Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

4-й гвардейский истребительный ордена Ушакова авиационный полк

Эта авиачасть являлась одной из старейших в составе ВВС БФ. Она берёт своё начало от 46-го отдельного истребительного отряда, сформированного на Балтике в августе 1918 г. В последующем отряд был переформирован в 3-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью.

На основании приказа НК ВМФ №0036 от 20.08.1938 г., 3-я ОИАЭ была обращена на формирование 13-го истребительного авиационного полка ВВС БФ, базирующегося на аэр. Котлы. На вооружении полка состояли самолёты И-15бис, И-16 и И-153. Постепенно самолёты И-15бис были сняты с вооружения.

На 27 ноября 1939 г., к началу Зимней войны, 13-й ИАП 61-й ИАБ ВВС БФ, вооружённый 42 И-16 и И-153, базировался на аэр. Котлы.

В период с ноября 1939 г. по март 1940 г. 13-й ИАП принимал активное участие в боевых действиях против Финляндии. За мужество и героизм, проявленные в боях, командиру полка И.Г.Романенко, его заместителю П.В.Кондратьеву и командиру звена В.М.Савченко было присвоено звание Героя Советского Союза.

Основными задачами полка в это время были:

— охрана пунктов базирования флота, аэродрома Котлы, кораблей и транспортов с войсками в районе островов Сом-мерс, Гогланд, Лавенсаари (всего 799 самолётовылетов);

— разведка погоды в районе о. Бъерке (всего 5 самолётовылетов) ;

— разведку дорог, объектов и войск противника (всего 62 самолётовылета);

— штурмовые действия по объектам противника (в результате на аэр. Утти и у оз. Хаукаярви было уничтожено 12 самолётов противника: 4 «Бристоль-Бульдог», 7 «Фоккер Д-21», один «Бристоль Бленхейм»);

— обеспечение посадку войск на транспорты у о. Суурсаари (всего 3 самолётовылета);

—  бомбовые удары по батареям составам и кораблям противника (всего 82 самолётовылета);

—  охрана фоторазведчиков (всего 179 самолётовылетов);

— ведение демонстрационных действий по ст. Симола с целью вызова истребителей противника (всего 11 самолётовылетов);

— сопровождение в воздухе бомбардировщиков 8-й АБ (СБ и ДБ), 15-го АП и ВВС ЛенВО (всего 71 самолётовылет, при этом в воздушных боях сбито 9 самолётов: «Бристоль-Бульдог» — 1, «Фоккер Д-21» — 3, «Глостер-Гладиатор» — 2, «Фиат» — 3);

—  обеспечение корректировки артогня гидросамолётами МБР-2 в районе Бъерке (всего 6 самолётовылетов).

Всего в ходе войны полк произвел 2116 самолётовылетов.

После окончания войны с Финляндией и созданием ВМБ Ханко на арендованном у финнов одноименном полуострове, с весны 1940 г. полк был перебазирован на аэр. Ханко.

До мая 1941 г. 13-й ИАП базировался на аэр. Ханко всем составом, однако, в связи с предстоящей реконструкцией аэродрома, три эскадрильи полка (1-я, 2-я и 3-я АЭ) были перебазированы под Ленинград, на аэр. Керстово, для перевооружения на новые самолёты, а одна эскадрилья (5-я АЭ) — в Таллин, на аэр. Лагсберг. На аэродроме ВМБ Ханко осталась 4-я АЭ полка, составом 11 И-153 и одного У-2, которой командовал капитан Л.Г.Белоусов. Однако управление и штаб полка, под командованием помощника командира полка капитана А.В.Ильина, остались на прежнем месте (командир полка ГСС полковник И.Г.Романенко находился в Таллине).

Командование ВВС БФ планировало в мае перевооружить 3-ю АЭ на самолёты МиГ-3, однако эти самолёты поступили в 5-й ИАП.

С 9 июня 1941 г. полк из 61 -й ИАБ был передан в состав 10-й АБ ВВС БФ.

На 22 июня 1941 г. 13-й ИАП базировался: 1-я, 2-я, 3-я АЭ — на аэр. Керстово (И-16), 5-я АЭ — на аэр. Лагсберг в Таллине. С началом войны туда из Керстово перелетела ещё одна эскадрилья. На аэродроме ВМБ Ханко осталась 4-яАЭ(11 И-153).

К 25 июня 1941 г. два звена 1-й АЭ 13-го ИАП (6 И-16), под командованием командира 1 -й АЭ полка капитана Леоновича, были вновь перебазированы из-под Ленинграда на аэр. Ханко. Всего в составе истребительной авиагруппы стало 22 самолёта, из них 16 исправных. В последующем число исправных снизилось до 10 самолётов.

4 июля 1941 г. капитаном А.К.Антоненко и лейтенантом ПА.Бринько были сбиты сразу два самолёта противника над полуостровом Ханко. Всего за период обороны ВМБ Ханко лётчики-истребители 13-го ИАП сбили 54 самолёта противника, при этом не потеряв ни одного своего самолёта.1

14 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза капитану Алексею Касьяновичу Антоненко (за месяц боев — 10 побед) и лейтенанту Петру Антоновичу Бринько (к середине сентября 1941 г. — 15 побед). Это были первые Герои не только среди авиаторов Балтики, но и среди авиаторов всей Морской Авиации с начала Великой Отечественной войны.

В августе 1941 г. одна эскадрилья полка (по другим данным, 5-я АЭ и часть самолётов 1-й АЭ), вооружённая самолётами И-16 и И-153, базировалась в Таллине, на аэр. Лагсберг, осуществляя оборону ГВМБ. По мере продвижения немецких войск к центру города, создалась угроза самолётам и личному составу от артиллерийского и ружейно-пулемётного огня противника. Командованию полка пришлось перебазировать их на импровизированную площадку на п-ове Пельяссар, возле Купеческой гавани. Там истребителям приходилось взлетать и садиться на узкую полосу между рыбацким посёлком и песчаной косой на берегу бухты.

К 26 августа 1941 г. в этой эскадрилье осталось только 3 исправных истребителя И-153 и 8 И-16.

Накануне оставления нашими войсками Таллина, 28 августа, все уцелевшие самолёты полка начали перелёт на восток, под Ленинград. Сделав посадку и дозаправку на аэр. Купля, они в тот же день перелетели на аэр. Низино.

После падения Таллина 29 августа 1941 г. два звена истребителей И-16 и звено И-153 из состава авиагруппы с п-ова Ханко перелетели на о. Эзель, для усиления авиационного прикрытия островов.

В сентябре 1941 г. основной состав 13-го ИАП, вооружённый самолётами И-16 и И-153, базировался на аэр. Бычье Поле на о. Котлин, осуществляя ПВО ВМБ Кронштадт.

С 16 сентября 1941 г. 13-й ИАП, вместе с 5-м ИАП и 12-й ОИАЭ, были выделены в состав специальной группы Морской Авиации, для усиления особой авиационной группы ВВС 8-й Армии, защищающей коммуникации на Ладоге.

С 7 по 9 октября группа из 5 И-16 полка, под командованием лейтенанта Васильева, с промежуточной посадкой вКронштадте, перелетела на аэр. Ханко, для усиления авиационной группировки гарнизона.

В октябре 1941 г. в состав 13-го ИАП вошла 104-я ОИАЭ ВВС БФ, ставшая 3-й АЭ полка, а сам полк из расформировыемой 10-й АБ был вновь передан в 61-ю ИАБ ВВС БФ.

С окончанием навигации на Ладоге и началом ледостава была организована ледовая переправа через озеро, получившая впоследствии название «Дорога Жизни». Для прикрытия самого уязвимого участка ледовой трассы — от Кобоны до о-ва Зеленец, был направлен 13-й ИАП составом трёх эскадрилий (за исключением авиагруппы на п-ове Ханко). 30 ноября он перелетел на полевой аэродром у деревни Выстав, расположенной в 8 км юго-западнее Кобоны. Полк был пополнен самолётами И-16 и лётчиками из лётных училищ.

В начале декабря 1941 г. в составе 13-го ИАП на аэр. Выстав имелось 13 исправных И-16 и 50 лётчиков.

К моменту эвакуации гарнизона ВМБ Ханко в составе авиагруппы 13-го ИАП насчитывалось 7 истребителей И-16 и 1 УТ-2, а также 10 лётчиков.

Вечером 2 декабря 1941 г. последние истребители 13-го ИАП (5 И-153 и 8 И-16)2 под командованием майора Ильина, прикрывая эвакуирующиеся с п-ова Ханко войска, перелетели в Кронштадт, на аэр. Бычье Поле. Из 8 И-16 долетело только 6 самолётов, два разбилось при подлёте к Кронштадту, один лётчик погиб.

5 декабря 1941 г. заместитель командира эскадрильи ст. лейтенант П.Я.Кулаков перелетел на истребителе И-16 к немцам, в Гатчину.

12 декабря остатки авиагруппы с п-ова Ханко, составом 8 лётчиков и 4 И-16, влилась в 13-й ИАП.

В начале 1942 г. в составе 13-го ИАП, базирующегося на аэр. Выстав, числилось всего 26 самолётов И-16 (по другим данным, 17 И-16, из них исправных 10), а также несколько самолётов У-2 и УТИ-4.

К 18 января 1942 г., за пять месяцев боевых действий, полк произвёл 5945 боевых вылетов, штурмовал боевые корабли, транспорты и войска противника, в воздушных боях сбил 117 самолётов, уничтожил 12 танков, 387 автомашин, 20 катеров, эсминец, сторожевик, 3 зенитные батареи, сотни солдат и офицеров.

Приказом НК ВМФ СССР №10 от 19.01.1942 г., за особые отличия в боях по защите коммуникаций Ладожского озера, 13-й ИАП был преобразован в 4-й гвардейский истребительный авиационный полк.

21 февраля 1942 г. командующий БФ вице-адмирал В.Ф.Трибуц в торжественной обстановке вручил личному составу полка гвардейское Боевое Знамя.

С открытием навигации в середине апреля 1942 г. противник предпринял очередную попытку прервать снабжение осаждённого Ленинграда через Ладожское озеро. Для достижения этой цели немецкие бомбардировщики совершали массированные налёты на порты Кобона и Осиновец, а также на корабли и суда на переходе озером. В небе над Ладогой разгорались жестокие бои между истребителями Ладожской авиагруппы и истребителями прикрытия немецких бомбардировщиков. Лётчики 4-го гв. ИАП, базирующегося на аэр. Выстав, активно участвовали в этих боях за сохранение «Дороги Жизни». Так, 28 и 29 мая, по заявлениям советских лётчиков, было сбито 11 и 7 бомбардировщиков противника соответственно.3 При этом полк, воюя на изношенных самолётах, сам нёс значительные потери.

К июлю 1942 г. на боевом счету 4-го гв. ИАП было 11800 боевых вылетов, из них 2000 — на бомбо-штурмовые удары, и 940 — на воздушную разведку. В воздухе уничтожено 218 самолётов противника. Но и собственные потери полка были значительными. За 12 месяцев войны он потерял 49 лётчиков, 12 техников и 87 самолётов И-16 и И-153.

31 июля 1942 г. полк был перебазирован на аэр. Бычье Поле на южной оконечности о. Котлин. Перед полком была поставлена задача действия по кораблям и аэродромам противника юго-западнее Ленинграда.

В августе-сентябре 1942 г. 4-й гв. ИАП прикрывал выход подводных лодок Балтийского флота через Финский залив в Балтийское море, действуя с аэр. Бычье Поле.

30 сентября штаб полка получил приказ срочно перебазировать на аэр. Приютино, Гражданка и Углово 16 истребителей, для прикрытия войск в районе Невской Дубровки. В Кронштадте оставались 9 истребителей, под командованием заместителя командира полка майора Ильина.

Прибыв на новые места дислокации, самолёты полка сразу же включились в бои над «Невским Пятачком» с немецкими истребителями. К исходу дня из 19 самолётов в полку осталось лишь 7 исправных. Четыре истребителя были сбиты, а восемь — повреждены. Погибли два лётчика, и ещё шесть пилотов были ранены. За эти потери командир полка подполковник Б.И.Михайлов был снят с должности и направлен служить командиром истребительного полка на ТОФ.

1 октября 1942 г. остатки Ладожской группы полка были вновь перебазированы в Кронштадт. В этом месяце лётчикам полка В.Ф.Голубеву, П.П.Кожанову и А.Ю.Байсултанову было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже этого звания также были удостоены лётчики Г. Д.Цоколаев, М.Я.Васильев и А.И.Кузнецов (посмертно).

22 октября 1942 г. самолёты И-16 4-го гв. ИАП принимали участие в уничтожении морского десанта противника на о. Сухо в Ладожском озере.

В конце 1942 г. полк был отправлен в тыл на переформирование и получил несколько самолётов ЛаГГ-3, Як-1, МиГ-3, Хоукер «Харрикейн».

11  января 1943 г. 18 лётчиков полка, а также технический состав наземным эшелоном были перебазированы на аэр. Гражданка, где до 18 января принимали участие в боевых вылетах в ходе операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.

19 января полк получил команду принять новые истребители Ла-5 и приступить к переучиванию на них 1-ю и 3-ю АЭ. Вторая эскадрилья полка оставалась вооружённой самолётами И-16, прикрывая главную ВМБ флота. Переучивание проходило на аэр. Новинки Пестовского района Новгородской области. Из 20 самолётов Ла-5, предназначенных для перевооружения, один был потерян в аварии. Новые машины имели на борту надписи «Валерий Чкалов». Они были построены на средства, собранные трудящимися Чкаловского района Горьковской области (всего были собраны средства на постройку 60 истребителей, переданных впоследствии частям ВВС КА).

1 апреля 1943 г. две эскадрильи 4-го гв. ИАП, вооружённые самолётами Ла-5, завершив переучивание, перелетели в Кронштадт, где ещё в течение 10 дней продолжали освоение новой техники. Тогда в полку, базирующемся на аэр. Бычье Поле (о. Котлин), числилось 32 лётчика, 19 самолётов Ла-5 и 6 И-16. Дежурная группа истребителей из состава полка базировалась на аэр. Борки. После освоения лётным составом 1-й и 3-й АЭ самолётов Ла-5, к их освоению приступила 2-я АЭ.

21 апреля лётчики полка, прикрывая штурмовики Ил-2, провели первый крупный воздушный бой на новых самолётах против немцев и финнов над Копорским заливом. В результате, было сбито 11 вражеских истребителей, при потере одного Ла-5.

5 мая 1943 г. в воздушных боях западнее Ленинграда полк понёс большие потери: были сбиты и погибли три лётчика, в том числе, ГСС М.Я.Васильев и ГСС П.П.Кожанов, а также ранено ещё двое лётчиков.

К июню в боевом составе полка имелось свыше 50 лётчиков и 30 самолётов.

1  июля 1943 г. в полку произошло трагическое происшествие: при выполнении инспекторского полёта, на взлёте с о. Сескар, в авиационной катастрофе самолёта И-16 погиб командир 61-й ИАБ ГСС полковник П.В.Кондратьев.

К декабрю 1943 г. командир 3-й АЭ полка капитан Е.Т.Цыганов сбил 14 самолётов противника. Летая на именном Ла-5 с надписью «От колхозников и колхозниц Горьковской области», он одержал более 10 побед, и 22 января 1944 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

По состоянию на 1 января 1944 г., с начала войны лётчики полка выполнили 18 640 боевых вылетов (из них 2130 — на бомб-оштурмовые удары, и 2450 — на воздушную разведку). Проведено 542 воздушных боя, в которых было уничтожено 316 вражеских самолётов. При нанесении ударов по наземным и морским целям было уничтожено: 20 танков и бронемашин, 350 грузовиков, 80 зенитных орудий и пулемётных установок, 85 вагонов и паровозов, более 4000 солдат и офицеров и 150 единиц плавучих средств, в том числе, 3 миноносца и сторожевой корабль.

В апреле 1944 г. на полк была возложена задача воздушной разведки объектов противника в Эстонии.

2 мая 4-й гв. ИАП перебазировался на только что построенный аэродром на о. Сескар в Финском заливе.

В июне 1944 г. полк принял участие в Выборгской наступательной операции советских войск, осуществляя прикрытие кораблей и десантов морской пехоты, а также сухопутных войск, действующих вдоль северного побережья Финского залива. При этом, за 12 суток непрерывных воздушных боёв полк не понёс потерь в самолётах и лётчиках. По окончании операции полк перебазировался на аэр. Липово, расположенный на Кургольском п-ове.

7 июля 1944 г. лётчиками полка был сбит 400-й самолёт противника с начала войны.

12 и 16 июля 1944 г. на 4-й гв. ИАП была возложена задача блокирования финского аэродрома Котка при налёте ВВС БФ на немецкий крейсер ПВО «Ниобе» в порту Котка, который советское командование приняло за финский броненосец «Вяйнемяйнен». Данная задача была успешно решена.

26 сентября 1944 г. 4-й гв. ИАП получил приказ о формировании в своём составе 4-й эскадрильи и получении 20 новых, более совершенных истребителей — Ла-7, что и было выполнено к началу октября.

13  октября полк всем составом был перебазирован с аэр. Липово в Финляндию, на аэр. Малми.

Всю оставшуюся осень и начало зимы 4-й гв. ИАП охранял южную часть Финского и Ботнического заливов, прикрывая корабли БФ в портах и базах, а также транспортные перевозки.

В  начале 1945 г. в составе полка имелось 17 самолётов Ла-5 и 19 Ла-7.

К февралю 1945 г. полк перебазировался из Финляндии на промежуточный аэродром под Таллином, а оттуда, в середине февраля, — на аэр. Аглонен в районе Паланги, для участия в ликвидации Курляндской группировки противника.

1 апреля 1945 г. 4-й гв. ИАП перебазировался на аэроузел восточнее и южнее Кенигсберга, чтобы вместе с истребителями авиакорпуса фронта прикрывать наземные войска и ударную авиацию флота.

С разгромом Земландской группировки и взятием советскими войсками ВМБ Пиллау, в конце апреля полк, вместе с другими авиачастями дивизии, перебазировался на аэродромы померанского побережья.

5 мая 1945 г., с падением ВМБ Свинемюнде, 4-й гв. ИАП получил приказ: срочно вернуться на восток, в район Паланги, для ликвидации остатков двухсоттысячной группировки армий «Север», зажатой между Тукумсом и Либавой. 6 мая полк, составом 57 самолётов Ла-5 и Ла-7, вторично за весну перебазировался на аэр. Аглонен.

Последние боевые вылеты лётчики полка совершили 8 мая 1945 г. на блокирование либавского аэродрома, откуда остатки немецкой авиационной группировки пытались перелететь в нейтральную Швецию.

24 мая 1945 г., за отличия, проявленные личным составом в боях с немецко-фашистскими захватчиками, указом ПВС СССР полк награждается орденом Ушакова 2-й степени.

В октябре 1947 г. полк базировался в Калининградской области, на грунтовом аэр. Хайлигенбайль (ныне — г. Мамоново). В составе полка было четыре эскадрильи (48 самолётов, 60 лётчиков).

После войны 4-й гв. ИАП перевооружился на истребители американского производства P-39 «Аэрокобра» и P-63 «Кингкобра», которые оставались на вооружении не менее чем до конца 1949 г.

В начале 1950-х гг. 4-й гв. ИАП 24-й гв. ИАД ВВС 4-го ВМФ перевооружился на отечественные истребители Ла-9, а в последующем — на Ла-11. Однако вскоре он получил реактивные истребители МиГ-15, к середине 1950-х гг. заменённые на МиГ-17.

К осени 1959 г. полк был перебазирован из Мамоново на аэр Коса (бывш. Нойтиф).

В середине 1960 г., в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР», 4-й гв. ИАП, вместе с управлением 24-й гв. ИАД, был расформирован на аэр. Коса в Калининградской области. Часть личного состава полка была обращена на формирование 413-го ОВП ВВС БФ. В течение всего периода своего существования он не менял принадлежности — 24 гв. ИАД (бывш. 1-я гв. ИАД ВВС БФ).

По воспоминаниям бывшего лётчика полка, заслуженного военного лётчика, генерал-лейтенанта авиации Н.И.Москвителева, в в конце 1940-х — начале 1950-х гг. в полку имели место два лётных происшествия:

  • — при выполнении полётов в районе аэродрома, из-за возникшего пожара на борту, лётчик М.И.Вороненко покинул самолёт с парашютом с высоты 150 м. Приземлившись в болото, лётчик остался невредим;
  • — при выполнении учебного полёта на УТИ МиГ-15, на пикировании, из-за открытия сдвижной части фонаря задней кабины, погиб лётчик-инструктор майор Василий Макеев. Он сделал попытку закрыть фонарь, но воздушным потоком ему оторвало руку, и лётчик погиб от потери крови.

На вооружении полка состояли самолёты: И-15бис, И-153, И-16, ЛаГГ-3, Як-1, МиГ-3, «Харрикейн», Ла-5, Ла-7, Ла-9, Ла-11, Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», У-2, МиГ-15, МиГ-17.

Командиры авиаполка в разные годы

  • И.Г.Лазарев (1938 г.);
  • ГСС И.Г.Романенко (июль 1938 г. — август 1941 г.)
  • М.В.Охтень (август 1941 г. — январь 1942 г., снят)
  • Б.И.Михайлов (с января по октябрь 1942 г., снят)
  • В.С.Корешков (октябрь 1942 г. — ноябрь 1942 г.)
  • Л.П.Борисов (ноябрь 1942 г. — август 1943 г., ранен в марте)
  • ГСС В.Ф.Голубев (с апреля 1943 г. ВрИО, август 1943 г. — май 1946 г.)
  • Г.А.Романов (1947-1950 гг.).

Наименования авиаполка в разные годы

  • 4-й гвардейский истребительный ордена Ушакова авиационный полк
  • 13-й истребительный авиационный полк
  • 3-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья
  • 46-й отдельный истребительный авиационный отряд

Источники:

Примечания:
  1. Так пишется практически во всей литературе, посвященной обороне ВМБ Ханко. Это не совсем верное утверждение. Среди авиагруппы на п-ове Ханко было потеряно несколько МБР-2 и истребителей, от артогня противника на земле, в катастрофах, и в боях над Моонзундским архипелагом. []
  2. Эти данные требуют уточнения. В мемуарах командира ВМБ Ханко генерал-лейтенанта С.И.Кабанова «На дальних подступах» (М.: Воениздат, 1971) указан другой состав авиагруппы на момент эвакуации: 8 И-153, из которых в Кронштадт долетело 7 самолётов. []
  3. Эти цифры завышены на порядок. Фактически, немецкая сторона в эти дни потеряла от воздействия истребителей не больше двух самолётов, что подтверждается архивными данными []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image