Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

4-й минно-торпедный Краснознамённый авиационный полк (4-й МТАП ВВС ТОФ)

С 1 мая 1938 г., на основании приказов НК ВМФ №0036 от 20.08.1938 г. и командующего ТОФ №0047 от 20.06.1938 г., на базе 109-й ТБАЭ, 26-й МТАЭ и 30-й КРАЭ, входящих в состав 125-й МТАБ, был сформирован 4-й минно-торпедный авиационный полк1, по штату №15/828-Б (2). На момент формирования полка три эскадрильи были вооружены самолётами ТБ-1 и ТБ-3 (которые постепенно передали в транспортную авиацию), Р-5, СБ и КР-6а. Управление полка и 1 -я АЭ базировались на аэр. Романовка (ТБ-1 и ТБ-3), 2-я АЭ (Р-5 и СБ) — на аэр. Новонежино, и 3-я АЭ (КР-6а) — на аэр. Суходол.

С 25 июня 1938 г., на основании приказа НК ВМФ №0039, на аэр. Евпатория в Крыму для 4-го МТАП начала формироваться 4-я АЭ на самолётах ДБ-3. На её укомплектование выделялись экипажи минно-торпедной авиации от ВВС БФ, ТОФ и ЧФ, а к 10 сентября 1938 г. формирование полка, в целом, было завершено. В период с 10 сентября по 1 октября 1938 г. экипажи этой эскадрильи производили отработку групповой слётанности на аэродроме Евпатория.

Во второй половине 1938 г. на вооружение полка поступили первые в Морской Авиации 12 серийных самолётов ДБ-3т (отличавшихся от бомбардировщиков наличием торпедного прицела и устройством подвески торпед).

В течение первой половины 1939 г. 4-й МТАП полностью перевооружился на самолёты ДБ-3т, полученные с завода в г. Комсомольск-на-Амуре. Самолёты ТБ-3 М-17 из полка передали в 16-й ОТАО ВВС ТОФ, который базировался там же, на аэр. Романовка.

На инспекторской проверке НК ВМФ в 1940 г. по минно-торпедной подготовке полк, единственным из частей МТА, получил положительную оценку (1-й МТАП ВВС БФ и 2-й МТАП2 ВВС ЧФ получили оценки «неудовлетворительно»). В этом году в составе полка имелось уже пять эскадрилий, существующих по штату №030/162-Б.

С 12 мая 1941 г., на основании приказа НК ВМФ №0056 от 29.03.1941 г., 2-я и 5-я АЭ полка были расформированы, а их личный состав и авиатехника обращены на формирование 1-й и 2-й МТАЭ 50-го ОСБАП ВВС ТОФ, с передислокацией на аэр. Новороссия.

С началом войны полк был рассредоточен на запасные площадки, где строились капониры и укрытия. Началась интенсивная боевая учёба.

18 июля 1941 г., приказом НК ВМФ №00161 от 30.06.1941 г., в составе полка были восстановлены 2-я и 5-я АЭ по штату №30/145-Б. Всего в полку на тот момент имелось 47 самолётов ДБ-3т (из них 40 самолётов исправных) и 38 экипажей.

В августе 1941 г. было проведено лётно-тактическое учение, в ходе которого полк наносил бомбовый удар по самолётам противника на условном аэродроме в районе оз. Ханка, а в середине сентября — по нанесению бомбового удара по железнодорожной станции.

10 августа 1941 г., на основании постановления Военного совета ТОФ №11/00432 от 05.08.1941 г., для расширения зоны действия полка и ведения разведки в Татарском проливе, авиазвено самолётов ДБ-3т из 3-й АЭ было перебазировано на оперативный аэр. Великая Кема. Там звено находилось вплоть до конца декабря.

В середине октября 1941 г. экипажи эскадрильи капитана Н.М.Черняева перегнали самолёты ДБ-3 на Черноморский флот. На самолёте командира звена лейтенанта М.Буркина летел пассажиром вновь назначенный командующим ВВС ЧФ генерал-майор авиации Н.А.Остряков. Там экипажи совершили по несколько боевых вылетов, а три из них, по просьбе Н.А.Острякова, были оставлены во 2-м МТАП.

18 января 1942 г. одна из эскадрилий полка (9 экипажей), под командованием капитана Г.Д.Поповича, была направлена на запад, в состав ВВС воюющих флотов. Экипажи получили новые самолёты ДБ-3ф на авиазаводе в Иркутске и через Красноярск перелетели в Москву. На перелёте из Красноярска самолёт лётчика А.Сидорова совершил вынужденную посадку на лёд Иртыша, из-за утечки масла левого двигателя. В тот же день, после небольшого ремонта, самолёт присоединился к основной группе.

Подвеска торпеды на Ил-4 из состава 4-го МТАП

Подвеска торпеды на Ил-4 из состава 4-го МТАП.

В феврале 1942 г. приказом НК ВМФ №0042 от 18.02.1942 г. полк был преобразован в трёхэскадрильный, по штату №030/264. К этому времени две его эскадрильи перевооружились на самолёты ДБ-3ф .

2 марта 1942 г. авиагруппа приземлилась на одном из подмосковных аэродромов. Там эскадрилью разделили: 6 ДБ-3ф , возглавляемых Г.Д.Поповичем (командиры экипажей — В.Агафонов, В.Балашов, П.Зубков, А.Сидоров, Г.Ткачёв), направлялись на Северный флот, где с 23 марта вошли в состав 2-го гв. САП, а 3 ДБ-3ф (командиры экипажей — Косиченко, Перегудов и В.И.Минаков) — на Чёрное море. Однако вскоре эти три экипажа были направлены в 35-й МТАП ВВС СФ, формируемый в это время на базе 1-го запасного авиационного полка ВВС ВМФ. Но в июне их передали в 36-й МТАП ВВС ЧФ.

В феврале 1943 г., на основании циркуляра НШ ТОФ №04 от 04.01.1943 г., в связи с ремонтом аэр. Романовка, управление, 2-я и 3-я АЭ полка были перебазированы на аэр. Новороссия.

16марта 1943г. 1-яАЭ была перебазирована на аэр. Шкотовский перевал.

30 декабря 1943 г. 2-я и 3-я АЭ были перебазированы с аэр. Новороссия на аэр. Новонежино.

9 мая 1944 г. 4-му МТАП было вручено Боевое Знамя части. (Грамота Президиума Верховного Совета к Знамени была вручена только спустя почти полтора года — 4 сентября 1945 г.).

20 января 1944 г. управление 4-й МТАП было передислоцировано с аэр. Новороссия на аэр. Романовка.

15 сентября 1944 г., в связи с окончанием ремонта на основном аэродроме, 1-я АЭ — с аэр. Шкотовский перевал, 2-я и 3-я АЭ — с аэр. Новонежино, были перебазированы на аэр. Романовка.

Приказом НК ВМФ №00257 от 29.12.1944 г. и приказом командующего ТОФ №0010 от 24.01.1945 г. был установлен годовой праздник части — 1 мая.

По состоянию на 9 августа 1945 г., к началу войны с Японией в составе полка, базирующегося на аэр. Романовка, имелось 12 самолётов ДБ-3 (из них 11 — в строю), 24/23 Ил-4 и 34 экипажа (все боеготовые). Боевые вылеты по своему прямому предназначению полк начал выполнять в первый же день войны:

— днём 9 августа 1945 г. 2 Ил-4 полка нанесли торпедный удар по кораблям противника в Японском море. Из этого вылета не вернулся один Ил-4, пилотируемый лейтенантом Геннадием Ивановичем Швецовым (штурман — младший лейтенант Михаил Иванович Панкратов);

— в ночь с 9 на 10 августа 1945 г. 19 Ил-4 4-го МТАП произвели бомбометание по транспортам в северокорейском порту Расин;

Пилот 4-го МТАП Герой Советского Союза Г.Д. Ильяшенко

Пилот 4-го МТАП Герой Советского Союза Г.Д. Ильяшенко

— в полдень 10 августа 1945 г. 9 Ил-4 4-го МТАП и 4 ДБ-3т 49-го МТАП с аэр. Новонежино 2-й МТАД с аэр. Романовка, под прикрытием 6 истребителей Як-9 из 38-го ИАП нанесли торпедные удары по кораблям и судам противника в районе м. Казакова и м. Болтина. В них полк потерял Ил-4 лейтенанта Григория Даниловича Ильяшенко. Экипаж самолёта (лётчик Г.Д.Ильяшенко, штурман Борис Тимофеевич Полынов, ВСР мл. сержант Алексей Гаврилович Сазонов, ВСР сержант Пётр Карпович Василенко) спасся на надувной лодке после приводнения и попал в плен к японцам. Вскоре он был освобождён американцами в сеульской тюрьме. 14 сентября командиру экипажа лейтенанту Г.Д.Ильяшенко было присвоено звание Героя Советского Союза.

В тот же день, при нанесении удара по конвою противника, помощник командира 4-го МТАП майор Г.Д.Попович торпедным ударом потопил фрегат №82 ВМС Японии (в донесении потопленный корабль был классифицирован как эсминец типа «Камикадзе»). В сентябре 1945 г. за этот вылет майор Г.Д. Попович был удостоен звания Героя Советского Союза. В ходе налёта самолёты Ил-4 пилотируемые лейтенантом Василием Терентьевичем Громаковым (штурман — лейтенант Олег Алексеевич Максимов) и Лазаревым, были сбиты зенитным огнём кораблей (экипажи погибли).

Вскоре, в связи с тем, что целей для торпедоносцев в Японском море не осталось, экипажи полка были перенацелены на действия по береговым объектам противника. Так, 16 августа 1945 г. 16 Ил-4 4-го МТАП наносили удар по железнодорожной станции Сейсин.

14 сентября 1945 г., указом Президиума Верховного Совета СССР и на основании приказа НК ВМФ №0519 от 25.09.1945 г., «за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с японскими империалистами», 4-й МТАП был награждён орденом Красного Знамени.

С 25 декабря 1946 г., на основании циркуляра НГШ ВМС №0015 от 16.11.1946 г., 4-й МТАП был переведён на штат №30/627 и переименован в 44-й минно-торпедный авиационный полк.

Помощник командира 4-го МТАП Герой Советского Союза майор Попович Г.Д.

Помощник командира 4-го МТАП Герой Советского Союза майор Попович Г.Д.

С 15 декабря 1947 г., на основании циркуляра НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г., 44-й МТАП переводится на единую с ВВС Советской Армии четырёхэскадрильную структуру (на штат №98/705), а в 1949 г. он вновь вернулся к испытанной временем трёхэскадрильной структуре.

В сентябре и октябре 1952 г. 44-й МТАП приступил к переучиванию сразу на два типа реактивных торпедоносцев — Ту-14т и Ил-28т.

В связи с тем, что ВПП аэр. Романовка не могла обеспечить взлёт и посадку новых реактивных самолётов, с 15 ноября 1952 г., на основании директивы начальника ГОУ МГШ №Орг/8/23019 от 14.08.1952 г., полк был передислоцирован с аэр. Романовка на аэр. Западные Кневичи, где к тому времени была построена бетонная полоса. Фактически, полк перебазировался к новому месту дислокации только вначале 1953 г.

В апреле 1953 г. полк получил самолёты Ту-14т из 567-го гв. МТАП ВВС 5-го ВМФ.

30 августа 1956 г. в состав 44-го МТАП были переданы самолёты Ил-28п, оснащённые аппаратурой постановки помех, из расформированного 37-го ОАРО СпН. Они находились в полку вплоть до его расформирования в 1960 г.

С 1 февраля 1957 г., в соответствии с директивой ГК ВМФ №ОМУ/4/30250 от 20.07.1957 г., 44-й МТАП был переведён со штата 98/316 на штат № 15/720-Б и стал числиться полком первой линии.

В 1957 г. в составе полка кроме Ил-28п имелись самолёты Ил-14, оборудованные аппаратурой помех СПС-1 и СПС-2.

1 июля 1960 г., в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР», на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/13030 от 27.03.1960 г., 44-й МТАП, содержащийся по штату № 15/720-Б, был расформирован.

Известны следующие тяжёлые авиационные происшествия, произошедшие в полку:

— 9 июля 1941 г., при выполнении маршрутного полёта, врезался в деревья в долине Широкая Падь, в 16 км севернее с. Кневичи, самолёт У-2, пилотируемый заместителем командира полка капитаном Иваном Степановичем Тишиным. Лётчик остался невредим. Разрушенный самолёт сожгла поисковая группа полка;

— 18 июля 1941 г., днём, в ПМУ, произошла катастрофа самолёта ДБ-3б, пилотируемого командиром звена 3-й АЭ лейтенантом Евгением Сергеевичем Владимировым. На взлёте с аэр. Романовка с торпедой самолёт не смог набрать нужную высоту и врезался в сопку 149 м. Самолёт разрушился, лётчик Е.С.Владимиров и штурман звена лейтенант Николай Лукьянович Степанов погибли. Стрелок-радист старшина Дмитрий Абрамович Сафонов получил ранения и выжил. Фамилия воздушного стрелка и его судьба требует уточнения. Весной 2010г. поисковиками Владивостокского отряда «АвиаПоиск» обломки самолёта были обнаружены на склоне сопки и обследованы;

— 23 сентября 1941 г., при заходе на посадку на аэр. Шкотовский Перевал, без вести пропал самолёт ДБ-3ф с экипажем в составе командира звена 4-й АЭ ст. лейтенанта Михаила Ивановича Стрелкова и штурмана звена ст. лейтенанта Петра Степановича Шабана ((фамилии воздушного стрелка и стрелка-радиста требуют уточнения));

— 25 апреля 1942 г., днём, при выполнении аэродромных полётов по кругу, лётчик самолёта ДБ-3 — заместитель командира полка майор Алексей Романович Власенков самовольно начал выполнять глубокие виражи и скольжение, допустил потерю скорости. Самолёт перешёл в пике, ударился о землю, перевернулся и сгорел со всем экипажем в 5 км северо-западнее д. Речица (район полигона). В авиационной катастрофе погибли лётчик А.Р.Власенков и ВСР старшина Александр Иванович Боровков ((фамилии других членов экипажа требуют уточнения));

— 11 мая 1942 г., днём, при рулении на земле, произошло столкновение двух самолётов ДБ-3, пилотируемых мл. лейтенантом Ивановым и мл. лейтенантом Тарасовым. Один самолёт получил повреждения, а второй разрушился; при этом ВСР самолёта Иванова — сержант Николай Тимофеевич Биссаров, погиб. За эту катастрофу командир полка подполковник Н.Н.Ведмеденко был снят с должности;

— 2 сентября 1942 г., при взлёте, ночью, на высоте 3 м, лётчик самолёта ДБ-3 1-й АЭ мл. лейтенант Алексей Иванович Иванов принял неправильное решение убрать газ. Самолёт зацепил стоящий трактор, снёс у одного дома крышу, врезался в другой дом и загорелся. Экипаж самолёта, в составе лётчика И.А.Иванова, лётчика-инструктора — заместителя командира полка ст. лейтенанта Петра Матвеевича Стручкова и стрелка-радиста Хазеева, погиб;

— 23 марта 1944 г., днём, в СМУ, при выполнении тренировочного полёта над аэр. Романовка, через 15 минут после взлёта попал в снежный заряд самолёт У-2, пилотируемый лётчиком 2-й АЭ мл. лейтенантом Владимиром Васильевичем Трошенко, со штурманом мл. лейтенантом Иваном Афанасьевичем Бабичем. Пытаясь обойти его, лётчик стал маневрировать. Пытаясь пробить облачность, он потерял ориентировку, вошёл в спираль и врезался в землю. Самолёт был разбит, а экипаж погиб;

— 23 августа 1944 г., днём, из-за ошибки лётчика в технике пилотирования, произошло сваливание самолёта ДБ-3ф , пилотируемого командиром звена 1-й АЭ ст. лейтенантом Александром Ивановичем Дударевым, с контролирующим командиром 1-й АЭ капитаном Фёдором Дмитриевичем Козыриным. Самолёт перешёл в левый крен, затем свалился в левый плоский штопор и упал на землю в 6 км севернее аэр. Шкотовский перевал. Кроме лётчиков, в самолёте погиб стрелок-краснофлотец Михаил Михайлович Орлов. Стрелок-радист самолёта мл. сержант Геннадий Александрович Сидельников спасся на парашюте;

— 4 января 1945 г. произошла катастрофа самолёта ДБ-3, в составе экипажа которого были: лётчик мл. лейтенант В.Ф.Лашенов и штурман мл. лейтенант А.А.Сорокин;

— 29 июня 1953 г. (в августе), на аэр. Кневичи произошла катастрофа самолёта Ту-14, пилотируемого ст. лейтенантом А.Юрчиковым. На взлёте днём, в ПМУ, при высокой температуре наружного воздуха, самолёту не хватило полосы, и он упал после отрыва. Носовая часть самолёта отделилась, в результате чего погиб штурман лейтенант Алексей Порфирьевич Величко;

— 2 августа 1954 г., через 4 минуты после взлёта с аэр. Кневичи, потерпел катастрофу самолёт Ту-14 с экипажем: командир корабля старший лётчик капитан Владимир Михайлович Евсеенко, штурман корабля заместитель командира 3-й АЭ капитан Николай Иванович Данилов, ВСР Василий Николаевич Ковалёв. Самолёт упал на сопку в районе поселка Заводской (в точке 43°30″22.99″С — 132°21″6.54″В) и взорвался. Экипаж: погиб.

На вооружении полка состояли следующие типы летательных аппаратов: ТБ-1, ТБ-3, Р-5, КР-6а, ДБ-3т, Ил-4т, Ил-28т, Ил-28п, Ту-14т, Ил-14п, У-2.

Командиры авиаполка в разные годы:

  • В.А. Шестаков (1938-1940 гг.);
  • В.А. Семёнов (1940г.);
  • Н.Н.Ведмеденко (в 1941 г. — май 1942 г., снят);
  • М.П.Казаков (июнь 1942 г. — сентябрь 1943 г.);
  • Н.М.Черняев (1943-1945 гг.);
  • Д.В.Хибин (1949 — 1950 гг.);
  • Н.С.Елисеев (1948-1951 гг.);
  • С.С.Кирьянов (1951 — 1953 гг.);
  • М.К.Соломинов (1953-1955 гг., снят);
  • ГСС А.В.Пресняков (1954-1956 гг.);
  • С.С. Сафронов (1955 — 1956 гг.);
  • Н.С.Большаков (1956-1960 гг.);

Наименования авиаполка в разные годы:

  • 44-й минно-торпедный Краснознамённый авиационный полк
  • 4-й минно-торпедный Краснознамённый авиационный полк
  • 125-я минно-торпедная авиационная бригада

Источники:

  • Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
  • Морозов М.Э. Морская торпедоносная авиация. Том 1 и Том 2. — СПб: «Галея Принт», 2006-2007. — 344, 416 с. ISBN 978-5-8172-0117-8
Примечания:
  1. Этот полк по праву может считаться правопреемником 125-й МТАБ ВВС ТОФ, так как первые месяцы после своего формирования он пользовался реквизитами (печать, угловой штамп) расформированной бригады. []
  2. Позднее 2-й МТАП был переименован и прославился как 5-й гвардейский Констанцкий минно-торпедный авиационный полк. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image