Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Fokker Dr.I (F.I)

Фото триплана Fokker Dr.I

Фото триплана Fokker Dr.I

В первой половине 1917 г. под руководством Р. Платца была создана серия новых прототипов истребителей-бипланов с ротативными двигателями, получивших вместо прежнего фирменного обозначения с буквой «М» новые — «V». Один из них — V.4, оборудованный мотором «Оберурсель» Ur.II (110 л.с), — изначально предназначался для Австро-Венгрии (с прицелом на лицензионное производство фирмой MAG). Однако в конце апреля, во время поездки на фронт, в отряд Jasta 11, Антони Фоккер услышал от Манфреда фон Рихтгофена о появлении у противника нового истребителя необычной аэродинамической схемы с отличными маневренными характеристиками — «Сопвич» «Триплан».

По возвращении Фоккер дал указание Платцу срочно переделать V.4 в триплан, что и было сделано. В конце июня 1917 г. V.4 вышел на испытания. После первого их тура машину переделали. На триплане установили новые крылья — размах крыльев равномерно возрастал от нижнего крыла к верхнему, для усиления трипланной коробки лонжерон каждого крыла, ближе к законцовкам, соединили подкосами. Элероны и рули стабилизатора получили балансировку, при этом балансиры элеронов выступали за размах крыла и стабилизатора. На самолет также установили вооружение — два синхронных пулемета. Самолет облетывался самим А. Фоккером а также лейтенантом Вернером Фоссом (Werner Voss), показав отличные скороподъемность и маневренность, но на официальные испытания не передавался. Фоккер принял решение сосредоточиться на постройке более совершенного триплана, получившего индекс V.5. Этот проект заинтересовал Инспекторат воздушных войск, заказавший три прототипа. Самолеты получили военное обозначение «Фоккер» F.I. Обозначение «Фоккер» Dr.I было официально введено только 19 августа 1917 г. Следует также отметить, что прототипы V.4 и V.5 имели также параллельные фирменные обозначения D.VI и D.VII (не следует путать их с более поздними истребителями «Фоккер» D.VI и D.VII — это совершенно разные машины).

Первый прототип триплана  Fokker V.5 был облетан 5 июля 1917. Затем его использовали для наземных статических испытаний, проведенных в начале августа 1917 г. Остальные две машины прошли летные испытания, в том числе и войсковые — на Западном фронте.

Уже 14 июля 1917 г. были заказаны первые 20 серийных самолетов. Поставки их начались уже в сентябре, когда заказчику передали 12 машин. Дальнейшие контракты довели количество заказанных «Фоккеров» Dr.I до 320 единиц, последние 10 из которых выпустили в мае 1918 г.

Основная модификация триплана Фоккера

«Фоккер» Dr.I — 9-цилиндровй ротативный мотор «Оберурсель» Ur.I (100 л.с.) либо Ur.II (110 л.с.) или же импортный шведский мотор «Тулин» (110 л.с; копия французского «Рон» 9J); иногда также устанавливались трофейные ротативные моторы — например, «Клерже» (130 л.с; летные характеристики самолетов с такими моторами были более высокими, чем с «Оберурселями»). Вооружение — 2 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15. Экипаж — 1 человек.

В начале 1918 г. специалисты мастерских в Адлерсхофе (испытательном центре германской военной авиации) подготовили для участия в конкурсе истребителей два экземпляра «Фоккера» Dr.I, оборудовав их более мощными двигателями — «Оберурсель» Ur.III (145 л.с.) и «Гёбель» Goe.III (160 л.с). Однако в серию такие самолеты не внедрялись, как и V.7 — усовершенствованный триплан разработки Р. Платца, снабженный мотором «Сименс-Гальшке» Sh.III (160 л.с).

Линейка трипланов Fokker Dr-1 на аэродроме

Линейка трипланов Fokker Dr-1 на аэродроме.

Летно-технические характеристики драйдеккера Fokker Dr.I

  • Двигатель: «Оберурсель» Ur.ll
  • мощность, л.с.: 110
  • Размах крыла, м.: 7,20
  • Длина самолета, м.: 5,75
  • Высота самолета, м.: 2,95
  • Площадь крыла, кв. м.: 18,70
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 383
  • нормальная взлетная: 585
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 170
  • Крейсерская: 152
  • Время набора высоты 1000 м, мин.: 2’54»
  • Скороподъемность, м/с: 5,75
  • Потолок, м.: 5000
  • Продолжительность полета, ч.: 1,5

Боевое использование трипланов Фоккер Др-1 в годы Первой мировой войны

Второй и третий прототипы V.5 («Фоккер» F.I) были приняты в августе 1917 г. и сразу же отправлены на фронт. 19 августа они прибыли в 1-ю истребительную эскадру (JG I), которая базировалась в Бельгии, в Маркебеке. Одну машину взял себе командир эскадры Манфред фон Рихтгофен, а вторую получил командир отряда Jasta 10 Вернер Фосс. 28 августа состоялся показ новых истребителей для пилотов 4-й армии, которой была подчинена эскадра JG I. Возможности нового истребителя демонстрировал сам А. Фоккер, совершивший несколько полетов.

Первый боевой вылет «Драйдеккера» состоялся утром 1 сентября и сразу принес и первую победу: Манфред фон Рихтгофен около 8 часов утра сбил над линией фронта одиночный британский корректировщик RE.8. Два дня спустя Манфред на своем триплане и пять пилотов на «Альбатросах» из Jasta 11 атаковали британский патруль 46-й эскадрильи и без потерь сбили два истребителя «Сопвич Пап». Рихтгофен в рапорте с удовлетворением отметил, что новый истребитель превосходит британский самолет. Перед уходом в отпуск 6 сентября он принял решение о перевооружении входящих в JG I отрядов Jasta 6 и Jasta 11 на Fokker Dr.I. Днем раньше, 5 сентября, Вернер Фосс одержал первую победу из 12 одержанных им на триплане. 10 сентября Фосс в одном боевом вылете сбил два «Кемела» и один разведчик. 23 сентября Вернер Фосс провел свой последний бой, ставший легендарным. Фосс сражался с 7 британскими истребителями RAF SE.5a из 56-й эскадрильи, ведомыми командиром Джеймсом МакКадденом, и после 10-минутного боя, в течение которого он добился попаданий в каждый из британских истребителей и сбил два из них, Фосс был сбит Артуром Райс-Дэвидом (Arthur Rice-David). На момент гибели Вернер Фосс был вторым в списке асов Германии после Манфреда фон Рихтгофена, имея на своем счету 48 побед. Короткой оказалась и служба второго из пары самых первых «Драйдеккеров». Рихтгофен ушел в отпуск 6 сентября 1917 г., и его триплан достался командиру Jasta 11 Курту Вольффу (Kurt Wolff), вернувшемуся из госпиталя. Уже 15 сентября он погиб в воздушном бою.

Вооружение триплана Fokker Dr.I

10 сентября 1917 г. в Jasta 11 прибыли первые 11 серийных «Фоккеров» Dr.I, месяц спустя начались поставки таких самолетов в Jasta 15. С началом эксплуатации в боевых частях произошло несколько катастроф, не связанных с боевыми действиями. 30 октября 1917 г., выполняя высший пилотаж на высоте 700 метров над аэродромом, потерял управление триплан командира Jasta 15 лейтенанта Гюнтермана (Gunthermann). Пилот был тяжело ранен и скончался в госпитале на следующий день. Наблюдавшие за его крушением свидетели сообщили, что они видели, как часть ткани оторвалась от верхнего крыла и самолет начал разваливаться в воздухе. В тот же самый день 30 октября Манфред фон Рихтгофен, летел вместе с братом Лотаром, когда на триплане последнего отказал двигатель и он совершил аварийную посадку. Манфред решил приземлиться рядом с братом, когда у двигателя его самолета оторвался один из цилиндров. К счастью, ему удалось посадить поврежденную машину. На следующий день лейтенант Пастор (Pastor) из Jasta 11, потерпел аварию и погиб на «Фоккере» Dr.I. Эти летные происшествия вынудили приостановить приемку «Драйдеккеров» и провести испытания с целью выяснения причин поломок и способов их устранения. Оказалось, что конструкция крыла не выдерживала высоких нагрузок, оказываемых элеронами на клеевые соединения. К тому же внутри крыла собирался конденсат, также снижающий прочность клеевых соединений. В конструкцию крыльев оперативно внесли необходимые изменения, и в конце ноября 1917 г. выпуск «Фоккеров» Dr.I возобновился.

Наиболее известным отрядом, воевавшим на «Драйдеккерах», стал Jasta 11 — знаменитый «Цирк Рихтгофена», записавший на свой счет за время войны наибольшее количество воздушных побед — 350. Помимо Манфреда фон Рихтгофена, в составе Jasta 11 воевал его брат Лотар фон Рихтгофен (Lothar von Richthofen), одержавший свою первую победу на «Фоккере» Dr. I 25 ноября 1918 г. (к тому времени на счету Лотара было 24 сбитых самолета). 13 марта 1918 г., имея на своем счету 29 побед, Лотар был сбит (второй раз за свою фронтовую карьеру) и попал в госпиталь. Его старший брат оказался не таким везучим — 21 апреля его красный «Драйдеккер» был сбит, а сам Манфред погиб. К тому времени на его счету было 80 официальных побед, из них 19 — одержанных на «Фоккере» Dr.I.

В январе 1918 г. «Фоккеры» Dr.I получила вторая элитная часть — Jasta 2. Среди её лучших пилотов, воевавших на трипланах, следует отметить Карла Боле (Karl Bolle), Пауля Боймера (Paul Baumer), Фрица Кемпфа (Fritz Kempf). Довольно, поздно, в конце апреля 1918 г., «Драйдеккерами» вооружили Jasta 4. Многие из переданных этому отряду самолетов ранее служили в Jasta 6 и Jasta 11 (они вместе с Jasta 4 входили в эскадру JG 1). В начале мая 1918 г. трипланы получил Jasta 5, перешедший на «Фоккеры» D.VII уже два месяца спустя. В общей же сложности «Фоккеры» Dr.I эксплуатировались примерно в 25 истребительных отрядах (в большинстве случаев — одновременно с самолетами других типов). Если в конце декабря 1917 г. на Западном фронте было 35 таких самолетов, то в конце февраля 1918 г. — уже 143. В конце апреля было достигнут пик численности «Фоккеров» Dr.I на фронте — 171 единица. Когда более мощные и быстрые истребители союзников начали появляться на фронте, медленные трипланы, терявшие свое преимущество в маневренности на больших высотах быстро закончили свою боевую карьеру. После июня 1918 г. командование предписало использовать трипланы лишь как тренировочные самолеты. В конце июня на фронте оставалось 118 «Фоккеров» Dr.I, а к началу сентября — 65.

Fokker Dr.I не стал массовым самолетом — его доля в парке истребителей Западного фронта никогда не превышала 8%. «Драйдеккер» был очень маневренным самолетом с хорошей скороподъемностью. Эти характеристики обуславливались небольшими размерами планера и большой несущей поверхностью крыльев. Но из-за короткого фюзеляжа в сочетании с высоким лобовым сопротивлением трипланной коробки «Драйдеккер» имел низкую путевую устойчивость, и как следствие — сложное управление. Немецкие пилоты рассматривали «Фоккер» Dr.I как истребитель ближнего боя, превосходящий в маневренности SPAD S.VII и Sopwith Camel. Однако из-за недостаточной мощности двигателя «Драйдеккер» существенно проигрывал своим соперникам в скорости. Сам А. Фоккер отмечал: «Триплан поднимался так быстро и был настолько маневренен, что никто не отметил того, как медленно он летал». Полностью реализовать возможности «Драйдеккера» могли только опытные пилоты-асы — вроде того же Манфреда фон Рихтгофена.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image