К началу Второй мировой войны основной тактической единицей истребительной авиации Армэ де л’Эр (Armee de l’Air — ВВС Франции) была группа CG (Groupe de Chasse), по штату располагавшая 26 самолетами: две эскадрильи по 12 машин и пара истребителей в управлении. Группы сводились в эскадры (Escadre de Chasse), являвшиеся в основном административными, а не тактическими единицами. Обычно эскадры включали по две группы, а накануне войны в некоторых из них сформировали третьи группы.
Помимо этого, имелись местные эскадрильи ПВО (Escadrille Regionales de Chasse – ERC), штатный состав которых предусматривал наличие 12 самолетов, но на деле колебался в довольно широких пределах. Во время «Странной войны» (с сентября 1939 г. по начало мая 1940 г.) формировались и отдельные звенья ПВО (Patrouille de Protection), с легкой руки французских пилотов прозванные «звеньями для защиты заводских труб». Они насчитывали 2–4 самолета. Как правило, эскадрильи и звенья ПВО комплектовались устаревшими типами истребителей (некоторые из них даже теоретически не могли догнать современные немецкие бомбардировщики), но случались и исключения, когда части ПВО комплектовались относительно новыми самолетами. В начале 1940 г. части ПВО были реорганизованы в истребительные группы обороны (Groupe de Chasse de Defense). Несмотря на свое название, численный состав этих групп был гораздо ниже, чем истребительных групп «первой линии» – как правило, каждая из них располагала от 3 до 9 истребителями. В это же время в составе частей ПВО появляется заметное количество относительно современных истребителей Моран-Солнье MS.406C1. Их выделение для «второй линии» стало возможным благодаря разворачиванию поставок в «первую линию» самолетов Блох МВ.151/152 и Девуатин D.520.
Двухмоторные истребители «Потэз» Р.630/631 поступали в звенья лидеров, включаемые в эскадры одномоторных истребителей. Очень скоро эти звенья расформировали, убедившись в неэффективности применения «потэзов» в таком качестве. Помимо этого, такими самолетами вооружили группы ночных истребителей (GCN – Groupe de Chasse Nuit), сведенные в 13-ю эскадру. В январе 1940 г. управления обеих групп расформировали, и теперь четыре эскадрильи ночных истребителей (ECN – Escadrille de Chasse Nuit) напрямую подчинялись штабу эскадры в административном отношении, а в тактическом – действовали как отдельные части. В том же месяце в 13-ю эскадру включили пятую эскадрилью, реорганизованную из отдельной эскадрильи ПВО ECN 2/562. Для действий днем предназначалась одна группа 8-й эскадры, вооруженная Р.631, но вскоре от неё осталась единственную эскадрилья многоместных истребителей ЕСМ 1/16 (ECM – Escadrille de Chasse Multiplace; иногда применялась аббревиатура ECMJ, где литера J обозначала Jour, т.е. «день»).
Небольшим количеством истребителей берегового базирования располагала и авиация ВМС. Этими самолетами комплектовались эскадрильи, которые могли сводиться во флотилии – аналоги истребительных групп ВВС Франции.
В оперативном отношении часть истребительных групп подчинялась общевойсковым армиям, часть – сведена в организованные буквально накануне войны (23 августа 1939 г.) групаменты (Groupement de Chasse), примерно соответствовавшие бригадам. Согласно боевому расписанию, по состоянию на начало сентября ВВС Франции располагали в метрополии 20 истребительными группами (17 с одномоторными самолетами и три – с двухмоторными), пятью отдельными эскадрильями и одним звеном.
В составе армейской авиации осталось только четыре группы – две с MS.406C1 и две с Н.75С1. В общей сложности, три группы летали на двухмоторных «потэзах» Р.630/631, десять – на MS.406, четыре – на Н.75 и три – на «девуатинах» D.510. Отдельные эскадрильи эксплуатировали устаревшие истребители Ньюпор-Деляж NiD.62/622, Девуатин D.501 и СПАД S.510.
Истребительная авиация ВВС Франции (в метрополии) по состоянию на 3 сентября 1939 г.
Часть | Тип самолетов | Дислокация (департамент) |
GC I/1 | D.510 | Шантильи (Уаза) |
GC II/1 | D.510 | Бюк (Сена и Уаза) |
GC I/2 | MS.406 | Бове (Уаза) |
GC II/2 | MS.406 | Клермон-Ферран (Эна) |
CG III/2 | MS.406 | Камбрэ (Нор) |
CG I/3 | MS.406 | Велен-эн-Хай (Мерт и Мозель) |
CG II/3 | MS.406 | Файенс (Вар) |
CG III/3 | MS.406 | Салон-де-Прованс (Долина Роны) |
CG I/4 | H.75 | Вез-Туси (Марна) |
CG II/4 | H.75 | Ксаффевильер (Вогезы) |
CG I/5 | H.75 | Сюипп (Марна) |
CG II/5 | H.75 | Туль-Круа де Мец (Мерт и Мозель) |
CG II/6 | MS.406 | Анлюр-Вуарк (Марна) |
CG III/6 | MS.406 | Виллакублэ (Сена и Уаза) |
CG II/7 | MS.406 | Люксей (Верхняя Саона) |
CG III/7 | MS.406 | Амберие (Эн) |
CG I/8 | D.510 | Иер (Вар) |
CG III/8 | P.631 | Мариньян (Долина Роны) |
CGN I/13 | P.631 | Мо (Сена и Марна) |
CGN II/13 | P.631 | Плесси-Бельвилль (Уаза) |
ERC 1/561 | NiD.62, D.501 | Руан (Сена) |
ERC 2/561 | NiD.62, D.501 | Руан (Сена) |
ERC 3/561 | NiD.62, S.510 | Сен-Инглеверт (Па-де-Кале) |
ERC 4/561 | NiD.62, S.510 | Виллакублэ (Сена и Уаза) |
ERC 1/562 | D.501 | Лион-Брон (Рона) |
Patrouille Ecole de l’air (звено авиашколы) | MS.406, MS.225 | Салон-де-Прованс (Долина Роны) |
Как видно из таблицы, преобладающим типом истребителя Армэ де л’Эр был «Моран-Солнье» MS.406C1. Этот самолет был достаточно освоен летным составом, а укомплектованность вооруженных им частей практически соответствовала штату. Скажем, по состоянию перед мобилизацией (на 21 августа 1939 г.) три группы 2-й эскадры насчитывали 80 самолетов MS.406C1, три группы 3-й – 78 таких машин, две группы 6-й эскадры – 54 самолета, а две группы 7-й – 59 MS.406C1. К тому времени все части ещё находились в местах дислокации мирного времени, и десять групп «моранов» были сосредоточены на двух аэродромах: Шартр (2-я эскадра в полном составе и две группы 6-й) и Дижон (3-я и две группы 7-й эскадры). Помимо этого, началось перевооружение новыми самолетами частей за пределами метрополии. В частности, на авиабазе Блида в Алжире дислоцировались группы GC I/6 и GC I/7 (соответственно, 18 и 19 MS.406C1), а ещё 29 «моранов» получила размещенная в Тунисе 5-я отдельная истребительная группа (GCA – Groupe de Chasse Autonome). В общей сложности к 3 сентября 1939 г. французские ВВС располагали 573 MS.406C1 (включая резерв).
97 самолетов «Кертисс» Н.75С1 числились в четырех группах 4-й и 5-й эскадр. Базой мирного времени для них был Реймс, но в последнюю декаду августа 1939 г. группы были рассредоточены по оперативным аэродромам. С учетом резерва ВВС Франции к 3 сентября располагали 172 «кертиссами».
Кроме «моранов» и «кертиссов», ВВС Франции успели принять до начала войны 120 истребителей «Блох» МВ.151/152 и семь «Кодрон» CR.714 – но ни один из них не успел попасть в части «первой линии».
Довольно много имелось в «первой линии» двухмоторных истребителей. Самолеты «Потэз» Р.630 с ненадежными моторами «Испано-Сюиза» HS 14Ab предполагалось перевести в резерв и школы, но к моменту вступления Франции в войну в строевых частях ещё числилось 65 таких самолетов. Большинство из них находилось в управлениях эскадр одномоторных истребителей (12 во 2-й эскадре, 9 в 3-й, 1 в 4-й, по 8 в 1, 5, 6 и 7-й), остальные дислоцировались в Тунисе. В группах ночных истребителей оставались самолеты Потез P.631CN2, оборудованные более надежными «гном-ронами» GR 14M. Несмотря на свой «ночной» статус, эти самолеты не имели никаких средств обнаружения самолетов противника в темное время суток, и в таких условиях ночной перехват всецело зависел от случая – и остроты зрения членов экипажа истребителя. Группа CGN I/13 располагала 18 такими самолетами, а CGN II/13 – 20. Ещё 26 Р.631С3, предназначенных для действий днем, имела группа CG III/8. В эскадрах одномоторных истребителей было 44 экземпляров Р.631: 4 в 1-й эскадре, по 6 в 3-й, 5-й и 7-й, по 7 во 2-й и 6-й, а также 8 – в 4-й. Некоторое количество Р.631 находилось за пределами континентальной Франции: в смешанной группе GAM 550 на Корсике и в колониальной эскадрилье в Джибути. В общей сложности части первой линии располагали 117 «потэзами» Р.631. С учетом резерва и самолетов, ещё не переданных в части по причине отсутствия комплектующих, ВВС имели 291 двухмоторный истребитель «Потэз» (85 Р.630 и 206 Р.631).
Ситуация с истребителями устаревших типов ВВС Франции представляется более запутанной из-за разночтений в различных публикациях. Однако это не является столь существенным для учета боевого потенциала французской истребительной авиации к началу Второй мировой войны, поскольку ни «Ньюпор-Деляжи» NiD.62/622/629, ни SPAD S.510 не были способны противостоять самолетам люфтваффе. Лишь «Девуатины» D.501/510 в благоприятных условиях (попросту – при отсутствии в воздухе «мессершмиттов») могли перехватывать немецкие бомбардировщики. По состоянию на 16 августа 1939 г. 1-я истребительная эскадра в двух своих группах имела 37 D.510, в группе I/GC 8 числилось восемь таких машин (и 17 более старых D.501). Довольно много старых «девуатинов» находилось в эскадрах, перевооруженных более современными машинами как сверхштатное имущество (17 D.500 и 28 D.501). Ещё 18 D.501 было в эскадрильях ПВО, а 28 D.500, 5 D.501 и около 15 D.510 – в школах. 30 августа при мобилизации часть самолетов из школ и резерва были переданы в части: эскадрильи ERC 1 и 2/561 получили 23 D.501, ERC 1/562 – четыре таких самолета, а группа GC I/8 – 16. «Девуатины» достаточно широко применялись в качестве временных, переходных машин для тренировки летного состава вновь сформированных частей перед получением более современных истребителей. Так, в мае 1939 г. вновь сформированные группы CG III/2 и CG III/3 получили самолеты D.500/501 из групп CG I/2 и CG I/3, пересевших на «мораны», а к сентябрю 1939 г. и эти две части также перевооружились на MS.406C1. В декабре 1939 г. 17 D.501 передали вновь формируемой на аэродроме Оран-Ла Сенья (Алжир) 9-й истребительной эскадре.
Таким образом, к началу Второй мировой войны Армэ де л’Эр располагали во Франции примерно 530 современными истребителями в частях «первой линии»: около 270 MS.406, более 100 Н.75 и порядка 160 двухмоторных Р.630/631.
По материалам: Харук А.И. Французские истребители Второй Мировой — М.: Яуза: ЭКСМО: 2013. — 112 с: ил.
Оставьте свой отзыв