Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Экслибрисы подвига

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ

В годы Великой Отечественной войны лётчики проявили массовый героизм, они с честью выполнили свой долг перед Родиной. Среди Героев и дважды Героев Советского Союза было больше всего лётчиков. Тремя первыми советскими лётчиками, получившими в ходе начавшейся войны звание Героя Советского Союза, были лётчики-истребители — М.И.Жуков, С.И.Здоровцев и П.Т.Харитонов, получившие свои награды 8 июля 1941 года. В годы Великой Отечественной войны за отличное выполнение боевых заданий и мужество около 200 тысяч лётчиков были отмечены государственными наградами. 2420 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 65 героев отмечены этим званием дважды и два человека трижды награждены медалью «Золотая Звезда».

Многие лётчики — Герои Советского Союза с годами собрали свои домашние библиотеки, их украшали книжные знаки (экслибрисы), созданные лучшими художниками-графиками страны. Благодаря книжному знаку книга приобретает документ, удостоверяющий её принадлежность к определённой библиотеке. В коллекции отечественного книжного знака много графических миниатюр посвящённых Великой Отечественной войне, но особое место среди них занимают экслибрисы советских лётчиков — Героев Советского Союза.

Экслибрис Александра ПокрышкинаКак только истребитель Александра Покрышкина появлялся в небе, гитлеровцы по своим рациям начинали передавать «Ахтунг, ахтунг! Покрышкин в воздухе». Cреди имён военных лётчиков имя Покрышкина стоит особняком. Боевое крещение Покрышкин получил уже в первые дни войны, будучи заместителем командира эскадрильи 55-го авиаполка, который дислоцировался в районе города Бельцы Молдавской ССР на реке Прут, поблизости от советско-румынской границы.

Свой первый самолёт Покрышкин сбил 22 июня 1941 года — к сожалению, это был советский ближний бомбардировщик Су-2 11-го бомбардировочного полка, приняв его за вражеский. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит. Неразбериха первого дня войны спасла будущего аса, и он отделался только крупным нагоняем. На следующий день он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны. В течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё 15 официальных побед, не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении.

Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, Покрышкин был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приёмов воздушного боя, он автор крылатой формулы: «Высота — скорость — маневр — огонь». 30 летчиков, которые участвовали в боях под руководством Александра Покрышкина, стали впоследствии Героями Советского Союза, а шестеро из них дважды удостоились Золотой Звезды Героя. За время войны только они уничтожили 500 немецких самолетов.

Покрышкин несколько раз был близок к гибели, он — первый Трижды Герой Советского Союза, участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта. После войны осваивал реактивную технику. Одним из первых начал летать на МиГ-9. В совершенстве овладел и другими типами реактивных истребителей. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе, в 1968 — 1971 годах заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1972 года — Маршал авиации. В 1972 — 1981 годах председатель ЦК ДОСААФ СССР. С 1981 года — в Группе генеральной инспекции МО СССР. Автор книг — «Крылья истребителя», «Твоя почётная обязанность», «Небо войны», «Познать себя в бою», «Тактика истребительной авиации».

Книжный знак для домашней библиотеки Покрышкина выполнил киевский график Г.В.Малаков. На нём он изобразил три Золотые Звезды Героя Советского Союза, характерный авиационный прицел, через который зритель как бы глазами лётчика видит фашистский истребитель Ме-109, на крыле которого видна цифра 59 (число сбитых Покрышкиным самолётов).

Экслибрис Алексея МаресьеваС августа 1941 года лейтенант Алексей Петрович Маресьев был в действующей армии на Юго-Западном фронте. Первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, сражаясь в составе 296-го ИАП. В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. 4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демонского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит и упал в лес в тылу врага. 18 суток лётчик пробирался к своим войскам. Из-за тяжёлого ранения ему были ампутированы голени обеих ноги. Проявив необычайную силу воли, в июне 1943 года он вернулся в строй. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения. 25 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами был удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года гвардии майор Алексей Маресьев в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

На книжном знаке «Из книг Героя Советского Союза А.П.Маресьева» (1984) московский график В.И.Савельев изобразил его у боевого самолёта на фоне раскрытой книги «Повесть о настоящем человеке». Эта маленькая гравюра поистине является летописью подвига прославленного лётчика-истребителя Алексея Маресьева.

На ксилографии московского графика В.В.Морозова для личной библиотеки лётчика-космонавта СССР, заслуженного лётчика-испытателя СССР, генерал-лейтенанта авиации, дважды Героя Советского Союза Г.Т. Берегового изображён космический корабль и советские штурмовики военных лет. Здесь как бы соединились две наши великие победы, и протянулась незримая нить от мая 1945 года к космической эпопее.

Экслибрис БереговогоГеоргий Тимофеевич Береговой — участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза.

В 1948-1964 годах работал лётчиком-испытателем. Им было испытано более 60 типов самолётов, в том числе: МиГ-15, МиГ-19, Як-25, Як-27, Су-9, Ту-128. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов. Свой полёт в космос Береговой совершил 26-30 октября 1968 года на космическом корабле Союз-3 (космонавт № 12). В полете была совершена попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут. Береговой за этот полёт 1 ноября 1968 года получил вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза, став единственным, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй — за полёт в космос.

В 1972-1987 годах — начальник Центра подготовки космонавтов. Береговой родился раньше всех из людей, побывавших на орбите. Совершив космический полёт в возрасте 47 лет, Береговой до самой смерти являлся старейшим человеком, побывавшим в космосе.

Экслибрис КожедубаСтарший сержант И.Н.Кожедуб попал на фронт в марте 1943 года. К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Иван Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника. 4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К середине 1944 года гвардии капитан Кожедуб довёл счёт боевых вылетов до 256 и сбитых самолётов противника до 48. 19 августа 1944 года награждён второй медалью «Золотая Звезда». К концу войны Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, Всего совершил 330 боевых вылетов, 120 воздушных боёв, сбил 62 самолёта (по уточненным данным 64 самолёта, не были учтены два боя — 11 апреля 1944 года был сбит PZL P.24 и 8 июня 1944 года был сбит МE-109). Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на аэродром.

На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года. Автор книг — «Служу Родине», «Праздник победы», «Верность Отчизне».

Книжный знак для библиотеки Ивана Никитовича Кожедуба выполнил московский график В.С.Житников, на нём изображены три золотые звезды Героя Советского Союза, знамя и самолёт Ла-7 на котором летал знаковладелец. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации, а в 1985 году присвоено воинское звание Маршал авиации.

Экслибрис СтефановскогоУчастник Великой Отечественной войны Пётр Михайлович Стефановский некоторое время командовал 402-м истребительным авиационным полком особого назначения. Совершил 150 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника. Затем командовал западным сектором ПВО Москвы. С мая 1942 года на летно-испытательской работе. Провёл 238 испытаний, совершил 16 первых вылетов на новых типах самолётов. Первым в мире выполнил высший пилотаж на реактивном самолёте.

Более чем за 30-летнюю службу в авиации освоил 317 типов крылатых машин, совершил 13500 полётов. 5 марта 1948 года заместителю начальника управления испытания самолётов генерал — майору авиации Петру Стефановскому за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу, было присвоено звание Героя Советского Союза. Автор книги воспоминаний «Триста неизвестных».

На книгах домашней библиотеки военного лётчика-испытателя 1-го класса П.М.Стефановского был книжный знак, который выполнил киевский график Г.В.Малаков, на нём изображены несколько типов самолётов, которые он испытывал и Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Экслибрис Кубати КардановаКапитан Кубати Локманович Карданов в годы Великой Отечественной войны был заместителем командира эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта. За годы войны он совершил свыше 700 боевых вылетов на «И-16», «ЛаГГ-3» и «Ла-5», в воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника и 12 — в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану К.Л.Карданову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1147).

После окончания Великой Отечественной войны он продолжал службу в ВВС, окончил Военно-Воздушную академию и Военную академию Генерального штаба. С 1975года генерал-майор авиации К.Л.Карданов — в отставке. Младший брат Кубати — Кабард Локманович, также является Героем Советского Союза. Он был командиром танкового взвода 1-й гвардейской танковой бригады 8-го гвардейского механизированного корпуса 1-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта. Он погиб в 1944 году в городе Черткове Тернопольской области Украины.

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии лейтенанту Карданову Кобарду Локмановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно, медаль № 11612).

Основоположник кабардинской графики художник из Нальчика Г.С.Паштов в 1984 году подарил генерал-майору К.Л.Карданову ксилографический экслибрис, на котором изобразил героя адыгского нартского эпоса Сосруко. Это не случайно, род Кардановых считает Сосруко своим предком..

Экслибрис 34-й Свирской авиадивизииКалужский график И.А.Цыганков в 1985 году выполнил в гравюре на дереве книжный знак «Из архива музея Краснознамённая Свирская истребительная авиационная дивизия». На этой графической миниатюре изображён самолёт Як-9 (бортовой номер 324) держащий фашистский истребитель под прицелом бортовой пушки. Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны. Як-9 принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы.

324 Свирская Краснознамённая истребительная авиационная дивизия была сформирована 7 июля 1943 года, в составе действующей армии с 7 июля 1943 года по 14 ноября 1944 года (497 дней). Участвовала в обороне Заполярья, Свирско-Петрозаводской операции, Петсамо-Киркенесской операции. Приказом НКО от 2 июля 1944 года на основании Приказа ВГК №114 от 24 июня 1944 года 324-й истребительной авиационной дивизии присвоено почётное наименование «Свирская».

Указом Президиума Верховного Совета СССР 324-я истребительная авиационная дивизия награждена орденом «Боевого Красного Знамени». В составе дивизии воевали четыре Советского Союза – помощник по Воздушно-Стрелковой Службе командира 760-го истребительного авиационного полка, майор Н.А.Кузнецов; командир эскадрильи 196-го истребительного авиационного полка, капитан А.Д.Билюкин; штурман эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка лейтенант П.Д.Зюзин; заместитель командира эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка старший лейтенант И.С.Леонович. Со 2 апреля 1951 года по февраль 1952 года 324 Свирская Краснознамённая истребительная авиационная дивизия принимала участие в Корейской войне, ею командовал полковник И.К.Кожедуб. Местом дислокации дивизии в 1952-1958 годах была Калуга.

324-я «Свирская» Краснознаменная истребительная авиационная дивизия была расформирована в марте 1958 года в Калуге. Здесь установлен Памятник авиаторам 324-й Свирской Краснознаменной дивизии под командованием трижды Героя Советского Союза И.Н.Кожедуба — это самолет МиГ-17, побывавший в боях. Самолет установлен на улице Рылеева на территории школы-лицея № 36.

Военная тема, посвящённая Великой Отечественной войне, в искусстве книжного знака разнообразна и многопланова. Проходят годы и десятилетия, но эта тема продолжает волновать не только отечественных художников, но и ветеранов войны и огромную массу книголюбов, кто в качестве сюжетов книжных знаков для своих домашних библиотек выбирают столь памятные события, связанные с Великой Отечественной войной.

Об авторе

Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) — историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук.

С начала 1970-х годов начал собирать коллекцию экслибрисов, ныне собрание экслибрисов насчитывает около 50 тысяч графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Автор более 5 тысяч статей по книжному знаку в отечественной печати. Провёл 17 выставок книжного знака на них показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. Автор семи монографий по книжному знаку, в том числе: «Российский книжный знак 1917-1991» в трёх томах; «Ex libris. Охранная грамота книги» в двух томах; «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в четырёх томах; шеститомной «Энциклопедии советского экслибриса (1917-1991)», двухтомной работы «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)», трёхтомного исследования «Экслибрисы российско-еврейского этноса» (1795-1991)» и двухтомной работы «Максимы и размышления (с приложением книжных знаков)».

Награждён медалью и Почётной грамотой лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках» и медалью «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России». Член редколлегии «Российского экслибрисного журнала». Автор 10 томного каталога личной коллекции книжных знаков «Отпечаток человеческой души» с полной атрибуцией экслибрисов коллекции.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image