не хватало. Бои под Сталинградом отличались особым напряжением. Скидок на женские слабости враг не давал. Так, в одном из боев командир эскадрильи Р.В.Беляева в паре с ведомой М.М.Кузнецовой нарвались на дюжину «Мессершмиттов». Два «Яка» при шестикратном превосходстве противника выдержали 20-минутный бой до подхода помощи.

В состав 1-й эскадрильи входили две летчицы, имена которых стали потом широко известны — Екатерина Буданова и Лилия Литвяк. По архивным данным они уничтожили под Сталинградом пять немецких самолетов, а всего к августу 1943 г. — 12. Сержант Литвяк, которую все звали просто Лиля, добилась своей первой победы уже во втором боевом вылете 27 сентября. Прикрывая Сталинград, группа комдива-287 полковника С.П.Данилова встретила две пятерки бомбардировщиков над тракторным заводом. Литвяк прикрывала командира 437-го иап майора М.С.Хвостикова, но, когда ведущего постигла неудача, сама перешла в атаку, сумев поджечь Ju.88 с дистанции всего 30 метров.

Сбитый «Юнкерс» оказался единственной победой летчицы под Сталинградом. Она совершила около 70 боевых вылетов, из них 55 — на патрулирование в районе аэроузла Житкур, и считалась достаточно опытным бойцом. Казалось, еще недавно Лиля летала в аэроклубе. Осенью 1941 г. ее приняли в группу Расковой, и 13 января летчица выполнила первый самостоятельный вылет на Як-1. Достаточно быстро освоив высотные полеты, она научилась справляться со штопором, выполнять другие фигуры высшего пилотажа. В конце мая 1942 г. Литвяк писала домой: «Все настолько уверены в своих силе и энергии, что считают присутствие на передовых позициях необходимымиВсе рвутся, рвутся в бой, а я больше других. Я в долгу не останусь. Если потребуется, то положу все силы для общего блага». И слова девушки не расходились с делами.

На счету ее подруги Екатерины Будановой осенью числилось два «восемьдесят восьмых», уничтоженных 2 и 6 октября 1942 г. Она по праву считалась одной из наиболее опытных летчиц, сражавшихся на фронте. Действительно, огромное желание летать привело 17-летнюю Катю в секцию парашютного спорта. В 1934 г. она заканчивает пилотскую программу, а два года спустя — инструкторскую. Немногие мужчины-истребители могли соревноваться с девушкой по суммарному времени, проведенному в кабине самолета. Е.В.Буданова не только летает, но и воюет успешно. 10 декабря старший лейтенант результативно провела «свободную охоту» и сумела поджечь сразу два Bf.110! К середине января 1943 г. обе летчицы были переведены в 296-й иап и уже там получили первые боевые награды — ордена Красной Звезды. В свой полк они больше не вернулись.

По-другому сложилась судьба второго звена 1-й эскадрильи. После вывода 434-го иап в тыл на переформирование, оставшимся трем девушкам начальник инспекции ВВС полковник В.И.Сталин предложил пройти подготовку по особой программе — выполнить 100 вылетов на воздушный бой. Это позволило бы им получить необходимые знания по тактике и затем сражаться с германскими асами. Но этим планам не суждено было сбыться, так как прибывший вскоре на аэродром генерал-полковник Д.А.Новиков приказал вернуть летчиц обратно в 586-й иап. Исполнить приказ командующего ВВС пришлось только Ольге Шаховой. Лебедева и Блинова, воспользовавшись тем, что в соседнем 653-м иап не хватало по штату двух летчиков, остались на фронте.

После победы на Волге во фронтовых частях остались Буданова, Литвяк, Лебедева и Блинова. В феврале 1943-го летчицы Шахова, Беляева, Демченко и Кузнецова должны были вернуться в 586-й иап. Но и они в конце концов решили остаться на передовой. Только вызов всей четверки в Москву и сильный нагоняй, полученный от командующего истребительной авиацией ПВО генерала А.С.Осипенко, напомнил девушкам, что приказы надо выполнять. Но внезапно летчицы получили поддержку в лице командующего войсками ПВО генерала М.С.Громадина, потребовавшего по заслугам отметить отличившихся в кровопролитной битве. Девушкам вручили «Яки» с дарственными надписями «От женщин Монголии — фронту!», на которых они и вернулись в родную часть.

Любопытный эпизод произошел после завершения Сталинградской операции. Кадры кинохроники, где были запечатлены подвиги советских летчиц, просмотрели их английские коллеги. Вскоре один из британских офицеров прислал письмо. На конверте значилось: «СССР, русской девушке, сражающемуся пилоту, Марии Кузнецовой». Долго письмо искало адресата, пока не попало в 586-й иап. В полку служили две Марии Кузнецовы, Только после вскрытия конверта, коллективного чтения письма и перевода с английского стало ясно: послание предназначалось Марии Михайловне Кузнецовой, отличившейся в боях на Волге. Между прочим, летчик-союзник предлагал девушке руку и сердце. Но Мария побоялась даже взять письмо в руки, опасаясь держать ответ «за связь с заграницей».

В феврале 1943 г. полк вошел в состав 101-й иад ПВО и перебазировался на аэродром Придача в районе только что освобожденного Воронежа. Разрушенный город произвел тяжелое впечатление, особенно на девушек, впервые увидевших страшные следы войны. Воронеж лежал в руинах, среди которых причудливо возвышались закопченные «скелеты» несуществующих зданий. Близлежащие поля и река Воронеж были завалены тысячами трупов русских и немецких солдат, вмерзших в снег и лед.

Аэродром Придача, расположенный около воронежского авиазавода, обладал небольшими размерами.

К тому же при отходе наши установили на территории завода особые деревянные мины, которые не смогли обнаружить миноискатели. На одной из таких мин подорвался полковой бензозаправщик, при этом получила ранения младший лейтенант Акимова.

Вызванные саперы с собаками искали и уничтожили оставшиеся мины до конца марта.

Основной задачей полка стало патрулирование над железнодорожными мостами через реки Дон и Воронеж. Период базирования здесь был одновременно и самым напряженным, и самым результативным для девушек. С большой нагрузкой трудились не только летчицы, но и техники, мотористы, вооруженцы, среди которых выделялись своими знаниями и профессионализмом Е.Д.Борак, В.В.Кислица, М.М.Мужикова, Е.К.Полунина, Н.Н.Шебалина, А.А.Эскина и другие.

В апреле полк получил пополнение — девять летчиц, наскоро закончивших пензенское авиаучилище, которые на первых порах весьма неуверенно чувствовали себя в кабинах истребителей. Особенно страшно становилось при выполнении «молодняком» учебных стрельб по наземным мишеням вблизи аэродрома — казалось, не обойдется без жертв среди техсостава. Но пронесло. Обучала новобранцев на «спарке» Як-7В, а затем и на Як-1 командир звена младший лейтенант В.М.Лисицына. Также несколько полетов по маршруту выполнила старший лейтенант О.Н.Ямщикова. Благодаря опытным летчицам подготовка пополнения велась основательно и к июлю девушек можно было самостоятельно выпускать на боевые задания. Естественно, они летали в паре со старшими по званию и возрасту.

Однажды в полку произошло ЧП. Его разбор показал, что некоторым девушкам, так же, как и молодым парням, порой свойственно ухарство. При выполнении тренировочного полета на У-2 младший лейтенант А.И.Яковлева пыталась пролететь под линией электропередач вблизи железной дороги. Трюк не удался: «кукурузник» порвал верхним крылом телеграфную линию, зацепил колесами насыпь и, сделав сальто, упал на рельсы. Находившаяся во второй кабине Валентина Волкова чудом отделалась ушибами. Повезло и виновнице происшествия Антонине Яковлевой — ее травмы оказались не очень серьезными. Зато майор Гриднев строго наказал за воздушное хулиганство: Яковлеву разжаловали в рядовые и на несколько месяцев перевели в мотористы.

Командование определило как основную боевую задачу женского полка дневной и ночной перехват бомбардировщиков противника, совершавших налеты на железнодорожные узлы Отрожки, Лиски и Касторное. Чтобы помешать врагу, требовалось добиться согласованных и грамотных действий истребителей во взаимодействии с другими частями ПВО. Поэтому для выполнения задачи ночью привлекались наиболее опытные летчицы: Тамара Памятых, Галина Бурдина, Валентина Лисицына и Клавдия Панкратова. И все же тактика перехвата скорее походила на «отпугивание» немецких бомбардировщиков. Наводимые по радио с земли, девушки открывали огонь из бортового оружия, заставляя «Юнкерсы» сворачивать с боевого курса, но почти никому из летчиц не удавалось добиться попаданий.

Тем не менее боевой счет полка, с сентября 1942-го (после победы Хомяковой) надолго застывший на «единице», постепенно стал расти. Уже 19 марта 1943 г. состоялся первый напряженный бой пары Памятных — Сурначевская с двумя группами немецких бомбардировщиков Ju.88 и Do.215, пытавшимися бомбить станцию Касторная с высоты около 5000 м. Всего посты ВНОС насчитали 42 бомбардировщика (хотя в подобных ситуациях возможен «повторный счет»). Советским истребителям удалось провести несколько успешных атак, в результате чего девушки одержали, по нашим данным, четыре победы. Согласно докладам участниц боя, два бомбардировщика взорвались в воздухе (причем, их обломков найти не удалось), а еще два горящими упали на землю. Бомбежка противника была сорвана. Правда, немцы признают потерю в тот день и в том районе только одного самолета – «Мессершмитта» Bf.110, возможно, эту двухмоторную двухкилевую машину наши летчицы приняли за бомбардировщик Do.215.

При преследовании уходящих вражеских самолетов «Як» Тамары Памятных был сильно поврежден огнем воздушных стрелков. Летчице пришлось выпрыгнуть с парашютом. Ведомая Раиса Сурначевская не оставила в беде своего командира и приземлилась рядом. Находясь под впечатлением только что прошедшего боя и вытирая кровь со щеки, Памятных встретила подругу словами: «А станцию мы все же отстояли и четырех фрицев сбили!» В это время в полку отважных летчиц уже считали погибшими.

Позднее Т.У.Памятных и Р.Н.Сурначевская были удостоены орденов Красного Знамени.

Удачным для полка днем стало 29 апреля. Продемонстрировав отличную технику пилотирования и огневую подготовку, командир полка майор А.В.Гриднев на глазах подчиненных сумел отправить на землю между Воронежем и Гремячье бомбардировщик Ju.88. Еще один такой самолет сбила пара в составе И.И.Ольковой и О.А.Яковлевой.

14 мая Тамаре Памятных и Ольге Яковлевой удалось подбить очередной «Юнкерс». Во время этого боя Яковлева получила тяжелое ранение в локоть, но сумела посадить машину.

В последний день весны командование Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО представило 101-ю иад (командир полковник А.Т.Костенко), а также входившие к этому времени в соединение: 487-й, 586-й, 826-й, 894-й, 907-й и 910-й особого назначения иап к гвардейскому знамени, но положительное решение получено не было.

8 июня 1943 г. командир 9-го Воронежского иак генерал С.Г.Король отдал приказ майору А.В.Гридневу начать прикрытие войск Степного фронта, которые в обстановке строгой секретности развертывались к востоку от ставшей знаменитой спустя месяц Курской дуги. Перед командиром 586-го иап поставили конкретные задачи — не допускать полетов разведчиков над частями и соединениями фронта, а также налетов бомбардировщиков на фронтовые коммуникации. Для их выполнения одна эскадрилья теперь находилась в постоянной боевой готовности на случай налета бомбардировщиков, а еще две пары истребителей патрулировали на больших и средних высотах, ведя поиск разведчиков. Нагрузка на личный состав резко возросла.

Чтобы успешно вести перехваты, летчицы часто вылетали с аэродромов-засад. Многие девушки из пензенского пополнения научились быстро взлетать и хорошо ориентироваться в небе, но почти все жаловались на недостаточную огневую мощь Як-1, что нередко позволяло немецким самолетам безнаказанно уходить. Действия в прифронтовой полосе значительно повысили риск попадания под удар немецких истребителей, которые нередко сопровождали бомбардировщики. Об этом приходилось помнить, поднимаясь в воздух по сигналу тревоги. Тем не менее, неожиданная встреча 14 июня 1943 г. пары истребителей 586-го иап с группой вражеских самолетов завершилась, пожалуй, наиболее успешным боем в истории полка.

Утром посты ВНОС и локатор РУС-2 обнаружили самолет противника, приближающийся к охраняемому району с юга. В 9 ч 59 мин с воронежского аэродрома в небо ушла пара истребителей 586-го иап. Ведущий Як-1 пилотировал сам комполка Гриднев, а ведомым Як-7б управляла Б.М.Лисицына, часто летавшая вместе с командиром. Несмотря на то, что все небо было затянуто оплошной облачностью, «Яки», наводимые по рации с земли, настигли Ju.88 в районе Тербуны. «Юнкерс» шел за облаками на высоте 6800 м, в то время как истребители оказались на 800 м выше.

Первый удар наносился с двух направлений — командир атаковал сверху слева, его напарница — сверху справа. Вероятно, в этой атаке был убит стрелок, так как «Юнкерс», не открывая огня, начал совершать резкие маневры, стремясь оторваться от погони и «нырнуть» в облачность. Но тут последовала вторая, еще более удачная атака, в результате которой правый двигатель «восемьдесят восьмого» загорелся. «Немец» все же успел войти в облако, но спастись ему не удалось. Пройдя сквозь белое марево, Лисицына обнаружила рядом с собой «Юнкерс» и обстреляла его в третий раз. В этот момент Гриднев заметил над кабиной своей ведомой огненную «трассу» и разворачивающийся для новой атаки «Фокке-Вульф». Немецкий истребитель оказался почти рядом; расстояние до его фюзеляжа не превышало 50 м. Выпустив две очереди, майор увидел, как «фоккер» задымил и пошел к земле, А рядом падал добитый Лисицыной Ju.88.

Однако испытания на этом не кончились. Из облаков «выскочили» еще два FW.190 и пошли в атаку на самолет Гриднева. Бой принял маневренный характер. Пытаясь достать врага на вираже, майор израсходовал остатки боекомплекта. Преследуемый одним из «Фокке-Вульфов», он вошел в облако, но, выйдя из него, снова был атакован спереди другим FW.190. Для командира полка сложилась смертельно опасная ситуация — на безоружном самолете против двух противников, один из которых «повис» в хвосте, а другой атакует в лоб. Решение созрело мгновенно. Резко взяв ручку на себя, Гриднев «свечой» ушел вверх. Оглянувшись, он увидел далеко внизу яркую вспышку взрыва. Летчик решил, что два атаковавших его «Фокке-Вульфа» столкнулись на встречных курсах.

Между тем, в 586-й иап пришло известие, что командир полка погиб в воздушном бою с четырьмя немецкими истребителями. К счастью, информация оказалась ложной и вечером командирский «Як» вернулся на свой аэродром, Гриднев, в свою очередь, считал, что Лисицыну сбили. Только посадив самолет и увидев ведомую целой и невредимой, командир смог, наконец, перевести дух. Не только огнем пушек и пулеметов, но и благодаря необычайному везению удалась уничтожить четыре немецких самолета. Об этом удивительном воздушном бое 27 июня 1943 г. написала газета «Правда».

Согласно немецким данным, 14 июня 1943 г. разведчик Ju.88D-1 №430608 из отряда 2(F)./22, который пилотировал лейтенант Г. Вайс, пропал без вести в районе Воронежа. Видимо, именно его сбили совместными атаками Гриднев и Лисицына. Не избежало потерь и штабное звено эскадры JG51 «Мельдерс», которое вело в этом квадрате «свободную охоту». Командиру 586-го иап удалось поджечь FW.190A-5 №151215 лейтенанта А.Марольда. Немецкий истребитель повернул на запад, пытаясь дотянуть до своих, ушел под облака и вдруг взорвался. Этот взрыв А.В.Гриднев и принял за столкновение двух других «Фокке-Вульфов».

С началом Курской битвы полк продолжал выполнять задачу по прикрытию тыловых объектов Степного фронта. Утром 11 июля 1943 г. пара Р.В.Беляева-М.М.Кузнецова атаковала и серьезно повредила в районе Гремячье разведчик Ju.88, который с горящим мотором исчез в грозовой туче на высоте 800 м. С большой долей уверенности можно сказать, что летчицы сбили одного из двух разведчиков из отряда 2(F)./22, пропавших в тот день без вести в этом районе. Удачный воздушный бой Раисы Беляевой оказался последним — через восемь дней командир эскадрильи погибла. Возвращаясь с боевого задания она потерпела катастрофу над аэродромом Придача.

Летом 1943-го в полку внезапно вспыхнула эпидемия малярии, с которой никак не могли справиться. Для оздоровления экипажей штурман дивизии полковник Урдия придумал собственный оригинальный метод лечения — он предложил возить больных на Як-6 в зону пилотирования. Действуя по принципу «клин клином вышибают», штурман заводил самолет в облако, где и начиналось «лечение» самолетной тряской. Впрочем, охотников бороться с болезнью таким своеобразным способом оказалось немного, и с малярией в конце концов справился специально вызванный из Москвы врач.

Базироваться у Воронежа полк продолжал до сентября 1943 г., занимая отдельными подразделениями или всем составом аэродромы Придача, Касторное, Солнцево, Щигры и Курск-Восточный. Это был наиболее успешный период в истории части. Здесь летчицы 586-го иап совершили 934 самолето-вылета, уничтожив, по нашим данным, 10 самолетов противника — три FW.190 и семь Ju.88. За летний период полк потерял двух летчиц — одна погибла в авиакатастрофе и одна получила тяжелое ранение.

Вскоре после летних боев командование 9-го иак по приказу командующего ПВО генерал-полковника М.С.Громадина вновь подготовило документы на представление 586-го иап к гвардейскому званию. Отмечалось, что по многим показателям женский полк вышел на первое место в корпусе. В это время кинодокументалисты сняли о девушках фильм, а личному составу сшили новое обмундирование. Однако и на этот раз полк не получил звания «гвардейский». По одной из версий, женский полк и их командира недолюбливали генерал А.С.Осипенко и снятая с должности, но продолжившая работу в штабе ПВО майор Т.А.Казаринова. Но более вероятно, что Сталин не смог простить войскам ПВО серьезные разрушения военных объектов приволжских городов, в том числе в Саратове и Горьком.

Перебазировавшись в сентябре на Курский аэроузел, женский полк продолжал успешно прикрывать тыловые объекты. Тогда девушкам стала известна судьба четырех их подруг, оставшихся на фронте после Сталинграда Они стали гвардейцами в 65-м и 73-м гв. иап, но бои лета 1943 г. сложились для них трагически. Все четыре оказались сбиты в воздушных боях, три из них погибли. 17 июля в районе Знаменское — Гнездилово очереди «Фокке-Вульфов» оборвали жизнь гвардии младшего лейтенанта Антонины Лебедевой. Через два дня не стало старшего лейтенанта Екатерины Будановой, которая погибла в бою над селом Новокрасновка Луганской области.

В полку успели полюбить отважную девушку, которую многие шутливо называли «Володькой». Ей первой среди женщин доверили вести «свободную охоту». «Смерть гвардии ст. лейтенанта Екатерины Васильевны Будановой не может никого оставить равнодушным. —отмечалось в некрологе, опубликованном в газете «Сталинский воин» 23 июля. — Ее гибель большая потеря для истребительной авиации. Те, кто знал ее, никогда не забудут ее светлый образ. Она была отличным товарищем, отличным бойцом, верной дочерью своей Родины, которую защищала до последней капли крови, до последнего вздоха». Летчица одержала шесть побед лично и четыре в группе. Звание Героя Российской Федерации Е.Б.Будановой присвоили посмертно 1 октября 1993 г.

Последней жертвой трудного лета 1943-го стала гвардии лейтенант Лилия Литвяк. 1 августа, после двух последовательных атак четверки «Мессершмиттов» со стороны солнца, ее истребитель был сбит и упал за линией фронта, в 2 км северо-восточнее села Мариновка. Гибель летчицы наблюдал ее ведомый А.Евдокимов, но впоследствии этот факт окружали легенды и домыслы. Так, один из летчиков 2-го иап, вернувшийся в часть после вынужденной посадки на территории врага (старший сержант с характерной фамилией Баламут), рассказал при опросе: «через два или три дня местные жители мне рассказывали, что в районе Чистяково приземлился советский истребитель, который пилотировала худенькая, беленькая, прямоносая девушка. Как только она приземлилась, ее забрали немцы на легковую машину и увезли с собой». Этот рассказ был отражен в политдонесении 6-й гв. иад за 29 августа 1 943 г. Начальник политотдела дивизии подполковник Дороненков сделал вывод: в плен попала Лилия Литвяк из 73-го гв. иап, которая не вернулась с боевого задания. Однако другие свидетельства (в частности, доклад ведомого Литвяк Евдокимова), не подтвердили эту версию. Никаких немецких документов, подтверждающих или опровергающих пленение советской летчицы, также не сохранилось.

Подробное изучение документов ЦАМО РФ бывшим техником звена Е.К.Полуниной позволило документально подтвердить пять побед лейтенанта Л.В.Литвяк. Отважная летчица 5 мая 1990 г. посмертно была удостоена звания Героя Советского Союза.

Драматическая судьба выпала на долю Клавдии Блиновой, которой посчастливилось остаться в живых.

При сопровождении шестерки Ил-2 в районе Орла 4 августа четыре «Яка» 65-го гвардейского иап были атакованы четырнадцатью FW. 190. В этом тяжелом воздушном бою был сбит и погиб ведущий группы старший лейтенант Ковенцов. После точной очереди немецкого истребителя «Як» Блиновой сильно тряхнуло и он стал разваливаться прямо в воздухе. «Какоето время я падала вместе с кабиной, зажав в руке бесполезную теперь ручку управления. Страха не было. Была одна четко работающая мысль: «Жить, жить!..», — вспоминала девушка.

Летчице удалось выпрыгнуть с парашютом из горящих обломков самолета, но она приземлилась в расположении противника и попала в плен. На допросе, чтобы скрыть свое настоящее имя, она назвалась именем погибшей недавно А.Лебедевой. Вскоре пленных летчиков в железнодорожном составе отправили на запад, но по дороге восьми бойцам, в том числе и Клаве, удалось бежать. Только через 20 дней после рокового боя, выдержав трудный переход по немецким тылам, она попала в расположение своих войск. Пройдя «спецпроверку», лейтенант К.М.Блинова продолжала летать в 65-м гв. иап до ноября 1945 г.

В конце сентября 1943 г. трофеями наступавшей Красной Армии стали документы разведывательного отдела 18-й немецкой моторизованной зенитной дивизии, занимавшей двумя месяцами ранее оборону в районе Орла. В них нашел отражение успешный воздушный бой летчиков эскадры «Мельдерс» против советских «Яков», произошедший на глазах немецких зенитчиков, а также протокол допроса русской летчицы, сбитой на Як-1. Со слов пленной немцы узнали только, что она осталась единственной женщиной-истребителем на центральном участке фронта и имела к моменту роковой схватки 15 боевых вылетов. Видимо, никаких других данных нацисты получить от «Лебедевой» не смогли.

Однако вернемся в 586-й иап. Осенью 1943-го полк усилился качественно и количественно. Поступили новые истребители Як-7б и Як-9Д. В составе части сформировали третью эскадрилью — мужскую, которую возглавил капитан А.Ф.Коковихин. В ноябре, сразу после освобождения Киева, часть перебросили на аэродром Жуляны. Здесь главной задачей летчиц стало прикрытие столицы Украины и переправ через Днепр.

В январе 1944 г. крупное сражение развернулось в районе Корсунь-Шевченковского, где удалось окружить значительную группировку немецких войск. В начале февраля 586-й иап принял участие в этих боях, штурмуя войска противника. Атакам подвергались не только колонны немецких войск, но и аэродромы, на которых концентрировались транспортные Ju.52, снабжавшие окруженных.

4 февраля задание по штурмовке аэродрома успешно выполнили командир полка Гриднев, его помощник пo ВСС Дураков, а также летчицы Памятных, Акимова, Бурдина, Батракова, Демченко. Наша группа приблизилась, когда Ju.52 готовились взлетать, вывозя солдат и офицеров из окружения. Один из стрелков «Юнкерса» успел открыть огонь из турельного пулемета. Однако лейтенант Демченко не отвернула свой «Як» и меткой очередью подожгла вражескую машину. Незадолго до этого вылета комполка подписал наградной лист к ордену Красного Знамени на А.Н.Демченко. В документе отмечалось, что она «выполняя задачу по прикрытию объектов и наземных войск, не ждала прихода самолетов противника, а искала встреч с ними». К 12 января 1944 г. летчица совершила 191 боевой вылет и провела восемь боев, не позволив самолетам противника прорваться к цели.

До конца марта часть выполнила 279 самолето-вылетов и уничтожила шесть самолетов противника. Наиболее удачный воздушный бой провела пара А.В.Гриднев-Г.П.Бурдина, сбившие по одному Bf. 109 каждый, а также один Ju.52 совместными усилиями.

К весне 1944 г. линия фронта значительно продвинулась на запад и полк перебазировался на аэродром Житомир-Скоморохи. Его задачей теперь стало прикрытие движения воинских эшелонов, следовавших через Житомир. За апрель летчики 586-го иап уничтожили в воздушных боях два самолета. Вновь отличичилась младший лейтенант Бурдина, которая в ночь на 10 апреля 1944 г. в районе станции Коростень сбила Ju.88. Еще один «Юнкерс» уничтожил 21 апреля капитан Н.К.Дураков. Надо сказать, что двухмоторные Ju.88 составляли большую часть самолетов, сбитых авиаторами ПВО, поскольку эти машины являлись у немцев самым распространенным типом бомбардировщика и дальнего разведчика на советско-германском фронте в течение всей войны. Но бывали и исключения. Так, 11 мая 1944 г. на перехват неопознанного самолета поднялась пара в составе командира полка Гриднева и летчицы Сурначевской. Над Бердичевом они настигли противника на высоте около 9000 м. Вести бои на столь больших высотах авиаторам 586-го иап еще не приходилось. Но они грамотно подготовили первую атаку со стороны солнца. Однако сбить большой двухмоторный самолет сразу не удалось. Летчикам пришлось выполнить 7 атак, прежде чем «немец» рухнул на землю. Вражеская машина, идентифицированная впоследствии как «Хейнкель» Не.177 «Гриф», упала в 8 км юго-западнее Луцка. Бесспорно, уничтожение столь редкого для Восточного фронта самолета является весьма знаменательной страницей в истории части.

Немецкие документы, в принципе, подтверждают потерю Не. 177А-3. Эти мощные, скоростные и хорошо вооруженные машины стали поступать в эскадру KG1 «Гиденбург» в конце зимы — начале весны 1944 г. В мае того же года «хейнкели» со спаренными моторами на крыльях (подробнее об этой машине см. «Авиамастер» №1-2000) начали выполнять дальние разведывательные рейды над территорией РСФСР и Украины. До конца месяца из боевых вылетов не вернулись три «Грифа», а еще четыре машины были списаны по техническим причинам. Несмотря на наличие в 586-м иап мужской эскадрильи, ее боевой счет уступал женским подразделениям. Тем не менее летчики-мужчины стремились не отставать от девушек. Им пришлось выдержать трудный бой 11 июля, когда Н.Королев и Г.Цокаев сбили над Житомиром Ju.88. Из этого боя лейтенант Николай Королев не вернулся. А сбитый «Юнкерс» стал последней победой авиаторов 586-го иап, хотя боевой работы в небе и мужчины, и женщины выполнили еще немало. Всего до осени 1944 г. с аэродрома Скоморохи было совершено 611 самолето-вылетов.

Фронт стремительно отодвигался на Запад по территории Молдавии и Румынии. За время с сентября 1944-го по февраль 1945-го 586-й иап нес охрану освобожденных городов и железнодорожных узлов: Обходное, Слободка. Петелюхи, Гура-Каменка и Рыбница, а также шоссейных коммуникаций войск 2-го Украинского фронта. Осенью 1944 г. завязались тяжелые бои на территории Венгрии, которая стала последним районом дислокации полка в годы войны. Незадолго до перебазирования части в венгерский город Дебрецен, туда направили передовую команду. В самом начале 1945 г. на пустующем аэродроме приземлился небольшой легкий самолет — венгерский пилот прилетел сдаваться в плен и очень изумился, увидев группу советских девушек в летном обмундировании. С февраля 1945 г. полк нес охрану венгерских железнодорожных узлов и военно-промышленных объектов Будапешта, а также переправы через Дунай, но в связи с резким падением активности вражеской авиации воздушных боев не было. Последнюю потерю 586-й иап понес уже после войны: 12 июля трагически погибла младший лейтенант Мария Батракова, пораженная ударом молнии. Всего летчики и летчицы 586-го иап совершили 4419 боевых вылетов и провели 125 воздушных боев, записав на счет полка 39 сбитых самолетов противника. 20 июля поступил приказ демобизовать рядовой и сержантский состав полка. В ноябре 1945 г. оставили армию и женщины-офицеры, расквартированные в румынском городе Яссы. Командир полка подполковник А.В. Гриднев с большинством летчиков-мужчин был переведен в ноябре 1945 г. в Киев в состав 39-го гв. иап, где и продолжил службу. На этом история единственного в мире женского истребительного полка закончилась.

Но не все девушки расстались с небом после Победы. Лейтенант А.А.Полянцева пришла в полк в июле 1943 г. с испытательной работы на заводе № 432, а в феврале 1946 г. вновь вернулась на должность летчика-испытателя, но уже завода № 464. где облетывала самолеты А.С.Яковлева. Героем Социалистического труда стала З.Ф.Соломатина — пилот гражданской авиации. Еще более яркий след в послевоенной авиации оставила капитан О.Н.Ямщикова, впервые вылетевшая 7 июня 1947 года на реактивном самолете. Она сумела стать военным летчиком-испытателем, полноправным членом коллектива ГК НИИ ВВС, инженер-полковником. Своим незаурядным мастерством и хладнокровием эта летчица заслужила много лестных слов. Всякое бывало в практике Ольги Николаевны. И руль высоты заклинивало, и стойка шасси не выходила, и гидросмесь прорывалась в кабину, временно ослепляя пилота. Видимо, военный опыт (Ямщикова выполнила 15 боевых вылетов) помогал ей находить выход из самых сложных ситуаций и спасать опытные машины.

Оценивая результаты боевой работы 586-го иап, надо отметить, что подходить к ним с «мужской меркой» нельзя. Количество вражеских самолетов, сбитых летчицами полка, не очень велико. Это явилось результатом того, что всю войну полк находился в составе авиации ПВО, где интенсивность боевых действий была гораздо ниже, чем во фронтовой авиации. Однако задумайтесь, чего стоили эти три десятка немецких самолетов женщинам, для которых уже сам факт боевого полета на истребителе можно признать подвигом.

Они сделали все, что смогли, и порой невозможное, зачастую летая в плохих метеоусловиях и на больших высотах. Девушки атаковали достаточно живучие и хорошо защищенные вражеские машины, получая иногда тяжелые ранения. Случалось, они выполняли за вылет по четыре-пять атак, несмотря на идущие навстречу свинцовые «трассы». Свой высокий класс летчицы подтвердили, находя и сбивая самолеты противника ночью.

В то же время ожидание от летчиц чего-то большего оказалось трагическим заблуждением. Судьбы Клавдии Нечаевой, Екатерины Будановой, Антонины Лебедевой и Лилии Литвяк, погибших в боях с немецкими асами, это продемонстрировали. Маневренные воздушные бои на истребителях, требующие недюжинной силы и большой выносливости, оказались, скажем прямо, делом «неженским». Поэтому история единственного в своем роде женского истребительного авиаполка останется в памяти не только малоизвестным авиационно-историческим парадоксом, но и символом героического и одновременно трагического времени 30-40-х годов, времени ярких надежд и тяжелейших испытаний.

ЛЕТЧИЦЫИСТРЕБИТЕЛИ, СОВЕРШИВШИЕ БОЛЕЕ 100 БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ

1. Лейтенант М.М.Кузнецова: 204
2. Ст. лейтенант А.Н.Демченко: 203
3. Ст. лейтенант Т.У.Памятных: 191
4. Ст. лейтенант В.М.Лисицына: 160
5. Ст. лейтенант М.С.Кузнецова: 157
6. Лейтенант Г.П.Бурдина: 152
7.Лейтенант И.И.Олькова: 150
8. Лейтенант О.И.Шахова: 144
9. Гв. лейтенант Л.В.Литвяк: 138
10. Лейтенант В.П.Гвоздикова: 128
11. Лейтенант РН.Сурначевская: 104

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image