Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Альбер Марсель (Albert Marcel)

Альбер Марсель

Альбер Марсель

Марсель Альбер родился 25 ноября 1917 года в Париже, в семье рабочего. Он рано познал тяготы жизни, работая металлистом на заводе «Рено». Закончил платные курсы пилотов. Лётному делу учился за свой счёт, выкраивая необходимые суммы из небольшого заработка. В 19 лет ему, как и многим другим французским лётчикам, дала путёвку в небо единственная в то время во Франции женщина — инструктор Ивон Журжон.

В феврале 1940 года был направлен в истребительную группу GC I/3, где летал на самолёте «Моран-Солнье 406». Весной 1940 года стал летать на «Девуатине 520» (по другим источникам — CR-714).

Во время битвы за Францию сбил один самолёт Do-17 в группе, ещё одна победа  (He-111)  не была подтверждена. После капитуляции Франции его часть была переброшена в Оран  (Северная Африка).

14 октября 1941 года, будучи несогласным с политикой правительства Виши, вместе с Марселем Лефевром и Альбером Дюраном, на самолётах Девуатин D-520 бежал в Гибралтар, откуда был направлен в Англию. Сражался в рядах деголлевских сил «Освобождения Франции», служил в 340-й эскадрильи «Иль-де-Франс».

В декабре 1942 года вступил в ряды «Свободных сражающихся сил Франции» и, в составе первой группы французских добровольцев, прибыл в Россию.

Свой боевой путь в составе «Нормандии» начал весной 1943 года. Все тяготы фронтовой жизни он делил наравне с другими лётчиками. Каждый день на волоске от гибели — каждый вылет мог оказаться последним.Экипаж Героя Советского Союза Марселя Альбера

Марсель Альбер сразу же привлекал внимание красивой и аккуратно подстриженной головой, строгими чертами лица и проницательными умными глазами. Стеснительный, без причин краснеющий, он обладал незаурядной волей, завидным упорством и большой настойчивостью. Когда весной развезло полевой аэродром, он первый стал взлетать и садиться, используя покрытую щебёнкой дорогу. И ни разу ни малейшим образом не повредил свой самолёт.

13 июня 1943 года, в воздушном бою, вражеский снаряд повредил систему топливопитания его машины. Но с помощью ручного подкачивающего насоса — альвейера — можно было лететь. 200 км Альбер вручную питал мотор бензином, но долетел. Потом неделю не мог летать — чертовски болела рука и плечо.

16 июля 1943 года Альбер и Прециози, баражируя в районе Думиничи, получили сигнал со станции наведения о появлении разведчика противника. Они устремились к нему. «Рама» тоже заметила их и с резким снижением на максимальной скорости попыталась уйти. Атака, ещё одна. Кабина стрелка разбита, левый мотор начал дымить. Ещё очередь и FW-189 перевернувшись в воздухе вошёл в свое последнее пике. А через несколько часов спустя друзья снова поднялись в воздух и вновь вступили в бой с противником…

Трудным летом 1943 года «Нормандия» прошла суровую школу боёв. Вспоминая о том времени, Марсель Альбер впоследствии заметил: «Если бы мы воевали тогда организованно, как впоследствии, мы бы успешнее боролись с Люфтваффе. Но мы делали лишь один боевой вылет в день, а надо было — пять…»

Як-9 Альбера Марселя, 1943 год

Як-9 Альбера Марселя, 1943 год.

В феврале 1944 года, за победы в летней компании 1943 года, Марсель Альбер был награждён орденом Красного Знамени.

Альбер МарсельВ мае 1944 года, когда эскадрилья «Нормандия» была преобразована в полк, Альбер был произведён в лейтенанты и назначен командиром 1-й эскадрильи «Руан».

В октябре 1944 года восьмёрка «Яков» под командой Альбера Марселя провела удачный бой с 30 Ju-87 прикрываемыми 12 FW-190 из эскадры «Мёльдерс».

В этом бою Альбер одержал сразу 2 победы, а его товарищи — ещё 5. В итоге противник, потеряв 7 машин, был вынужден оставить поле боя. Восьмёрка Альбера вернулась на свой аэродром без потерь.

Отличный бой провели французские лётчики под его командованием и 18 октября 1944 года. В тот день эскадрилья встретила около 20 бомбардировщиков противника, шедших под прикрытием 6 истребителей. Французы, стремительно атаковав врага, сбили 6 бомбардировщиков и 3 истребителя. Сам Марсель уничтожил в этом бою ещё 2 машины противника.

Альбер Марсель26 октября 1944 года во главе 8 «Яков» Альбер вылетел для прикрытия наступающих советских войск. В районе барражирования увидел ниже вражеские самолёты, бомбившие наши позиции. Заметив «Яки», немцы повернули на запад. Восьмёрка Альбера, пользуясь высотой, легко догнала противника и обрушила на них мощь своего оружия. Стремительный удар разметал строй противника, они пытались уйти на бреющем полёте. По команде Альбера, французы бросились преследовать отступающего противника. А он вместе с Амарже, догнав самолёт врага, двумя длинными очередями уничтожил его. Это была 23-я победа отважного аса и 200-й самолёт на счету лётчиков «Нормандии — Неман».

За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 27 ноября 1944 года командиру 1-й эскадрильи полка «Нормандия — Неман» старшему лейтенанту Марселю Альберу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 193 боевых вылета и имел на счету 23 сбитых самолёта противника официально  (из них — 16 в группе)  и 2 неподтверждённых  (1 в группе). При этом, 21 победа  (при 1-й неподтверждённой)  была одержана в России.

В середине декабря 1944 года Марсель Альбер был награждён Крестом освобождения и отправлен во Францию, в отпуск. В «Нормандию» он больше не вернулся — вскоре его назначили на новую должность в сводной авиадивизии «Франция», создаваемой в Туле (которая так и не была сформирована).

После войны — долгое время оставался на службе в ВВС. С 1947 года майор М. Альбер — в запасе. Был французским военно-воздушным атташе в Праге. По окончании службы переехал в США, где и проживал до конца своих дней во Флориде.

Як-1Б Марселя Альбера

Истребитель Як-1Б Марселя Альбера. Полотняный Завод. Март 1943 года.

Як-3 Марселя Альбера

Истребитель Як-3 Лейтенанта Марселя Альбера. «Нормандия», Октябрь 1944 года.

Як-3 Марселя Альбера

Список известных побед Марселя Альбера

Дата победы Тип сбитого самолёта Место победы Самолёт аса
14 мая 1940 г. Do-17 (в группе) Сюип D-520
20 мая 1940 г. He-111 н/п Хэм D-520
18 июля 1942 г. FW-190  (повреждён) Спитфайр V
16 июня 1943 г. FW-189  (в группе) Брусно — Мековая Як-1Б
14 июля 1943 г. FW-190 Ягодная Як-1Б
17 июля 1943 г. FW-190 Ягодная — Красник Як-1Б
17 июля 1943 г. FW-190 (в группе) Знаменская Як-1Б
19 июля 1943 г. Ju-88 (в группе) Знаменская Як-1Б
31 августа 1943 г. Ju-87 Ельня Як-1Б
1 сентября 1943 г. FW-190 (в группе) Ельня Як-1Б
17 сентября 1943 г. FW-190 Смоленск Як-9
22 сентября 1943 г. FW-190 Красное Як-9
4 октября 1943 г. Hs-126 (в группе) Горки Як-9
12 октября 1943 г. FW-190 (в группе) Горки Як-9
15 октября 1943 г. Ju-88 (в группе) Горки Як-9
15 октября 1943 г. Ju-88 н/п Горки Як-9
15 октября 1943 г. 2 FW-190 (в группе) Горки Як-9
16 октября 1943 г. 2 Ju-87  (в группе) Сталупонен Як-3
16 октября 1943 г. FW-190 Сталупонен Як-3
18 октября 1944 г. 2 Hs-129  (в группе) Сталупонен Як-3
23 октября 1944 г. Me-109  (в группе) Сталупонен Як-3
26 октября 1944 г. Me-109  (в группе) Тракенен Як-3 

Боевые самолёты Марселя Альбера

Истребитель D-520

Dewoitine D.520 подразделения GC 1/3, Франция, лето 1940 г.

Истребитель Як-1

Як-1M, эскадрилья «Нормандия», зима 1943 г.

Истребитель Як-9

Як-9, аэродром Дубровка, весна 1944 г.

Истребитель Як-3

Як-3, аэродром Антоново, осень 1944 г.

Як-3 Марселя Альбера

Истребитель Як-3 Марселя Альбера, 1944 — 1945 гг.

        Як-3 Марселя Альбера

Як-3 Марселя Альбера

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

2 комментария на «“Альбер Марсель (Albert Marcel)”»

  1. Филя:

    Неплохой материал. Геройский лётчик, настоящий ас.

  2. Анатолий:

    Друзья! В 2012 году — 70-летие франко-советского полка «Нормандия-Неман». Альберт — настоящий советский ас, Герой Советского Союза. Честь и слава Марселю Альберту!

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image