Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Fokker D.V

Fokker D.V

Фото истребителя-биплана Fokker D.V

В августе 1916 г. начались испытания прототипа истребителя М.22 (Fokker D.V), представлявшего собой дальнейшее развитие линейки бипланов с ротативными моторами «Фоккер» D.II и D.III. Его проектирование было начато Мартином Крейцером, но после его гибели в июне 1916 г. в катастрофе во время испытаний истребителя «Фоккер» D.I его работу завершал Рейнольд Платц (Reinhold Platz). В ходе проектирования самолета большое внимание было уделено совершенствованию его аэродинамических форм с тем, чтобы как можно больше снизить лобовое сопротивление, улучшив тем самым летные характеристики оснащенного относительно слабым мотором истребителя. Конструкция планера — традиционная для «Фоккера» смешанная: металлический набор фюзеляжа и деревянный — оперения, с полотняной обшивкой. В качестве силовой установки выбрали мотор «Оберурсель» Ur.I, менее мощный, но более надежный, чем U.III. Двигатель был полностью закрыт кольцевым капотом, а на винт установили полусферический кок. Фюзеляж машины имел не прямоугольное сечение, а «граненое», с более плавным переходом от капота к бортам. Для улучшения обзора верхнее крыло вынесли вперед, придав ему заметную стреловидность (нижнее оставалось прямым). На верхнем крыле имелись элероны.

Летные испытания показали, что М.22 обладает вполне приемлемыми характеристиками, но проблемы с прочностью, вскрытые при эксплуатации прежних бипланов «Фоккер», потребовали провести дополнительные статические испытания. По их результатам в конструкцию крыла внесли некоторые изменения и в таком виде машину приняли на вооружение как «Фоккер» D.V.

Первый заказ составил 200 единиц, за ним последовали ещё два контракта, увеличившие это число до 300. Некоторые источники указывают, что реально построили только 216 самолетов, но ведомости военной приемки подтверждают полное выполнение заказов. Первые три машины были сданы в декабре 1916 г., а основной объем заказных «Фоккеров» D.V военные приняли к концу июня 1917 г. (последние 6 самолетов сданы в июле—октябре 1917 г.).

Основная модификация

«Фоккер» D.V — 9-цилиндровый ротативный мотор воздушного охлаждения «Оберурсель» Ur.I (100 л.с). Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет LMG 08/15. Экипаж — 1 человек.

Летно-технические характеристики Фоккер Д-5

  • Двигатель: «Оберурсель» Ur.l
  • мощность, л.с.: 100
  • Размах крыла, м.: 8,75
  • Длина самолета, м.: 6,05
  • Высота самолета, м.: 2,30
  • Площадь крыла, кв. м.: 15,50
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 363
  • нормальная взлетная: 566
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 170
  • Крейсерская: 131
  • Время набора высоты 3000 м., мин.: 19
  • Скороподъемность, м/с: 2,6
  • Потолок, м.: 4000
  • Продолжительность полета, ч.: 2

Использование Fokker D.V в годы Первой мировой войны

Фактически с момента заказа серийных самолетов «Фоккер» D.V рассматривался командованием не как полноценная боевая машина, а лишь в качестве тренировочного истребителя. Исходя из этого, большинство «Фоккеров» D.V передали в авиашколы (Flieger Schule) и запасные авиаторяды (FEA — Flieger Ersatz Abteilung), где они применялись для подготовки будущих пилотов-истребителей. Часто с таких машин снималось вооружение. Наряду с этим некоторое количество «Фоккеров» D.V попало и на фронт — в частности, в отряды Jasta 5 и Jasta 6. В течение 1917 г. количество таких машин во фронтовых частях Первой мировой колебалось в пределах 3—6, и лишь к концу года увеличилось до 12. Пика численность «Фоккеров» D.V во фронтовых частях достигла в феврале 1918 г. — 25 единиц, но уже к июню она вновь уменьшилась до 6. В истребительных отрядах Западного фронта ПМВ «Фоккеры» D.V также не использовались как боевые — их главным назначением считалась тренировка строевых пилотов в полетах на более современных истребителях с ротативными моторами — «Фоккер» Dr.I и «Фоккер» D.VI.

72 самолета «Фоккер» D.V передали морской авиации. Они эксплуатировались в морских авиашколах в Путциге и Лангфуре, а также отрядах ПВО, прикрывавших военно-морские базы Киль, Куксхафен, базу дирижаблей Хаге.

Немецкий истребитель ПМВ Fokker D.V обладал приемлемыми, но отнюдь не выдающимися летными данными. К моменту его появления на вооружение уже поступали более совершенные истребители. К тому же репутация бипланов «Фоккер» была изрядно подпорчена чередой катастроф, случившихся осенью 1916 г. Все это обусловило весьма ограниченное применение «Фоккера» D.V.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image