Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

CRDA (Кант) Z.1007 «Альционе» («Зимородок»)

Трехмоторная схема оказалась доминирующей у итальянских бомбардировщиков Второй мировой войны — авиапромышленность этой страны не смогла обеспечить выпуск достаточно мощных двигателей, и там, где конструкторы других стран обходились двумя моторами, итальянцам приходилось ставить третий. Доминировала в этой области фирма SIAI, но отдельные образцы трехмоторных бомбардировщиков были созданы и другими фирмами. Среди них оказался и «Кант» с самолетом Z.1007 Alcione конструкции Ф. Цаппаты.

Бомбардировщик CRDA (Cant) Z.1007 Alcione

Бомбардировщик CRDA (Cant) Z.1007 Alcione

Приступая в 1935 г. к проектированию перспективного цельнодеревянного бомбардировщика-моноплана, Цаппата первоначально прорабатывал два варианта — трехмоторный Z.1007 и двухмоторный Z.1011, оба под 12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения «Изотта-Фраскини» «Ассо» IX RC15 (840 л.с). Двухмоторная машина была облетана первой — в марте 1936 г., показав слишком низкие летные данные. Z.1007 вышел на испытания год спустя, 16 марта 1937 г. На самолете первоначально стояли моторы «Ассо» IX RC15, впоследствии замененные на «Ассо» IX RC40 (900 л.с.) с улучшенными высотными характеристиками. Ещё до первого полета фирма получила заказ на серийное производство, поскольку аэродинамические формы самолета, более чистые, чем у S.79, и силовая установка, более мощная, чем у Z. 1011, позволяли надеяться на получение высоких летных данных.

Поставки серийных машин начались в январе 1939 г. и продолжались до августа 1943 г. Всего изготовлено 580 самолетов (486 фирмой CRDA и 94 — IMAM).

Основные модификации CRDA (Cant) Z.1007 «Alcione»:

Z.1007 — двигатели «Ассо» IX RC40. Стрелковое вооружение — 1 12,7-мм пулемет в верхней установке и 1 7,7-мм в нижней. Масса бомбовой нагрузки — 800 кг. Экипаж — 5 чел. С января по октябрь 1939 г. выпущено 34 самолета.

Бомбардировщик CRDA (Cant) Z.1007 Alcione

Z.1007bis — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Пьяджо» Р.XI RC40 (1000 л.с). Увеличен размах крыла, удлинен фюзеляж. Стрелковое вооружение — 2 12,7-мм пулемета в верхней и нижней установках, 2 7,7-мм пулемета в боковых окнах. Масса бомбовой нагрузки — 1200 кг. 8 предсерийных самолетов выпущено в октябре-ноябре 1939 г., поставки серийных машин начались в январе 1940 г. С апреля 1940 г. самолеты выпускалась с двухкилевым оперением (однокилевых построили 94 машины), с марта 1941 г. введены подкрыльевые бомбодержатели для 4 250-кг бомб (максимальная масса бомбовой нагрузки -2200 кг). С середины 1941 г. устанавливались двигатели P.XIbis, новые бомбовые прицелы и бронезащита рабочих мест экипажа, а с 1942 г. в боковых окнах вместо 7,7-мм пулеметов стали устанавливать 12,7-мм. В общей сложности выпущено 468 машин.

Бомбардировщик CRDA (Cant) Z.1007bis Alcione

Z.1007ter — 14-цилиндровые двигатели «Пьяджо» Р.XIX RC45 (1160 л.с). Стрелковое вооружение — 4 12,7-мм пулемета (по 1 в верхней, нижней и оконных установках). Максимальная масса бомбовой нагрузки -2200 кг. В январе-августе 1943 г. изготовлено 51 самолет, в т.ч. 10 предсерийных (со старыми двигателями P.XIbis) и 41 серийный, ещё 17 собрано под германским контролем.

Летно-технические характеристики самолета CRDA (Кант) Z.1007bis

Двигатели: Пьяджо P.XI RC40
мощность, л.с.: 1000
Размах крыла, м.: 24,80
Длина самолета, м.: 18,55
Высота самолета, м.: 5,65
Площадь крыла, кв. м.: 75,30
Масса, кг:
пустого самолета: 9396
взлетная: 13 621
Максимальная скорость, км/ч: 464
Время набора высоты 4000 м, мин.: 10,5
Практический потолок, м.: 8000
Дальность полета, км:
без бомб: 2560
с 1200 кг бомб: 1510

Боевое использование CRDA (Кант) Z.1007 «Альционе»

Самолетами Z.1007 в 1939 г. вооружили 16-й стормо (50-я и 51-я группы), но они считались лишь временным решением в ожидании поступления Z.1007bis, и в боевых действиях не участвовали. Z.1007bis поступали в эту же часть, располагавшую к 10 июня 1940 г. 31 таким самолетом, и в 47-й стормо (106-я и 107-я группы). К моменту вступления Италии в войну Z.1007bis ещё не были в достаточной мере освоены экипажами, и их боевой дебют состоялся лишь 29 августа 1940 г., когда 10 самолетов 106-й группы нанесли удар по одному из аэродромов на Мальте.

Для участия в кампании против Греции в конце октября 1940 г. выделили 47-й стормо и 50-ю группу (в общей сложности 44 Кант Z.1007bis), в ходе боевых действий к ним присоединились 41-я и 85-я группы. CANT Z.1007bis оказался наиболее многочисленным типом бомбардировщиков, участвовавшим в этой кампании, и поначалу применялся относительно большими группами — например, 2 ноября Салоники бомбили 27 самолетов.

В ходе Балканской кампании Z.1007bis зарекомендовал себя весьма неплохим бомбардировщиков с эффективными оборонительным вооружением. Но если боевые потери были минимальны, то наземному персоналу «Альционе» доставлял немало хлопот -количество боеготовых самолетов в частях редко превышало 60%.

Бомбардировщикам пришлось перейти к действиям эскадрильями и даже звеньями. Новый «всплеск» активности отмечается с началом 6 апреля 1941 г. германо-итальянской агрессии против Югославии. Например, в первый день операции 49 Z.1007bis бомбили аэродром Мостар. После разгрома Югославии и Греции 50-ю группу и одну АЭ 85-й группы передислоцировали на о. Родос — летая оттуда, «Альционе» обеспечивали десант на о. Крит. Действовать приходилось не только по наземным, но и по морским целям — например, 21 мая 1941 г. 5 Z.1007bis потопили британский эсминец «Джюно».

Одна эскадрилья, вооруженная CRDA Z.1007bis — 172-я АЭ стратегической разведки — вошла в состав сил «Реджиа Аэронаутика», выделенных для участия в налетах на Англию. Прибыв в середине октября 1940 г. в Бельгию, 5 её самолетов 11 ноября совершили первый — и как оказалось, последний, вылет над Англией. Сразу после этого эскадрилью вернули в Италию. Помимо 172-й АЭ, Z.1007bis вооружили 175-ю разведывательную АЭ, воевавшую в Ливии с марта 1941 г., и 176-ю, прибывшую в Северную Африку в конце 1941 г. Набирающее оборотов производство позволило укомплектовать «Альционе» новые части. С июня 1941 г. на таких самолетах осуществлял налеты на Мальту 15-й стормо. Но Родосе в августе 1941 г. 50-я группа была сменена 47-м стормо. Его эскадрильи продолжили действия против вражеского судоходства в Восточном Средиземноморье. 50-ю группу вывели на Сицилию, откуда она участвовала в налетах на Мальту. 51-я группа, базируясь на Сардинии, действовала по морским конвоям, следовавшим из Гибралтара. Её самолеты пытались наносить удары ночью, но они оказались неэффективными из-за отсутствия радаров, и группа вернулась к дневным операциям. Более успешными оказались ночные налеты по стационарным целям — в них специализировалась 88-я группа (43-й стормо), в конце 1941 г. начавшая такие операции против Мальты. Большой потолок делал Z.1007bis неуязвимыми для английских ночных истребителей.

Полностью перевооруженный CRDA Z.1007bis 35-й стормо с апреля 1942 г. базировался в Киренаике, поддерживая германо-итальянские войска. Но по-прежнему существовали серьезные проблемы с надежностью машины — к ноябрю 1942 г. (решающей фазе битвы под Эль-Аламейном и высадке союзников в Марокко и Алжире) «Реджиа Аэронаутика» располагала в Северной Африке лишь 40 Z.1007bis. 10 групп, дислоцированных на Сицилии и Сардинии, имели 75 «Альционе», но из них только 39 были исправными. При этом львиная доля боевых задач, решаемых Cant Z.1007bis, была связана не с бомбардировками, а с разведкой. Например, 25-я и 33-я группы, базировавшиеся на Сицилии, с ноября 1942 г. по май 1943 г. совершили 417 самолето-вылетов на бомбардировку объектов в Северной Африке и 790 — на разведку морских целей. До мая 1943 г. в Восточном Средиземноморье активно действовал 30-й стормо с Родоса. Его самолеты, среди которых были не только Z.1007bis, но и первые Z.1007ter, осуществляли налеты на объекты в Палестине и Ливане. Главными целями при этом были склады горюче-смазочных материалов. Но падение Туниса и высадка союзников на Сицилии обусловили прекращение наступательных операций. По состоянию на 9 июля 1943 г. «Реджиа Аэронаутика» располагала 85 «Альционе». На самолеты этого типа пришлось 3/4 из примерно 200 самолето-вылетов итальянских бомбардировщиков против англо-американских войск, высадившихся на Сицилии. Но когда 16 августа 1943 г. остров был окончательно оставлен итальянскими войсками, в строю оставалось лишь 19 Z.1007bis и Z.1007ter — остальные были небоеспособными.

После капитуляции Италии все «Альционе», остававшиеся под контролем правительства, сотрудничавшего с союзниками, были сосредоточены на Сардинии. Самолеты выполнили несколько хаотичных налетов на немецкие войска, после чего боевые операции на время прекратились. В декабре 1943 г. их свели в 88-ю группу, располагавшую 25 Z.1007bis и Z.1007ter. Главной задачей группы стало снабжение итальянских войск и югославских партизан, блокированных вермахтом в Черногории. В послевоенное время несколько уцелевших «Альционе» использовались в качестве учебных до 1948 г.

В северной части Италии, оккупированной в сентябре 1943 г. вермахтом, осталось 12 Z.1007bis и 10 Z.1007ter; ещё 17 Z.1007ter было собрано заводом CRDA. Сведения об их боевом применении отсутствуют — вероятно, Люфтваффе и ВВС Итальянской социальной республики использовали «Альционе» лишь во вспомогательных целях.

«Альционе» считался лучшим итальянским бомбардировщиком — он обладал сравнительно высокими летными данными, большой бомбовой нагрузкой и неплохим оборонительным вооружением. Командование «Реджиа Аэронаутика» даже собиралось сделать Z.1007bis единым типом среднего бомбардировщика. Но этому помешала технология — цельнодеревянная конструкция больших размеров плохо подходила для массового производства. Преемником «Альционе» должен был стать двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик Z.1018 «Леоне» — но он так и не был внедрен в производство до капитуляции Италии.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image