Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Морская Авиация Тихоокеанского флота до Второй мировой

На основании приказа МО РФ от 1996 г., 4 апреля 1932 г. было определено официальной датой образования Военно-воздушных Сил Тихоокеанского флота. Однако авторам книги в архивных документах не удалось найти ни одной ссылки на какое-либо событие, имеющее отношение к ВВС ТОФ, произошедшее в этот день.

Идея создания Морской Авиации на Дальнем Востоке была заложена ещё в мае 1914 г., когда начальник МГШ вице-адмирал А.А.Ливен доложил морскому министру адмиралу И.К.Григоровичу о необходимости формирования при Сибирской флотилии гидроавиационной станции во Владивостоке. В этом докладе предполагалось развернуть первые отряды Морской Авиации на Дальнем Востоке к лету 1915 г.

Однако начавшаяся в июле 1914 г. Первая мировая война отодвинула планы авиационного строительства на неопределённое время. Последовавшая за ней Гражданская война и иностранная интервенция не позволили создать на Тихом океане Морскую Авиацию в последующие 14 лет. Более того, и сама Сибирская флотилия фактически прекратила своё существование.

После окончания иностранной военной интервенции на Дальнем Востоке, в октябре 1924 г., по договору с Японией, Советская Россия не имела права создавать на побережье Японского моря собственные военно-морские силы. Ей пришлось довольствоваться воссозданной весной 1920 г. в составе Народно-революционной армии Дальневосточной республики (ДВР) военной флотилией на р. Амур.

С сентября 1926 г., после упразднения Морских Сил ДВР, Амурская флотилия была непосредственно подчинена начальнику Военно-Морских Сил РККА. С 29 сентября 1927 г. она стала именоваться Дальневосточной военной флотилией.

Спустя два года, 1 октября 1928 г., в г. Хабаровск, на гидроаэродроме Красная Речка было завершено формирование 68-го отдельного речного гидроавиаотряда на самолётах MP-1 — первой морской авиационной части. Он вошёл в состав Дальневосточной военной флотилии (с 1931 г. переименованной в Амурскую Краснознамённую военную флотилию). Этим отрядом командовал отличившийся ещё в годы Гражданской войны военморлёт Э.М.Лухт.

Для создания противовеса набирающей силу милитаристской Японии, Советским правительством в начале 1930-х гг. было принято решение о формировании ударной группировки ВВС на Дальнем Востоке. Борьба с превосходящими силами противника в удалённых от баз флота районах была возложена на авиацию. Такой подход полностью укладывался в рамки документа, разработанного в управлении ВМС РККА: «Основные соображения по развитию ВМС РККА на вторую пятилетку 1933-1937 гг.».

С этой целью, в 1932-1933 гг. на аэродромах ОКДВА в Воздвиженке, Хабаровске, и Бочкарёво (район Белогорска Амурской обл.) планировалось развернуть три тяжёлые авиационные бригады самолётов ТБ-3 и ТБ-1 (23-я, 19-я и 11-я ТБАБ). Они перебазировались из европейской части СССР и завершали своё формирование на Дальнем Востоке. На новых местах дислокации авиабригады сменили номера на 26-ю ТБАБ, 28-ю ТБАБ и 29-ю ТБАБ соответственно (вместо них в европейской части были сформированы новые авиабригады с теми же номерами).

В рамках этого процесса, в декабре 1931 г. началось перебазирование на Дальний Восток из Подмосковья 51-й тяжёлой бомбардировочной авиационной эскадрильи из 11 -й ТБАБ, на самолётах ТБ-1 (в пути следования эскадрилья именовалась 70-м отрядом ОСО). До Омска отряд следовал по железной дороге, где самолёты собрали и подготовили к дальнейшему перелёту.

К 14 апреля 1932 г. 70-й отряд ОСО перелетел из Омска в Хабаровск. Там он вошёл в состав Воздушных Сил Дальневосточного края как 70-я тяжёлая авиационная эскадрилья. В июне того же года эскадрилья перебазировалась из Хабаровска к новому месту дислокации — на приморский аэродром Воздвиженка.

Кроме бомбардировочной авиации, в конце 1931 г. на Дальний Восток, в Хабаровск, перебазировали с Чёрного моря 111-й отряд ОСО (бывш. 66-я ОМРАЭ ВВС ЧМ), вооружённый 12 летающими лодками S-626hc. В начале 1932 г. этот отряд, ставший именоваться 111-й отдельной морской дальнеразведывательной эскадрильей, прибыл в Приморье к новому месту дислокации на ст. Океанская.

К июлю 1932 г. на Дальний Восток из европейской части СССР, вслед за 70-м отрядом ОСО, была перебазирована 105-я ТБАЭ на самолётах ТБ-3 (12 машин), под руководством Е.Ф.Логинова1. Ещё две эскадрильи бригады (106-я ТБАЭ и 107-я КРАЭ) формировались уже в Хабаровске в мае-июле 1932 г.

К 1 апреля 1932 г. было завершено формирование штаба Морских Сил Дальнего Востока (МСДВ), а 21 апреля в приказе было объявлено о формировании первых частей и соединений. Они берут своё начало с «Плана проведения особых мероприятий по сформированию Морских Сил Дальнего Востока», утверждённого Наркомвоенмором в феврале 1932 г., и «Плана оргмероприятий штаба РККА на 1933 г.» № 1/28304 от 08.10.1932 г.

Морские Силы Дальнего Востока создавались на базе уже существующих частей и соединений АмВФ, ОКДВА и ВВС РККА, а также вновь формируемых или перебазируемых частей из европейской части СССР.

В соответствии с «Планом проведения особых оргмероприятий…», предусматривалось в течение 1932-1933 гг. сформировать управление начальника ВВС моря, с дислокацией во Владивостоке. На период его формирования руководство ВВС МСДВ осуществлял помощник командующего Отдельной Краснознамённой Дальневосточной армией по ВВС комбриг В.Н.Лопатин. В состав ВВС МСДВ предполагалось включить:

  • — 23-ю тяжёлую авиабригаду в Хабаровске, четырёх-эскадрильного состава;
  • — 19-ю тяжёлую авиационную бригаду в районе Никольска-Уссурийского (в с. Воздвиженка), трёхэскадрильного состава;
  • — тяжёлую авиационную бригаду лодочных самолётов во Владивостоке, двухэскадрильного состава (вновь формируемую) ;
  • — авиабригаду дальних морских разведчиков во Владивостоке, двухэскадрильного состава (вновь формируемую);
  • — истребительную авиационную эскадрилью во Владивостоке;
  • — 68-й отдельный гидроавиаотряд в Хабаровске.

По состоянию на 1 января 1933 г., в составе ВВС МСДВ числится самолётов (7): 13 ТБ-1, 7 И-5, 14 МБР-4 и «Савойя» S-626hc, 12 Р-6, 1 Р-1.

К апрелю 1933 г. 23-я тяжелобомбардировочная авиационная бригада прибыла из европейской части СССР на Дальний Восток и разместилась на аэр. Хабаровск, где продолжила своё формирование (с августа того же года она стала именоваться 26-й ТБАБ).

В соответствии с приказом командующего МСДВ №0243 от 17/18.04.1933 г., с 1 апреля четыре эскадрильи (110-я, 111-я, 112-я ТБАЭ и 55-я КРАЭ), вместе с управлением 19-й АБ, из Хабаровска перебазировались к новому месту дислокации — на приморский аэр. Воздвиженка. Там они, вместе со 109-й ТБАЭ (бывш. 70-я ТБАЭ), составили 28-ю тяжёлую бомбардировочную авиационную бригаду, под командованием комбрига А.Г.Добролежа.

Наряду с задачами борьбы с кораблями противника в море и в базах, на авиацию флота возлагалось ведение воздушной разведки, истребительное прикрытие тяжёлых авиабригад, противовоздушная оборона баз флота, наведение катеров волнового управления и др.

Соответственно, развитие аэродромной сети ВВС флота должно было складываться под влиянием задач, возложенных на МСДВ, направлений предполагаемых ударов противника, а также физико-географических условий местности.

Исходя из этого, развитие воздушных сил планировалось, в основном, оснащением авиации летающими лодками и поплавковыми самолётами, используя под аэродромы водную поверхность бухт, озёр и рек. Как следствие этого, большая часть аэродромов в начальный период развития ВВС ТОФ располагалась в непосредственной близости от Владивостока, а отдаленные аэродромы строились, как правило, в долинах рек.

Однако наличие только ударной авиации в составе МСДВ не позволяло решать весь комплекс задач по обороне дальневосточных рубежей. Поэтому в апреле 1932 г. на аэр. Воздвиженка из Евпатории перебазируется 76-й отдельный истребительный авиационный отряд ВВС Черноморского флота под командованием военлёта П.А.Фёдорова, вооружённый самолётами И-5. На Дальнем Востоке отряд вошёл в состав ВВС ОКДВА, а к февралю 1933 г. он передаётся во вновь сформированную 19-ю авиационную бригаду ВВС МСДВ. В октябре того же года 76-й ОИАО переформируется в 28-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью.

Летом 1933 г. на аэр. Хабаровск формируется ещё одна истребительная часть ВВС МСДВ — 26-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья, под командованием М.П.Харитонова, вошедшая в состав 26-й ТБАБ.

В том же году, в соответствии с «Планом оргмероприятий штаба РККА» №1/3011 от января 1933 г., на Дальний Восток с запада начали прибывать морские разведывательные авиационные части, в том числе:

  • — 55-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд, на самолётах S-626hc;
  • — 65-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд, на самолётах S-626hc, переформированный на новом месте в 3-ю морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью. Обе части разместились в бухте на ст. Океанская;
  • — 3-й отдельный авиационный отряд волнового управления, на самолётах МБР-4, с дислокацией в б. Патрокл (г. Владивосток).

30 апреля 1933 г. была введена должность помощника командующего МСДВ по авиации, который являлся начальником ВВС флота. На неё был назначен комдив Л.И.Никифоров, переведённый сюда из ОСОАВИАХИМа. До лета 1932 г. он был начальником ВВС БМ. Никифорову передали в подчинение все соединения и части ВВС МСДВ, и с 1 мая 1933 г. он приступил к формированию управления и штаба ВВС МСДВ ((приказ РВС МСДВ №0314 от 30.04.1933 г., РГА ВМФ ф. Р-1090, оп. 6, д. 9)).

План строительства ВВС МСДВ в этом году был выполнен лишь частично. С 23 ноября 1933 г. 26-ю ТБАБ передали в подчинение командующему войск ОКДВА2. Также не были сформированы тяжёлая авиабригада лодочных самолётов, в связи с непринятием на вооружение самолётов МК-1, и разведывательная бригада, в связи с передачей одной эскадрильи (8-й ОМДРАЭ) на Камчатку.

Однако, несмотря на это, Авиация флота количественно увеличилась вдвое. Если на январь 1933 г. в составе ВВС МСДВ числилось всего 53 самолёта различных типов, то к началу 1934 г. в их составе имелось: 36 ТБ-3,13 ТБ-1, 19 И-5, 32 МБР-4 и S-626hc, 10 МБР-2, 3 Р-5а, 12 Р-6 (всего 115 самолётов).

Для разрастающихся ВВС МСДВ требовалось расширять систему базирования. В соответствии с проектом базового строительства МСДВ на 1934-1937 гг., для авиации планировалось иметь:

в районе главной ВМБ Владивосток:

  • — на аэр. Новолитовск (район г. Находка) — эскадрилью истребителей И-5 (31 самолёт);
  • — в б. Суходол — одну бригаду тяжёлых бомбардировщиков (36 МК-1), одну бригаду лёгких бомбардировщиков (38 Р-ба) и одну эскадрилью торпедоносцев (12 Р-6а);
  • — на ст. Океанская — три эскадрильи дальних морских разведчиков (36 МДР-3) и один отряд ближних морских разведчиков (10 МБР-4);
  • — в б. Патрокл — отряд самолётов-водителей торпедных катеров (10 МБР-4ВУ);
  • — на о. Русский — отряд корректировщиков (10 Р-5а);
  • — в районе г. Сучан (ныне — Партизанск) — бригаду лёгких бомбардировщиков (62 Р-5);
  • — в б. Находка — отряд ближних разведчиков (10 самолётов) ;

на Сахалинском направлении, в районе Советской Гавани:

  • — гидроаэродром для смешанной бригады (12 МДР-3, 19 Р-6а, 10 МБР-4), с учётом дополнительного оперативного базирования морской тяжёлой авиабригады (36 МК-1);
  • — сухопутный аэродром для истребительной эскадрильи (31 самолёт), с учётом дополнительного оперативного базирования тяжёлой бомбардировочной авиабригады;
  • — гидроаэродром на оз. Болонь для авиабригады тяжёлых самолётов (36 МК-1).

В заливе Владимира планировалось построить гидроаэродром для эскадрильи лёгких бомбардировщиков (19 Р-6а) и отряда ближних разведчиков (10 МБР-4), в б. Ольга — сухопутный аэродром, для базирования на нём эскадрильи тяжёлых бомбардировщиков (23).

Не всем этим планом было суждено сбыться. Так, непринятие на вооружение морского крейсера МК-1 поставило крест на формировании тяжёлых авиабригад этих самолётов в б. Суходол и на оз. Болонь. На Сахалинском направлении Морская Авиация до конца 1930-х гг. также практически не развивалась.

В конце 1933 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны «О мероприятиях по укреплению Амура и побережья Дальнего Востока», в соответствии с которым, к ноябрю 1934 г. планировалось развернуть на Дальнем Востоке 11 авиационных эскадрилий.

Для реализации этих замыслов, в соответствии с «Планом оргмероприятий штаба РККА на 1934 г.» №1/1/33053 от21.12.1933 г. и№1/1/31880 от 05.10.1933 г., втечение 1934 г. на Дальний Восток были перебазированы:

  • — 17-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья поплавковых Р-5 — в б. Врангеля;
  • — 30-я крейсерская морская авиационная эскадрилья вооружённая поплавковыми Р-6 — в б. Суходол;
  • — 53-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд на самолётах МБР-4 — в б. Ольга;
  • — 22-я легкобомбардировочная авиационная эскадрилья на самолётах Р-5 — на аэр. Николаевка;
  • — 3-й отдельный авиационный отряд волнового управления на самолётах МБР-4ВУ — в б. Врангеля;
  • — 7-й корректировочный авиационный отряд — в б. Воевода на о. Русский;
  • — отдельное авиационное звено волнового управления — на ст. Океанская (вошло в 55-й ОМРАО).

В этом же году ВВС флота пополнились ещё тремя истребительными частями, также передислоцированными из европейской части СССР:

  • — 9-й ОИАЭ им. Ворошилова (из Смоленска) — на аэр. Угловая;
  • — 32-й ОИАЭ (из Нового Петергофа) — на аэр. Петровка;
  • — 108-й ОИАЭ (из Брянска) — на аэр. Новолитовск.

Все эти эскадрильи были вооружены истребителями И-5.

На 1 января 1935 г. в составе ВВС МСДВ числилось: авиаэскадрилий — 13, авиаотрядов — 4, авиазвеньев — 3, самолётов— 274, в том числе: 35 ТБ-3, 13ТБ-1, 118 И-5, 33 МБР-4 и S-626hc, 10 МБР-2, 31 Р-5, 10 Р-5а, 12 Р-6а, 12 Р-6.

В январе 1935 г. Морские Силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот, и, соответственно, Военно-воздушные Силы МСДВ с этого времени стали именоваться Военно-Воздушными Силами Тихоокеанского флота. С 10 января 1935 г., вместо управления ВВС МСДВ, был сформирован отдел ВВС ТОФ ((приказ командующего ТОФ №014 от 10.01.1935 г., РГА ВМФ ф. Р-1090, оп. 6, д. 28)). Помощник командующего флотом по ВВС теперь стал именоваться начальником ВВС флота.

В соответствии с «Планом оргмероприятий штаба РККА на 1935г.» № 3/18966 от 16.04.1935г. к 1936г. на аэродромном узле в районе г. Сучан на базе 22-й и 32-й ЛБАЭ развертываются еще две легкобомбардировочных авиационных эскадрилий (52-я и 53-я ЛБАЭ), вооруженных самолётами Р-5, а впоследствии СБ. Предположительно они должны были быть сведены в легкобомбардировочную авиабригаду, как это планировалось проектом строительства ВВС ТОФ. Однако, документального подтверждения о формировании такой бригады авторам книги не удалось найти.

Любопытно, что в «Журналах учёта частей ВВС ТОФ» нет никаких упоминаний о 32-й и 53-й ЛБАЭ. Их существование было установлено авторами по послужным карточкам личного состава и документам РГА ВМФ.

Тогда же на аэр. Новонежино из Московского военного округа была перебазирована ещё одна лётная часть — 26-я легкобомбардировочная авиационная эскадрилья. На её вооружении состояли самолёты Р-5, переоборудованные для подвески торпед. Она стала родоначальником минно-торпедной авиации ТОФ. В этом году прошли крупные учения ВВС ТОФ, в ходе которых две тяжёлые авиабригады ВВС ДВК (26-я и 28-я ТБАБ), совместно с легкобомбардировочной бригадой, произвели условный налёт на ВМБ Владивосток.

Учитывая важное военное и экономическое значение Камчатки, 22 ноября 1935 г. штаб ТОФ подготовил «Записку по обороне Камчатки»3, согласно которому, для обороны побережья на полуострове планировалось разместить одну эскадрилью ближних разведчиков и одну эскадрилью истребителей. Кроме того, для нарушения коммуникаций Японии в районе Северных Курил и Камчатки, предполагалось иметь две эскадрильи дальних разведчиков, смешанную бригаду тяжёлых и лёгких бомбардировщиков и одну истребительную эскадрилью. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.

По состоянию на 1 января 1936 г., в составе ВВС ТОФ имелось: авиаэскадрилий — 14, авиаотрядов — 5, авиазвеньев — 3. Всего самолётов — 466, в том числе: 35 ТБ-3, 13 ТБ-1, 115 И-5, 72 И-15бис, 39 И-16, 33 МБР-4 и S-626hc, 47 МБР-2, 72 Р-5, 16 Р-5а, 12 Р-6а, 12 Р-6.

В начале 1936 г. в составе ВВС ТОФ была сформирована 42-я истребительная авиационная бригада, которая включила в себя 9-ю ОИАЭ на аэр. Южная Угловая, 43-ю ОИАЭ на аэр. Кневичи и 44-ю ОИАЭ на аэр. Южная Угловая. А в октябре того же года к ней добавилась 125-я минно-торпедная авиационная бригада (в ряде источников она именуется морской тяжёлой бригадой), основу которой составили: 26-я МТАЭ (бывш. 26-я ЛБАЭ) на аэр. Новонежино, на самолётах Р-5т и СБ; 109-я ТБАЭ на аэр. Романовка, на самолётах ТБ-1, ТБ-3 (из состава 28-й ТБАБ); 30-я крейсерская АЭ на аэр. Суходол, на самолётах Р-5а и КР-6; 32-я ОИАЭ на аэр. Петровка, 16-й ОТАО на аэр. Воздвиженка и Романовка, а также и 28-й ОТРЕНАО на аэр. Воздвиженка.

С 1 июня, в соответствии с приказом командующего ТОФ №0037 от 02.06.1936 г., отдел Воздушных Сил ТОФ был переформирован в управление Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского флота, по штату №2/634 (приказ командующего ТОФ №0071 от 05.11.1936 г.). Окончательно переформирование было завершено к 1 октября 1936 г. Именно эта дата стала официально считаться днём образования управления ВВС ТОФ4.

В течение августа-сентября 1936 г. на вооружение 28-й ТБАБ ВВС ТОФ поступили новые тяжёлые бомбардировщики ТБ-3 М-34рн, а с октября на вооружение 22-й ЛБАЭ — скоростные бомбардировщики СБ.

По состоянию на 3 сентября 1936 г., в составе ВВС ТОФ имелось5:

Типы самолётов Количество Состояние (испр./неиспр.)
ТБ-3 М-34 17 17
ТБ-3 М-17 35 34/1
ТБ-1 М-17 12 5/7
Р-6 М-17 8 4/4
КР-6а 13 13
Р-5 61 44/17
Р-5т 31 27/4
Р-5а 15 5/10
И-5 99 72/27
И-15бис 78 70/8
И-16 М-22 80 71/9
МБР-2 М-17 62 62
МБР-4 16 13/3
Савойя S-62 16 5/11
У-2 22 17/5
ИТОГО 576 466/106

Кроме того, в ближайшие полгода ожидалось поступление новой авиатехники, в том числе: 41 ТБ-3 М-34 — в 1936 г., 32 ТБ-3 М-34 — в 1937 г., 53 СБ — в октябре 1936 г., 63 И-16 — в сентябре-октябре 1936 г., 38 МБР-2 М-34 — в декабре 1936 г. — январе 1937 г.

Боевое применение авиации по быстроходным целям в море требовало непрерывного взаимодействия с корабельными силами флота, а использование только лёгких самолётов не могло дать нужного боевого эффекта. Это обстоятельство вынудило командующего ТОФ В.М.Орлова обратиться к НКО К.Е.Ворошилову с просьбой вернуть 26-ю ТБАБ ОКДВА в составе ВВС флота, однако она была оставлена без внимания. Вместо этого, в октябре 1936 г. в составе ВВС ТОФ формируется 125-я МТАБ.

В ноябре 1936 г. состоялся воздушный парад в честь 19-й годовщины Октябрьской революции, во время которого над Владивостоком пролетели 72 самолёта ВВС ТОФ различных типов как символ возросшей воздушной мощи на Дальнем Востоке.

Постепенно лодочная авиация ВВС ТОФ перевооружалась на более современную технику. К 1 января 1938 г. на вооружении 3-й МДРАЭ, 60-го ОКОРАО, 5-го ОАЗ ВУ, 13-го ОАЗСВ и гидрографического звена (на Камчатке) ещё сохранились самолёты «Савойя» S-626hc, в количестве 19 единиц, но вскоре и они были заменены разведчиками МБР-2.

Конец 1937 г. — начало 1938 г. на ТОФ ознаменовался чистками его рядов от «врагов народа». Не миновала чаша сия и ВВС ТОФ. В сталинских застенках сгинули Л.И.Никифоров, А.Г.Добролеж, П.А.Санчук, Н.П.Милешкин и многие другие военачальники, чьим упорным беззаветным трудом создавалась мощь тихоокеанской авиации.

С января 1938 г. новым начальником ВВС ТОФ был назначен комбриг С.Ф.Жаворонков.

По состоянию на 1 апреля 1938 г., в составе ВВС ТОФ числилось 726 самолётов, в том числе, 606 боевых и 120 учебных самолётов. К сожалению, к новым типам можно было условно отнести только 79 бомбардировщиков СБ и 179 истребителей И-16, что составляло только 35% всех летательных аппаратов.

В мае 1938 г. в ВВС ТОФ, как и во всей Авиации РККА, происходят изменения организационно-штатной структуры. Были расформированы существующие авиабригады (28-я БАБ, 42-я ИАБ, 125-я МТАБ). Эскадрильи, входящие в их состав, к июню 1938 г. были преобразованы в авиационные полки. Так были сформированы:

  • — на базе 9-й и 44-й ОИАЭ — 1-й ИАП (с ноября 1939 г. — 6-й ИАП);
  • — на базе 32-й и 43-й ОИАЭ — 14-й ИАП на аэр. Восточные Кневичи;
  • — на базе 108-й ОИАЭ — 39-й ИАП на аэр. Унаши.

Эти полки вошли в состав вновь сформированной 7-й истребительной авиационной бригады ВВС ТОФ.

В это же время на базе эскадрилий минно-торпедной и бомбардировочной авиации формируются:

  • —на базе 26-й МТАЭ, 30-й КРАЭ, 109-й ТБАЭ — 4-й МТАП на аэр. Романовка;
  • — на базе 108-й, 112-й ТБАЭ — 10-й ТБАП на аэр. Воздвиженка (в конце того же года полк был передан в состав ВВС ОКДВА);
  • — на базе 22-й, 32-й, 52-й, 53-й СБАЭ — 34-й СБАП на аэр. Николаевка.

Эти полки составили новую 29-ю авиационную бригаду ВВС ТОФ. С этого года части минно-торпедной авиации начали перевооружаться на бомбардировщики-торпедоносцы ДБ-3т. Их поставлял авиазавод в Комсомольске-на-Амуре.

Эскадрильи лодочной авиации (3-я и 27-я МРАЭ) были обращены на формирование 115-го морского ближне-разведывательного полка на МБР-2, базирующегося на ст. Океанская.

В июле-августе 1938 г. 1-й ИАП, 14-й ИАП и 115-й МБРАП частью сил принимали участие в боевых действиях советских войск с японцами у оз. Хасан. После окончания боёв ряд авиаторов-тихоокеанцев был награждён правительственными наградами и знаками «Участник боёв у оз. Хасан».

В августе 1939 г. в ВВС ТОФ, как и на других флотах, вводится должность командующего, на которую назначается комбриг П.Н.Лемешко (с 4 июня 1940 г. — генерал-майор авиации).

С ростом боевой мощи и количественного состава Тихоокеанской авиации появилась возможность реализовать планы создания авиационной группировки в районе Советской Гавани. В свете этого, к марту 1940 г. формируется управление ВВС Северной Тихоокеанской флотилии с дислокацией в пос. Бяудэ (Хабаровский край). В этом же году на вооружение частей истребительной авиации поступают самолёты И-153 «Чайка».

А впереди были годы ожидания победы на Германией и новая встреча с японскими лётчиками.

Источник:

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
Примечания:
  1. Маршал авиации Е.Ф.Логинов (1907-1970 гг.) в 1932-1938 гг. был командиром 105-й ТБАЭ и помощником командира 28-й АБ; перед войной — командир дальнебомбардировочного полка, в годы войны — командир дивизии и бомбардировочного корпуса. С 1964 г. он был министром Гражданской Авиации СССР. []
  2. приказ РВС МСДВ №0073 от 23.11.1933 г., РГА ВМФ ф. Р-1090, оп. 6, д. 11 []
  3. РГА ВМФ ф. Р-1090, оп.1, д.141, л. 15 []
  4. Прим. авт. Хотя более правильным было бы считать днём образования управления ВВС ТОФ 1 мая 1933 г. []
  5. РГА ВМФ ф.Р-1379, оп. 1,д. 9, л. 180 []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image