Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Боевые действия ВВС Италии в Эфиопии, Сомали и Эритрее во Второй мировой войне

К моменту вступления Италии в войну «Реджиа Аэронаутика» (название ВВС Италии) располагала в Восточной Африке довольно скромными силами. Помимо 44-й группы бомбардировщиков с трехмоторными Сайвоя-Маркетти SM.79 и SM.81 и нескольких подразделений колониальной авиации с трехмоторными самолетами Капрони Са.133 и одномоторными Ro.37bis здесь находились четыре истребительные эскадрильи — 410-я и 411-я на Фиат CR.32, а также сформированные весной 1940 г. 412-я и 413-я эскадрильи на Fiat CR.42 Falco. В июне, уже после начала войны, сформировали пятую истребительную эскадрилью — 414-ю, также вооруженную «Фалько» (шесть самолетов). Пополнение итальянских истребительных частей в Восточной Африке обеспечивалось переброской по воздуху — разобранные CR.42 перевозили внутри фюзеляжей транспортных самолетов Савойя-Маркетти SM.82 «Кегуру». В общей сложности в течение кампании так доставили 51 истребитель.

Противостоящие итальянцам британские силы были столь же скромными. В Судане находились три эскадрильи, вооруженные устаревшими одномоторными дальними бомбардировщиками «Виккерс» «Уэллсли», в Йемене — две с более современными двухмоторными «Бристоль» «Бленхеймами». Истребительная авиация была представлена немногочисленными звеньями «Гладиаторов». В Кении дислоцировались части авиации Южно-Африканского Союза, наиболее современными машинами которой были бомбардировщики «Юнкерс» Ju-86, переоборудованные из пассажирских самолетов, ранее эксплуатировавшихся южноафриканскими авиалиниями.

Истребитель-биплан ВВС Италии Фиат Cr.32 из 410-й эскадрильи

Истребитель-биплан ВВС Италии Фиат Cr.32 из 410-й эскадрильи

Боевые действия начались ранним утром 11 июня 1940 г. налетом британских «Уэллсли» и южноафриканских Ju-86 на военные объекты в Эритрее и Итальянском Сомали. В тот день итальянские истребители бездействовали, но на следующий сумели оказать сопротивление. Когда девятка «Уэллсли» из 223-й АЭ попыталась атаковать аэродром Гура, её перехватило звено «Фиатов» из 412-й эскадрильи. Тененте Карло Канелла (Carlo Canella) сумел подбить одного «бомбера». Тот, хотя и дотянул до своей территории, но разбился при посадке. 14 июня над Массауа был сбит ещё один «Уэллсли». В этот раз успеха добился тененте Марио Визинтини (Mario Visintini). Этот пилот, имевший за плечами опыт боев в Испании (где одержал свою первую воздушную победу), впоследствии стал лучшим асом Второй мировой войны из числа летавших на бипланах — на его счету было 16 (по другим данным, 17) сбитых самолетов. Противодействие истребителей вынудило британцев перейти к действиям ночью. Следующий воздушный бой был отмечен лишь 26 июня. Над авиабазой Гура три из четырех участвовавших в налете «Уэллсли» получили повреждения, но ответным огнем был поврежден один «Фалько», а его пилот ранен. В последний день июня «Фиаты» перехватили британские самолеты 223-й АЭ, возвращавшиеся из налета на Массауа. Итальянцы заявили две воздушные победы, хотя на деле был сбит лишь один «Уэллсли».

В июле 1940 г. в бой вступили «Гладиаторы» британской 94-й эскадрильи, базировавшейся в Адене. Эта часть с успехом применяла тактику т.н. «наступательного патрулирования», пытаясь перехватывать итальянские самолеты на взлете. Уже 2 июля были одержаны первые победы: три «Гладиатора» над аэродромом в Ассэбе перехватили и сбили пару «Фалько» из 414-й АЭ. А 10 июля звено 94-й АЭ совместно с единственным «Бленхеймом» из 8-й эскадрильи вновь появилось над Ассэбом. Итого стало уничтожение ещё четырех CR.42. Таким образом, 414-я эскадрилья лишилась всех своих самолетов и была расформирована. Но причиной этого, очевидно, является не техническое преимущество или количественное превосходство британской авиации, а пассивность и нераспорядительность командования самой 414-й АЭ. В тех частях, которые применяли более агрессивную тактику, итальянские пилоты продолжали одерживать успехи — так, уже упомянутый нами Визинтини 3 июля записал на свой счет ещё одного «Уэллсли», а пилоты 412-й АЭ за вторую и третью декады июля сбили в общей сложности пять бомбардировщиков такого же типа. Удавалось одерживать победы и над «Гладиаторами», хотя эти машины были более маневренными, чем «Фалько»: 13 июля самолет 94-й АЭ был сбит «Фиатами» 413-й эскадрильи.

В начале августа 1940 г. итальянские войска развернули крупномасштабное наступление, имевшее целью овладеть Британским Сомали. Воздушную поддержку обеспечивали 27 бомбардировщиков из 44-й группы, семь разведчиков ИМАМ Ro.37bis из 110-й АЭ и 23 истребителя — CR.32 из 410-й и CR.42 из 413-й эскадрилий. Британцы также активно задействовали авиацию, оказавшуюся единственной силой, способной хотя бы задержать продвижение итальянцев. 5 августа звенья «Бленхеймов» из 8-й АЭ трижды атаковали итальянские войска к западу от Харгейсы. Во время третьего налета патрульный Фиат CR.32 сумел сбить один бомбардировщик. Ещё один «Бленхейм» был сбит истребителями на следующий день. 6 августа итальянцы заняли Харгейсу, и в тот же день на местный аэродром перелетела четверка истребителей (по два CR.32 и CR.42) с задачей обеспечения ПВО наступающих колонн. 7 августа эти машины покончили с британской авиацией, базирующейся в Бербере: два «Гладиатора» были сожжены на аэродроме, не успев взлететь. В дальнейшем британская авиация действовала только с баз в Йемене, также неся потери. Так, 12 августа самолеты 410-й АЭ сбили «Бленхейма» из 39-й эскадрильи. Вследствие усиливавшегося натиска итальянских войск, британцы вынуждены были эвакуироваться из Берберы, и к вечеру 18 августа армия дуче установила полный контроль над Британским Сомали.

В последующие месяцы главным направлением действий для восточноафриканских «Фиатов» стало северное — самолеты продолжали отбивать налеты британской авиации из Судана. 26 августа и 1 сентября пилоты 412-й АЭ сбили по одному «Уэллсли», причем во втором случае победу одержал Визинтини, а экипаж бомбардировщика, разбившегося при вынужденной посадке на занятой итальянцами территории, попал в плен. 8 сентября над Центральной Эфиопией «Фалько» из 413-й эскадрильи сбил бомбардировщик «Мартин» «Мэриленд», а 10-го вновь победу одержали пилоты 412-й АЭ — и на этот раз их жертвой стал «Уэллсли».

К началу октября 1940 г. британская авиация в Судане была усилена — сюда перебросили вооруженную «Бленхеймами» 45-ю эскадрилью, сменившую обескровленные части, летавшие на «Уэллсли». Также появилась и полноценная истребительная эскадрилья — 1-я южноафриканская АЭ, вооруженная «Гладиаторами». Это способствовало расширению налетов на объекты в Эритрее и Эфиопии. Итальянские истребители по мере сил пытались противодействовать угрозе. 2 октября самолетам 412-й эскадрильи удалось сбить «Бленхейма», а 13-го — ещё две такие машины. 4 октября состоялся первый бой 412-й АЭ с «Гладиаторами» 1-й эскадрильи. Обе стороны записали на свой счет по одному сбитому вражескому самолету, но на деле лишь один «Гладиатор» получил повреждения.

12 октября британская 47-я АЭ (восемь «Уэллсли» и четыре ещё более старых биплана «Винсент») перебазировалась из Хартума на передовую площадку в Гедарефе, откуда предполагалось организовать полеты к эфиопским партизанам, действовавшим у оз. Тана. Несмотря на принятые меры секретности, новая площадка была обнаружена итальянской разведкой. Ранним утром 16 октября девять «Фалько» 412-й АЭ, ли-дируемые бомбардировщиком SM.79, проштурмовали Гедареф, уничтожив все восемь «Уэллсли» и пару «Винсентов». 18 октября был нанесен «удар возмездия»: тройка «Гладиаторов» 1-й АЭ нанесла удар по аэродрому Барента, уничтожив три CR.42 412-й эскадрильи. Интересно, что ведущим в этом полете был капитан Бойл (Boyle) — тот самый пилот, чей «Гладиатор» был поврежден в бою 4 октября.

4 ноября южноафриканские «Гладиаторы» вновь встретились в бою с «Фиатами» 412-й эскадрильи — над Метеммой четверка самолетов 1-й АЭ атаковали три CR.42, сбив одного из них. А 6 ноября началось первое во Второй мировой войне британское наступление, целью которого был форт Галлабат — главный опорный пункт итальянцев в занятых последними района Южного Судана. Поддержку с воздуха должны были обеспечивать все те же «антикварные» «Уэллсли» и «Винсенты», а прикрытие — «Гладиаторы» 1-й АЭ и одного звена 112-й АЭ. Первый день наступления показал, что итальянцы полностью господствуют в воздухе. Утром «Фиаты» 412-й АЭ атаковали тройку самолетов 112-й эскадрильи, сбив всех троих. Затем пришел черед 1-й АЭ — в бою погиб её командир майор ван Шальквик (van Schalkwyk), а пытавшийся выручить его капитан Бойл едва спасся, посадив на вынужденную поврежденную машину. После полудня состоялся ещё один воздушный бой, в котором участвовали пять «Гладиаторов». Итальянцы сбили одну вражескую машину без потерь со своей стороны.

К ноябрю 1940 г. британская 14-я АЭ осталась практически без самолетов, потеряв в боях 12 «Уэллсли». Часть перевооружили новыми «Бленхеймами» IV, но и эти машины оказались удобными мишенями для «Фалько»: 26 ноября и 4 декабря было сбито по одному такому самолету, причем в обоих случаях успеха добился тененте Визинтини. Не щадила военная судьба и продолжавшую летать на «Уэллсли» 47-ю АЭ: 6 декабря «Фиаты» 412-й эскадрильи перехватили тройку таких бомбардировщиков, пытавшихся нанести удар по итальянским укреплениям в районе Бури. Итальянцы заявили три воздушные победы, хотя на деле был сбит лишь один «бомбер».

12 декабря 412-я эскадрилья вновь выступила в роли штурмовиков, нанеся удар по передовой площадке Газ Реджеб. В результате было уничтожено четыре биплана «Харди», но огнем зениток был поврежден самолет комэска капитана Раффи (Raffi). Капитан смог посадить машину на вражеской территории. Казалось бы, плен был неминуем. Но тененте Визинтини приземлился возле своего командира. Пилоты сумели втиснуться в кабину «Фиата» — для этого пришлось оставить на земле парашюты. Визинтини привел истребитель в Асмэру, буквально сидя на коленях у своего командира!

А в ночь на 13 декабря неутомимый Визинтини вновь отличился, сбив «Уэллсли» из 223-й АЭ. Это стало единственной ночной победой «Реджиа Аэронаутика» за время кампании в Восточной Африке.

27 декабря три «Гладиатора» 1-й АЭ «загнали в угол» и сбили CR.42 из 412-й АЭ. Пилот погиб. А два дня спустя в бой вступила вооруженная новыми Хаукер «Харрикейнами» 2-я южноафриканская эскадрилья. Первый блин оказался комом — четверка «Харрикейнов» была перехвачена двумя самолетами 413-й АЭ, с ходу сбившими два вражеских истребителя. Этот бой оказался последним для восточноафриканских истребителей в 1940 г. А 12 января были одержаны первые победы в новом году: над Аромой был сбит «Гладиатор» из 1-й АЭ, а над Тессенеи — «Харди» из 237-й (родезийской) эскадрильи.

Итальянский ас Второй мировой войны Марио Висинтини

Итальянский ас Второй мировой войны Марио Висинтини

20 января британцы начали очередное наступление на северном участке фронта. «Фиаты» бросили на штурмовку наступающих частей 10-й индийской пехотной бригады, которая была частично рассеяна, а её командир получил ранение. Но за это 412-й АЭ пришлось заплатить тремя сбитыми CR.42. В последующие недели «Реджиа Аэронаутика» оказывала отчаянное сопротивление, но силы были неравными. К началу февраля в частях оставалось всего 15 боеспособных «Фалько». 5 февраля было потеряно ещё два самолета — оба стали жертвами 1-й АЭ. Но и итальянцы в долгу не остались — пилоты 412-й эскадрильи отправили на землю одного «Харди» у Керена и пару «Уэллсли» возле Вади Угри. 8 февраля в схватке с четверкой «Харрикейнов» было сбито два Фиата CR.42 из пяти, участвовавших в бою. На следующий день итальянские пилоты попытались взять реванш, проштурмовав аэродром Агордат и уничтожив на земле шесть вражеских самолетов. 11 февраля в бою над Кереном был сбит южноафриканский «Харрикейн». Но гораздо более тяжелой оказалась потеря итальянской авиации — погиб легендарный ас Марио Вицинтини. В тот день, несмотря на песчаную бурю, он вылетел на поиск двух пропавших в пустыне молодых пилотов. Вскоре на аэродром поступило известие, что истребитель Вицинтини сгорел, врезавшись в гору…

После смерти Винцини счастье, казалось бы, отвернулось от итальянских авиаторов. 12 февраля в бою с южноафриканцами было сбито два истребителя (CR.32 и CR.42), а ещё три машины получили повреждения. Три «Фиата» были сбиты 15 февраля. В итоге, 412-я АЭ на какое-то время (до получения пополнения) осталась без самолетов. Командование «Реджиа Аэронаутика» в Восточной Африке распорядилось отвести все уцелевшие машины с прифронтовых аэродромов в Эритрее. Но и в таких условиях итальянцы пытались оказывать достойное сопротивление. Например, 22 февраля семь «Харрикейнов» участвовали в налете на аэродром Макале. Истребители подожгли разбегавшийся по полосе «Фиат», но и сами попали под удар успевших взлететь CR.42. Машина майора Уилмота (Wilmoth) получила повреждения, и он вынужден был садиться на итальянский аэродром, попав в плен.

После короткой передышки в конце февраля — начале марта 1941 г. британское наступление на Керен, бывший главным опорным пунктом итальянцев в Эритрее, возобновилось 15 марта. В боях участвовало не менее 100 британских самолетов. Итальянцы же смогли противопоставить им всего 12 истребителей да горстку бомбардировщиков. 16-го числа пилоты CR.42 сбили «Уэллсли» и «Гладиатор» ценой потери одного своего истребителя, но помешать налетам вражеских бомбардировщиков не смогли. В надежде хоть как-то ослабить натиск вражеской авиации, итальянцы решили нанести удар по вражеским аэродромам. Ранним утром над летным полем Агордата появилась пятерка «Фиатов», а затем на цель вышла пара SM.79. В результате были сожжены три «Харрикейна» и один «Уэллсли» — слишком мало, чтобы повлиять на обстановку.

Крупный воздушный бой разыгрался над Кереном 21 марта. Пять «Фиатов» напали на корректировщик «Лайсендер». На помощь последнему бросилась оказавшаяся поблизости четверка «Харрикейнов». В завязавшейся «собачьей свалке» итальянцы добили корректировщик и тяжело повредили два истребителя, совершивших аварийные посадки. Были сбиты и два «Фалько». А на следующий день итальянцы предприняли контрудар под Кереном. В тот день южноафриканским истребителям не повезло: пилоты патрульной пары «Харрикейнов» прозевали атаку шестерки «Фиатов». Итальянцы мигом расстреляли обе машины — одна была сбита, а вторая с трудом дотянула до базы. В последующие дни, пользуясь тем, что у противника по-прежнему не хватало истребителей для выделения эскорта каждой группе бомбардировщиков, немногочисленные «Фиаты» продолжали наносить противнику болезненные «укусы». С 23 по 25 марта были сбиты один «Уэллсли» и два «Бленхейма». Но на земле наметился перелом. Контратака итальянцев захлебнулась. 26 марта они начали отход, а уже на следующий день индийская пехота вступила в Керен. Итальянцы все-таки смогли «хлопнуть дверью» — 27 марта над Кереном тройка «Фиатов» сбила «Винсента» и «Лайсендера». А дальше итальянская оборона в Эритрее «посыпалась», и 8 апреля пал последний оплот — Массауа.

После потери Эритреи и южной части Сомали (оттуда итальянцев выбили в конце февраля 1941 г.) главной базой для остатков «Реджиа Аэронаутика» в Восточной Африке стала эфиопская Диредауа. Этот аэродром систематически подвергался налетам вражеской авиации, а составлявшие основу ПВО устаревшие «Фиаты» CR.32 из 410-й эскадрильи не могли оказать существенного сопротивления. Тем не менее, предпринимались отчаянные попытки ослабить натиск. 26 марта тройка «Фиатов» атаковала аэродром Джиджигу, уничтожив три транспортника Юнкерс Ju 52/3m и связной самолет «Дрэгон Рапид». 29 марта в налете участвовало уже пять CR.42 и два CR.42. Пока четыре самолета штурмовали стоянки, тройка CR.42 барражировала в воздухе на случай появления вражеских истребителей. Как оказалось, не зря — они пресекли взлет по тревоге двух «Харрикейнов», сбив обе машины. Но тут над аэродромом появились вернувшиеся с задания другие «Харрикейны» и «Хартбисты». Это сразу изменило соотношение сил, и теперь уже итальянцы лишились двух истребителей. В тот же день 29 марта Диредауа пала. 4 апреля мощному налету подвергся аэродром Аддис-Абебы, где было уничтожено около 30 самолетов. На следующий день с него эвакуировали последние уцелевшие машины — пять «Фиатов» и три бомбардировщика. 6 апреля в Аддис-Абебу вступили британские войска. В тот же день подверглась разгрому итальянская авиабаза Дессие, где было уничтожено восемь самолетов (в т.ч. четыре «Фиата»). 10 апреля настал черед аэродромов Шашаманна и Джимма. В воздушном бою над последним южноафриканские «Харрикейны» сбили пару CR.42.

После падения Аддис-Абебы оборона итальянцев распалась на несколько изолированных очагов. Казалось бы, судьба итальянских владений в Восточной Африке будет решена в течение нескольких дней. Но в это же время началось наступление Роммеля в Северной Африке. К британским войскам в Эфиопию перестали поступать подкрепления, и процесс окончательного освобождения страны затянулся ещё на полгода. Дольше всего итальянцы продержались в горном укрепрайоне Гондар на севере Эфиопии. Сюда даже перебрасывали подкрепления по воздуху, в том числе и несколько «Фиатов» CR.42. Но перманентная нехватка запчастей и топлива, а также подавляющее превосходство противника в воздухе позволяли итальянцам поддерживать в летном состоянии лишь два-три самолета, которые использовались только для разведки. 16 октября в небе Эфиопии состоялся последний воздушный бой: лейтенант Хоуп (Норе) на «Гладиаторе» сбил «Фалько». Итальянский пилот Малавотти (Malavotti) погиб.

22 ноября последний итальянский самолет в Гондаре последний раз поднялся в воздух. Единственный уцелевший CR.42 обстрелял позиции британской артиллерии. Накануне падения Гондара 27 ноября 1941 г. эта машина была сожжена итальянскими летчиками.

Восточноафриканская кампания стала первой крупной победой союзников во Второй мировой войне (контрнаступление советских войск под Москвой началось неделю спустя после окончательной капитуляции итальянских войск в Эфиопии). А Эфиопия стала первой страной, освобожденной от фашистской оккупации.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image