Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

50-й минно-торпедный авиационный полк ВВС ТОФ

Накануне Великой Отечественной войны, 12 мая 1941 г., на основании приказа НК ВМФ №0056 от 29.03.1941 г., на аэродроме Новороссия, в составе 29-й АБ ВВС ТОФ, был сформирован 50-й смешанный бомбардировочный авиационный полк. Он формировался на базе 36-й ОСБАЭ (самолёты СБ), 2-й и 5-й АЭ 4-го МТАП (самолёты ДБ-3) и 27-й ОАЭ ПВО (самолёты СБ) ВВС ТОФ. В составе нового полка было две минно-торпедные эскадрильи, вооружённые самолётами ДБ-3 (40/34 ДБ-3, 35 экипажей), 3-я АЭ пикирующих бомбардировщиков СБ[1] и 4-я АЭ ПВО, на самолётах СБ (буксировщики мишеней).

С 1 августа 1941 г. полк был переведён на штаты военного времени: управление — на штат №030/162-Б, 1-я и 2-я МТАЭ — на штаты №030/145-Б, 3-я и 4-я СБАЭ — на штаты №030/144-Б.

С 1 сентября 1941 г., на основании постановления Военного совета ТОФ №11/00501 от 27.08.1941 г., 4-я СБАЭ 50-го СБАП была передана в состав 34-го БАП 29-й АБ ВВС ТОФ и передислоцирована на аэродром Николаевка.

В декабре 1941 г. было начато формирование 5-й АЭ полка, но с 15 марта 1942 г. полк, на основании приказа НК ВМФ №0042 от 18.02.1942 г. и приказа командующего ТОФ №0033 от 19.03.1942 г., был переформирован в 50-й минно-торпедный авиационный полк трёхэскадрильного состава, по штату №030/264. В это время он базировался на аэродромах Западная и Восточная Новороссия.

С целью ведения разведки и контроля над коммуникациями в северной части Японского моря, в период 1942-1943 гг. одно звено самолётов ДБ-3 полка постоянно несло боевое дежурство на оперативном аэродроме Великая Кема, на северо-восточном побережье Приморского края.

С 30 ноября 1943 г., на основании приказа НК ВМФ №0863 от 13.11.1943 г. и приказа командующего ТОФ №0640 от 17.12.1943 г., 50-й МТАП исключается из состава 2-й МТАД (бывшая 29-я АБ) ВВС ТОФ и переформируется в 50-й отдельный разведывательный авиационный полк, подчинённый непосредственно командующему ВВС ТОФ. Он становится единственной разведывательной частью в составе ВВС ТОФ, вооружённой колёсными самолётами: управление полка — по штату №030/366; 1-я и 2-я РАЭ, на самолётах ДБ-3б, — по штату №030/368-А; а 3-я ИАЭ — по штату №030/368-Г.

С мая по июль 1943 г. одна эскадрилья полка, под командованием капитана И.В. Сидина, на самолётах ДБ-3, была откомандирована на Черноморский флот для получения боевого опыта, где выполняла боевые вылеты. При этом был потерян один экипаж.

Приказом НК ВМФ №00257 от 1944 г. и приказом командующего ТОФ №0010 от 24.01.1945 г. был установлен годовой праздник части — 12 мая. 12 мая 1944 г. полку было вручено Боевое Знамя части.

По состоянию на 9 августа 1945 г., в составе полка, базирующегося на аэродром Новороссия, имелось 18 самолёта ДБ-3 (из них 16 — в строю), 12/10 A-20G, 1/1 В-25, 4/4 Як-9, 10/7 Як-9р и 33 экипажа (30 боеготовых). Кроме того, полк получил 6 новых самолётов Ту-2, но освоить их личный состав в полном объёме не успел.

Во время боевых действий против Японии, в августе 1945 г. самолёты Як-9р полка базировались на оперативном аэродром Великая Кема, откуда выполняли вылеты на разведку Татарского пролива и Южного Сахалина.

С 23 августа две эскадрильи дальних разведчиков были перебазированы на аэродромы Гензан и Канко.

26 августа 1945 г., «за проявленную отвагу в боях с японскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину, организованность и героизм личного состава», указом Президиума Верховного Совета СССР и приказом Верховного Главнокомандующего ВС СССР 50-й ОРАП был преобразован в 50-й отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк (приказ НК ВМФ №0460 от 26.08.1945 г.).

5 октября 1945 г. полку была вручена Грамота Президиума Верховного Совета СССР к Боевому Знамени.

В 1946 г. полк получил на вооружение самолёты Ту-2р, заменившие постепенно старые ДБ-3.

В июне 1946 г. — ноябре 1947 г. авиагруппа из 9 Ту-2р, под командованием командира полка Н.В. Дерюгина, выполняла специальное задание по аэрофотосъёмке Курильских островов. Базировалась она на аэродром Буревестник (о. Итуруп), совместно с двумя полками самолётов Ту-2 ВВС Советской Армии. (В документах это подразделение именуется «отряд по АФС Курильской гряды»). Несмотря на сложные погодные условия района фотосъемки — частые туманы, сменяемые ураганными ветрами, авиагруппа справилась с правительственным заданием.

Летом 1947 г. на вооружение 3-й РАЭ полка поступили американские самолёты Bell P-63 «Кингкобра». Их перегоняли в Новороссию из Омска лётчики полка, с лидированием самолётами Дуглас А-20 «Бостон».

До 1952 г. в составе полка имелось три эскадрильи: 1 -я АЭ — самолёты Ту-2р, 2-я АЭ — А-20К «Бостон» и Ил-4, 3-я АЭ — Як-9р и Р-63 «Кингкобра».

В период с 15 марта по 9 июня 1952 г., на основании приказа командующего ВВС 5-го ВМФ №0131 от 26.03.1952 г., 1 -я АЭ полка проходила переучивание на реактивные самолёты Ил-28р на аэродроме Украинка 65-й ВА ДА.

В 1953 г. в состав 50-го гв. ОРАП были переданы самолёты МиГ-15р из состава расформированной на аэр. Новороссия 1918-й ОРАЭ ВВС ТОФ.

В 1952-1954 гг. 50-й гв. ОРАП входил в состав 106-го ИАК ВМС, после расформирования которого перешёл в непосредственное подчинение командующему ВВС ТОФ.

15 сентября 1955 г. 50-й гв. ОРАП был перебазирован на аэродром Новороссия[2].

С сентября 1955 г., на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/53220 от 15.09.1955 г., на полк была возложена новая задача — ведение радиотехнической разведки района КаВФ. Она выполнялась вплоть до формирования на аэродроме Монгохто в августе 1958 г. 266-й ОДРАЭ ВВС ТОФ (впоследствии перебазированной на Камчатку).

С 30 июня 1957 г., на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/30120 от 17.04.1957 г., полк был переведён со штата №98/507-А на штат 98/507-В, в связи с переучиванием на самолёты Ту-16р. Местом дислокации этих самолётов определён аэродром Пристань.

С 1 января 1958 г. 1-я АЭ 50-го гв. ОРАП приступила к переучиванию на самолёты Ту-16р на аэр. Каменный Ручей (Монгохто).

С 30 апреля 1958 г., на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/27042 от 05.02.1958 г., управление и остальные подразделения полка передислоцировались с аэр. Новороссия на аэр. Пристань. В составе полка в это время числились 1-я АЭ — дальнеразведывательная, на самолётах Ту-16р; и 2-я АЭ — радиотехнической разведки, на самолётах Ил-28р.

С 15 августа 1958 г., на основании директивы ГК ВМФ №ОМУ/4/27202 от 27.05.1958 г. и директивы штаба ТОФ №ОМУ/1/0516 от 06.06.1958 г., из личного состава 1-й эскадрильи 50-го гв. ОРАП на аэр. Каменный Ручей формируется 266-я ОДРАЭ, на самолётах Ту-16р, под командованием майора Ю.Н.Антипова.

31 октября 1958 г., впервые в ВВС ТОФ, на аэр. Пристань произвёл посадку Ту-16р, пилотируемый командиром 1-й ДРАЭ полка майором К.С.Чертыковцевым.

В период с 3 по 9 ноября 1958 г. ещё 6 Ту- 16р были перегнаны с аэр. Каменный Ручей на аэр. Пристань и приступили к плановым полётам. В штате полка в 1958-1960 гг. имелся самолёт Ту-4.

15 июля 1960 г., на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/13030 от 27.03.1960 г., в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР», была расформирована 131-я ОБУКАЭ Авиации ТОФ, вооружённая самолётами Ил-28. Её личный состав и авиатехника были обращены на укомплектование не отдельной буксировочной авиационной эскадрильи 50-го гв. ОРАП (самолёты Ил-28 оставались на вооружении полка до 1963 г.).

1 ноября 1960 г., на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/13139 от 26.09.1960 г., 50-й гв. ОРАП был переименован в 50-й гвардейский отдельный дальнеразведывательный авиационный полк.

В 1961 г., впервые в истории Авиации ТОФ, экипаж 50-го гв. ОДРАП капитана Ярчука на самолёте Ту-16р выполнил воздушную разведку американского авианосца «Йорктаун» в Японском море, приступив, таким образом, к несению боевой службы на данном типе самолётов.

К 1963 г. самолёты Ил-28р были сняты с вооружения полка, и буксировочное звено было расформировано. С этого времени в составе 50-го гв. ОДРАП числится 19 боеготовых экипажей на самолётах Ту- 16р.

8 декабря 1967 г., впервые в истории ВВС ТОФ, два экипажа 50-го гв. ОДРАП — подполковника Гуслистого и майора Анкудинова, на Ту-16р произвели вылет на воздушную разведку в Восточно-Китайское море через Корейский пролив. Повторный вылет был выполнен 27 декабря 1967 г.

В 1968 г. в составе 50-го гв. ОДРАП имелось 13 Ту-16р, 6 Ту- 16зщ, 2 Ту- 16сп (система «Фрегат») базирующихся на аэродром Пристань. В связи с осложнением отношений между СССР и Китаем, самолёты Ту- 16р полка выполнили в течение года 12 вылетов на воздушную разведку приграничных районов Китая на участке залив Посьет — озеро Ханка — Благовещенск.

В 1969 г. полк занял 1 -е место среди частей разведки ВВС ВМФ по разведывательной подготовке.

В апреле 1970 г., за отличное выполнение разведывательных заданий, полк награждается Почётной Грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР, в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина.

15 июля 1971 г. 50-й гв. ОДРАП был переименован в 271-й гв. отдельный дальнеразведывательный авиационный полк. Данное переименование полка (а также ряда других частей и соединений Авиации ТОФ) было связано с передачей начальником разведки полка майором В.Г.Шавдия секретных данных о составе и состоянии частей ВВС ТОФ в американское посольство в Москве. За это ЧП командир полка полковник В.И.Микрюков был снят с должности. Новым командиром полка был назначен Г.М.Орлов.

15 августа 1973 г. 271-й гв. ОДРАП переформируется в 134-ю гвардейскую отдельную дальнеразведывательную авиационную эскадрилью.

В 1974 г. в составе 134-й гв. ОДРАЭ числится 10 самолетов Ту-16ри Ту-16рм, 2Ту-16сп.

В период с 14 по 21 апреля 1975 г. были проведены учения ВМФ «Океан-75», в ходе которых самолёты Ту-16р эскадрильи практически отрабатывали способы одновременной разведки группами самолётов больших пространств в морской зоне.

1 декабря 1986 г. 134-я гв. ОДРАЭ вошла в состав 304-го гв. ОДРАП как 3-я АЭ, с передислокацией на аэропорт Хороль. При этом, в целях сохранения в составе ВВС ТОФ количества гвардейских частей, почётное наименование было передано вновь сформированной 341-й отдельной морской ракетоносной авиационной эскадрилье (в том же году переформированной в 141-й гв. МРАП), вошедшей в состав 25-й МРАД ВВС Тихоокеанского флота.

В начале 1990-х гг., в связи со списанием самолётов Ту-16р, эскадрилья перевооружается на самолёты Ту- 16к-10, полученные с Черноморского флота. Однако ракетной подготовки для лётного состава не предусматривалось, и самолёты-ракетоносцы использовались только в качестве разведчиков (подобное происходило и на других флотах в это же время).

С 1 декабря 1993 г., в связи со списанием самолётов Ту-16к и Ту-95рц, 304-й гв. ОДРАП был расформирован, а его авиационная техника передана в базу хранения на аэр. Хороль, с последующей утилизацией.

В истории части произошли следующие тяжёлые авиационные происшествия:

—  19 июля 1941 г., при выполнении полёта в районе деревни Саинбар (долина р. Пемухе), потерпел аварию самолёт ДБ-3, пилотируемый лейтенантом А.В. Смирновым;

— 27 ноября 1941 г., днём, в сложных метеорологических условиях, во время аэродромного полёта на стрельбу и бомбометание в районе Новороссийской долины и Шкотовского перевала, пропал без вести самолёт ДБ-3б 1-й АЭ с экипажем: командир звена ст. лейтенант Николай Константинович Ясырев и штурман звена ст. лейтенант Сергей Иванович Зорин (фамилии остальных членов экипажа требуют уточнения);

— 23 октября 1942 г., днём, при перелёте с аэр. Новороссия Восточная на аэр. Великая Кема, из-за потери сознания лётчиком 2-й АЭ полка лейтенантом Николаем Тарасовичем Русаковым, произошла катастрофа самолёта ДБ-3. Самолёт упал в районе слияния рек Вангоу — Синанза. Все члены экипажа и пассажиры (пилот Н.Т. Гусаков, штурман мл. лейтенант Николай Степанович Филиппов, ВСР Василий Семёнович Мамонов, воздушный стрелок матрос Евгений Иванович Осокин, механик авиационный Михаил Григорьевич Ильинов, моторист авиационный Борис Андреевич Куницин, механик авиационный Александр Фомич Кравчук) погибли вместе с самолётом;

— 17 декабря 1942 г., ночью, во время выполнения аэродромных полётов на испытание противопрожекторной окраски самолётов, в лучах прожекторов на самолёте ДБ-3ф , пилотируемым командиром 1 -й АЭ капитаном Никандром Михайловичем Черняевым отказал левый мотор. Самолёт упал у границы аэродрома. Пилот Н.М. Черняев и штурман сержант Иосиф Егорович Чурилов покинули самолёт на парашютах, а наблюдатель — начальник связи 1 -й АЭ лейтенант Сёмин, погиб;

—  16 января 1945 г., днём, при выполнении задания по высотной подготовке, потерпел катастрофу самолёт ДБ-3, пилотируемый лётчиком мл. лейтенантом Каральби Хажмуратовичем Назрановым. Самолёт на аэродром не вернулся. Через два дня он был найден охотниками в Анучинском районе, вблизи зимовки «5-й Луг» у с. Виноградовка. Предположительно, во время выполнения высотного полёта на 7000 м лётчик потерял сознание вследствие кислородного голодания. Самолёт перешёл в пикирование. Штурман попытался покинуть машину с парашютом, но попал в винт (тело не найдено), лётчик и стрелок-радист погибли при ударе о землю. Экипаж самолёта: лётчик мл. лейтенант К.Х. Назранов, штурман мл. лейтенант Пётр Максимович Коломиец, стрелок-радист сержант Александр Андреевич Дмитриев;

—  1 сентября 1945 г., днём, в СМУ, произошла авария самолёта Б-25 «Митчелл», пилотируемого командиром полка майором Иваном Васильевичем Сидиным. Самолёт совершал перелёт с аэр. Западная Новороссия на аэр. Гензан (Корея), с целью переброски технического состава полка и разведки погоды. При пробеге по полосе во время дождя самолёт не смог затормозить, выкатился за её пределы, ударился левой стойкой о штабель шпал и отломил её. После этого самолёт развернуло влево, и он ударился передней стойкой о насыпь узкоколейной железной дороги, которая при ударе отломилась. Самолёт лёг на носовую часть. Экипаж остался невредим;

— 21 мая 1947 г., днём, в СМУ, в авиационной катастрофе самолёта Р-63 «Кингкобра» погиб помощник командира 3-й (истребительной) авиационной эскадрильи Герой Советского Союза капитан Виктор Иванович Щербаков[3]. Он выполнял облёт недавно полученного в полк самолёта Р-63 «Кингкобра» с аэр. Новороссия и, при заходе на посадку в районе третьего разворота, был прижат к земле низкой облачностью. Лётчик развернулся ко второму развороту и, следуя по долине, попал в полосу тумана. Самолёт «выскочил» из тумана в районе горного хребта, столкнулся с одной из сопок, на высоте около 200-250 м, в 5 км северо-восточнее ст. Смоляниново Приморского края, разрушился и сгорел. В мае 2010 г. следопыты отряда «АвиаПоиск» обнаружили и обследовали фрагменты самолёта В.И.Щербакова;

— 21 марта 1950 г., при выполнении ночных полётов, без вести пропали два самолёта А-20 «Бостон» 2-й АЭ полка:

— первый экипаж:, в составе лётчика лейтенанта Ивана Ивановича Илясова, штурмана лейтенанта Бориса Абрамовича Иоффе, стрелка-радиста сержанта Георгия Петровича Сорокина;

— второй экипаж, в составе лётчика лейтенанта Анатолия Викторовича Ефимова и штурмана лейтенанта Владимира Марковича Белова (фамилия стрелка-радиста не установлена) .

Длительное время считалось, что самолёты столкнулись в воздухе при полёте над морем, но в 2008 г. поисковиками общественной организации «АвиаПоиск» в 12 км восточнее п. Веселое Анучинского района Приморского края были обнаружены обломки самолёта А-20К, который пилотировал И.И. Илясов. Установлено, что лётчик в СМУ потерял ориентировку при подлете к аэр. Новороссия. Самолёт столкнулся с сопкой в районе д. Анучино, экипаж погиб. Кроме того, имеется информация от местных жителей о нахождении в том же районе обломков ещё одного самолёта А-20 «Бостон». Не исключено, что это самолёт Ефимова. Однако имеются свидетельства очевидцев, что самолёт Ефимова упал в районе своего аэродрома. Причиной катастрофы, предположительно, стало внезапное ухудшение самочувствия лётчика, вследствие чего самолёт попал в закритические режимы полёта. Предположительно, за эти катастрофы был снят с должности командир полка Н.И. Дерюгин;

— 7 декабря 1956 г. из-за столкновения с сопкой Круглая высотой 603 м, в районе аэр. Новороссия произошла катастрофа самолёта Ил-28. В ней погибли командир звена капитан Николай Дементьевич Филатов, старший лётчик ст. лейтенант Виктор Дмитриевич Кузнецов и стрелок-радист сержант Юрий Витальевич Посаховский;

— 1 апреля 1958 г., ночью, в СМУ, при заходе на посадку на аэр. Новороссия Западная, из-за уклонения от посадочного курса, произошла катастрофа Ил-28р полка. Самолёт столкнулся с сопкой высотой 586,7 м и разрушился. Экипаж, в составе командира звена капитана Юрия Ивановича Кочнова, штурмана звена ст. лейтенанта Владимира Ивановича Дудецкого, стрелка-радиста мл. сержанта Леонида Макаровича Яковлева, погиб;

— 2 декабря 1963 г. в районе аэр. Пристань, в результате возникновения пожара в передней гермокабине, потерпел катастрофу самолёт Ту-16р с экипажем: командир корабля капитан А.Л. Зрячих, помощник командира ст. лейтенант Адольф Яковлевич Левченко, штурман ст. лейтенант Максименко, 2-й штурман ст. лейтенант Оленев, ВСР младший сержант Еремочкин, КОУ старший матрос Литвинов;

—  15 июля 1964 г., при выполнении вылета на воздушную разведку кораблей АУГ АВМА «Энтерпрайз» в Японском море, по неустановленной причине произошла авиационная катастрофа самолёта Ту-16р полка. В ней погибли командир отряда майор Леонид Фёдорович Кожарин, помощник командира ст. лейтенант Станислав Сергеевич Громов, штурман ст. лейтенант О. Фирсов, 2-й штурман ст. лейтенант Владимир Иванович Мастофанов и оператор РТР ст. лейтенант Михаил Яковлевич Секачёв;

— 10 июня 1967 г., ночью в СМУ, при заходе на посадку на аэр. Пристань, из-за возникновения пожара на двигателе и ошибочных действий экипажа, произошла катастрофа самолёта Ту-16р, в которой погибли командир корабля капитан Леонид Спиридонович Баяндин, командир отряда майор (инструктор) Виктор Павлович Орлов, штурман ст. лейтенант Юрий Кириллович Серебряков и 2-й штурман ст. лейтенант Геннадий Гаврилович Копий;

— 27 июня 1980 г., днём, в СМУ, при вылете в Японское море, произошла катастрофа Ту-16р, пилотируемого командиром отряда майором Геннадием Васильевичем Каракозовым. Экипажи майора Г.В. Каракозова и капитана А. Щепачева выполняли вылет на БС — воздушную разведку ДесО ВМС Японии на переходе морем. Полёт в районе цели производился на малой высоте — на эшелонах 200 и 400 м. Высота нижней кромки облачности в этом районе составляла от 300 до 400 м. При выходе из облаков экипаж Щепачева увидел впереди себя вспышку и самолёт Каракозова, цепляющий воду крылом. После чего тот столкнулся с водной поверхностью, разрушился и затонул. Ведомый встал в круг над местом падения ведущего и выполнил его фотографирование. Члены экипажа Щепачева наблюдали, как к месту катастрофа подошёл японский десантный корабль и начал подбирать с воды обломки. По остатку топлива самолёт ведомого вернулся на аэр. Пристань. Причина падения самолёта Каракозова до сих пор не установлена. Были высказаны предположения об огневом воздействии с японских кораблей, но подтвердить или опровергнуть это не удалось. Экипаж Ту- 16р, в составе командира корабля майора Г.В. Каракозова, штурмана капитана В.Е. Кедрова, правого лётчика курсанта (мл. сержанта) С.В. Завьялова, штурмана-оператора курсанта С.В. Дмитриева, оператора РТР ст. лейтенанта В.А. Чеурина, ВСР — начальника связи эскадрильи капитана Леонида Филипповича Белоусова, КОУ прапорщика В.П. Лысенко — погиб.

—  13 июня 1985 г., днём, в СМУ, при заходе на посадку на аэродром Леонидово (о. Сахалин), где планировалось проводить сборы экипажей МРА и РзА ВВС ТОФ на класс, произошла катастрофа самолёта Ту-16р, пилотируемого капитаном А.Н. Шиколаем. Катастрофа произошла в результате неправильных действий руководителя полётов полковника А.Н. Лепаловского. Осуществляя приём группы самолётов (6 Ту-16 и 1 Ан-24), он не производил дальний радиолокационный контроль и индивидуальное опознавание бортов в воздухе. Не убедившись достоверно, что Ту-16 Шиколая прошёл ДПРМ, руководитель полётов разрешил ему снижение до высоты 2400 м, хотя этот эшелон был уже занят экипажем самолёта Ан-24 МГА. В дальнейшем, стремясь как можно быстрее освободить данный эшелон, Лепаловский дал команду экипажу капитана Шиколая немедленно занять эшелон 1800 м, чем отвлёк его внимание от определения своего местоположения относительно посадочного курса. Не уточнив местонахождения самолёта, руководитель полётов разрешил ему снижение до высоты 700 м. В результате уклонения от линии заданного пути на 15,5 км, на высоте 700 м и скорости 400 км/ч, в облаках, самолёт столкнулся с сопкой высотой 704 м, разрушился и частично сгорел. Экипаж (командир А.Н. Шиколай, штурман капитан Анатолий Невзоров, штурман-оператор лейтенант Анатолий Иванович Брагин, ВСР ст. прапорщик Анатолий Нестерчук — фамилии правого лётчика и КОУ требуют уточнения) погиб.

На вооружении полка состояли следующие типы летательных аппаратов: СБ, И-16, ДБ-3т, Ил-4т, Дуглас A-20G, Ту-2р, Як-9р, North American B-25 «Митчелл», Пе-2, Ил-28р, Ил-14, Ли-2, МиГ-15р, Ту-16р, Ту-16сп, Ту-16зщ.

Командиры авиаполка в разные годы

  • П.И. Сучков (май 1941 г. — октябрь 1942 г.)
  • И.В. Сидин (1942-1945 гг.)
  • Н.И. Дерюгин (1945-1950 гг.)
  • Г.И. Ильюшкин (1950-1956 гг.)
  • В.Н. Саплин (1956-1960 гг.)
  • А.И. Золотарёв (1960-1962 гг.)
  • И.М. Пиганов (1962-1964 гг.)
  • К.И. Костин (1964-1965 гг.)
  • И.И. Ивкин (1968-1969 гг.)
  • И.С. Пироженко (июнь-октябрь 1969 г.)
  • В.И. Микрюков (1969-1971 гг.)
  • Г.М. Орлов (1971-1972 гг.)
  • В.В. Городецкий (1972-1973 гг.)
  • П.П. Горелов (1973-1974 гг.)
  • А.Н. Коклин (1974-1976 гг.)
  • В.В. Рыжаков (1976-1983 гг.)
  • В.Б. Куликов (1983-1985 гг.)
  • В.П. Серебряков (1985 г.)
  • В.Н. Бендюжик (с 1986 г.)
  • А.Г. Нуретдинов (до 1993 г.).

Наименования авиаполка в разные годы

  • 50-й отдельный гвардейский дальнеразведывательный авиационный полк
  • 134-я отдельная гвардейская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья
  • 271-й отдельный гвардейский дальнеразведывательный авиационный полк
  • 50-й отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк
  • 50-й минно-торпедный авиационный полк
  • 50-й смешанный бомбардировочный авиационный полк

Источники:

  • Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
  • Морозов М.Э. Морская торпедоносная авиация. Том 1 и Том 2. — СПб: «Галея Принт», 2006-2007. — 344, 416 с. ISBN 978-5-8172-0117-8
ПРИМЕЧАНИЯ
  1. По данным монографии В.Котельникова «Дальний бомбардировщик ДБ-3/Ил-4» (журнал «Авиация и космонавтика», №5, 2005), в 1941 г. в составе ВВС ТОФ была сформирована эскадрилья самолётов-пикировщиков ДБ-3ф. Впоследствии влилась в состав 50-й СБАП. Как пикировочная, эскадрилья существовала до осени 1943 г. []
  2. Такая запись содержится в «Журнале учёта состава ВВС ТОФ 1952-1961 гг.», однако полк и так числился до этого времени на аэр. Новороссия. []
  3. Звание Героя Советского Союза он получил 6 марта 1945 г., за 18 сбитых немецких самолётов в составе 11-го гв. ИАП ВВС ЧФ. Перед войной с Японией В.И. Щербаков был переведён на ТОФ. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image