Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

1-й гвардейский минно-торпедный Клайпедский Краснознамённый авиационный полк (1-й Гв.МТАП КБФ)

 

На основании приказов Наркома ВМФ №0330 и №0331 от 25.04.1938 г. и №0036 от 20.08.1938 г., в составе ВВС БФ, на базе 27-й минно-торпедной авиационной эскадрильи, во второй половине 1938 г. был сформирован 1-й минно-торпедный авиационный полк трёхэскадрильного состава, вооружённый самолётами ДБ-3б. Эскадрильи полка формировались по штату №030/162-Б.

Аэродром базирования полка — село Беззаботное, располагался в 6 км от Стрельны, под Ленинградом. День части — 26 апреля. (Любопытно, что в это же время в составе ВВС ТОФ был сформирован 1-й истребительный авиационный полк, который только в декабре 1939 г. сменил свой номер на 6-й ИАП). Кроме новых самолётов ДБ-3б, в полку также имелось несколько изношенных Р-5, КР-6а, У-2 и УТ-1, доставшихся «в наследство» от 27-й МТАЭ. Временно исполняющим обязанности командира полка был назначен майор Е.Н.Преображенский.

В апреле 1939 г. на аэр. Беззаботное, на основании приказа командующего БФ №0044, в полку была сформирована 4-я эскадрилья. Её командиром назначается Е.Н.Преображенский, а на посту командира полка его сменил полковник В.П.Воробьёв.

В 1939 г. одна из эскадрилий полка (бывш. 121-я МТБАЭ) базировалась на Аэр. Копорье.

Участие авиаполка в советско-финляндской войне

Всего через год после своего формирования 1 -й МТАП принял участие в боевых действиях в советско-финской войне. В его боевом составе насчитывалось 60 самолётов ДБ-3б (по 15 машин в четырёх эскадрильях).

Полк сразу стал известен на весь мир тем, что в первый день войны, 30 ноября 1939 г., эскадрилья самолётов ДБ-3 под командованием майора Н.А.Токарева нанесла массированный бомбовый удар по столице Финляндии — Хельсинки. Это трагическое событие способствовало исключению Советского Союза из Лиги Наций. В современной истории этот факт оценивается неоднозначно.

Сейчас в ряде изданий раздаются голоса, что, мол, «советская военщина бомбила беззащитных мирных граждан Финляндии». Эти обвинения, в первую очередь, должны звучать в адрес тогдашнего руководства страны. Пожалуй, время расставит всё на свои места и даст справедливую оценку этим событиям.

Первый день войны принёс и первые потери: два самолёта ДБ-3б, пилотируемые помощником командира полка майором Антоном Владимировичем Вельским и мл. лётчиком эскадрильи лейтенантом Петром Степановичем Шульгиным, вылетевшие на воздушную разведку в восточную часть Финского залива, не вернулись с задания. Предположительно, самолёты столкнулись с водной поверхностью при попытке пробить низкую облачность. Ещё один трагический случай произошёл при взлёте с аэр. Клопицы. Самолёт ДБ-3б, пилотируемый ст. лётчиком 2-й АЭ полка лейтенантом Е.А.Чирьевым, с нагрузкой 3 ФАБ-500 врезался в бомбовый склад. В результате взрывов боеприпасов, погибло 6 человек, ранено 29 человек и повреждено 4 самолёта. Кроме того, ещё один самолёт разбился при посадке, экипаж уцелел.

19 декабря 1939 г. 2-я бомбардировочная эскадрилья 15-го ОМБАП на самолётах ДБ-3, под командованием капитана А.И.Иванова, была передана в состав 1-йМТАП, где она стала 5-й эскадрильей.

В ходе первого месяца войны, кроме бомбардировки наземных объектов, самолёты полка вели воздушную разведку и наносили удары по кораблям финских ВМС и транспортам.

 

С января 1940 г. приоритетной задачей полка стало содействие приморскому флангу 7-й армии, наступающей на Карельском перешейке. Соответственно, главными объектами стали артиллерийские батареи, узлы сопротивления противника и железнодорожные станции. При этом действия на морском направлении полком велись по остаточному принципу.

В январе 1940 г. 1-й МТАП начал действовать по своему прямому предназначению — постановке минных заграждений с воздуха. С 19 января 6 экипажей полка на самолётах ДБ-3б, под командованием капитана Плоткина, были перебазированы в Палдиски, где образовали 3-ю эскадрилью самолётов ДБ-3б 10-й авиационной бригады (техсостав и запас мин были отправлены туда раньше). Первый вылет на минные постановки состоялся 29 января. Всего до марта 1940 г. полком было совершено 6 минных постановок.

Ещё одной из важнейших задач, поставленных командованием ВВС и флота перед полком, было уничтожение финских броненосцев «Вяйнемяйнен» и «Ильмаринен». Личный состав полка, самостоятельно и во взаимодействии с 57-м СБАП и 10-й АБ, произвёл несколько налётов на эти корабли, вмёрзшие в лёд на рейде Турку, но особых успехов не добился.

На 20 января 1940 г. 1-й МТАП базировался: 1-я АЭ (10 ДБ-3б) — на аэр. Клопицы; 2-я и 4-я АЭ (14 ДБ-3б) — на аэр. Беззаботное; 3-я АЭ (8 ДБ-3б) — на аэр. Котлы; 5-я АЭ (6 ДБ-3б) —на аэр. Копорье. Ещё 16 самолётов ДБ-3 числились в составе полка, но в боевых действиях не участвовали. Кроме бомбардировщиков, в полку имелось также 7 Р-6, 1 УТ-1, 7 У-2.

За мужество и героизм, проявленные личным составом полка в боях, 3-я АЭ полка, вооружённая ДБ-3, была награждена орденом Красного Знамени, а её командиру майору Н.А.Токареву присвоено звание Героя Советского Союза. — Это единственный случай в истории Морской Авиации, когда орденом было награждено подразделение, входящее в состав авиационной части.

В советско-финской войне 1-й МТАП потерял 17 самолётов (из них 9 — не боевые потери) и 40 авиаторов.

Летом 1940 г. из состава полка в 57-го СБАП были переданы 1 -я, 2-я и 5-я эскадрильи. Из части личного состава 3-й и 4-й АЭ была сформирована новая 2-я эскадрилья, а новые 1-я и 5-я эскадрильи были сформировали из выпускников авиационных училищ.

За короткий период своего существования — с апреля 1938 г. по июль 1941 г., в полку сменилось пять командиров. Четверо из них были сняты с должности за различные упущения по службе.

В июне 1940 г. 1 -й МТАП принял участие в оккупации Эстонии Советским Союзом. При этом произошёл трагический эпизод, когда 14 июня пара ДБ-3б, под командованием командира полка полковника Ш.Б.Бидзинашвили, сбила над Финским заливом финский пассажирский самолёт Ju-52 «Калев», вылетевший с аэр. Юлемистэ (Таллин) в Хельсинки с пассажирами и почтой.

Несмотря на наличие в составе ВВС БФ специального 15-го ОМРАП, данные об обстановке поступали в 1 -й МТАП с большим опозданием. Поэтому из его состава были выделены экипажи и самолёты, оборудованные специальной аппаратурой для аэрофотосъёмки и ведения воздушной разведки. Дальние бомбардировщики вылетали на разведку с аэр. Беззаботное, Клопицы, Копорье.

По состоянию на октябрь 1940 г., в боевом составе полка числилось 34/31 ДБ-3б, 27/22 ДБ-3ф и 66 экипажей, из которых 14 летали ночью.

Боевая деятельность в годы Великой Отечественной войны

По состоянию на 22 июня 1941 г., в составе 1 -го МТАП числилось пять эскадрилий, вооружённых 34 ДБ-3б и 26 ДБ-3ф . Кроме них в полку имелось ещё 5 учебных и связных самолётов. Эскадрильи базировались на аэр. Беззаботное, Клопицы, Копорье под Ленинградом. В полку имелось 68 экипажей. 1 -я и 5-я АЭ были подготовлены к высотному торпедометанию, 3-я и 4-я АЭ — к низкому торпедометанию, а 2-я АЭ переучивалась на самолёт ДБ-3ф как высотная эскадрилья.

Первый боевой вылет полка состоялся 24 июня, на бомбардировку немецкой ВМБ Мемель (ныне — Клайпеда). И это, пожалуй, стало символическим событием — впоследствии полк был удостоен почётного наименования «Клайпедский».

25 июня и в последующие дни объектами полка стали аэродромы и военно-морские базы Финляндии, хотя формально в это время она не воевала с СССР.

С 28 июня полк начал выполнять минные постановки в финских шхерах, на подходах к военно-морским базам.

На исходе первой недели с начала войны полк понёс большие потери. Только за 30 июня 1941 г. он потерял 13 самолётов ДБ-3 и 33 авиатора, в ходе налётов на немецкие переправы через Даугаву в районе Двинска. В этот день свой подвиг — двойной таран, совершил экипаж ДБ-3ф 1-й АЭ полка в составе: командир мл. лейтенант Пётр Степанович Игашов, штурман мл. лейтенант Дмитрий Григорьевич Парфёнов, стрелок-радист мл. лейтенант Александр Митрофанович Хохлачёв, стрелок-краснофлотец Василий Логинович Новиков.

По свидетельствам очевидцев, над целью самолёт был атакован тремя истребителями противника и загорелся. Огнём стрелков бомбардировщика один истребитель был подбит. Другой истребитель начал набор высоты и оказался прямо перед ДБ-3ф . Бомбардировщик таранил его, после чего перешёл в пикирование и врезался в гущу войск противника. В отличие от подвига экипажа ДБ-3ф капитана Н.Гастелло, о котором заговорила вся страна, этот «огненный таран» никак не был оценен командованием. Только в 1995 г. весь экипаж был удостоен звания Героев России. К исходу суток в полку в строю оставался всего 21 исправный самолёт ДБ-3. За «грубые упущения в организации и осуществлении ударов», от должностей были отстранены командующий ВВС БФ генерал-майор авиации В.В.Ермаченков и командир 1-го МТАП майор Н.В.Абрамов.

В конце июля 1941 г., чтобы хоть частично восполнить потери в авиатехнике, полк получил 16 ДБ-3 из 57-го БАП, переформировываемого в пикировочно-штурмовой полк.

С 1 августа группа самолётов из 15 ДБ-3ф 1-го МТАП была перебазирована с аэр. Беззаботное на аэр. Кагул на о. Эзель Моонзундского архипелага, для выполнения спецзадания Верховного Главнокомандования. Экипажи для этой авиагруппы отбирались как из 1-го МТАП, так и из 57-го БАП.

7 августа 1941 г. группа из 10 ДБ-3ф 1-го МТАП под командованием полковника Е.Н.Преображенского совершила первый налёт на Берлин. До цели дошло только 5 машин. Хотя реального боевого ущерба он не мог нанести, но велико было его моральное значение — в то время когда немецко-фашистские войска рвались к Москве и Ленинграду наши самолёты бомбили столицу германского рейха. Налёты продолжались до 5 сентября. Совместно с экипажами 1-го МТАП налёты на Берлин выполняла авиагруппа Дальней Авиации под командованием майора В.Щелкунова составом 20 ДБ-3ф , базирующаяся на аэр. Астэ на о. Эзель.

Всего с 7 августа по 5 сентября Особой авиагруппой было выполнено 9 налётов на Германию (всего 84 самолётовылета из которых 50 — непосредственно на Берлин). Однако, к сентябрю общая оперативная обстановка в Прибалтике резко ухудшилась. 28 августа пал Таллин и острова Моонзундского архипелага оказались в глубоком немецком тылу. Снабжение авиагруппы морским путем стало практически невозможным. Кроме того, немецкая авиация подвергала систематическим ударам аэродромы на о. Эзель. Так, 6 и 7 сентября при налётах самолётов Мессершмитт Bf-110 на аэр. Кагул было потеряно 6 самолётов ДБ-3ф , по одному Ил-2 и МиГ-3, после чего командование Авиации ВМФ приняло решение о прекращении операции и перебазировании оставшихся самолётов в Новгородскую область на Аэр. Новинки. За все время операции 1 -й МТАП потерял 17 ДБ-3 и 8 экипажей. За выполнение этого задания звание Героев Советского Союза было присвоено четырем лётчикам полка: Е.Н.Преображенскому, А.Я.Ефремову, М.Н.Плоткину, В.А.Гречишникову и штурману П.И.Хохлову.

Со второй половины августа 1941 г. 1-й МТАП перебазировался на аэр. Новинки и Богослово на востоке Новгородской области. Как оперативный, использовался аэр. Углово на северо-восточной окраине Ленинграда.

3 октября 1941 г.,в связи с большими потерями в личном составе и технике, на основании приказа НК ВМФ №00353, 4-я и 5-я эскадрильи полка были расформированы.

По состоянию на 9 октября 1941 г., в полку, переведённом приказом НК ВМФ №0871 на штат №030/264, имелось 10/8 самолётов ДБ-3 на аэр. Богослово, 4/3 — в Новой Ладоге и 3/3 — на аэр. Ярославль и Шубатово.

11 ноября 1941 г. (12 сентября 1941 г.) звено из 3 ДБ-3ф 1-го МТАП под командованием капитана И.Я.Гарбуза перелетело на Север, где вошло в состав 72-го САП, положив тем самым основу торпедоносной авиации ВВС СФ.

Если к началу войны 1-й МТАП имел в боевом составе 60 самолётов ДБ-3ф , то к январю 1942 г. в нём оставалось только 13 самолётов — около 14% (и это — с учётом 29 самолётов пополнения). Несмотря на это, за шесть месяцев войны полк произвёл 15200 самолётовылетов, из них 11706—для нанесения бомбардировочных ударов по войскам, аэродромам, Берлину и для ведения воздушной разведки.

Зимой 1941-1942 гг. полк воевал на сухопутном направлении, действуя, в основном, ночью.

18 января 1942 г. приказом НК ВМФ №10, замужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 1-й МТАП, первым из частей Морской Авиации, был преобразован в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк и, вместе со 2-м гв. САП ВВС СФ, стал родоначальником крылатой гвардии флота. В это время полк базировался на аэр. Каменка.

21 февраля командующий БФ адмирал В.Ф.Трибуц и командующий ВВС БФ генерал-майор авиации М.И.Самохин вручили полку Гвардейское Боевое Знамя части.

В феврале-марте 1942 г. в полк были переданы все уцелевшие самолёты СБ и Ар-2 из других частей ВВС БФ. На них стала летать 2-я эскадрилья. Туда же была передана эскадрилья самолётов СБ из 58-го СБАП расформированной 2-й САД ВВС Северного фронта, который в это время находился на переформировании.

23 марта 3-я АЭ полка пятью экипажами перебазировалась на аэр. Углово под Ленинградом, а 1 -я АЭ продолжила формирование и обучение на аэр. Новинки.

С началом весенней навигации на Балтике 1 -й гв. МТАП вновь стал действовать над морем и военно-морскими базами и портами противника. Кроме бомбардировок, он стал выполнять свойственные ему задачи: минные постановки, «свободную охоту» на корабли и суда противника и торпедометание.

К 1 апреля 1942 г. 1-й гв. МТАП располагал 6/5 ДБ-3 в Углово, 4/4 — в Новинках, по одному неисправному находилось в Москве и Молотове (ныне — Пермь). Кроме того, в полку имелось 5 самолётов СБ и один Ар-2, базирующихся на аэр. Гражданка в самом Ленинграде.

22 апреля 1-я АЭ, завершив обучение, перебазировалась на аэр. Углово, а на аэр. Новинки была сформирована новая учебная группа, предназначенная для пополнения 1-й и 3-й АЭ.

К концу апреля полк получил пополнение — 7 ДБ-3ф , а в мае — 9 ДБ-3ф . Это позволило восстановить в полку 4-ю и 5-ю МТАЭ.

В конце мая в полку имелось: 10/8 ДБ-3 и Ил-4 — на аэр. Углово, 16/13 ДБ-3 и Ил-4 — на аэр. Новинки, иещё5само-лётов СБ (9 экипажей) — на аэр. Гражданка.

До конца весны 1942 г. полк был разделён на две части, каждая из которых действовала в составе самостоятельной авиационной группы — Ленинградской и Волховской: на 30 ноября 8 ДБ-3 базировалось на аэр. Углово и 7 ДБ-3 — на аэр. Новинки.

С 9 октября 1942 г. 1-й гв. МТАП был переведён на штат 030/264 (3 эскадрильи по 10 самолётов и 2 самолёта — в управлении).

22 октября 1942 г. на о. Сухо в Ладожском озере 6 СБ 1-го МТАП наносили удары по силам десанта противника, пытавшегося перерезать Дорогу Жизни.

На 1 января 1943 г. в строю 1-го гв. МТАП, рассредоточенного по аэр. Новинки, Углово, Бычье Поле и Измайлово (Москва), оставалось только 7 Ил-4, 3 ДБ-3б, 7 СБ (из которых 3 самолёта были неисправны).

20 января 1943 г. 6 экипажей полка, под командованием капитана И.И.Борзова, убыли на Север для получения и сборки самолётов Дуглас А-20В «Бостон». Руководителем переучивания был назначен лётчик-инспектор ВВС ВМФ полковник С.Б.Рейдель. К 20 февраля новые машины были собраны, изучены и облётаны.

21 февраля 6 А-20В вылетели с аэр. Ваенга-1 на аэр. Ягодник. К месту назначения прилетели 5 экипажей; один «Бостон», из-за отказа двигателя, произвёл вынужденную посадку на лёд таёжного озера.

24 февраля 1943 г. 5 А-20В «Бостон» прибыли на базовый аэродром. Самолёты были опробованы …и сданы в 15-й ОРАП как «малопригодные для роли торпедоносцев». Без серьёзных заводских переделок применять их не было возможности. В бомболюки нельзя было подвесить торпеды, мины и бомбы крупных калибров советского производства. Недостаточной была и ёмкость бензиновых баков, что не обеспечивало необходимой дальности полёта.

Но уже 15марта 1943г. 5 экипажей 1-го гв. МТАП вылетели в Сибирь, где 17 марта они, первыми из полков МТА, получили более современные самолёты A-20G «Бостон», оборудованные торпедными мостами, и 21 марта перегнали самолёты в полк. Один из этих самолётов в Москве был переоборудован. На нём установили внешние торпедные мосты, увеличенный фюзеляжный топливный бак и носовую кабину штурмана (на остальных штурман размещался в хвостовой части самолёта).

На 1 апреля 1943 г. в составе части имелось 10 Ил-4, 3 ДБ-3б, 6 СБ, а также 5 A-20G «Бостон». Самолёты СБ выполняли, в основном, вспомогательные функции. Известен случай, когда связной СБ полка, вылетевший 9 июля 1943 г. из Кронштадта на аэродром о. Лавенсаари в сопровождении шестёрки Ла-5, при посадке был обстрелян своими сторожевыми катерами и сгорел.

4 апреля 10 экипажей полка отправились в тыл за очередной партией самолётов. К 11 апреля в полку имелось уже 15 «Бостонов», а к 17 апреля было пригнано ещё 10 машин. Непосредственно в полковых мастерских самолёты переоборудовались под «московский» стандарт.

В мае на аэр. Приютино осталась 3-я Краснознамённая эскадрилья на Ил-4, и часть 2-й АЭ, вооружённой СБ. 1-я и часть 2-й АЭ находились на аэр. Богослово Новгородской области, где происходило переучивание на самолёты A-20G «Бостон».

В июле 1943 г. основные силы 1-го гв. МТАП базировались на аэр. Углово, расположенном на Карельском перешейке северо-восточнее Ленинграда.

20 августа 1-я и 2-я АЭ полка закончили подготовку на «Бостонах» и перелетели с аэр. Богослово на аэр. Каменка на северо-западной окраине Ленинграда.

С 23 августа лётный состав 1-й и 2-й АЭ приступил к выполнению ночных вылетов на минные постановки.

29 сентября 1943 г. состоялся первый боевой вылет торпедоносца А-20, пилотируемого помощником командира полка майором И.Н.Пономаренко.

На 1 января 1944 г. в боевом составе полка, базирующегося на аэр. Каменка, имелось 9 Ил-4, 3 ДБ-3б и 13 A-20G (из них три самолёта были неисправны).

С 17 января 1944 г. 1-й гв. МТАП принял активное участие в операции по полному снятию блокады Ленинграда. Вплоть до конца февраля полк наносил ночные бомбовые удары по железнодорожным узлам Красногвардейск (ныне — Гатчина), Луга, Мга и аэродромам противника Красногвардейск, Сиверская, Кресты.

22 февраля 1944 г., Указом Президиума Верховного Совета СССР, «за образцовое выполнение задач командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» в ходе операции по прорыву блокады Ленинграда, 1-й гв. МТАП был награждён орденом Красного Знамени.

В марте полк вернулся к ведению боевых действий на Балтийском море.

В ночь с 6 на 7 апреля 1944 г. состоялся первый вылет A-20G, оснащённого бортовой РЛС «Гнейс-2», пилотируемого командиром полка И.И.Борзовым. По докладам экипажа, в локатор был обнаружен немецкий конвой в районе о. Рухну, следующий в Ригу. Борзов атаковал транспорт и заявил о его потоплении (однако немецкая сторона даже не заметила сам факт атаки…). Несмотря на положительные выводы по поводу применения новой техники, больше вылетов с использованием РЛС в полку не производилось.

С мая 1944 г. на вооружении полка остались только Ил-4 (11 единиц) и A-20G (9 единиц), а эксплуатация самолётов ДБ-3б была прекращена.

27 мая 1944 г. экипаж лейтенанта В.Евграфова добился 100-й победы, потопив очередной транспорт противника.

(Реально в этом вылете из 5 заявленных экипажами полка побед, только экипаж ст. лейтенанта Э.Гептнера потопил транспорт «Ингеборг». Остальные торпеды прошли мимо цели. Число фактически потопленных кораблей, по послевоенным архивным данным, не совпадает с заявленными экипажами после вылетов).

28 мая 1944 г. полку был вручён орден Красного Знамени, которым он был награждён в феврале.

1 июня 1944 г. 1-й гв. МТАП перебазировался на свой, ещё довоенный, аэр. Клопицы1 в 60 км юго-западнее Ленинграда, что приблизило его почти на 100 км к морским коммуникациям. В боевых вылетах днём прикрывали истребители 21-го ИАП ВВС БФ.

В июне 1944 г. самолёты Ил-4 3-й АЭ полка участвовали в одной из самых необычных акций ВВС БФ, имевших место за время войны. Для обеспечения наступления советских войск вдоль восточного побережья Ладожского озера необходимо было разрушить плотину ГЭС на р. Свирь. Для решения этой задачи 20 июня 2 Ил-4 полка, совместно с «Бостонами» 51-го МТАП, под прикрытием 7 Як-9 21-го ИАП, сбросили 2 донные магнитные мины АМГ-1, переоборудованные в плавающие с часовым взрывателем. Задача была успешно решена. В результате повреждения плотины, началось обмеление водохранилища, что обеспечило наступление советских войск через р. Свирь.

16 июля 1944 г. две пары топмачтовиков A-20G из 1-го гв. МТАП, под командованием подполковника И.Н.Пономаренко, совместно с 12-м гв. АППБ (30 пикировщиков Пе-2), участвовали в потоплении немецкого крейсера ПВО «Ниобе» в финском порту Котка.

К 19 июля 1944 г. в составе 1-го гв. МТАП, базирующегося на аэр. Клопицы под Ленинградом, имелось 9 Ил-4 и 13A-20G.

7 августа 1944 г. 19 A-20G 1-го гв. МТАП, вместе с 51-м МТАП, 21-м ИАП и звеном 15-го ОРАП, перебазировались на аэр. Порубанок, расположенный вблизи г. Вильнюс.

10 августа 1944 г., вслед за перемещающимся на Запад фронтом, полк, совместно с 21-м ИАП и 15-м ОРАП, был перебазирован в Литву, на аэр. Паневежис. В октябре на этом аэродроме сосредоточилась вся 8-я МТАД: 1-й гв. и 51-й МТАП, 12-й гв. ПБАП, 14-й гв. ИАП и 21-й ИАП.

В конце июля 1944 г. для восполнения понесенных потерь полк получил из 51-го МТАП 9 экипажей (к сентябрю оттуда поступило еще 12 экипажей) на самолётах «Бостон». Они образовали новую 1-ю эскадрилью полка. Кроме нее, в полку 2-я АЭ также была вооружена «Бостонами», а 3-я АЭ — Ил-4.

21 сентября 1944 г. 5 экипажей 1-го гв. МТАП перебазировались на аэр. Клопицы, для нанесения ударов по транспортам, эвакуирующим немецкие войска из Таллина, но уже 26 сентября они вернулись к основным силам полка в Паневежис.

15 октября командир полка И.И.Борзов выполнил вылет на «свободную охоту» в район Моонзундского архипелага на «Бостоне», оснащённом РЛС «Гнейс-2». По докладу экипажа, торпедным ударом был потоплен транспорт противника водоизмещением 8000 т. Однако этот доклад не соответствовал действительности, и торпеда взорвалась при приводнении. Таким образом, во второй раз бортовой локатор помогал обнаружить цель ночью, но успех атаки зависел от навыков экипажа в торпедометании по движущейся цели.

В конце 1944 г. в боевом составе 1-го гв. МТАП имелось 27 самолётов A-20G. Оставшиеся в строю 3-й АЭ самолёты Ил-4 использовались как миноносцы.

На 1 января 1945 г. из-за потерь в составе полка оставалось 16 A-20G «Бостон» и 9 Ил-4. Полк базировался на аэр. Паневежис и Паланга в Литве.

С 16 февраля основные силы полка базировались на полевом аэр. Грабштейн (ныне — Грижай) в Литве, юго-восточнее Мемеля. Однако в условиях весенней распутицы аэродром был непригоден к использованию больших групп самолётов. В результате, вплоть до 4 марта лётчики полка не могли участвовать в морской блокаде Либавы. Только с укладкой металлической полосы полёты возобновились.

26 марта 1945 г. лётчик полка Подъячев добился «юбилейной», двухсотой, победы 1-го гв. МТАП.

В конце марта для восполнения потерь в полк прибыло 6 экипажей из 13-го гв. АП ВВС ЧФ.

5 апреля 1945 г., за большой вклад, внесённый личным составом полка в освобождение г. Мемель (Клайпеда), 1-му гв. МТАП было присвоено почётное наименование «Клай-педский». В это время полк базировался на восточно-прусском аэр. Кольберг (ныне — Колобжег) в Польше).

27 и 28 апреля в боевых условиях прошла проверку на самолёте А-20, пилотируемом ГСС лейтенантом А.М.Гагиевым, новая РЛС «Гнейс-5». В каждом вылете экипаж обнаруживал по локатору надводные цели и атаковал их торпедами. Однако попаданий достигнуто не было.

На 1 мая 1945 г. 1-й гв. МТАП, в составе трёх эскадрилий, имел 6/5 Ил-4 на аэр. Грабштейн, и 4/4 — на аэр. Паланга.

Последний вылет в Великой Отечественной войне полк произвёл 10 мая 1945 г., но уже без применения оружия.

С 1946 г. по 1954 г. 1-й гв. МТАП входил в состав ВВС Южно-Балтийского флота (с 1947 г. — ВВС 4-го ВМФ), базируясь в 1948 г. на аэр. Пионерский (бывш. Нейкурен) Калининградской области.

В 1947 г. на вооружение полка начали поступать торпедоносцы Ту-2.

С 1951 г. полк, базирующийся на аэр. Дунаевка (25 км севернее Калининграда)2, начал перевооружение на самолёты Ил-28.

1 июля 1960 г. 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный Клайпедский Краснознамённый полк на аэр. Дунаевка (штаб — в пос. Пионерский), вместе с управлением 8-й МТАД Авиации БФ, был расформирован, в связи «с дальнейшим значительным сокращением ВС СССР». Но история этой прославленной авиационной части не прервалась. В 1961 г. почётные наименования, награды и Боевое Знамя 1-го гв. МТАП были торжественно переданы вновь сформированному на аэр. Скультэ (Рига) 846-му минно-торпедному авиационному полку 384-й МТАД ВВС БФ.

За всё время своего существования 1-й гв. МТАП не менял своей принадлежности 8-й МТАД ВВС БФ.

За годы войны звание Героя Советского Союза было присвоено 31 лётчику и штурману полка: В.А.Гречишникову, А.Я.Ефремову, М.Н.Плоткину, Е.Н.Преображенскому, П.И.Хохлову, ВА.Балебину, Н.Ф.Афанасьеву, И.Д.Бабанову, Г.С.Бажанову, И.И.Борзову, В.А.Бударагину, Ю.Э.Бунимовичу, Г.Д.Васильеву, В.Н.Евграфову, Н.Д.Иванову, ПА.Колеснику, Н.Д.Котову, П.Л.Кошелеву, М.В.Лорину, А.В.Преснякову, А.И.Разгонину, М.А.Советскому, П.Ф.Стрелецкому, В.Т.Чванову, А.П.Чернышёву, И.Г.Шаманову, М.Ф.Шишкову, A.M.Гагиеву, Р.С.Демидову, В.М.Кузнецову, А.И.Рензаеву.

Ещё 10 лётчиков полка были удостоены этого звания, проходя службу в других частях, в том числе, А.Е.Мазуренко и Н.В.Челноков — дважды.

Семеро авиаторов полка были удостоены звания Героя Российской Федерации в середине 1990-х гг.: П.С.Игашов, Д.Г.Парфёнов, А.М.Хохлачёв, В.Л.Новиков, В.А.Меркулов, А.П.Грибовский, В.С.Растяпин.

В истории части известны следующие авиационные происшествия:

— 20.01.1939г., по вине технического состава, потерпел аварию самолёт Р-6 на котором вылетали помощник командира 1-го МТАП майор Е.Н.Преображенский и старший лейтенант Н.В.Челноков. Лётчики получили многочисленные травмы и временно были отстранены от лётной работы, самолёт был разбит.

На вооружении полка состояли самолёты: Р-5, КР-ба, У-2, УТ-1, ДБ-3б, Ил-4, СБ, Ар-2, А-20 «Бостон», Ил-28.

Наименования авиаполка в различные годы:

1-й минно-торпедный авиационный полк,
27-я минно-торпедная авиационная эскадрилья

Командиры 1-го Гвардейского МТАП в разное время:

Е.Н.Преображенский (апрель — ноябрь 1938 г., ВрИО);
В.П.Воробьёв (ноябрь 1938 г. — декабрь 1939г., снят);
Ш.Б.Бидзинашвили (январь 1940 г. — август 1940 г., снят, погиб в 1943 г.);
ГСС Н.А.Токарев (август 1940 г. — февраль 1941 г., снят);
Н.В.Абрамов (март — июль 1941 г., снят);
ГСС Е.Н.Преображенский (1941-1942 гг.);
ГСС Н.В.Челноков (1942 г. — май 1943 г., снят);
А.Н.Дарьин (май-сентябрь 1943 г., снят, погиб в 1944г.);
ГСС И.И.Борзов (сентябрь 1943г. — январь 1945г.);
ГСС В.М.Кузнецов (с февраля 1945 г. — 1953 г.);
Сериков (в 1953 г.)

Источники:

  • Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
Примечания:
  1. В то же время, согласно донесениям о потерях ВВС БФ за июнь 1944 г. (по данным ОВД «Мемориал»), 20 июня 1944 г., возвращаясь с боевого задания на аэр. Каменка, на посадке потерпел катастрофу самолёт А-20 «Бостон», пилотируемый ст. лейтенантом А.А.Гожевым. Штурманом самолёта был ГСС М.А.Советский. Очевидно, полк перебазировался на Клопицы уже после этой даты. []
  2. Штаб полка, вместе с управлением 8-й МТАД, базировался в пос. Пионерский. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image