Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиация в битве за Францию. Прорыв у Седана

13 мая 1940 года вермахт начал прорыв у Седана, в конечном итоге приведший к окружению под Дюнкерком северной группировки союзнических войск. К этому моменту французская истребительная авиация подошла ослабленной потерями предыдущих дней: за 10– 12 мая только в воздушных боях было потеряно 46 истребителей, в т.ч. 27 Моран-Солнье MS.406 (практически целая группа), 12 Кертис Н.75 и 7 Блох МВ.152. Поставки же самолетов из резерва взамен потерянных неоправданно задерживались. Поэтому, скажем, из групп, вооруженных «хоуками», 13 мая над Седаном активно действовала лишь GC I/5. И сделала она все, что могла. Около 8 утра девятка «кертиссов» 2-й эскадрильи атаковала шесть немецких бомбардировщиков Хейнкель He-111 из эскадры KG 55. Лейтенант Мишель Доран и су-лейтенант Мишель Парнье сбили одного «бомбера», а следом за ним совместно с лейтенантом Томасом Выбиралом (чехом, совершавшим свой первый боевой вылет) – и вторую вражескую машину. Гораздо тяжелее пришлось звену 1-й эскадрильи, появившемуся над полем боя около 10:00. Оно столкнулось с «мессершмиттами» из II/JG 53 и вынуждено было вести бой в условиях пятикратного численного превосходства противника. Только лейтенант Эдмон Марин ле Месле смог сбить одного «мессера». В свою очередь, немецким истребителям удалось поджечь «Хоук» чеха лейтенанта Адольфа Враны, и тому пришлось прыгать с парашютом.

Французский истребитель Девуатин D.520 из группы GC I/3, май 1940 г.

Французский истребитель Девуатин D.520 из группы GC I/3, май 1940 г.

Тяжелый воздушный бой провела во второй половине дня группа GC II/2. Около 16:00 большая часть её самолетов взлетела для отражения налета вражеских бомбардировщиков, а в 16:40 поступило сообщение о приближении ещё одной группы самолетов с черными крестами на крыльях. Два звена «моранов» немедленно поднялись в воздух. Первое возглавлял командир группы Жан Бертран (ведомые – лейтенант Тортра и сержант Делизе), второе – капитан де Грайль (ведомые – сержант Брейтенштейн и аджюдан Реноди). У Мериве французы встретили 30 Bf-110, шедших в строю звеньев. Каждый пилот атаковал одного «Мессершмитта», но сразу же становился целью для других. Брейтенштейн успел сбить два Bf-110 до того, как сам вынужден был сажать поврежденную машину в поле у Монкорне. Реноди, увлекшись видом горящего «мессера», устремившегося к земле после его атаки, был сбит. Де Грайль, повредив одного Bf-110, был сбит другим – его «Моран» упал в центре местечка Ренови. Бертран в самом начале схватки был взят в «клещи» шестью противниками. Он сумел подбить одного из них, увернуться от двух атак сзади, но третья достигла цели – пули попали в мотор и кабину. Бертран направил подбитый «Моран» на одного из противников, ударив его в фюзеляж. Обе машины упали на землю… В общей сложности в том бою GC II/2 сбила шесть самолетов противника, но и сама лишилась трех пилотов.

13 мая одержали свои первые победы «девуатины» D.520. Вступившая в бой на этих самолетах группа GC I/3 в тот день записала на свой счет четыре сбитых вражеских самолета, в том числе три ближних разведчика Люфтваффе Хеншель Hs-126. Одного из них уничтожил аджюдан-шеф Бурбон, два других стали добычей трехсамолетных звеньев. Однако люфтваффе этих потерь «не заметило» – в официальных документах сбитые «хеншели» не фигурируют. Четвертая победа также была сомнительной – два пилота заявили об уничтожении «Хейнкеля». На деле же бомбардировщик He-111Р из состава II/KG 55, хотя и получил повреждения и совершил вынужденную посадку, впоследствии был отремонтирован и возвращен в строй.

Командир группы GC III/7 майор Клемон на фоне своего истребителя MS.406

Командир группы GC III/7 майор Клемон на фоне своего истребителя MS.406

На следующий день группа GC I/3 с самого утра высылала к Седану свои воздушные патрули. Уже в 6:30 отметился будущий ас Марсель Альбер, сбивший Дорнье Do-17. После 9 утра группа записала на свой счет ещё четыре сбитых самолета – Do-17, He-111 и два Bf-109. Правда, скорее всего, бомбардировщики были только повреждены. А вот два Bf-109E-1 из группы I/JG 2 действительно стали жертвами «девуатинов», а их пилоты вынуждены были спасаться с парашютами. Авторами этих побед стали сержант де Салаберри и аджюдан Октав. В том же бою понесла потери и GC I/3 – «мессеры» сбили самолет аджюдана Карье (пилот погиб). Позже в схватке с Bf-110 из отряда 5./ZG 76 получил повреждения D.520 капитана Сале. После вынужденной посадки машину списали. Около 13:30 патруль GC I/3 атаковал строй отряда 8./KG 51, как раз перевооружался с «хейнкелей» на «юнкерсы». Французы заявили одну победу, но на самом деле немцы лишились двух машин – He-111Н и Юнкерс Ju-88A. Однако оборонительным огнем был сбит самолет су-лейтенанта Люсьена Потье (именно он по французским данным одержал в том бою единственную победу). Спускавшийся на парашюте пилот был застрелен огнем с земли, причем французским – «девуатины» вели бой над собственными войсками… Ещё один D.520, получивший повреждения, пришлось списать после вынужденной посадки. Под занавес, около 18:15, пилоты GC I/3 провели бой с двухмоторными истребителями из III/ZG 26, записав на свой счет четыре достоверных и одну вероятную победы. Однако немецкие данные ни одну из них не подтверждают.

С самого утра 14 мая над Седаном работали МВ.152. В 7:00 мая 27 «блохов» из GC I/1, GC II/10 и GC III/10 были выделены для обеспечения воздушного прикрытия контратаки бронетанковой дивизии в районе Мобеж-Шарлеруа. Их пилоты сбили два Do-17 и четыре Bf-109 подтвержденно, а ещё один Bf 109 – вероятно (все победы – на счету девятки, выделенной группой GC III/10). Но при этом один французский пилот погиб, четверо было ранено, шесть МB.152 сбито и один поврежден. В другой схватке утром того же дня шесть «блохов» из GC I/1 над Динаном перехватили 18 «церштереров» Bf-110. Несмотря на численное превосходство противника, французы сражались вполне достойно, сбив три вражеских самолета (победы записали капитану Гарде и сержант-шефам Дюбосу и Старку). «Мессерам», в свою очередь, удалось подбить самолет лейтенанта Шмидта. Тот сумел посадить машину «на брюхо» и пешком вернуться в часть.

Подбитый французский Блох MB.152 из GC II/1

Подбитый французский Блох MB.152 из GC II/1

Не менее активно действовали над Седаном 14 мая и «хоуки». Группа GC II/4 вынуждена была оставить свой старый аэродром Ксаффевильер, постоянно подвергавшийся штурмовым ударам авиации противника, в результате которых было уничтожено шесть Н.75, и передислоцироваться в Орконте. Утром, ещё со старой базы, она выслала 15 «хоков» к Седану. Французским пилотам пришлось сражаться в условиях подавляющего превосходства противника в воздухе. Побед они не добились. В принципе, в такой обстановке можно считать удачей уже то, что собственные потери составили только одного пилота – лейтенанта Тимотеуша Хамсика (чеха). Не успела группа освоиться в Орконте, как вновь поступила команда на взлет. Около 18:00 девятка «хоков» встретила в воздухе полтора десятка Bf-110. Су-лейтенант Рене Рубин сбил одного из них. Другой участник боя, су-лейтенант Жильбе Кюни, получил ранение и вынужден был сажать свою машину на занятой противником территории.

День 14 мая стал наиболее «урожайным» для французских истребителей за весь период битвы за Францию – они сбили 46 немецких самолетов. Правда, если сравнивать с первыми днями блицкрига, в глаза бросается одна важная деталь: 10–13 мая в списке побед преобладали бомбардировщики, а 14-го – 26 сбитых самолетов принадлежало к истребителям Bf-109 и Bf-110. Подобная картина прослеживается и в последующие дни. И причина тут вовсе не в превосходстве французских истребителей: попросту, их немецкие визави добросовестно выполняли свою работу, не подпуская вражеские истребители к собственным бомбардировщикам. А те методично «утюжили» французские наземные части, прокладывая путь танковым клиньям… Да и собственные потери французов в воздушных боях 14 мая были рекордными: 28 самолетов, причем более половины среди них (16 единиц) составили МВ.152. Кроме них, сбили семь «моранов», два «девуатина» и три «кертисса».

В результате напряженной боевой работы утром 15 мая в группе GC II/4 осталось только семь исправных «хоков». Около 11:00 все боеспособные самолеты группы вылетели для отражения налета на Реймс. На подходах к прикрываемому объекту была встречена девятка Do-17 из III/KG 2, сопровождаемая шестью Bf-109E из эскадры JG 52. С первого же захода французские пилоты (а среди них было сразу шесть будущих асов) подбили один «дорнье», вынудив остальных сбросить бомбы перед целью. После этого завязалась «собачья свалка» с «мессерами» эскорта. Су-лейтенанты Камилль Плюбо, Жорж Баптизе и аджюдан Жорж Тессеро сбили своих противников, а четвертого Bf-109 совместными усилиями отправили на землю капитан Реги Гюэ и сержант-шеф Антуан Касеноб. Седьмой участник боя, Винкотт, вынужден был покинуть поле сражения из-за повреждения его самолета. На обратном пути Гюэ и Касеоб совместно с Плюбо поставили завершающий штрих, сбив некстати подвернувшийся разведчик Hs-126. Вообще, «хеншели» считались довольно трудными целями, увертливыми и живучими. И если «моранам», «девуатинам» и «блохам» шансов на победу прибавляло их пушечное вооружение, то «кертиссы» с их пулеметами винтовочного калибра часто были бессильными против Hs-126. Так, 15 мая потребовались объединенные усилия семи самолетов GC I/5, чтобы сбить единственного разведчика!

Но пушечное вооружение «моранов» мало помогало в схватках с «мессершмиттами» – ведь Bf-109E превосходил MS.406 в скорости на 50–80 км/ч. Вот и случались ситуации, как с девяткой самолетов GC III/7, перехваченной 15 мая отрядом Bf-109 над Мезьером, когда, по словам очевидцев, «мораны» напоминали неповоротливые фургоны переселенцев на Диком Западе, атакуемые со всех сторон верткими «индейцами»-«мессерами». В итоге, на базу вернулись только четыре MS.406, остальные пять были сбиты. Погибли два пилота, двое были ранены, а ещё один пропал без вести.

Не многим эффективнее действовали D.520 группы GC I/3, остававшейся пока единственной, воевавшей в то время на самолетах этого типа. Утром 15 мая её пилоты доложили трех победах над Do-17 (две записал на свой счет капитан Шалле и одну – су-лейтенант Тьерри). На деле же один Do 17Z 8./KG 2 разбился при вынужденной посадке, а ещё две машины из отряда 5./KG 77, хоть и получили повреждения, но дотянули до своего аэродрома и впоследствии вернулись в строй – чего не скажешь о трех поврежденных огнем бортстрелков «девуатинах». Хотя их пилотам удалось посадить свои машины в поле, но из-за быстрого продвижения наземных частей вермахта эвакуировать их не успели. В довершение всего, сопровождавшие «бомберов» Bf 110 сбили су-лейтенанта Тьерри, чья машина сгорела после вынужденной посадки, а ещё два D.520 вернулись на свой аэродром с повреждениями, полученными в бою с «церштерерами». Так группе GC I/3 был нанесен серьезный удар, однако она все ещё сохраняла боеспособность. В 8:50 пилоты «девуатинов» записали на свой счет одного Bf-110 и одного He-111 (но эти победы не подтверждаются немецкими данными). Около 14 часов самолеты GC I/3, вылетевшие на прикрытие разведчика «Потэз» Р.63.11 провели тяжелейший бой против «мессершмиттов» группы I/JG 77. Немецкие летчики заявили об уничтожении шести вражеских истребителей, причем они были очень близки к истине: французы лишились пяти «девуатинов». Погибли сержанты Беллефин и Ригалло, аджюдан Комбетт, получивший серьезные ожоги, смог выпрыгнуть из горящей машины с парашютом. Ещё два D.520, совершивших вынужденные посадки на территории Бельгии, пришлось бросить. Со своей стороны, аджюдан Октав записал на свой счет одну достоверную и одну вероятную победу, сержант Барберри – одну достоверную. На деле же немцы лишились одного Bf-109E (пилотировавший его унтер-офицер Клёппер спасся с парашютом), а ещё один самолет был поврежден.

Фото истребителя Bloch MB.152

Фото истребителя Bloch MB.152

Утром 16 мая аэродром Вез-Туси, где дислоцировалась GC I/3, подвергся налету группы He-111, уничтоживших два D.520 и повредивших ещё несколько машин. В тот же день GC I/3 вынуждена была оставить этот аэродром, из-за чего пришлось сжечь девять поврежденных «девуатинов». Таким образом, за два дня группа лишилась двух десятков самолетов, и после передислокации в Мо-Эсбли около двух недель восстанавливала боеспособность, выполняя лишь эпизодические боевые вылеты.

Группа GC I/4, действовавшая на севере, у Дюнкерка, также несла потери. 17 мая девятка самолетов её 1-й эскадрильи была внезапно атакована «мессершмиттами». Два «кертисса» сразу же были подожжено, а их пилоты – лейтенант Жан-Луи Хиршауэр и сержант Давид Бомпе – несмотря на полученные ранения сумели спастись с парашютами. В завязавшемся маневренном воздушном бою французы отыгрались – сержант Жюль Жуар, аджюдан Жан Отелье и лейтенант Эдмон Гиллом сбили по одному Bf-109. После этого боя комэск Хиршауэр попал в госпиталь, а командиром 1-й эскадрильи (третьим за восемь дней!) назначили Гиллома. Этот 36-летний резервист, предпочитавший старый четырехпулеметный Н.75А-1 более новым машинам с шестью пулеметами, стал впоследствии единственным асом группы GC I/4.

Также тяжело приходилось и группам, вооруженным МВ.152. 17 мая на сопровождение дюжины бомбардировщиков LeO.451, вылетевших для удара по немецким колоннам в окрестностях Трелона, отправился 21 МВ.152 из групп GC II/10 (15 машин) и GC III/10 (шесть). В воздушном бою с многочисленными немецкими истребителями «блохи» записали на свой счет по одному Bf-109 и Bf-110, сбитых достоверно, и ещё один «сто десятый» – предположительно. Но за это пришлось заплатить семеркой МВ.152 и четырьмя LeO.451. Всего же в тот день было сбито 10 МВ.152, и к вечеру 17 мая в группах «блохов», действовавших на фронте, оставалось от трети до половины штатного состава (GC I/1 – 13 машин, GC II/1 – 10, GC II/10 – 14, GC III/10 и GC I/8 – по семь). Немного улучшило ситуацию прибытие на фронт свежей группы GC II/9. Эта часть, ранее дислоцировавшаяся в Оране (Алжир), после начала немецкого наступления была переброшена в Мариньян. Свои старые самолеты MS.406 группа оставила в Алжире, а 12 мая получила 30 новеньких МВ.152. После недели интенсивных тренировок, 19 мая она прибыла в Бюк, войдя в состав Северной зоны воздушных операций. А 21 мая приступила к боевой работе с аэродрома Берц-Булланси группа GC II/3, вооруженная D.520.

17 мая на фронт прибыла новая истребительная часть – группа GC I/145. Формирование этой части, укомплектованной польскими пилотами, началось в феврале 1940 г., а на её вооружение поступили легкие истребители «Кодрон» CR.714. При этом, хотя во Франции находились 160 истребителей «Моран-Солнье» MS.406C1, оплаченных польским правительством, но не успевших попасть по назначению, французские власти не спешили передавать их полякам, надеясь «пристроить» оказавшиеся ненужными «кодроны».

Начало «блицкрига» на Западе застало группу GC I/145 в Лионе. 17 мая её перебросили в район Парижа, на аэродром Виллакублэ. Польская часть вошла в состав 23-го истребительного групамента, но боевой ценности не представляла ввиду наличия всего трех самолетов. К 21 мая состав GC I/145 удалось довести до 22 «Кодронов», но легкие истребители не пользовались популярностью среди пилотов – CR.714C1 преследовали неполадки двигателей, шасси, механизма изменения шага винта и многих других узлов. Все это авиаторы высказали министру авиации Франции Ги де Шамбру, посетившему часть 25 мая. Результатом стало распоряжение о запрете полетов на CR.714C1, не имевшее, впрочем, никакого значения – получить более совершенные истребители было невозможно, а выполнение боевых заданий никто не отменял. За период пребывания в Виллакублэ пилоты GC I/145 выполнили 23 боевых вылета – главным образом, в целях ПВО самого аэродрома и ближайших окрестностей.

Относительно спокойными были первые дни блицкрига для эскадрилий ночных истребителей – вопреки ожиданиям, люфтваффе не предпринимало попыток массированных ночных налетов на столицу Франции. Поэтому Р.631 попытались переключить на выполнение других задач. 17 мая 24 «потэза» из четырех ночных истребительных эскадрилий отправились на штурмовку вражеских колонн. И хотя истребители люфтваффе в том вылете не повстречались, два Р.631 были сбиты зенитками, а ещё четыре, получившие повреждения, совершили вынужденные посадки. В общем же, из частей, вооруженных двухмоторными истребителями, наиболее успешно действовала флотилия морской авиации F1C, базировавшаяся в Кале-Марк. С 10 по 21 мая её экипажи над Северным морем сбили 12 вражеских самолетов ценой потери восьми своих машин. После этого флотилию отвели в тыл для перевооружения на одномоторные истребители. Для сравнения: шесть истребительных эскадрилий «потэзов», принадлежащих ВВС (одна дневная и пять ночных) за весь период битвы за Францию записали на свой счет 17 воздушных побед.

Львиную долю боевой работы продолжали выполнять группы, вооруженные «Хоуками». Основной их задачей оставалось прикрытие собственных войск и коммуникаций. И хотя «кертиссов» было слишком мало для того, чтобы полностью обезопасить прикрываемые объекты, иногда им удавалось добиться успеха. 18 мая девятка самолетов GC I/5 патрулировала воздушное пространство над железнодорожной станцией Фисме – важным пунктом подвоза снабжений и подкреплений для войск, сражавшихся на рубеже р. Эна. Около 14:30 истребители заметили приближавшиеся к объекту вражеские «бомберы» – два десятка Не 111 из эскадры KG 55, шедших без истребительного прикрытия. «Хоки», ведомые капитаном Аккаром, сумели рассеять строй «хейнкелей», вынудив их неприцельно побросать бомбы, а затем одного за другим сбили шесть бомбардировщиков. Правда, без потерь со своей стороны обойтись не удалось. Лейтенанту Маринла-Месле и сержанту Жерару Музелли пришлось сажать свои поврежденные машины с убранным шасси. Получили повреждения самолеты Аккара, су-лейтенанта Рокетта, сержант-шефа Виллемина и чешского пилота Алоиза Васатко. Но наиболее ощутимой была потеря двух самых результативных к тому времени пилотов группы: су-лейтенант Жан-Мари Рей (9 подтвержденных побед), получивший ранения при вынужденной посадке, угодил в госпиталь, а сержант-шеф Франсуа Морель, одержавший в том бою свои девятую и десятую победы, покинул подбитый «кертисс» с парашютом, но от полученных ран скончался спустя несколько минут после приземления.

Двухмоторный истребитель Потез P.630 из группы ночных истребителей GCN I/13

Двухмоторный истребитель Потез P.630 из группы ночных истребителей GCN I/13

В нескольких километрах от того места, где сражалась GC I/5, вела бой группа GC II/4, поднявшая в воздух все десять исправных на тот момент самолетов. Сначала французы расправились с одиночным разведчиком Hs 126 из отряда 2.(Н)/23, но когда обнаружили вторую такую же машину, в дело попытались вмешаться «мессеры» из отряда 7./JG 53. Капитан Поль Энгле и су-лейтенант Плюбо сбили одного Bf 109, после чего его напарники сочли за благо ретироваться, а «хоки» продолжили патрулирование. Каких-нибудь пять минут спустя на их пути встретились Не 111 – остатки той группы, что была рассеяна пилотами GC I/5. «Бомберов» сопровождали подоспевшие Bf 109E из эскадры JG 76, и французским пилотам вместо того, чтобы довершить начатое коллегами избиение «хейнкелей», пришлось вступить в бой с «мессерами». Снова отличились Плюбо и Энгле, сбившие по одному Bf 109. Немецкие же пилоты по возвращении на базу заявили об уничтожении шести «кертиссов». На деле все Н.75 благополучно вернулись на аэродром, но несколько из них получили повреждения, требовавшие длительного ремонта. На следующий день GC II/4 имела в строю лишь шесть исправных «кертиссов», а пополнения пришлось ждать до 24 мая.

Некоторую активность 18–19 мая проявляла и группа GC I/3, располагавшая несколькими уцелевшими «девуатинами». В частности, 18 мая капитан Шнейдер и сержант Буффье перехватили несколько Do 17 из I/KG 3, записав на свой счет одну достоверную победу. Правда, достоверность эта оказалась относительной – по немецким данным все «дорнье» благополучно вернулись на базу, хотя на одном из них был убит стрелок-радист. Буффье же пришлось садиться на вынужденную, разбив своего D.520, поврежденного оборонительным огнем бомбардировщиков (сам Буффье чудом не пострадал). Утром следующего дня сержант Барберри сбил He-111. В этом случае победы французов оказались не преувеличенными, а преуменьшенными – по немецким данным было сбито два He-111Р из отряда 9./KG 27. Обе машины совершили вынужденные посадки на французской территории. Из девяти членов их экипажей двое погибли, остальные попали в плен, причем один из них вскоре скончался от полученных ран.

По материалам: Харук А.И. Французские истребители Второй Мировой — М.: Яуза: ЭКСМО: 2013. — 112 с: ил.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image