В декабре 1939 г., уже в ходе советско-финской войны, из Белорусского особого военного округа на аэр. Ваенга прибыли 4-я ОИАЭ 70-й авиабригады БОВО и 2-я ИАЭ 15-го ИАП им. Ф.Э.Дзержинского[1] на самолётах И-15бис. Кроме того, туда же перебазировали самолёты СБ и личный состав из 5-й СБАЭ 147-й СБАБ БОВО, и подразделение СБ из 39-го СБАП 10-й САД БОВО.
23 декабря 1939 г. приказом НК ВМФ №006 из этих эскадрилий был сформирован 72-й смешанный авиационный полк ВВС СФ. 23 декабря был определён днём части. Местом дислокации полка был определён аэродром Ваенга. Ему было вручено Революционное Красное Знамя 4-й ОИАЭ ВВС Белорусского ОВО.
В состав полка вошли:
- управление полка;
- 1-я ИАЭ — в составе 15 самолётов И-15бис;
- 2-я ИАЭ — в составе 15 самолётов И-15бис;
- 3-я СБАЭ — в составе 8 самолётов СБ (бывш. 5-я СБАЭ и часть 39-го СБАП БОВО).
Во время советско-финской войны 72-й САП принимал активное участие в боях, ведя воздушную разведку и нанося удары по вражеским объектам.
Накануне Великой Отечественной войны 72-й САП получил из 5-го ИАП ВВС ЛенВО первые 4 истребителя И-16. Вскоре, 29 апреля 1941 г., на основе этих четырёх И-16 в полку была сформирована 4-я истребительная эскадрилья, которую возглавил ст. лейтенант Б.Ф.Сафонов.
Истребитель И-16 Бориса Сафонова
К 22 июня 1941 г. 72-й САП имел в своём составе: 28 И-15бис, 17И-153, 4И-16, 11 СБ.
С началом Великой Отечественной войны на несколько истребителей полка были нанесены патриотические лозунги. Так, самолёт Б.Сафонова нес надписи «За ВКП(б)!» и «Смерть фашистам!», на самолёте №11 ст. лейтенанта А.Коваленко — «За Сталина!» и «За коммунизм!», на самолёте №13 сержанта С.Сурженко — «За СССР!».
Уже 24 июня 1941 г. командиром 4-й АЭ ст. лейтенантом Б.Сафоновым была одержана первая воздушная победа над врагом: сбит немецкий бомбардировщик Хейнкель He-111.
27 июня 1941 г. 5 самолётов СБ бомбардировочной эскадрильи под командованием лейтенанта А.К.Осокина нанесли удар по рудодробильному заводу в г. Петсамо, который снабжал Германию никелевыми и другими ценными рудами.
В июле-августе 1941 г., в соответствии с приказанием НК ВМФ от 03.08.1941 г., на аэр. Ваенга были срочно перебазированы с Балтики 9 самолётов СБ и 12 И-16, а с Чёрного моря — 10 самолётов И-153, а также 10 МиГ-3 и 4 Пе-2, которые вошли в состав полка.
Командующий СФ приказал сформировать к 15 июля в составе 72-го САП ещё одну эскадрилью самолётов СБ.
С 23 июля 1941 г. приказом командующего СФ эта эскадрилья считалась сформированной. В последующем она была перевооружена на самолёты Пе-2.
С августа по декабрь 1941 г. полк вёл боевые действия совместно с 151-м авиакрылом королевских ВВС Великобритании.
Осенью 1941 г. в структуре полка произошли организационно-штатные изменения: 12 сентября 1941 г. в Ваенгу с Балтики прибыло звено самолётов (3 ДБ-3ф ) под командованием капитана И.Я.Гарбуза. Оно вошло в состав вновь формируемой 5-й бомбардировочной эскадрильи 72-го САП.
Во второй половине сентября в составе 72-го САП было завершено формирование 4-й бомбардировочной эскадрильи самолётов Пе-2, которую возглавил капитан А.В.Осокин.
16 сентября 1941 г. указом ПВС СССР, «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество», 72-й САП был награждён орденом Красного Знамени. К этому времени полком было уничтожено около 100 вражеских самолётов. Командир истребительной эскадрильи самолётов И-16 капитан Борис Феоктистович Сафонов стал первым Героем Советского Союза среди морских лётчиков-североморцев.
14 октября 1941 г. на базе 4-й ИАЭ 72-го САП был сформирован 78-й истребительный авиационный полк, командиром которого был назначен Герой Советского Союза капитан Б.Ф.Сафонов. В этот период личный состав нового полка переучился на самолёты Хоукер «Харрикейн», которые приняли от англичан.
15 ноября 1941 г. была расформирована 4-я ИАЭ 72-го САП. На 1 января 1942 г. в составе 72-го САП ВВС СФ числилось (всего/исправных) самолётов:
- — на аэр. Ваенга-1:10/7 СБ, 3/3 Пе-2, 4/2 ДБ-3ф , 4/2 МиГ-3, 1/1 ТБ-3;
- — на аэр. Ваенга-2: 16/9 И-15бис, 13/6 И-16;
- — на аэр. Чалмпушка: 14/9 И-153.
18 января 1942 г. указом ПВС СССР и приказом НК ВМФ №10 полк, одним из первых в Авиации ВМФ, был реорганизован и переименован во 2-й гвардейский смешанный Краснознамённый авиационный полк.
В конце марта 1942 г. произошла реорганизация сил истребительной авиации ВВС СФ. В соответствии с приказом НК ВМФ, 20 марта 1942 г. во 2-й гв. САП передавался личный состав 78-го ИАП со всей авиационной техникой. При этом 4-я и 5-я АЭ были объединены в одну (4-ю АЭ), и была развёрнута ещё одна (5-я) истребительная эскадрилья. Командиром 2-го гв. САП назначается Герой Советского Союза майор Б.Ф.Сафонов. Бывшая «сафоновская» эскадрилья из 2-го гв. САП, имевшая на вооружении самолёты И-16, перешла в 78-й ИАП, командиром которого был назначен капитан И.К.Туманов. Тогда же на базе двух эскадрилий полка, имевших на вооружении самолёты И-15бис и И-153, формируется новый 27-й ИАП полк под командованием капитана Н.И.Хряшкова.
23 марта 1942 г., с прибытием в полк шести самолётов-торпедоносцев ДБ-3ф, под командованием капитана Г.Д.Поповича (командиры экипажей — В.Агафонов, В.Балашов, П.Зубков, А.Сидоров, Г.Ткачёв), из 4-го МТАП ВВС ТОФ, в нём была сформирована 6-я минно-торпедная авиационная эскадрилья. Капитан Г.Д.Попович стал её командиром.
На 1 апреля 1942 г. 2-й гв. САП базировался на аэр. Ваенга-1 составом: 50/30 «Харрикейн», 4/3 МиГ-3, 3/1 Пе-2, 10/8 СБ, 8/6 ДБ-3, 1/1 ТБ-3. Самолёты МиГ-3 состояли на вооружении 2-й АЭ, а 1-я и 3-я АЭ были вооружены самолётами «Харрикейн».
1 мая 1942 г. полку было вручено гвардейское Боевое Знамя части.
Командир полка Герой Советского Союза Борис Сафонов принимает Гвардейское знамя, 1 мая 1942 г.
С апреля полк начал получать новые истребители американского производства Р-40Е «Киттихаук». Одним из первых новую машину освоил командир полка ГСС подполковник Б.Ф.Сафонов, но 30 мая 1942 г. он погиб при защите конвоя PQ-16, предположительно, из-за отказа двигателя самолёта. Очевидцы наблюдали, как, теряя высоту, самолёт Сафонова планировал в направлении эсминца «Валериан Куйбышев». Не дотянув до него 3-4 км, истребитель приводнился и быстро затонул. Организованные поиски пилота не увенчались успехом.
Ленд-лизовский истребитель Белл P-40 Бориса Сафонова
15 июня 1942 г. указом ПВС СССР Борис Феоктистович Сафонов был награждён второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно), став, таким образом, первым в Морской Авиации дважды Героем Советского Союза.
17 июня 1942 г. 3 Ил-4 и 3 СБ-2 из 5-й АЭ 2-го гв. САП провели налёт на аэр. Луостари, где, по данным разведки, находилось 57 немецких самолётов. Потери противника составили 2 Юнкерса Ju-88, 3 Мессершмитта Bf-109 и один Bf-110.
18 июня 1942 г., на основании приказа НК ВМФ №01376, полку было присвоено имя своего погибшего командира — дважды Героя Советского Союза подполковника Б.Ф.Сафонова. (Через 63 года, в целях сохранения славных боевых традиций, имя Б.Ф.Сафонова было присвоено 279-му ОКИАП ВВС СФ).
Постепенно, к июлю 1942 г. полк перевооружился на истребители Кертис Р-40Е (получил всего 24 самолёта), однако самолёты «Харрикейн» ещё оставались в боевом составе полка.
Состав и дислокация 2-го гв. САП ВВС СФ на 1 июля 1942 г., на аэр. Североморск-1: 35/5 «Харрикейн», 21/8 Р-40, 4/1 МиГ-3, 7/6 СБ, 8/7 ДБ-3ф .
В июле 1942 г. минно-торпедная эскадрилья 2-го гв. САП приступила к выполнению своих прямых задач — торпедным атакам кораблей противника. На 30 июля 1942 г., полк базировался на аэр. Североморск-1 составом: 20/5 Р-40, 5/4 ДБ-3ф .
26 августа 1942 г. командующий СФ приказал, для уничтожения германского линкора «Адмирал Шеер», действующего в Карском море, перебазировать на аэр. Амдерма из состава 2-го гв. САП, с аэр. Поной, 2 Пе-3, и с аэр. Североморск — 2 ДБ-3ф , а также 2 Пе-3 из состава 95-го АП.
Состав и дислокация 2-го гв. САП ВВС СФ на 1 октября 1942 г.: аэр. Североморск-1 — 18/2 Р-40, 3/1 МиГ-3; аэр. Североморск-2 — 3/3 СБ, 2/2 ДБ-3ф ; аэр. Нарьян-Мар — 1/1 СБ.
14 октября 1942 г. приказом НК ВМФ 2-й гв. САП был переформирован во 2-й гвардейский истребительный Краснознамённый авиационный полк имени Б.Ф.Сафонова. При этом, с 1 ноября две эскадрильи — 4-я бомбардировочная (командир капитан А.З.Стоянов) и 5-я минно-торпедная (командир капитан Г.Д.Попович), были выведены из состава полка. На их основе был сформирован новый 24-й минно-торпедный полк ВВС СФ, который возглавил подполковник Н.Н.Ведмеденко. С этого времени 2-й гв. ИАП был включён в состав вновь формируемой 6-й истребительной авиационной бригады ВВС СФ.
С 15 октября 1942 г. полк начал перевооружаться на самолёты Белл P-39Q «Аэрокобра». Первые 15 машин получали и собирали в Москве, а в последующем их перегоняли из Красноярска. Первоначально эти самолёты использовали для воздушного прикрытия Мурманска.
На 6 ноября 1942 г. 2-й гв. ИАП базировался: на аэр. Североморск-1 — 18/5 Р-40; на аэр. Североморск-2 — 6/4 «Харрикейн»; на аэр. Ягодник— 12/12 Р-39«Аэрокобра», 14/14 «Харрикейн». На 1 декабря в составе полка числилось: на аэр. Североморск-1 — 17/4 Р-40 «Киттихаук», 10/8 Р-39 «Аэрокобра»; на аэр. Североморск-2 — 20/6 «Харрикейн»; на аэр. Африканда — 2/1 Р-39 «Аэрокобра».
По состоянию на 1 января 1943 г., в полку имелось: 16/2Р-40 «Киттихаук», 9/7 Р-39 «Аэрокобра», 19/10 «Харрикейн».
На 1 апреля 1943 г. полк имел 24 Р-39, 9 Р-40Е, 11 «Харрикейн» и 3 МиГ-3 (из них 31 самолёт был неисправен, в т.ч. 8 Р-40Е, все МиГ-3 и «Харрикейн»).
В апреле 1943 г. три уцелевших к этому времени в полку самолёта МиГ-3 были переданы на Балтику, в состав 12-й ОИАЭ ВВС БФ.
3 мая 1943 г., при выполнении боевого задания, погиб командир 2-го гв. ИАП Герой Советского Союза капитан П.Г.Сгибнев, одержавший 19 побед в воздухе.
1 июня 1943 г. по приказу НК ВМФ полк был перебазирован на аэр. Ягодник, под Архангельск, для отдыха, переформирования и пополнения самолётами. Старые самолёты Р-40Е «Киттихаук» передали в 78-й ИАП ВВС СФ. Вместо них во второй половине 1943 г. на вооружение 2-го гв. ИАП начали поступать самолёты «Аэрокобра» в модификации P-39N.
По состоянию на 1 января 1944 г. в составе полка имелось: 13/9 Р-39 «Аэрокобра» и 1/1 Р-40 «Киттихаук».
В начале марта 1944 г., по окончании переформирования, полк перебазировался на оперативный аэр. Уж-Губа, расположенный в 17 км от переднего края обороны, а во время Петсамо-Киркенесской наступательной операции, в октябре 1944 г. 2-й гв. ИАП был перебазирован на аэр. Ура-Губа.
31 октября 1944 г. приказом ВГК №0354, за активное участие в боях при освобождении Печенгской области, за мужество и героизм, проявленный личным составом в ходе Петсамо — Киркенесской операции, 2-му гв. ИАП было присвоено почётное наименование «Печенгский».
Всего за войну боевой счёт полка составил:
- — сбито в воздушных боях — 361 самолёт;
- — уничтожено на земле — 47 самолётов;
- — потоплено — 29 различных судов;
- — уничтожено — 40 автомашин, 9 артиллерийских батарей, 4 полевых орудия, свыше 2000 человек живой силы противника.
По состоянию на 9 мая 1945 г., в полку, дислоцирующемся на аэр. Ура-Губа, насчитывалось 43/42 Р-39 «Аэрокобра» и один исправный «Харрикейн».
За годы войны 554 человека лётного и технического состава награждены орденами и медалями, 16 лётчиков стали Героями Советского Союза: Б.Сафонов (дважды), В.С. Адонкин, М.Бадюк, В.Балашов, Н.Бокий, Н.Диденко, П.Климов, А.Коваленко, П.Коломиец, С.Курзенков, П.Орлов, В.Покровский, П.Сахаров, П.Сгибнев, З.Сорокин, В.Стрельников.
Деятельность авиаполка после Великой Отечественной войны
Во время послевоенной реформы ВС СССР, с 29 апреля 1948 г., на основании циркуляра НГШ №0056 от 10.04.1948 г. и приказа командующего СФ от №00149, 2-й гв. ИАП был переименован в 174-й гвардейский истребительный Печенгский Краснознамённый авиационный полк им. Б.Ф.Сафонова. С этого года полк был перебазирован с аэр. Ура-Губа на аэр. Луостари Мурманской области.
С сентября 1951 г. полк был перевооружён на самолёты МиГ-15.
С апреля 1953 г. 174-й гв. ИАП из 91-й ИАД был передан в состав принятой на флот из ВВС СА 107-й ИАД[2].
С мая 1953 г. полк был перевооружён на самолёты МиГ-17.
С августа 1954 г. полк перевооружился на самолёты МиГ-17пф.
В 1956 г. 174-й гв. ИАП перебазируется с аэр. Луостари на аэр. Килпъявр Мурманской области.
На основании приказа командующего СФ №046 от 04.02.1957 г., 174-й гв. ИАП исключён из состава 107-й ИАД ВВС СФ[3] и передан в Северный корпус ПВО страны.
С июля 1958 г. полк был перевооружён на самолёты МиГ-19п и МиГ-19пм.
С декабря 1959 г. полк получил самолёты МиГ-19с и МиГ-19св.
30 марта 1960 г., на основании директивы командующего 10-й ОА ПВО №00860, полк вошёл в состав 21-го корпуса ПВО 10-й ОА ПВО.
1 июля 1960 г. командир звена 174-го гв. ИАП капитан В.А.Поляков на самолёте МиГ-19 сбил американский самолёт-разведчик RB-47 в районе м. Святой Нос.
С августа 1960 г. одна эскадрилья полка была перевооружена на самолёты Як-25м, полученные из 524-го ИАП 23-й дивизии 10-й ОА ПВО. В составе полка стало две эскадрильи перехватчиков МиГ-19 и одна эскадрилья дальних перехватчиков Як-25.
В 1962 г. 174-й гв. ИАП был перебазирован с аэр. Килпъявр на аэр. Мончегорск Мурманской области, где и оставался вплоть до своего расформирования в 2001 г.
С августа 1964 г. полк был перевооружён на самолёты Як-28п и Як-28у.
С апреля 1969 г. полк был перевооружён на самолёты Як-28пм и Як-28пу.
14 декабря 1969 г. лётчик полка капитан В.Чернега уничтожил иностранный дрейфующий разведывательный аэростат.
2 сентября 1975 г. майор Л.Костромин с лётчиком-оператором капитаном А.Лиходедом на самолёте Як-28 сбили ещё один автоматический дрейфующий аэростат-разведчик.
По итогам боевой и политической подготовки за 1981 г., на основании приказа МО СССР №00173 от 19.11.1981 г., полку был вручен вымпел министра обороны «За мужество и воинскую доблесть». В конце того же года полк начал переучивание и перевооружение на новые сверхзвуковые перехватчики МиГ-31.
К 20 апреля 1982 г. перевооружение полка на МиГ-31 было завершено. В качестве учебных самолётов, в полк поступили самолёты МиГ-25пу.
30 июня 1982 г. в полк прибыл первый именной самолёт МиГ-31 №08 «Борис Сафонов». Его перегнал лётчик-испытатель Г.А.Пукито. Самолёт принял экипаж в составе: командир эскадрильи им. Б.Ф.Сафонова В.Кузнецов и штурман эскадрильи А.Макаров. На аэродроме самолёт встречал личный состав полка, во главе с командующим 21-м корпусом ПВО генерал-лейтенантом авиации А.Мориным.
24 апреля 1985 г., на основании указа ПВС РСФСР, «за заслуги в вооружённой защите Социалистической Родины», полк был награждён почётной грамотой ПВС РСФСР.
В марте 1987 г. лётными экипажами полка впервые был осуществлён перелёт на ледовый аэр. Греэм-Белл (земля Франца-Иосифа).
Задачей новой авиационной техники полка был перехват не только самолётов противника, но и авиационных крылатых ракет на траектории. Для этого на базе полка проводились испытания по перехвату КР, стоящих на вооружении ВМФ РФ:
- — в апреле 1994 г. личным составом полка успешно выполнены боевые стрельбы на государственном полигоне по сверхзвуковой крылатой ракете «Прогресс»;
- — 21 марта 1996 г. экипажами полка выполнена экспериментальная стрельба по сверхзвуковой крылатой ракете «Гранит»;
- — 23 апреля 1997 г. впервые выполнена экспериментальная боевая стрельба по групповой сверхзвуковой мишени (крылатые ракеты «Малахит»);
- — в июне 1999 г., в связи с Балканскими событиями, личный состав полка принимал участие в СКШУ «Запад-99». При этом экипажи перебазировались на аэр. Африканда и оттуда выполнили поставленные задачи на «отлично», уничтожив сверхзвуковую крылатую ракету воздушного базирования.
В соответствии с директивой 1-го заместителя МО РФ от 30.11.2000 г., 174-й гвардейский Краснознамённый Печенгский истребительный авиационный полк им. Б.Ф.Сафонова, базирующийся на аэр. Мончегорск, с 1 сентября 2001 г. был расформирован. Самолёты МиГ-31 полка были переданы в другие части ВВС и ПВО (458-й гв. ИАП, аэр. Котлас; 4020-я БРС, аэр. Липецк; 514-й АРЗ, аэр. Ржев) или списаны…
В послевоенной истории полка известны следующие тяжёлые авиационные происшествия:
— 19 июля 1989 г., во время контрольного облёта самолёта МиГ-31, пилотируемого заместителем командира эскадрильи капитаном Н.В.Крицовым и штурманом капитаном М.А.Горбуновым, на аэр. Амдерма, из-за ошибки технического состава при проведении очередного ремонта, произошёл отказ одного из двигателей. Экипаж вынужден был катапультироваться и не пострадал, самолёт разбился;
— 18 августа 1989 г., при выполнении учебно-боевого пуска УР Р-33, в небе над полигоном войск ПВО произошло перенацеливание ракеты вместо цели на самолёт, летевший на 10000 м ниже. Ракета поразила самолёт МиГ-31, пилотируемый экипажем в составе лётчика майора Виктора Кудрявцева и штурмана капитана Погорелова. Экипаж самолёта катапультировался, но В.Кудрявцев позднее скончался от полученных травм;
— 26 сентября 1990 г., при взлёте в СМУ с аэр. Мончегорск из-за отказа навигационного комплекса потерпел катастрофу самолёт МиГ-31, с экипажем в составе майора Виктора Алексеевича Щирова и капитана Валерия Астафьева;
— 10 декабря 1996 г., при перегонке на аэр. Котлас самолётов МиГ-25пу, в момент разбега у одного из них разрушилась основная стойка шасси. Столкнувшись с препятствием, самолёт возгорается. Удаётся спастись одному из пилотов — подполковнику Елкину, другой пилот — подполковник Юрий Плавуцкий, погиб;
— 28 февраля 2001 г. потерпел аварию на посадке, в результате возгорания двигателя, МиГ-31, пилотируемый подполковником Михаилом Сатановским и майором Владимиром Овченковым.
Материальная часть:
На вооружении полка состояли: И-15бис, И-153, И-16, МиГ-3, Р-39 «Аэрокобра», Р-40 «Киттихаук», «Харрикейн», ДБ-3ф , «Хемпден», СБ, Пе-2, Як-11, МиГ-15, МиГ-17пф, МиГ-19, Як-25, Як-28, МиГ-25, МиГ-31.
Наименования авиаполка в различные годы:
- 2-й гвардейский истребительный Печенгский Краснознамённый авиационный полк им. Б.Ф.Сафонова
- 174-й гвардейский истребительный Печенгский Краснознамённый авиационный полк им. Б.Ф.Сафонова
- 2-й гвардейский смешанный Краснознамённый авиационный полк им Б.Ф.Сафонова
- 72-й смешанный авиационный полк
Командирами авиаполка в разное время были:
- В.К.Черных (1939 г. — март 1941 г.),
- ГСС Г.П.Губанов (март 1941 г. —декабрь 1941 г.),
- И.К.Туманов (январь — март 1942 г.),
- дважды ГСС Б.Ф.Сафонов (май — июнь 1942 г., погиб),
- И.К.Туманов (июнь — ноябрь 1942 г., погиб),
- ГСС П.Г.Сгибнев (ноябрь 1942 г. — май 1943 г., погиб),
- Д.Ф.Маренко (июль 1944 г. — 1945 г.),
- М.Дугаев (1982 — 1983 гг.),
- В.Филиппенко (1998 г.).
Источники:
- Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
- В №2 журнала «Авиация и Космонавтика» за 2008 г., в статье, посвященной 899-му гв. ОШАП, указано, что на формирование 72-го САП ВВС СФ была направлена 2-я АЭ 15-го ИАП ВВС БОВО (ранее входившего в 70-ю АБ), в количестве 15 истребителей И-15бис. В этой эскадрилье проходил службу лейтенант Б.Ф.Сафонов, с именем которого на всё последующее время будет связана история полка. [↩]
- Данная информация требует подтверждения, так как, по воспоминаниям ветерана 524-м ИАП 107-й ИАД В.И.Коршунова, который начал службу в 1956 г., 174-й гв. ИАП не входил в это время в состав их дивизии. Не исключено, что полк был передан в состав 122-й ИАД ВВС СФ, управление и полки которой также базировались на аэр. Луостари. [↩]
- По другим данным, полк передавался в ПВО в составе 91-й ИАД. [↩]
Здравствуйте!
«— 26 сентября 1990 г., при взлёте в СМУ с аэр. Сургуч потерпел катастрофу самолёт МиГ-31, с экипажем в составе майора Виктора Щирова и капитана Валерия Астафьева;»
Поправьте инфу, пожалуйста — «Сургуч» это трассовый позывной самого аэродрома Мончегорск, а не какой-либо отдельный аэродром. Виктор Алексеевич и Валера погибли почти сразу после взлёта со нашего же аэродрома из-за отказа навигационного комплекса.
Спасибо за замечательный сайт!
Здравствуйте! Большое спасибо за уточнение и за тёплые слова.
Здравствуйте! Ещё одно дополнение — о командирах полка.
Я прибыл на службу в полк осенью 1988 г. — командиром полка был гв. п-к Анатолий Васильевич Данилов, он командовал до 1990 (или 91-го, точно не вспомню). До него (не знаю с какого года — по лето 1988) был гв. п-к Нечипоренко (имя и отчество не знаю). После гв. п-ка Данилова полком командовал гв. п-к Сурмило (Сергей? Отчество не помню, имя тоже не точно) — и в 1992 году я был переведён к новому месту службы.
Спасибо Вам за сайт!
Здравствуйте!
Посылал Вам месяца три назад ряд исправлений и дополнений. Никакой реакции, к сожалению…
Авария за 19.07.89г. не имеет никакого отношения к 174 гв. иап.
Сайт хороший, только нужно реагировать на дополнения и исправление неточностей.
Хочу внести некоторые коррективы:
1. Авиационное происшествие от 19 июля 1989г не относится к 174гв. иап.
2. Авиационное происшествие от 28 февраля 2001г -в полёте, из-за обрыва лопатки статора КНД правого двигателя и попадания её в ГВТ КВД возник «титановый» пожар с пожиганием корпуса КВД и КНД с воздействием пламени на элементы конструкции самолёта. При посадке самолёт выкатился за пределы ВПП, при этом поврежений не получил. Действия экипажа грамотные.
4. На вооружении, вместе с МиГ-31 были не МиГ-25, а МиГ-25ПУ.
3.Названия полка указаны не хронологическом порядке. Д.б. 72сап, 2 сап, 2 гв. иап, 174 гиап.
3. Командиры гв. иап:
-Кузнецов С.Ю. 1983-84гг
-Дугаев М.Х. 1984-86гг
-Нечипоренко В.Д. 1986-87гг
-Данилов А.А. 1987-89гг
-Сурмило С.П. 1989-93гг
-Хлебанцов С.П. 1993-97гг
-Филипенко В.В. 1997-2001гг
С уважением, Юрий.
Я прибыл в полк в апреле 1979 года, командиром полка был гв. п/п-к Костромин Л.Н., с конца 1980 года командиром стал гв.п/п-к Кузнецов С.Ю., после ДМБ я ещё полгода жил в гарнизоне.
Тут много фото этого полка — http://ava.org.ru/iap/2gm.htm
1964 — 1966 командир полка п\п-к Верхолетов, зам ком. п\п-к Гнатовский, замполит м-р Рюмин, другие замы Чекмарев, Якушин.