Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

3-й гвардейский истребительный Краснознамённый ордена Ушакова авиационный полк (3-й ГвИАП КБФ)

Полк был сформирован на базе 4-й и 8-й истребительных авиационных эскадрилий, которые образовывали 31-ю истребительную авиационную бригаду ВВС БФ.1.

В апреле 1938 г., на основании приказа НК ВМФ №0036 от 20.08.1938 г., 31-я истребительная авиационная бригада на аэродром Низино (в 7 км юго-западнее Петергофа) была обращена на формирование 5-го истребительного авиационного полка четырёхэскадрильного состава, вооружённого самолётами И-15бис и И-16.

В апреле 1939 г., на основании приказа командующего Балтийского флота №0044, в полку была сформирована 5-я авиационная эскадрилья на аэродром Низино, которая выполняла учебные функции. Полк вошёл во вновь формируемую 61-ю истребительную авиационную бригаду ВВС БФ.

В августе 1939 г. из состава 5-го ИАП была выделена специальная эскадрилья самолётов И-16, в которую вошли 12 лучших лётчиков полка: В.И.Акимов, А.К.Антоненко, И.Д.Борисов, П.А.Бринько, В.И.Парамонов и другие. Возглавил её капитан И.Р.Новиков. Лётчики эскадрильи приняли участие в боевых действиях в районе р. Халхин-Гол в Монголии. Не потеряв ни одного самолёта и ни одного лётчика, она успешно выполнила все боевые задачи.

По состоянию на 27.11.1939 г. 5-й ИАП пятью эскадрильями в составе 39 И-16 базировался на аэродром Низино (по другим данным, в полку имелось всего 64 самолёта, в том числе 54 И-16 и 10 И-15, которые базировались на аэродромах Низино и Бычье Поле).

С ноября 1939 г. по март 1940 г. полк принял активное участие в Советско-Финляндской войне пятью эскадрильями, имея в боевом составе около 100 самолётов. Четыре эскадрильи полка базировались на аэродром Низино, в том числе: 54 И-16, 10 И-15, 2 И-153 (с 30.01.1940 г.), 23 И-15бис, 3 И-5, 6 УТИ-4, 4 УТ-2, 2 У-2. Ещё 10 И-15бис, в составе 5-й АЭ, с 30 января 1940 г. базировались на аэродром Бычье Поле, прикрывая Кронштадт. В полку имелось около 40 лётчиков.

В течение всего периода боевых действий летчики полка выполняли следующие задачи:

— охрану главной базы флота дежурством в воздухе и на аэродроме (всего по этой задаче было выполнено 3370 самолётовылетов, встреч с воздушным противником не было);

— разведка погоды в районе ГБ, Бъерке, Койвисто (всего 43 самолётовылета);

— разведка дорог с целью обнаружения движения войск и автогужевого транспорта противника (всего 25 самолётовылетов) ;

— разведка и штурмовые действия по дорогам (всего 15 самолётовылетов);

— вылеты на перехват самолётов противника (всего 19 самолётовылетов);

— охрана своих сухопутных войск в районе Ино, маяка Толбухин, методом барражирования в воздухе (всего 95 самолётовылетов);

— штурмовые действия по огневым точкам противника, живой силе, железным дорогам и объектам на территории противника (всего 294 самолётовылетов);

— бомбардировочные действия днем и ночью (всего 180 самолётовылетов);

— сопровождение и охрана самолётов Р-5 с командованием авиации и флота (всего 12 самолётовылетов);

— охрана эскадры БФ маневрирующей у Бьерке барражированием в воздухе (всего 8 самолётовылетов);

— сопровождение в воздухе бомбардировщиков 8-й АБ (всего 80 самолётовылетов);

— прикрытие в воздухе фоторазведчиков (всего 8 самолётовылетов) ;

— вылеты на поиск не вернувшихся летчиков (всего 9 самолётовылетов).

Всего за время боевых действий полк произвел 4158 самолётовылетов.

В конце 1940 г. первые три эскадрильи полка начали переучивание на истребители МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-1. Имевшиеся в них истребители И-16 ставились на длительное хранение. Четвёртая эскадрилья продолжала эксплуатировать И-16, а в пятой были уже устаревшие И-15бис.

Перед самым началом войны, в июне 1941 г., 5-й ИАП был перебазирован на оперативные аэродромы, в том числе, 5-я АЭ (с 20.06.1941 г.) — на аэродром Ратчино. Эта эскадрилья в полку считалась учебной.

К 22 июня 1941 г. полк базировался на аэродром Низино (64 И-16 и 29 МиГ-3) и Ратчино (13 И-15бис, 7 УТИ-4, 1 УТ-2, 3 УТ-1 и 6 У-2). (Согласно другому источнику, в боевом составе полка на 22 июня 1941 г. имелось на вооружении 16 И-15бис, 2 И-153, 77 И-16, 6 МиГ-1 и 7 МиГ-3).

С началом Великой Отечественной войны главными задачами полка были прикрытие базы Балтийского флота — Кронштадта, и ведение воздушной разведки.

25 июня 1941 г., для усиления охраны с воздуха Ленинграда и Кронштадта, в состав полка была передана 3-я АЭ из 13-го ИАП ВВС БФ.

С 26 июня подразделения 5-го ИАП убыли с полевого аэродром Ратчино. Штаб полка и основной состав остался в Низино, а часть сил полка перебазировались на аэродромы ближе к линии фронта. В том числе, часть 5-й АЭ полка (И-15бис) была перебазирована на оперативный аэродром Кагул и включена в состав авиагруппы БОБРа. Кроме того, часть сил полка разместилась на о. Котлин (аэродром Бычье Поле), для защиты Кронштадта и Ленинграда от возможных налётов бомбардировщиков противника.

В конце июня полк понёс первую потерю: при заходе на посадку столкнулись в воздухе И-16 и МиГ-3. При этом погиб лейтенант П.Ф.Хрипунов.

В начале июля основные силы полка с аэродром Низино привлекались для сопровождения бомбардировщиков ВВС БФ, наносящих удары по колоннам противника под Псковом и Островом. При выполнении одного из этих вылетов не вернулся самолёт, пилотируемый ст. лейтенантом М.А.Ефимовым. Позднее выяснилось, что лётчик потерял ориентировку и, выработав топливо, совершил вынужденную посадку на своей территории. В начале августа он вернулся в полк. Но в эти же дни полк понёс реальные потери: в воздушных боях погибли лётчики Г.Алиев и М.Фёдоров.

8 июля 5-я АЭ полка (28 И-15бис) перелетела с о. Эзель на аэродром Низино, а уже через четыре дня, 12 июля, она вновь перебазировалась на аэродром Лагсберг в Таллине. Том она стала действовать в интересах Северо-Западного и Ленинградского фронтов. В период обороны Таллина самолёты полка использовались, в основном, в качестве штурмовиков, действуя с аэродром Хаапсалу и Лагсберг.

13 июля три самолёта полка перелетели в Старую Руссу и ещё три самолёта — в Куплю. В конце июля эти авиазвенья были возвращены в полк.

С 14 июля авиазвенья (по 3 И-16) поочередно базировалось на аэродром Клопицы, для осуществления ПВО данного аэродрома. В середине августа, в связи с угрозой захвата противником, аэродром пришлось оставить, и дежурное авиазвено вернулось в Низино. Туда же перебазировались и другие подразделения полка, временно выделенные на другие аэродромы.

По мере приближения линии фронта к Низино самолёты И-16 полка стали привлекаться к штурмовке вражеских мотопехотных колонн.

В июле кроме защиты Кронштадта, 5-му ИАП пришлось выделить часть сил для защиты других военных объектов. В это время в полку осталось три эскадрильи, а ещё две были переданы в другие части ВВС БФ.

В начале августа вся 5-я АЭ полка была перебазирована на аэродром Кагул. Её задачей стало прикрытие на взлёте и посадке самолётов ДБ-3ф 1-го МТАП ВВС БФ, выполнявших налёты на Берлин.

В середине августа это подразделение вернулось в осаждённый Таллин, на аэродром Лагсберг. Его основная задача: прикрытие с воздуха Таллинской ВМБ и ведение воздушной разведки на земле и в море.

19 августа, в результате налета немецких самолётов Мессершмитт Bf-110 из ZG26 на аэродром Низино, полк потерял 22 истребителя на земле, и ещё 13 самолётов получили серьёзные повреждения. (Немецкая сторона заявила о 40 самолётах, уничтоженных на земле, и трёх — в воздухе).

Накануне падения Таллина, в конце августа, 5-я АЭ перебазировалась с аэродром Лагсберг на аэродром Низино, где находилась также 2-я АЭ полка.

9 сентября немецкие войска вели упорные бои за Красногвардейск (Гатчину) и пос. Ропша, который находился всего в 6 км от Низино.

13 сентября 5-й ИАП, уже под обстрелом немецкой артиллерии, покинул аэродром Низино, перелетев сначала на аэродром Борки на южном берегу, а оттуда — на аэродром Левашово, на северном берегу Финского залива. В этом месяце лётчикам полка довелось отражать массированные налёты немецких самолётов на корабли БФ, имеющие целью их уничтожение. При этом только за две недели воздушных боёв — с 8 по 23 сентября, полк потерял 11 самолётов.

Из-за больших потерь в материальной части, в конце сентября 1941 г. полк переформировали в трёхэскадрильный. При этом 4-я и 5-я АЭ были перебазированы в Новую Ладогу, где вошли в состав Специальной группы Морской Авиации (или Ладожская авиагруппа), а также частично обращены на укомплектование других истребительных частей ВВС БФ. Постепенно полк перевооружился на самолёты новых типов. Так, 1-я и 2-я АЭ до апреля 1942 г. летали на самолётах МиГ-3, а 3-я АЭ с сентября 1941 г., кроме Як-1, получила на вооружение ЛаГГ-3.

За пять месяцев боевых действий 5-й ИАП провёл 5899 боевых вылетов, 389 воздушных боев, 62 штурмовки войск и аэродромов противника, уничтожил до 1000 солдат и офицеров, 105 самолётов и 55 танков.

В конце ноября полк был перебазирован из Левашово в район Ладоги, где его основной задачей стало прикрытие ледовой «Дороги Жизни». Там полк рассредоточился поэскадрильно на нескольких аэродромах: штаб полка, 1-я и 2-я АЭ разместились на аэродром Ратчино в районе г. Волхов, а 3-я АЭ — на аэродром Новая Ладога, совместно с эскадрильей Ил-2 из состава 57-го БАП и летающими лодками МБР-2 41-й ОМРАЭ ВВС БФ.

Приказом НК ВМФ СССР №10 от 18.01.1942 г., за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с фашистскими захватчиками, 5-й ИАП, одним из первых среди частей Морской Авиации, был преобразован в 3-й гвардейский истребительный авиационный полк. 22 февраля 1942 г. командующий БФ адмирал В.Ф.Трибуц вручил полку гвардейское Боевое Знамя.

На 28 февраля 1942 г. 3-й гв. ИАП имел в своём составе 13 МиГ-3, 5 ЛаГГ-3 и 4 Як-1.

Во второй половине мая 1942 г. 3-й гв. ИАП был выведен в тыл — на аэродром Пестово (аэродром Богослово) Новгородской области, для пополнения и переформирования. В полку осталось две эскадрильи, вооружённых 22 самолётами «Харрикейн». Однако пять лётчиков 3-й АЭ полка и четыре истребителя остались в Новой Ладоге, продолжая прикрывать коммуникации. Вскоре они перебазировались на аэродром Приютино под Ленинградом, а оттуда убыли в расположение полка.

Для замены вооружения и бронирования «Харрикейнов» на советское, лётчики полка перегоняли их на авиаремонтный завод, в Москву, где данные доработки были выполнены.

После окончания перевооружения, 11 августа 1942 г. 3-й гв. ИАП вновь прибыл под Ленинград, на Карельский перешеек (аэродром Углово или Приютино), имея задачу поддерживать наступление сухопутных войск Волховского фронта. В том же месяце он перелетел на аэродром Борки на Ораниенбаумском плацдарме.

В августе 1942 г. 3-й гв. ИАП, преимущественно, обеспечивал боевые действия 57-го ПШАП ВВС БФ в ходе наступления наших войск на Синявинском направлении. Так, 30 августа 1942 г. 17 самолётов «Харрикейн» полка прикрывали штурмовики Ил-2 57-го ПШАП при ударе по аэродром Городец (25 км южнее Луги). В результате удара, по данным фотоконтроля, на аэродроме было уничтожено 17 бомбардировщиков Ju-88 и два Bf-109. Наша сторона потерь не имела.

В начале сентября, в связи с наступлением войск Волховского фронта, полк в очередной раз перебазировался на Карельский перешеек, где вёл тяжёлые воздушные бои на Синявинском направлении.

До октября 1942 г. полк, летая на самолётах Хоукер «Харрикейн», сбил 68 самолётов противника, потеряв 14 машин и 11 пилотов.

22 октября 1942 г. 6 самолётов «Харрикейн» 3-го гв. ИАП принимали участие в уничтожении морского десанта противника на о. Сухо в Ладожском озере.

В конце октября полк был направлен в тыл на перевооружение. На этот раз — на отечественные самолёты ЛаГГ-3.

С начала 1943 г. полк базировался на аэродром Углово на востоке Карельского перешейка.

7 января в полку произошла катастрофа самолёта ДБ-3, который перевозил лётчиков за новыми самолётами. В ней погибли комиссар полка ГСС Матвей Андреевич Ефимов, начальник штаба полка Т.П.Куцев и ещё несколько лётчиков.

С 12 января две эскадрильи полка участвуют в поддержке войск Ленинградского и Волховского фронтов, проводящих операцию по прорыву блокады Ленинграда. Ожесточенные бои в воздухе ведутся в районе Шлиссельбурга, Синявино, Колпино. За время этих боёв лётчиками эскадрилий полка было сбито 24 самолёта противника, при потере трёх своих пилотов.

К февралю 1943 г. полк вновь вернулся на аэродром Борки на Ораниенбаумском плацдарме, и в том же месяце дежурная группа истребителей была направлена в Кронштадт, на аэродром Бычье Поле.

8 феврале 1943 г. полк принимал участие в Красноборской наступательной операции советских войск. Лётчики полка вели тяжёлые воздушные бои. Так, 14 февраля шестёрка ЛаГГ-3, под командованием Д.Татаренко, в воздушном бою под Колпино сбила 6 бомбардировщиков и 2 истребителя противника, в том числе, Фокке-Вульф FW-190 (первый самолёт такого типа).

19 марта 1943 г. началась вторая Красноборская операция советских войск, в которой также принял участие 3-й гв. ИАП.

В апреле 1943 г. полк был выведен в тыл на переучивание и перевооружение. Летом на вооружение двух эскадрилий начали поступать истребители Ла-5 (всего 38 самолётов), построенные на средства трудящихся Вологодской области. Третья эскадрилья полка была перевооружена на Як-1.

11 июля 3-я АЭ полка на Як-1, завершив перевооружение, перебазировалась на оперативный аэродром на о. Лавенсаари (ныне о. Мощный) в Финском заливе. 18 июля туда же перелетели 1-я и 2-я АЭ на Ла-5. На о. Лавенсаари полк сменил истребители И-153 из состава 10-го гв. ИАП ВВС БФ и приступил к боевым действиям.

1 августа 1943 г. экипажам 2-й АЭ полка пришлось выполнить необычное задание. Для отвлечения немецких противолодочных сил от сети, поставленной поперек Финского залива на рубеже Порккала-Удд — о. Найсар, четвёрка Ла-5, под командованием заместителя командира эскадрильи И.И.Цапова, вылетела в указанный район. По метеоусловиям на маршруте, до места нахождения кораблей противника долетел только командир группы, а остальные самолёты вернулись домой. Атаковав катера противника, лётчик обеспечил возможность балтийской подводной лодке С-9 прорезать сеть специальным резаком.

После 18 августа 1943 г. 2-я АЭ самолётов Ла-5 3-го гв. ИАП, под командованием И.Цапова, была передислоцирована с о. Лавенсаари на о. Сескар (ныне — о. Лесной), расположенный между Кронштадтом и Лавенсаари. Там был построен оперативный аэродром, с которого истребители летали на прикрытие штурмовиков ВВС БФ.

В конце 1943 г. два истребителя Ла-5 полка, под командованием ст. лейтенанта Лазаренко, потеряли ориентировку и совершили посадку на финской территории. Лётчики попали в плен.

К январю 1944 г. все остававшиеся в строю самолёты Як-1 были заменены на Ла-5, которых в составе полка числилось 30 единиц, но постепенно и они были вытеснены более современными машинами Ла-5ф и Ла-5фн.

5 февраля, при выполнении вылета на прикрытие линии фронта с о. Сескар, пропали без вести командир полка майор Н.М.Шмелёв и лётчик А.Куликов. Их судьба не была установлена.

В июне 1944 г. полк принял участие в Выборгской наступательной операции советских войск, осуществляя прикрытие кораблей и десантов морской пехоты, а также сухопутных войск, действующих вдоль северного побережья Финского залива. При этом, за 12 суток непрерывных воздушных боёв полк не понёс потерь в самолётах и лётчиках.

По состоянию на 1 ноября 1944 г., в полку насчитывалось 42 Ла-5. В этом же месяце в полк стали поступать самолёты Ла-7.

В начале 1945 г. в составе 3-го гв. ИАП числилось 10 самолётов Ла-5 и 26 самолётов Ла-7.

6 марта 1945 г., за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, 3-й гв. ИАП был награждён орденом Красного Знамени.

28 мая 1945 г., уже после окончания боевых действий, за отличия, проявленные в боях на завершающем этапе войны, полк был награждён орденом Ушакова 2-й степени.

За период Великой Отечественной войны лётчиками полка сбито в воздушных боях 487 самолётов противника, ещё 20 — уничтожено при штурмовках аэродромов. За весь период войны 3-й гв. ИАП потерял 178 самолётов.

В послевоенное время 3-й гв. ИАП находился в составе 1-й гв. ИАД ВВС Южно-Балтийского (4-го ВМФ), базируясь на аэродром Гробиня (Лиепая).

При упорядочении системы номеров частей и соединений ВВС ВМФ с ВВС СА, 11 декабря 1948 г. 3-й гв. ИАП, на основании циркуляра НГШ ВМФ №0056 от 10.04.1948 г., был переименован в 223-й гв. истребительный авиационный полк 24-й гв. ИАД (бывш. 1-я гв. ИАД) ВВС 4-го ВМФ. К этому времени полк перевооружился на истребители Ла-9, а в последующем — на Ла-11.

После марта 1951 г. 223-й гв. ИАП, вооружённый истребителями Ла-11, был передан из 24-й гв. ИАД в состав вновь формируемой 738-й ИАД ВВС 8-го ВМФ и перебазирован на аэродром Кагул (о. Эзель).

В начале 1950-х гг. полк перевооружился на реактивные МиГ-15, а в середине 1950-х гг. — на истребители МиГ-17.

В феврале 1957 г. 223-й гв. ИАП в составе 152-й ИАД (бывш. 738-я ИАД) был передан в Таллиннскую дивизию ПВО.

В апреле 1958 г., после расформирования управления 152-й ИАД, полк был подчинён непосредственно командиру Таллиннской дивизии ПВО.

В середине 1960 г. 223-й гв. ИАП был расформирован, в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР». Его Боевое Знамя и награды были переданы в Центральный музей Вооружённых сил СССР.

На вооружении полка состояли самолёты: И-15, И-16, И-153, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, «Харрикейн», Ла-5, Ла-7, Ла-9, Ла-11, МиГ-15, МиГ-17, УТИ-4, УТ-1, УТ-2, У-2.

Наименования авиаполка в различные годы:

  • 3-й гвардейский истребительный Краснознамённый ордена Ушакова авиационный полк;
  • 223-й гвардейский истребительный Краснознамённый ордена Ушакова авиационный полк;
  • 5-й истребительный авиационный полк;
  • 31-я истребительная авиационная бригада;

Командиры авиаполка:

  • А.М.Морозов (апрель 1938 г. — май 1939г.),
  • А.З.Душин (ноябрь 1939 г. — май 1941 г., снят),
  • ГСС П.В.Кондратьев (май 1941 г. — июнь 1942 г.),
  • Н.М.Никитин (июнь 1942г. — январь 1944г.),
  • Н.М.Шмелёв (январь — февраль 1944г., пропал без вести)
  • Н.М.Никитин (февраль — май 1944 г.),
  • В.И.Катков (май— июль 1944 г.),
  • Г.А.Романов (июль 1944 г. — 1945 г.),
  • ГСС В.Ф.Голубев (май 1946 г. — декабрь 1948 г.)

Источники:

  • Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
Примечания:
  1. См. также 31-я ИАБ, 4-я ОИАЭ, 8-я ОИАЭ ВВС БФ []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image