Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Морская авиация ТОФ после Великой Отечественной войны

С окончанием Второй мировой войны начался процесс послевоенного реформирования Вооружённых Сил. Он захватил и Авиацию ТОФ.

С 5 октября 1945 г. было расформировано управление ВВС СТОФ. На его основе создаётся управление 3-го авиационного корпуса ВМФ, с дислокацией в Советской Гавани (приказ командующего ТОФ №011 от 22.01.1946 г.). Все авиационные части ВВС СТОФ переходят в подчинение командующему ВВС ТОФ.

17 декабря 1945 г. в Порт-Артуре, на аэр. Тученцзы формируется 18-я смешанная авиационная дивизия. В состав дивизии входят 36-й МТАП, 27-й ИАП, 61-й гв. ИАП, перебазированные в Китай из Приморья.

В конце 1945 г. — начале 1946 г. были образованы Сахалинская и Камчатская военные флотилии, а также Южный и Владивостокский МОР, Порт-Артурская ВМБ. Часть сил из состава ВВС ТОФ, в соответствии с циркуляром НГШ ВМФ №0059 от 05.10.1945 г., была выделена в эти объединения (приказ командующего ТОФ №004 от 02.02.1946 г.):

  • — во Владивостокский МОР: управление 7-й ИАД, 22-й гв. ИАП, 31-й ИАП, 53-й ИАП, 57-й ИАП, 14-я ОАРТАЭ, 53-я ОМБРАЭ, 57-я ОМБРАЭ;
  • — в Сахалинскую военную флотилию: управление 15-й САД, управление 16-й САД, 41-й ИАП, 42-й ОИАП, 48-й ОМДРАП, 55-й ПАП, 56-й ОШАП, 58-й ИАП, 60-й ШАП, 117-й ОМДРАП, 15-й ОТАО, 2-е ОАЗ ВУ, 5-е ОАЗ ВУ, 13-й ОАЗСВ;
  • — в Камчатскую военную флотилию: управление 17-й САД. 19-й гв. ИАП, 59-й ИАП, 64-й ДБАП
  • — в Южный МОР: 14-й ИАП;
  • — в Порт-Артурскую ВМБ: управление 18-й САД, 36-й МТАП, 27-й ИАП, 61-й гв. ИАП.

К началу 1946 г. часть истребительных полков ВВС ТОФ перевооружилась на самолёты Р-63 «Кингкобра» (в первую очередь, 27-й и 43-й ИАП).

В 1946 г. на вооружении ВВС ТОФ числилось 1227 самолётов различных типов, в том числе: истребителей — 538 (47 Ла-7, 91 ЛаГГ-3, 11 Як-7, 271 Як-9, 118 Р-63 «Кингкобра»), бомбардировщиков — 180 (21 Ту-2, 85 ДБ-3б, 14 СБ, 60 Пе-2), торпедоносцев — 116 (85 А-20 «Бостон», 31 Ил-4), штурмовиков — 154 (88 Ил-2, 66 Ил-10), самолётов-амфибий PBN-1 «Номад» — 34, морских разведчиков — 100 (84 МБР-2, 16 Бе-4), транспортных самолётов — 5(1 МП-1, 2 Ли-2, 2 С-47), учебных, санитарных и связи — 100 (62 По-2, 14УТ-1, 19УТ-2, 5С-2).

В 1946-1947 гг. продолжился процесс сокращения морской авиации ТОФ. В конце 1946 г., в соответствии с приказом командующего ТОФ №0025 от 21.12.1946 г., все лётные части ВВС ТОФ были переведены на штаты мирного времени.

Первая волна послевоенных сокращений пришлась на 1946 г., когда были расформированы 2-й УАП, 117-й ОМДРАП, 35-я ОДБАЭ, 37-я ОСБАЭ, 4-е и 6-е ОАЗ ВУ.

В январе 1947 г., после того, как подобная реформа была проведена на Балтике, Тихоокеанский флот был разделён на 5-й и 7-й ВМФ, с главными базами во Владивостоке и Советской Гавани соответственно. Это разделение коснулось и ВВС ТОФ. На основании приказа военно-морского министра №001/ов от 12.02.1947 г.:

— с 1 мая 1947 г. управление ВВС ТОФ было переформировано в управление ВВС 5-го ВМФ. Командующим ВВС 5-го ВМФ остался Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Е.Н.Преображенский;

— с 14 мая 1947 г. управление 3-го Авиационного Командования ВМС было переформировано в управление ВВС 7-го ВМФ, с дислокацией в г. Корсаков. Командующим ВВС 7-го ВМФ был назначен Генерал Советского Союза генерал-майор авиации Н.АНаумов. В их состав из ВВС 5-го ВМФ были переданы: управления 15-й и 16-й САД, 41 -й, 42-й, 58-й, 59-й ИАП, 56-й, 60-й ШАП, 55-й АППБ, 48-й ОМДРАП, 29-я и 31-я ОМБРАЭ, 15-й ОТАО.

С 15 декабря 1947 г., в соответствии с циркуляром НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г., ВВС 5-го ВМФ перешли на типовую организацию ВВС ВС СССР. На основании его, в Морской Авиации прошел процесс преобразования бомбардировочных частей и соединений в минно-торпедные. Так, 10-я АДПБ стала именоваться 89-й минно-торпедной дивизией, а бомбардировочные полки 17-й гв. АППБ, 55-й АППБ и 64-й ДБАП стали, соответственно, 567-м гв. (ДБАП) МТАП, 568-м МТАП и 570-м МТАП.

Вторая волна сокращений (декабрь 1947 г.) оказалась гораздо сильнее — была расформирована вся штурмовая авиация (управление 12-й ШАД и 26-й гв., 37-й гв., 56-й и 60-й штурмовые авиационные полки). Если в ВВС западных флотов части штурмовой авиации, в основном, «перепрофилировались» в истребительные и бомбардировочные, то в Авиации ТОФ они были просто безжалостно уничтожены. Также были расформированы: 17-я САД (сформирована в 1946 г.), ряд полков истребительной авиации (38-й ИАП, 39-й ИАП, 61-й гв. ИАП), 33-й БАП, 31-я ОМБРАЭ (сформирована в 1946 г.), 47-я ОМБРАЭ, 57-я ОМБРАЭ, 5-е ОМБРАЗ, 2-е ОАЗ ВУ, 14-е ОСАНАЗ, 14-яОАРТАЭ.

К началу 1948 г. на вооружении ВВС ТОФ числилось 1235 самолётов различных типов, в том числе: истребителей—541 (43 Ла-7, 4 ЛаГГ-3, 5 Як-7, 333 Як-9, 156 Р-63 «Кинг-кобра»), бомбардировщиков — 201 (21 Ту-2, 32 ДБ-3б, 148 Пе-2), торпедоносцев 114 (84 А-20 «Бостон», 30 Ил-4), штурмовиков — 108 (45 Ил-2, 63 Ил-10), самолётов-амфибий PBY-6 «Каталина» — 8, морских разведчиков— 140 (85МБР-2, 16 Бе-4, 39 PBN-1 «Номад»), транспортных самолётов — 6 (1 МП-1, 3 Ли-2, 2 С-47), учебных, санитарных и связи — 117 (57 По-2, 2 УТ-1, 14 УТ-2, 5 С-2, 29 УЯк-7б, 10 УПе-2).

В декабре 1948 г. был расформирован Южный BMP в Гензане (Корея), а базирующий там 57-й ИАП (бывш. 17-й ИАП) выведен в Приморье.

В марте 1950 г. в состав ВВС 5-го ВМФ на аэродром Саншилипу Порт-Артурской ВМБ (КНР) принята из ВВС СА 194-я бомбардировочная авиационная дивизия, вооружённая самолётами Ту-2. С 15 сентября она становится 589-й минно-торпедной авиационной дивизией (с 1955 г. — 130-й МТАД). Входящие в дивизию бомбардировочные полки, соответственно, переименовываются: 10-й гв. БАП — в 1534-й гв. МТАП, 114-й гв. БАП — в 1535-й гв. МТАП, 860-й БАП — в 1540-й МТАП.

В сентябре 1950 г. происходит реорганизация авиационной группировки ТОФ в Китае: формируется управление 55-го авиационного корпуса ВМС, с дислокацией в Порт-Артуре, подчинённое командиру Порт-Артурской ВМБ, а 18-я САД, после выхода из неё 36-го МТАП, переформируется в 509-ю истребительную авиационную дивизию (348-й, 405-й ИАП, 559-я ОУТАЭ). Но уже в декабре того же года 55-й АК ВМС был переименован в 105-й авиационный корпус ВМС (в это же время в составе 54-й ВА ПримВО уже имелся 55-й ИАК ВВС).

Истребительная авиация флота в начале 1950-х гг. была грозной силой и решала очень ответственные боевые задачи. Так, в частности, на неё была возложена противовоздушная оборона с приморского направления. 15 сентября 1952 г. все истребительные части и соединения ВВС ТОФ сводятся в 106-й истребительный авиационный корпус, управление которого дислоцируется в г. Владивостоке. В состав корпуса включаются:

  • — 7-я ИАД (22-й гв. ИАП, 578-й ИАП, 1741-й ИАП, 651-я ОУТАЭ);
  • — 147-я ИАД (34-й ИАП, 404-й ИАП, 494-й ИАП);
  • — 165-я ИАД (47-й ИАП, 88-й гв. ИАП, 781-й ИАП, 652-я ОУТАЭ);
  • — 861-я ИАД (31-й ИАП, 57-й ИАП, 305-й ИАП, 1917-я ОУТАЭ),
  • — 190 ИАД (256-й ИАП, 494-й ИАП, 821-й ИАП);
  • 50-й гв. ОДРАП.

С 6 марта 1952 г. штаб ВВС 5-го ВМФ был передислоцирован из центра Владивостока на его окраину — Вторую Речку, где располагался аэродром и был оборудован защищенный КП «Колокол».

В 1951-1953 гг. произошло перевооружение частей истребительной и минно-торпедной авиации ВМФ на реактивную технику — самолёты МиГ-15, Ил-28т и Ту- 14т.

Отдельно следует сказать об участии ВВС ТОФ в Корейской войне 1950-1953 гг. В конце 1950 г. военно-политическое руководство СССР приняло решение направить в Китай ряд истребительных соединений и частей ВВС СА. Они должны были оказать военную помощь Северной Корее против Южной. На их базе был сформирован 64-й отдельный истребительный авиационный корпус 54-й ВА, под командованием генерал-майора авиации И.В.Белова. Состав данного корпуса был переменным. В течение первыхдвух лет в «командировку на войну» посылался только лётный и технический состав ВВС СА и ПВО, однако в августе 1952 г. в Китай для участия в боевых действиях направляется чисто флотский истребительный авиационный полк — 578-й ИАП (бывш. 12-й ИАП) 7-й ИАД ВВС ТОФ. На аэродром Аньдун прибыл только лётный состав полка, а самолёты МиГ-15 и инженерно-технический состав ожидали уже на месте.

Нужно признать, что успехи этого полка в небе Кореи оказались весьма скромными. Сказалась недостаточная подготовка морских лётчиков к ведению маневренного воздушного боя и слабая слётанность пилотов в боевых порядках эскадрилий и полка. Всего за семь месяцев командировки в Китай лётчиками 578-го ИАП было выполнено 946 боевых вылетов, проведено 20 групповых воздушных боёв, сбито 4 самолёта противника, и ещё 2 «Сейбра» повреждено. Собственные потери составили: погибшими — два лётчика (И.В.Мещеряков, И.И.Постников), и 11 самолётов.

На смену 578-му ИАП, в Китай в феврале 1953 г. был направлен ещё один флотский истребительный полк — 781-й ИАП. Он воевал значительно успешнее; очевидно, командованием при подготовке к боям были учтены основные недостатки предшественников. За пять месяцев боёв лётчики 781-го ИАП сбили 12 самолётов противника, потеряв при этом 9 самолётов и пятерых лётчиков (В.М.Белов, В.Г.Каменщиков, В.С.Тимошин, В.Ф.Царенко, Б.В.Пушкарёв).

С Корейской войной связана одна загадка в истории Авиации ТОФ. В ряде архивных документов штаба ВВС ТОФ (3 и 6) сказано, что в состав ВВС 5-го ВМФ в 1952 г. была принята из 54-й ВА ПримВО 190-я ИАД (256-й, 494-й, 821-й ИАП), вошедшая в состав 106-го ИАК. Однако достоверно известно, что в период с 10 февраля по 22 июля того же года эта дивизия полным составом участвовала в боевых действиях на Корейском п-ове. Пока не удалось найти документов, проливающих свет на эти события. Можно только предположить, что 190-я ИАД должна была быть передана Морской Авиации, но ситуация, сложившаяся в 64-й ОИАК в начале 1952 г., заставила военное руководство страны срочно направить дивизию в Китай, несмотря на то, что уже были отработаны приказы о передаче её ВВС ТОФ. По окончании боёв в небе Кореи, 190-я ИАД вновь вернулась в состав ВВС СА. Однако один из её полков — 494-й ИАП, в середине 1953 г. все же оказался в составе ВВС 5-го ВМФ, но переданным туда уже вместе со 147-й ИАД.

Последнюю свою потерю в Корейской войне ВВС ТОФ понесли в день подписания перемирия. 27 июля 1953 г. транспортный самолёт Ил-12 593-го ОТАП, с пассажирами на борту, был сбит американскими истребителями над территорией Китая. Экипаж капитана Д. А.Глиняного и пассажиры, находившиеся на борту, погибли.

В мае 1953 г. 5-й и 7-й ВМФ были вновь объединены в Тихоокеанский флот. В свете этого, на основании приказа командующего ТОФ №0055 от 04.05.1953 г., управление 105-го АК ВМС штат №98/13 было передислоцировано из Порт-Артура в б. Бяуде (Советская Гавань), где оно, вместе с управлением ВВС 7-го ВМФ, было переформировано в новое управление 105-го авиационного корпуса ВМС. Входившая в состав Порт-Артурской ВМБ 589-я МТАД ещё почти два года оставалась в Порт-Артуре, и только в мае 1955 г. перебазировалась в Приморье, а 509-я ИАД (бывш. 18-я САД) была передана ВВС СА и убыла на Запад. Вместо последней, флоту из ВВС СА была передана 147-я ИАД 54-й ВА ПримВО.

В июне 1953 г., на основании директивы ГШ ВМС №ОМУ/3/314 от 19.06.1953 г., управление ВВС 5-го ВМФ было вновь переименовано в управление ВВС ТОФ.

В течение 1953 г. смешанные дивизии (15-я САД и 16-я САД) ВВС ТОФ переформируются, соответственно, в 15-ю ИАД и 692-ю МТАД (с апреля 1955 г. — 143-я МТАД). Это было выполнено путём передачи истребительных и минно-торпедных полков из одной дивизии в другую.

С 1 октября 1954 г. в организационно-штатной структуре Авиации ТОФ произошли очередные преобразования. На основании директивы ГШ ВМС №ОМУ/4/62034 от 24.08.1954 г.:

— управление 106-го ИАК ВМС было расформировано, все дивизии и разведполк переподчинены непосредственно командующему ВВС ТОФ;

— управление 105-го АК ВМС было переформировано в управление ВВС Северной Тихоокеанской флотилии (второго формирования).

Однако уже в конце ноября 1955 г. управление ВВС СТОФ было переформировано в управление 10-го авиационного корпуса ВМС. Командиру корпуса были подчинены все авиационные части, ранее входившие в состав ВВС СТОФ, а сам он стал подчиняться командующему ВВС ТОФ.

В 1955 г. в составе ВВС ТОФ появилась первая вертолётная часть — была сформирована 505-я отдельная авиационная эскадрилья базовых вертолётов Ми-4м, базирующаяся на аэродром Угловая.

25 ноября 1955 г., на основании директивы ГК ВМФ №ОМУ/01 /53271 от 05.09.1955 г., управление ВВС ТОФ было переименовано в управление военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Тихоокеанского флота. Организационно ВВС и ПВО ТОФ (так объединение стало называться с 1 февраля 1956 г., на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/3/61255 от 21.12.1955 г.) представляли собой внушительную силу: четыре минно-торпедные дивизии, пять истребительных дивизий, большое число отдельных полков и эскадрилий. Но уже в 1957 г., в связи с формированием войск ПВО страны, большинство истребительных дивизий и полков были выведены из состава Авиации Флота.

В конце июня 1956 г., на основании приказа ГК ВМФ №0237 от 19.06.1956 г., 10-й АК ВМФ был подчинён непосредственно командующему ВВС и ПВО ТОФ, а в оперативном отношении — командиру Советскогаванской ВМБ. С этого времени и вплоть до 1998 г. ВВС ТОФ стали единым оперативно-стратегическим объединением в составе ТОФ.

В феврале 1957 г., в связи с образованием Отдельной Дальневосточной армии ПВО (в последующем — 11-я ОА ПВО), в неё из Авиации флота был передан ряд истребительных соединений и частей, в частности: 7-я ИАД (22-й гв. ИАП и 404-й ИАП), 165-я ИАД (31-й, 47-й, 781-й ИАП), а также 41-й ИАП и 42-й ИАП из состава 15-й ИАД.

В сентябре 1957 г., в дополнение к имеющейся эскадрилье базовых вертолётов, на аэродроме Угловая была сформирована 264-я отдельная авиационная эскадрилья корабельных вертолётов, вооружённая Ка-15. Тогда же в Петропавловске-Камчатском была сформирована 175-я отдельная авиационная эскадрилья базовых вертолётов, вооружённая Ми-4м.

С 1957 г. части минно-торпедной авиации ВВС ТОФ начали переучиваться на самолёты Ту-16; сначала — в торпедоносном и миноносном, а затем в ракетоносном вариантах. В связи с этим, полки и соединения МТА получили в наименовании приставку — «дальнего действия».

В 1958 г. в составе Авиации флота в Приморье и районе Советской Гавани появляются сразу две вертолётные части — 710-й и 720-й отдельные авиационные полки вертолётов, переформированные из 505-й и 264-й ОАЭВ, а также вертолётного подразделения 167-й отдельной аварийно-спасательной эскадрильи (бывш. 48-й ОМДРАП) соответственно. В апреле этого же года расформируется 130-я МТАД на аэр. Романовка, в составе которой к этому времени остался один только 926-й гв. МТАП (бывш. 1535-й гв. МТАП), да и тот числился частью 2-й линии.

В апреле 1960 г. в состав ВВС и ПВО ТОФ из Дальней Авиации был передан 169-й гв. тяжёлый авиационный полк, базирующийся на аэродром Хороль. Этот прославленный в боях Великой Отечественной войны полк, вооружённый самолётами Ту-16к, был переименован в 169-й гв. минно-торпедный авиационный полк ДД и подчинён командиру 3-й МТАД ДД (бывш. 2-я МТАД).

Во второй половине 1960 г., в связи «с дальнейшим значительным сокращением Вооружённых Сил СССР», ВВС и ПВО ТОФ подверглись катастрофическому сокращению. Был расформирован ряд дивизий, полков и эскадрилий. Так, истребительная авиация флота, частично сохранившаяся после 1957 г., была полностью ликвидирована. Кроме того, были расформированы: 10-й АК, 15-я ИАД, 147-я ИАД, 154-я ИАД (бывш. 861-я ИАД), 89-я МТАД, 44-й МТАП (бывш. 4-й МТАП), 567-й гв. МТАП, 52-й гв. МТАП, 36-й МТАП, 929-й МТАП (бывш. 1540-й МТАП), 57-й ИАП, 88-й гв. ИАП (бывш. 19-й гв. ИАП), 59-й ИАП, 972-й ИАП (сформирован в 1951 г. как 1741-й ИАП), 494-й ИАП, 269-я ОИАЭ (сформирована в 1958 г. как 3-й ОИАО), 539-я ОМРАЭ (бывш. 115-й ОМБРАП), 104-й ОТАО (бывш. 15-й ОТАО), 131-я ОБУКАЭ (бывш. 5-я ОБУКАЭ).

Однако в ВВС и ПВО ТОФ, кроме разрушительного, проходил и созидательный процесс. В этом же году родилась противолодочная авиация ТОФ, когда в ноябре 1960 г. 289-й ОМДРАП (бывш. 16-й ОМДРАП), вооружённый самолётами Бе-6, был переформирован в 289-й отдельный дальний противолодочный авиационный полк. До этого задачи поиска и уничтожения подводных лодок лежали, в основном, на разведывательной авиации. Кроме того, на Камчатке, на аэр. Елизово, из 175-й ОВЭ ПЛО, 266-й ОДРАЭ (сформированной в 1958 г.) и 122-й ОДПЛАЭ (бывш. 122-й ОАСАЭ), формируется 317-й отдельный смешанный авиационный полк. Таким образом, на Камчатке стали базироваться практически все типы летательных аппаратов, состоявших на вооружении ВВС и ПВО ТОФ, кроме ракетоносцев. Наличие разведчиков Ту-16р в составе полка и освоение ими дозаправки топливом в воздухе существенно расширило зону ведения разведки на океанском направлении.

С 19 января 1961 г., на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/1/13130 от 27.03.1960 г., управление ВВС и ПВО ТОФ переформируется в управление Авиации ТОФ.

В апреле-мае 1961 г. минно-торпедная авиация ТОФ была переименована в морскую ракетоносную авиацию. В этой связи, не может не вызвать удивление формирование в составе Авиации ВМФ новых полков минно-торпедной авиации. На ТОФ им стал 867-й гв. МТАП, вооружённый самолётами Ил-28, базирующийся на аэродром Николаевка. Полку были переданы награды и гвардейское звание от 567-го гв. МТАП (бывш. 34-й БАП). Но уже в 1965 г. он переформируется в 867-й гв. отдельный дальнеразведывательный авиационный полк, перевооружившись на самолёты Ту-95рц и перебазировавшись на аэр. Хороль.

С декабря 1968 г. началось переучивание личного состава 289-го ОПЛАП на самолёт-амфибию Бе-12, а в 1969 г. на аэр. Николаевка формируется 77-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия, вооружённый противолодочными самолётами Ил-38. Таким образом, противолодочная авиация пополняется летательными аппаратами нового качественного уровня.

В 1971 г. в Авиации ТОФ произошло чрезвычайное происшествие, последствием которого стал ряд организационно-штатных изменений. В июне начальник разведки 50-го гв. ОДРАП майор В.К.Шавдия передал в посольство США в Москве сведения секретного характера о составе, наименовании и дислокации частей Авиации ТОФ. В связи с этим, с 15 июля были переименованы и изменили условные наименования следующие лётные части: 50-й гв. ОДРАП стал 271-м гв. ОДРАП, 867-й гв. ОДРАП — 304-м гв. ОДРАП, 3-я МРАД — 25-й МРАД. а 49-й МРАП — 183-м МРАП. Командный состав 50-го гв. ОДРАП был снят со своих должностей. Однако остаётся удивляться выборочному подходу в таком переименовании. Офицер такого ранга, как майор Шавдия, несомненно, обладал полной информацией по структуре и организации всей Авиации ТОФ.

В 1976 г., вслед за БФ и СФ, возродилась штурмовая авиация ТОФ. Более того, она стала корабельной. В октябре на аэр. Пристань формируется 311-й отдельный корабельный штурмовой авиационный полк, вооружённый самолётами Як-38 и МиГ-21ум[1]. Полк был предназначен для действий с палубы новых тяжёлых авианесущих крейсеров пр. 1143 — «Минск» и «Новороссийск», которые вошли в боевой состав ТОФ в 1976-1979 гг. Тогда же на аэр. Хороль, на базе 304-го гв. ОДРАП, формируется 310-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия, вооружённый самолётами Ту-142. При одинаковом с самолётом Ил-38 прицельно-поисковом оборудовании, новый самолёт имел вдвое больший радиус действия. При этом зона поиска подводных лодок расширялась до о. Гуам, Гавайских о-вов и залива Аляска — основных районов боевого патрулирования ПЛАРБ ВМС США.

1 апреля 1980 г., на основании директивы ГШ ВМФ №730/1/0295 от 26.03.1980 г., управление Авиации ТОФ было вновь переименовано в управление ВВС ТОФ. В этом году началось переучивание личного состава 143-й МРАД на новый (для авиации флота) сверхзвуковой самолёт-ракетоносец Ту-22м2.

1981 г. был омрачён страшной катастрофой произошедшей на ТОФ. 7 февраля, на взлёте с аэр. Пушкин, при возвращении с оперативно-мобилизационного сбора ВМФ, потерпел катастрофу самолёт Ту-104 отряда управления 25-й МРАД, пилотируемый подполковником А.И.Инюшиным. В ней погиб практически весь руководящий состав флота и его объединений. В числе погибших: командующий ВВС ТОФ генерал-лейтенант авиации Г.В.Павлов, член Военного совета генерал-майор авиации В.В.Рыков, начальник штаба генерал-майор авиации С.Г.Данилко и другие офицеры.

В 1982 г. на аэр. Пристань был сформирован второй штурмовой полк — 173-й отдельный морской штурмовой авиационный полк, вооружённый самолётами Су-17м и Су-17ум. В этом году 169-й гв. МРАП переформируется в 169-йгв. смешанный авиационный полк, в составе 25-й МРАД, и перебазируется на аэр. Камрань (Вьетнам). Из части личного состава и авиационной техники этого полка на аэр. Хороль была сформирована 341-я отдельная морская ракетоносная авиационная эскадрилья, подчинённая командиру 25-й МРАД.

В 1983 г. продолжилось формирование вертолётных частей. Так, например, на базе 568-й авиационной группы, на аэр. Корсаков была сформирована 55-я отдельная противолодочная вертолётная эскадрилья, вооружённая вертолётами Ми-14 и Ми-8, а на аэр. Новонежино была сформирована 51-я отдельная противолодочная вертолётная эскадрилья.

В 1986 г. 134-я гв. ОДРАЭ (бывш. 271-й гв. ОДРАП) на аэр. Пристань была расформирована. Её авиационная техника и личный состав были обращены на укомплектование 3-й АЭ 304-го гв. ОДРАП на аэр. Хороль. В целях сохранения в составе ВВС ТОФ количества гвардейских частей, почётное наименование расформированной эскадрильи было передано 341-й ОМРАЭ, которая в этом же году была переформирована в 141-й гв. морской ракетоносный авиационный полк. Тогда же 169-й гв. САП вышел из состава 25-й МРАД и был подчинён непосредственно командующему ВВС ТОФ, именуясь теперь 169-м гв. ОСАП ВВС ТОФ.

Период 1986-1991 гг. можно назвать временем расцвета тихоокеанской авиации. Все лётные части имели наивысшую боевую готовность. Активно осваивались новые ТВД и регионы, в самых отдаленных уголках мирового океана неслась боевая служба экипажами самолётов и вертолётов ВВС ТОФ с авианесущих кораблей. На многочисленных учениях отрабатывались практические разведывательные и поисковые действия самолётов РзА и ПЛА, а также совместные с Дальней Авиацией удары по авианосным и ударным корабельным группировкам ВМС вероятного противника. Самолёты МРА выполняли сложные аэродромные манёвры и межтеатровые перелеты.

В 1992 г. самолёты Як-38 были сняты с вооружения Морской Авиации, и, на замену им, в 311-й ОКШАП из состава ВВС были получены самолёты Су-25. В связи с этим, полк потерял статус корабельного и стал именоваться 311-м отдельным морским штурмовым авиационным полком. В этом же году были расформированы эскадрильи РЭБ в ракетоносных полках. Но это были только «первые ласточки»…

В 1993 г. началось обвальное сокращение Авиации ВМФ, в том числе, в ВВС ТОФ. Были расформированы управление 25-й МРАД на аэр. Западные Кневичи, 362-я гв. ОСАЭ на аэр. Камрань, 304-й гв. ОДРАП на аэр. Хороль, 207-й ОКПЛВП на аэр. Новонежино, 21 -й авиационный пост на о. Симушир. Входящие в 25-ю МРАД 183-й МРАП на аэр. Западные Кневичи и 141-й гв. МРАП на аэр. Хороль были формально переформированы с 570-й и 568-й МРАП на аэр. Каменный Ручей, но фактически, первые два полка полностью расформировали, и только небольшое число личного состава продолжило службу на новом месте — аэр. Монгохто. Вся авиационная техника этих полков была перегнана на аэр. Хороль, на базу хранения, с последующей разделкой на металлолом. Тогда же была сделана попытка сохранить в составе ВВС флота историческую 25-ю МРАД, для чего её наименование и награды были переданы в 143-ю МРАД, однако это была уже агония, которая продлилась всего год, после чего и эту дивизию также расформировали.

В том же году «в верхах» было принято решение о снятии с вооружения самолётов с одной двигательной установкой. В связи с этим, 173-й ОМШАП, вооружённый самолётами Су-17м, базирующийся на аэр. Пристань, был расформирован. На его основе была сформирована 136-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья, вооружённая самолётами Су-24м и Су-24мр, с базированием на аэр. Западные Кневичи.

В 1994 г., в связи с расформированием 25-й МРАД (бывш. 143-я МРАД), её полки (568-й гв. МРАП и 570-й МРАП) были переформированы в один 568-й гв. ОМРАП. Так из двух морских ракетоносных авиационных дивизий, имевшихся в составе ВВС флота с 1960 г., к середине 1990-х гг. не осталось ни одной, а из четырёх морских ракетоносных авиационных полков, входивших в их состав, уцелел только один.

К этому же году прекратили свою лётную карьеру самолёты Ту- 16к, Ту- 16р и Ту-95рц. Таким образом, ВВС флота лишились практически всех специализированных самолётов-разведчиков, за исключением двух Ан-12рр, сохранившихся в 593-м ОТАП.

Самолёты Су-24 136-й ОРАЭ так и не успели приступить к решению задач воздушной разведки в полном объёме, когда в 1995 г. и она была расформирована. Самолёты несколько лет простояли в базе хранения на аэр. Хороль и, в конце концов, были переданы в 11-юОАВВСиПВО, а также в ВВС ЧФ. В этом же году прекратил существование и 311-й ОМШАП. Так закрылась вторая страница истории штурмовой авиации ВВС ТОФ.

В 1997 г. были списаны последние два разведчика — самолёты Ан-12рр 593-го ОТАП, а сам полк был переформирован в 71 -ю отдельную транспортную авиационную эскадрилью, вооружённую самолётами Ту-134, Ан-12 и Ан-26.

В 1998 г., в результате очередных оргштатных мероприятий, командующий ВВС ТОФ и его заместители получили новое наименование своих должностей: командующий и заместители командующего Морской Авиации ТОФ (МА ТОФ). Управление ВВС ТОФ на штат управления МА ТОФ тогда переведено не было, однако в служебной переписке до 2002 г. оно именовалось «Морская Авиация ТОФ». Это породило некоторую чехарду в наименовании частей и должностей, которая была устранена только в конце 2002 г. В том же году из состава ВВС ТОФ был исключён 317-й ОСАП, вошедший в состав вновь формируемой авиационной группировки Войск и Сил на северо-востоке Российской Федерации.

В мае 1998 г. 710-й ОКПЛВП на аэр. Новонежино и 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка были переформированы в новый 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка, в штаты которого была введена вертолётная эскадрилья, вооружённая Ка-27пл, Ка-27пс, Ка-27е, Ка-29, Ми-8.

В июне 2002 г. в ВВС ТОФ произошли очередные орг-штатные преобразования: 568-й гв. ОМРАП, 310-й ОПЛАП и 267-я ОТЭЧ были переформированы в 568-й гв. отдельный смешанный авиационный полк.

С ноября 2002 г. ВВС ТОФ, уже во второй раз в своей истории, стали именоваться ВВС и ПВО ТОФ. Одновременно с этим должность командующего ВВС ТОФ была переименована в начальника ВВС и ПВО ТОФ, хотя при этом частей ПВО в состав авиации флота (по образу и подобию Балтики и Камчатки) передано не было.

Период 2002-2008 гг. в истории ВВС и ПВО ТОФ отмечен, в основном, стремлением командования сохранить боеготовый лётный состав и минимально-допустимое (согласно руководящим документам) количество исправной авиационной техники. В эти же годы возродилась боевая служба вертолётчиков с авианесущих кораблей при выполнении дальних походов и визитов в порты иностранных государств. Потихоньку начала наращиваться интенсивность вылетов на воздушную разведку, в том числе и в дальнюю океанскую зону. Стали проводиться стратегические командно-штабные учения «Восток», на которые привлекалась Морская Авиация. Но назвать это возрождением былой мощи ВВС ТОФ ни в коей мере нельзя…

В октябре 2008 г. состоялась коллегия МО РФ, на которой решались вопросы «дальнейшего реформирования Вооружённых Сил». В рамках этого процесса, была предусмотрена в течение 2009 г., кроме общего сокращения ВВС и ПВО ТОФ от 35 до 60%, передача ракетоносных эскадрилий 568-го гв. ОСАП в состав ВВС и ПВО РФ. Остающиеся лётные части и части обеспечения подлежали переформированию в авиационные базы.

С 1 июня 2009 г., на основании директивы ГШ ВС РФ №314/5/002 от 22.03.2009 г., управление военно-воздушных сил и противовоздушной обороны ТОФ было расформировано. Этой же директивой было сформировано новое управление морской авиации Тихоокеанского флота (с июня 2010 г. — структурное подразделение управления ТОФ, не имеющее статуса оперативного объединения флота). До конца этого года авиационные части, вместе с частями обеспечения, были переформированы в четыре авиационные базы:

  • — 7059-я АвБ — гарнизон Кневичи;
  • — 7060-я АвБ — гарнизон Елизово;
  • — 7061-я гв. АвБ — гарнизон Каменный Ручей;
  • — 7062-я АвБ — гарнизон Николаевка.

Однако и этим не завершились реформы МА ТОФ. Уже в январе 2010 г. 7059-я АвБ была расформирована, а её структуры, вместе с бывшей 76-й авиационной комендатурой на аэр. Хороль, вошли в состав 7062-й АвБ, без изменения места дислокации. Кроме того эскадрильи МРА на аэр. Монгохто не были переданы командованию Дальней Авиации на аэр. Белая, а остались в составе 7061-й гв. АвБ. Кроме того, 865-й ИАП на аэр. Елизово также не был передан ВВС и ПВО РФ, а остался в составе 7060-й АвБ.

К этим вопросам передачи МРА и ИА в состав ВВС и ПВО РФ вернулись весной 2011 г. В очередной раз «высокие» комиссии от ВВС и ПВО отправились по гарнизонам МА ТОФ, с целью рекогносцировки и подготовки к приёмке авиатехники и личного состава. Пока окончательную точку в этом процессе ставить рано…

Новая волна преобразований должна прокатиться по МА ВМФ в 2011 г. В соответствии с замыслами руководства МО РФ, на всех флотах (которые в ближайшее время должны завершить своё существование) планируется оставить только по одной авиабазе. На ТОФ должна остаться лишь 7062-я АвБ, с базированием на аэр. Николаевка, Каменный Ручей и Елизово. В ней остаются только противолодочная авиация и вертолёты корабельного базирования. Все остальные летательные аппараты подлежат передаче в состав ВВС и ПВО РФ.

Командующие авиацией ТОФ

В.Н.Лопатин[2](1932 г. — апрель 1933 г., репрессирован в 1938 г.), А.Г.Добролеж (февраль 1932 г. — апрель 1933 г., репрессирован в 1938 г.), Л.И.Никифоров (апрель 1933 г. — январь 1937 г., репрессирован), С.Ф.Жаворонков (январь 1938 г. — май 1939 г.), П.Н.Лемешко (май 1939 г. — ноябрь 1944 г. и январь 1945 г. — февраль 1946 г.), ГСС И.Г.Романенко (ноябрь 1944 г. — январь 1945 г., ВрИД), ГСС Е.Н.Преображенский (февраль 1946 г. — май 1947 г., командующий ВВС ТОФ, май 1947 г. — февраль 1950 г., командующий ВВС 5-го ВМФ), ГСС В.П.Канарев (февраль 1950 г. — июнь 1953 г., командующий ВВС 5-го ВМФ, июнь 1953 г. — май 1955 г., командующий ВВС ТОФ), Н.С.Житинский (май 1955 г. — 1960 г.), АН.Томашевский (1960-1970гг.), А.И.Павловский (1970-1976 гг.), И.А.Портянченко (1976-1980 гг.), Г.В.Павлов (1980-1981 гг.), Ю.С.Гудков (1981-1987 гг.), В.В.Акпорисов (1987-1992гг.), В.И.Бумагин (1992-1998 гг.), А.В.Тихомиров (1998-2001 гг.), Ю.Д.Антипов (2001-2003 гг.), ГРФ И.И.Бохонко (апрель 2003 г. — декабрь 2006 г.), А.И.Сердюк (январь 2007 г. — январь 2008 г., ВрИД), А.Г.Нуретдинов (январь 2008 г. — январь 2010 г.), П.А.Киселёв (с января 2010 г.).

Состав Воздушных Сил МСДВ и Амурской ВФ ДВК в феврале 1933 г.

Помощник командующего войсками ОКДВА по ВВС — Хабаровск.

19-я ТБАБ (Хабаровск): 105-я ТБАЭ, 106-я ТБАЭ, 107-я ТБАЭ.

70-й отряд ОСО (Воздвиженка);

111-й отряд ОСО (Океанская);

68-й ОРЕЧГАО (Хабаровск).

Состав Воздушных Сил МСДВ в 1934 г.

Управление ВВС МСДВ — Владивосток.

28-я АБ (Воздвиженка): 109-я ТБАЭ, 110-я ТБАЭ, 111-я ТБАЭ, 112-я ТБАЭ, 55-я КРАЭ, 28-я ОИАЭ; 9-я ОИАЭ, 32-я ОИАЭ, 108-я ОИАЭ, 3-я ОМДРАЭ, 22-я ЛБАЭ, 30-я КРАЭ, 17-я ОМДРАЭ;

53-й ОМРАО, 55-й ОМРАО; 3-й ОАО ВУ, 7-й ОКОРАО.

Состав ВВС ТОФ в 1935 г.

Отдел ВС ТОФ — Владивосток.

28-я ТАБ (Воздвиженка): 28-я ОИАЭ, 55-я КРАЭ, 109-я ТАЭ, 110-я ТАЭ, 111-я ТАЭ, 112-я ТАЭ, 28-й ОТРЕНАО;

22-я ЛБАЭ, 26-я ЛБАЭ;

9-я ОИАЭ, 32-я ОИАЭ, 108-я ОИАЭ;

3-я ДРМАЭ, 17-я ДРМАЭ, 30-я КРАЭ;

53-й ОМРАО, 55-й ОМРАО, 60-й ОКОРАО, 3-й ОАО ВУ;

ОАЗ ВУ, 3-е ОАЗ ВУ, 4-е ОАЗ ВУ, 5-е ОАЗ ВУ, 13-е ОАЗСВ.

Состав ВВС ТОФ во второй половине 1936 г.

Управление ВВС ТОФ (с октября) — Владивосток.

125-я МТАБ (Романовка): 109-я ТБАЭ, 32-я ОИАЭ, 30-я КРАЭ, 26-я МТАЭ, 16-й ОТАО;

28-яТБАБ (Воздвиженка): 108-я, 110-я, 111-я, 112-яТБАЭ, 28-я ОИАЭ, 55-я КРАЭ;

20-я ТБАБ (Даубихэ): 18-я ТБАЭ и 19-я ТБАЭ (в стадии формирования);

42-я ИАБ (Угловая): 9-я ОИАЭ, 43-я ОИАЭ, 44-я ОИАЭ; 22-я ЛБАЭ, 52-я ЛБАЭ; 108-я ОИАЭ[3];

3-я МДРАЭ, 27-я ОМДРАЭ, 53-я ОМДРАЭ; 55-й ОМРАО, 3-е ОАЗ ВУ (ОсН), 4-е ОАЗ ВУ, 3-й ОАО ВУ, 60-й ОАО ВУ, ОАЗ ВУ, 13-е ОАЗСВ.

Состав ВВС ТОФ в 1937 г.

Управление ВВС ТОФ — Владивосток.

28-яТБАБ (Воздвиженка): 108-я, 110-я, 111-я, 112-яТБАЭ, 55-я КРАЭ, 28-я ОИАЭ;

125-я МТАБ (Романовка): 109-я ТБАЭ, 26-я МТАЭ, 30-я КРАЭ, 32-я ОИАЭ, 16-й ОТАО;

20-я ТБАБ (Даубихэ):17-я ТБАЭ (формируется), 18-я ТБАЭ, 19-я ТБАЭ;

42-я ИАБ (Угловая): 9-я ОИАЭ, 43-я ОИАЭ, 44-я ОИАЭ;

108-я ОИАЭ;

22-я СБАЭ, 52-я СБАЭ;

3-я ОМДРАЭ, 17-я ОМРАЭ, 27-я ОМРАЭ (бывш. 55-й ОМРАО), 28-я КРАЭ (формируется на ЧФ);

3-й (не отдельный) АО ВУ; 53-й ОМРАО, 55-й ОМРАО (в Советской Гавани), 60-й ОКОРАО;

3-е ОАЗ ОсНаз; 4-е ОАЗ ВУ; 5-е ОАЗ ВУ, 13-е ОАЗСВ, 15-е ОАЗ ВУ.

Состав ВВС ТОФ на 1 апреля 1938 г.

Управление ВВС ТОФ — Владивосток.

28-я ТБАБ (Воздвиженка): 108-я, 110-я ТБАЭ (аэр. Воздвиженка) , 111-я ТБАЭ (Коммуна им. Ленина), 112-я ТБАЭ (Михайловка), 55-я КРАЭ (Новоникольск), 28-я ОИАЭ (Воздвиженка) ;

125-я МТАБ (Романовка): 109-я ТБАЭ (Романовка), 26-я МТАЭ (Новонежино), 30-я КРАЭ (Суходол), 32-я ОИАЭ (Петровка), 16-й ОТАО (Романовка);

42-я ИАБ (Угловая): 9-я ОИАЭ (Угловая), 43-я ОИАЭ (Кневичи), 44-я ОИАЭ (Угловая, Советская Гавань);

108-я ОИАЭ (Унаши);

22-я ОСБАЭ (Николаевка), 52-я ОСБАЭ (Николаевка); 53-яОСБАЭ (Николаевка);

3-я ОМДРАЭ (Океанская), 17-я ОМДРАЭ (Врангель), 27-я ОМБРАЭ (Океанская), 28-я ОМБРАЭ (Суходол), 30-я ОАЭВУ(Патрокл);

53-й ОМРАО (Ольга), 55-й ОМРАО (Советская Гавань), 60-й ОКОРАО (Воевода);

3-й ОТРЕНАО (Океанская); ОАО управления ВВС (Вторая Речка), 3-е ОАЗ ВУ (Советская Гавань); 4-е ОАЗ ВУ (Разбойник), 5-е ОАЗ ВУ (Советская Гавань), 7-е ОАЗ ВУ (Находка), 13-е ОАЗСВ (Океанская), 15-е ОАЗ ВУ (Ольга), гидрографическое ОАЗ (Воевода).

Состав ВВС ТОФ в 1940 г.

Управление ВВС ТОФ — Владивосток.

29-я АБ (Романовка): 4-й МТАП, 34-й СБАП, 36-я СБАЭ, 27-я ОИАЭ, 16-й ОТАО;

7-я ИАБ (Центральная Угловая): 6-й ИАП, 14-й ИАП, 39-й ИАП, ОТАО;

16-й ОМРАП (Суходол): 13-я ОМРАЭ, 28-я ОМРАЭ;

115-й ОМРАП (Океанская);

27-я ОАЭ ПВО, 47-я ОМРАЭ, 53-я ОМРАЭ, 57-я ОМРАЭ, 63-я ОАЭ ВУ;

2-е ОАЗ ВУ, 3-е ОАЗ ВУ, 4-е ОАЗ ВУ, 5-е ОАЗ ВУ, 6-е ОАЗ ВУ, 8-е ОКОРАЗ ПВО, 9-е ОАЗ ПВО, 13-е ОАЗСВ, 14-е ОСАНАЗ, 15-е ОАЗ ВУ, отдельное гидроавиационное звено.

Состав ВВС ТОФ в 1941 г.

Управление ВВС ТОФ — Владивосток. 29-я АБ: 4-й МТАП, 34-й БАП, 50-й СБАП; 7-я ИАБ: 6-й ИАП, 14-й ИАП, 39-й ИАП;

100-я ОИАЭ;

115-й ОМРАП, 16-й ОМРАП;

2-й УАП;

37-я ОСБАЭ, 47-я ОМРАЭ, 53-я ОМРАЭ, 57-я ОМРАЭ, 63-я ОАЭ ВУ;

4-е ОАЗ ВУ, 6-е ОАЗ ВУ, 8-й ОКОРАО ПВО, 13-е ОАЗСВ, 14-е ОСАНАЗ, ОАЗСВ.

Состав ВВС ТОФ в августе 1945 г.

Управление ВВС ТОФ — Владивосток.

2-я МТАД: 4-й МТАП, 49-й МТАП, 52-й (гв.) МТАП, 36-й МТАП (с июля), 27-й ИАП (с июля), 43-й ИАП (с июля);

7-я ИАД 6-й (22-й гв.) ИАП, 12-й ИАП, 17-й ИАП;

10-я АДПБ: 33-й БАП, 34-й (17-й гв.) БАП, 19-й (гв.) ИАП;

12-я ШАД: 26-й (гв.) ШАП, 37-й (гв.) ШАП, 14-й ИАП, 38-й ИАП;

16-я САД: 60-й ШАП, 31-й ИАП, 61-й (гв.) ИАП, 53-я ОМБРАЭ, 15-е ОАЗ ВУ;

16-й ОМДРАП, 50-й (гв.) ОРАП, 115-й ОМРАП;

2-й УАП, 39-й ОИАП; 55-й ОПАП (до середины августа);

5-я ОБУКАЭ ПВО, 14-я ОАРТАЭ, 34-я ОСАЭ (бывш. 14-й ОСАНАО), 35-я ОДБАЭ;

47-я ОМДРАЭ, 57-я ОМРАЭ, 63-я ОМРАЭ, 122-я ОТАЭ;

4-е ОАЗ ВУ, 6-е ОАЗ ВУ, 8-е ОАЗ ПВО, 13-е ОАЗСВ.

Состав ВВС 5-го ВМФ в 1952 г.

Управление ВВС и ПВО ТОФ — г. Владивосток.

3-я МТАД: 44-й МТАП, 49-й МТАП, 1535-й гв. МТАП, 649-я ОУТАЭ;

589-я МТАД: 36-й МТАП, 1534-й гв. МТАП, 1540-й МТАП, 556-я ОУТАЭ;

89-я МТАД: 567-й гв. БАП, 52-й гв. МТАП, 650-я ОУТАЭ;

105-й АК ВМФ: 509-я ИАД (348-й ИАП, 405-й ИАП, 559-я ОУТАЭ);

106-й ИАК:

— 7-я ИАД (22-й гв. ИАП, 578-й ИАП2, 1741-й ИАП, 651-я ОУТАЭ);

— 165-я ИАД (47-й ИАП, 88-й гв. ИАП, 781-й ИАП2, 652-я ОУТАЭ);

— 861-я ИАД (31-й ИАП, 57-й ИАП, 305-й ИАП, 1917-я ОУТАЭ);

— 50-й гв. ОДРАП;

190-я ИАД (256-й ИАП, 494-й ИАП, 821-й ИАП)[4]; 289-й ОМДРАП, 53-я ОМДРАЭ, 539-я ОМДРАЭ, 1744-й ОМДРАП, 1918-я ОРАЭ; 563-й ОТАП, 593-й ОТАП; 777-я ОАЭ ПС, 131-я ОБУКАЭ, 844-я ОУТАЭ.

Состав ВВС ТОФ в 1958 г.

Управление ВВС и ПВО ТОФ — г. Владивосток.

3-я МТАД: 44-й МТАП, 49-й МТАП, 929-й МТАП;

89-я МТАД: 567-й гв. МТАП, 52-й гв. МТАП;

130-я МТАД: 926-й гв. МТАП — расформированы в апреле 1958 г.;

143-я МТАД ДД: 568-й МТАП ДД, 570-й МТАП ДД, 3-й ОИАО;

147-я ИАД: 34-й ИАП, 494-й ИАП, 578-й ИАП;

154-я ИАД: 57-й ИАП, 88-й гв. ИАП, 305-й ИАП, 972-й ИАП;

15-я ИАД: 58-й ИАП, 59-й ИАП;

50-й гв. ОДРАП, 289-й ОМДРАП, 593-й ОТАП, 720-й ОАПВ;

122-я ОМДРАЭ, 131-я ОБУКАЭ, 266-я ОДРАЭ, 482-я ОТАЭ, 539-я ОМДРАЭ.

Состав ВВС ТОФ в 1960 г.

Управление ВВС и ПВО ТОФ — г. Владивосток. 3-я МТАД ДД: 49-й МТАП ДД, 169-й гв. МТАП ДД;

143-я МТАД ДД: 568-й МТАП ДД, 570-й МТАП ДД; 50-й гв. ОДРАП; 289-й ОПЛАП; 710-й ОВП, 720-й ОВП;

317-й ОСАП: 122-я ОДПЛАЭ, 175-я ОВЭ ПЛО, 266-я ОДРАЭ;

593-й ОТАП.

Состав ВВС ТОФ в 1980 г.

Управление ВВС ТОФ — г. Владивосток.

25-я МРАД (Западные Кневичи): 183-й МРАП (Западные Кневичи), 169-й гв. МРАП (Хороль);

143-й МРАД (Монгохто): 568-й МРАП, 570-й МРАП;

311-й ОКШАП (Пристань);

134-я гв. ОДРАЭ (Пристань);

289-й ОПЛАП (Николаевка), 77-й ОПЛАП (Николаевка), 310-й ОПЛАП (Монгохто);

304-й гв. ОДРАП (Хороль);

710-й ОПЛВП (Новонежино), 568-я авиагруппа (Корсаков);

317-й ОСАП (Елизово): 122-я ОДПЛАЭ, 175-я ОПЛВЭ, 266-я ОДРАЭ;

593-й ОТАП (Западные Кневичи).

Состав ВВС ТОФ в 1991 г.

Управление ВВС ТОФ — Владивосток. 25-я МРАД (Западные Кневичи): 183-й МРАП (Западные Кневичи), 141-й гв. МРАП (Хороль);

143-я МРАД (Монгохто): 568-й МРАП, 570-й МРАП;

311-й ОКШАП (Пристань), 173-й ОМШАП (Пристань);

310-й ОПЛАП (Монгохто);

317-й ОСАП (Елизово);

710-й ОПЛВП (Новонежино), 207-й ОПЛВП (Новонежино);

289-й ОПЛАП (Николаевка), 77-й ОПЛАП (Николаевка),

304-й гв. ОДРАП (Хороль);

593-й ОТАП (Западные Кневичи);

55-я ОПЛВЭ (Корсаков);

362-я гв. ОСАЭ (Камрань).

Состав ВВС и ПВО ТОФ в 2006 г.

Управление ВВС и ПВО ТОФ — г. Владивосток. 568-й гв. ОСАП (Монгохто); 289-й ОПЛАП (Николаевка); 71-я ОТАЭ (Западные Кневичи).

Состав Морской Авиации ТОФ на 1 декабря 2009 г.

Управление МА ТОФ — г. Владивосток.

7059-я АвБ (Западные Кневичи)[5]; 7060-я АвБ (Елизово)[6]; 7061-я гв. АвБ (Монгохто)[7]; 7062-я АвБ (Николаевка)[8].

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Фактически, полк начал формироваться на базе 33-го ЦБП и ПЛС в Николаеве, и только после завершения формирования он был направлен на Дальний Восток. []
  2. Комбриг Всеволод Николаевич Лопатин в указанный период занимал должность помощника командующего войсками ОКДВА по ВВС. Он отвечал за боевую подготовку, формирование и комплектование частей ВВС моря. Оперативное руководство этими частями осуществлялось командующим МСДВ М.В.Викторовым. Комбриг А.Г.Добролеж являлся старшим авиационным начальником в ВВС МСДВ. []
  3. Имеется также информация, что данная эскадрилья вошла в состав 42-й ИАБ ВВС ТОФ. []
  4. В 1952-1953 гг. эти части участвовали в Корейской войне, но, по документам, дивизия числилась в составе ВВС ТОФ []
  5. В феврале 2010 г. 7059-я АвБ была расформирована, а её техника и личный состав были включены в 7062-й АвБ, без изменения места дислокации. []
  6. С середины 2011 г. должна влиться в состав 7062-й АвБ, без изменения места дислокации. []
  7. С середины 2011 г. должна влиться в состав 7062-й АвБ, без изменения места дислокации. []
  8. В феврале 2012 г. приняла гвардейское Боевое Знамя от 7061-й гв. АвБ (568-го гв. ОСАП). []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image