Родился 29 августа 1914 года в Валансе (Дром). В 1935 году окончил авиационную школу лицея Сен-Луи в Париже и был направлен в ВВС. Некоторое время работал инструктором в одной из авиашкол. В июле 1938 года получил назначение в GC II/1. Когда началась война, был младшим лейтенантом в 4-й эскадрилье. 14 мая 1940 года одержал свою первую победу, подбив Ме-110. Однако в этом же бою получил серьёзное пулевое ранение в левую руку и до конца битвы за Францию находился в госпитале. После выздоровления вернулся в свою эскадрилью и командовал ею до расформирования авиационных частей на территории метрополии в начале 1943 года. Позднее (в этом же году) пытался добраться до Северной Африки, однако с октября по декабрь находился в плену в Испании. В конце концов оказался в Касабланке и был направлен в лётное училище в Мекнессе.
В марте 1944 года добровольно отправился на Восточный фронт и в мае присоединился к «Нормандии». В составе этой группы одержал 8 побед (5 из них — в группе).
В мае 1944 года, после трагической гибели Марселя Лефевра, капитан Матрас принял командование 3-й эскадрильей («Шербур»). Под его руководством лётчики приняли участие в окончательной фазе боёв при форсировании Немана. Ими было сбито 6 вражеских самолётов, уничтожено много живой силы и техники противника.
Як-9 из состава полка «Нормандия-Нёман», осень 1944 г.
В июле 1944 года 6 истребителей под командой Пьера Матраса провели успешный бой с группой из 10 «Юнкерсов», которых сопровождало 4 FW-190. В упорном бою французы сбили 5 вражеских машин — 3 «Юнкерса» и 2 «Фоккера». Шестёрка французов вернулась без потерь.
Список всех известных побед майора Пьера Матраса:
Дата | Тип сбитого самолёта | Место падения | самолёт Пьера Матраса |
14 мая 1940 г. | Ме-110 | Динан | «Блох» МВ-152 |
9 октября 1944 г. | Ме-109 (в группе) | Тораж | Як-9 |
14 октября 1944 г. | Ju-88 (в группе) | Гумбинен (Ю — В) | Як-9 |
16 октября 1944 г. | Ме-109 | Сталлупонен | Як-9 |
18 октября 1944 г. | Hs-129 (в группе) | Сталлупонен (Южн.) | Як-9 |
24 октября 1944 г. | Ме-109 | Инстербург (С — З) | Як-9 |
18 января 1945 г. | FW-190 | Каушен (Ю — З) | Як-3 |
28 января 1945 г. | FW-190 (в группе) | Гросс — Раум | Як-3 |
9 февраля 1945 г. | FW-190 (в группе) | Фолитник | Як-3 |
В январе 1945 года в одном из боёв у его «Яка» заглох мотор. «Фоккер», которого он преследовал, мгновенно развернулся и стал пристраиваться ему в хвост. И тут мотор заработал, но с перебоями. Пьер стал одной рукой качать насос, а второй выводить «Як» в атаку. Так и добил противника, до крови натерев мозоли на левой руке…
31 января 1945 года он был подбит в очередном воздушном бою, но не пострадал. 23 марта 1945 года капитан Матрас был отправлен в Тулу, где ему следовало принять под командование вновь создаваемый авиационный полк. Уже был создан костяк для 3-х полков и проводились тренировочные полёты, но в связи с изменившейся обстановкой на фронте вопрос о создании этой дивизии затянулся до мая 1945 года.
После окончания войны остался в ВВС. После возвращения во Францию был повышен в звании до майора. Затем у него была выдающаяся военная карьера: некоторое время служил во 2-м управлении главного штаба ВВС, в 1948 году командовал 2-й истребительной эскадрильей (базировавшейся в Дижоне). В 1950 году получил звание подполковника и в течение 3-х лет был начальником штаба 1-й воздушной дивизии в Ларе (Германия).
После возвращения во Францию в 1953 году командовал системой ПВО под Версалем, а затем, уже будучи полковником, — авиационной базой в Кабре. В течение некоторого времени служил в штабе верховного командования союзными войсками в Европе, а затем занимал руководящий пост в 1-м воздушном округе. Во время войны в Алжире — в штабе главнокомандующего в Сахаре. В 1962 году был произведён в бригадные генералы, до 1965 года был командующим округа в Браззавиле, затем вернулся во Францию. Карьеру заканчивал, будучи уже командиром французской военной миссии при командующем 4-м тактическим воздушным соединением в Рамштайне (Западная Германия), в 1967 году был на штабной работе. В отставку вышел в сентябре 1969 года.
Оставьте свой отзыв