Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Дюнкерк. ВВС Франции против Люфтваффе

Эвакуация английских войск из Дюнкерка

Эвакуация английских войск из Дюнкерка

Первые воздушные бои в воздухе в активной фазе войны Германии против Франции наглядно показали, что Армэ де л’Эр, в отличие от люфтваффе, не способны обеспечить надежное прикрытие своих частей. Немецкая авиация захватила господство в воздухе, оказывая эффективную поддержку наземным частям. А те форсировали р. Мез и 20 мая 1940 года вышли к побережью Ла-Манша, отрезав северную группировку союзнических войск у Дюнкерка. Базировавшаяся на аэродроме Мардик у этого города группа GC I/4 в ночь на 20 мая получила приказ эвакуироваться на аэродром Виллакублэ (под Парижем). Ранним утром 18 исправных «кертиссов» поднялись с Мардика и успешно достигли цели. А вот наземному эшелону GC I/4 не повезло – техники, штабисты и связисты остались в окружении… В тот же день с аэродрома Кале-Марк в Виллакублэ эвакуировали самолеты Блох МВ.152 группы GC II/8. Наземный персонал группы – три офицера, 20 унтер-офицеров и 94 рядовых – 24 мая попали в плен. Впоследствии в подобной ситуации оказалось много других французских авиационных частей: самолеты успевали эвакуировать перед наступающим вермахтом, а наземные специалисты безнадежно отставали и попадали в плен. Естественно, такая ситуация отнюдь не способствовала сохранению боеспособности ВВС Франции Армэ де л’Эр.

Достаточно активно 20 мая действовали те группы, которым пока не пришло менять место дислокации. Однако существенно помешать люфтваффе они не могли из-за раздробленности своих усилий. Так, когда четверка МВ.152 из GC I/1 попыталась атаковать группу Ju-88, прикрывавшие бомбардировщики Мессершмитты Bf-110 сумели не подпустить французов к своим «подопечным» и сбили самолет сержант-шефа Кодера. Этот пилот стал первым погибшим в составе «везучей» GC I/1 за все время с начала войны.

Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju-87 в налете на Дюнкерк

Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju-87 в налете на Дюнкерк

В последующие несколько дней основные усилия вермахта были направлены на запад, а французская армия, разрезанная надвое, пыталась укрепиться на занимаемых позициях. 21 мая наблюдалась вспышка активность авиации с обеих сторон, в результате которой люфтваффе лишилось в воздушных боях 16 самолетов (по французским данным), а Армэ де л’Эр – сразу 25 истребителей (12 Моран-Солнье MS.406, по 6 Девуатинов D.520 и Блох МВ.152, а также одного Хоукер Н.75). Как уже отмечалось, в тот день вступила в бой вторая группа, вооруженная «девуатинами» – GC II/3. Около 12:40 пилоты этой части одержали первую победу, вшестером навалившись на разведчика Хейнкель He-111 из отряда 1.(F)/121 и сбив его. Весь экипаж «Хейнкеля» погиб. Не повезло и «девуатинам» – в горячке боя столкнулись два истребителя. К счастью, оба пилота сумели спастись, выпрыгнув с парашютами. В 14:45 су-лейтенанты Троя и Глейш сбили два мессера Bf-110. В действительности их жертвой стал лишь один «сто десятый», пилот которого (адъютант группы II/ZG 1 лейтенант Нюлле) и его бортстрелок попали в плен. В том же бою «церштереры» подбили Девуатин D.520 аджюдана Бутона, который сумел посадить искалеченную машину, но после этого попал в госпиталь. А четверть часа спустя звено GC II/3 атаковало двухмоторный истребитель «Потэз» Р.631 из ночной эскадрильи ECN 4/13, ошибочно приняв его за Bf-110. «Потэз» получил повреждения, но и сам не остался в долгу – его бортстрелок сбил одного «Девуатина», а пилотировавший его су-лейтенант д’Аркур погиб. Вечером, около 17:00, пилоты GC II/3 записали на свой счет два «дорнье», но, как обычно, заявка оказалась преувеличенной – люфтваффе лишилось только одного Do-17 из штабного звена эскадры KG 3.

Гораздо менее интенсивно действовала другая группа «девуатинов» – GC I/3, ещё не восстановившая свою боеспособность после понесенных потерь. 20 мая сержант Альбер заявил о предположительной победе над Не-111. 21 мая состоялся бой звена «девуатинов» с «мессерами» из III/JG 2. Командир немецкой группы майор Микс сбил самолет су-лейтенанта Паризе, который в тот же день скончался в госпитале. Но и Bf-109E-3 Микса был подожжен су-лейтенантом де Салаберри, и раненому Миксу пришлось сажать «Мессершмитт» в поле, поле чего самолет списали. В тот же день GC I/3 понесла потери от огня немецкой ПВО – зенитки сбили самолет сержанта Косса, который попал в плен.

Третья декада мая характеризовалась постепенным снижением накала воздушных боев: так, 22 мая французские истребители записали на свой счет лишь один(!) сбитый вражеский самолет – разведчик Хеншель Hs-126, потеряв два своих D.520 (по другим данным, в тот день французам удалось сбить три пикировщика Ju-88 из группы Tr.Gr. 186). Помимо снижения активности люфтваффе, одной из причин такой ситуации стало резкое ухудшение морального климата среди французских авиаторов, многие из которых откровенно не горели желанием вступать в бой. Особенно это было заметно на фоне чешских и польских авиаторов, воевавших во французских авиачастях. Один из поляков, воевавших на МВ.152, лейтенант Лашкевич, вспоминал ситуацию, когда, действуя совместно с несколькими французскими пилотами, он обнаружил группу немецких самолетов. Но в атаку за ним никто не последовал! Вернувшись на аэродром, Лашкевич обнаружил своих напарников уже в столовой, распивающих вино… Естественно, относиться к подобным сообщением следует с изрядной долей скепсиса, но факт остается фактом: воздушные бои над Францией случались все реже.

Численное превосходство немецкой авиации начинало сказываться в полной мере. Когда 23 мая несколько «девуатинов» из GC I/3 вылетели на сопровождение разведчика МВ.174 их перехватила большая группа «мессершмиттов», принадлежащих эскадре JG 51. В результате воздушного боя французы лишились двух D.520. Капитан Шнейдер был ранен, а командир эскадрильи капитан Папэ попал в плен. В тех же случаях, когда в бою участвовали примерно равные силы, французы могли оказать вполне достойное сопротивление. 24 мая 11 «хоков» из GC II/5 застали врасплох десятку Bf-109E отряда 4./JG 52. В мгновение ока французы отправили три «мессера»: по одному записали на свой счет лейтенант Пьер Оз, сержант Пьер Одрэн, а третью победу разделили между собой су-лейтенант Ле Стум и сержант Андре Буи. В тот же день четверо пилотов «девуатинов» из GC II/3 сбили Do-17Z из состава 6./KG 2. А 25 мая в аналогичной ситуации не повезло сержанту Жюлю Жуару из GC I/4 – при атаке «Дорнье» он был ранен в ногу и попал в госпиталь. В тот же день удача отвернулась от GC II/4, лишившийся в бою с «мессершмиттами» двух «хоков», столкнувшихся между собой. Оба пилота – сержант Франсуа Дитрих и аджюдан Пьер Вилле – погибли.

Подготовка бомбардировщика Люфтваффе Heinkel He-111 к вылету

Подготовка бомбардировщика Люфтваффе Heinkel He-111 к вылету

Помимо французских истребителей ВВС на севере Франции действовали и небольшие истребительные части морской авиации, в частности, эскадрилья АС2, в начале мая 1940 г. приступившая к перевооружению с двухмоторных «потэзов» Р.631 на одномоторные МВ.151. Первую декаду «блицкрига» Люфтваффе она, по сути, бездействовала на аэродроме в Кале. 21 мая эскадрилья была эвакуирована в Кьеркевиль, а 23-го, наконец, совершила первые вылеты на сопровождение бомбардировщиков «Воут» V156F из эскадрильи АВ1.

26 мая пять «кертиссов» 1-й эскадрильи GC I/4 совместно с несколькими «моранами» из GC III/1 вылетели на «вооруженную разведку». Французам пришлось вступить с бой с двумя десятками Bf-109E из I/JG 21. В итоге было сбито три Н.75. Сержант-шеф Рауль Бес совершил посадку на подбитой машине в поле на вражеской территории и попал в плен. Не избежал плена и выбросившийся с парашютом аджюдан Жан Отелье. А останки лейтенанта Андре Стикуэля нашли только в 1942 г. Две победы, одержанные в том же бою лейтенантом Гилломом, не могли скрасить горечь потерь: из 14 пилотов, числившихся в 1-й эскадрилье GC I/4, к вечеру 26 мая в строю оставалось лишь трое…

Помимо воздушных боев, французские истребители продолжали нести потери от ударов вражеской авиации по аэродромам. Эффективность подобных налетов оценивалась неоднозначно – при надлежащей маскировке и рассредоточении авиационной и наземной техники бомбоштурмовые удары значительного ущерба не причиняли. Но в большинстве случаев французские командиры маскировке и рассредоточению надлежащего внимания не уделяли, и тогда вражеские налеты серьезно подрывали боеспособность авиачастей. Например, 27 мая при налете на аэродром Ланьи было уничтожено 16 MS.406 – более половины имеющегося авиапарка группы GC III/6. В результате её пришлось отвести на юг страны для перевооружения на D.520. «Девуатины» в конце мая получили и ещё две группы – GC III/3 и GC II/7. Их перевооружение происходило прямо на фронте – взамен потерянных «моранов» группы получали новые D.520 и некоторое время действовали смешанным составом. Уже 25 мая отличились новые самолеты GC II/7 – смешанный патруль из MS.406 и D.520 сбил бомбардировщика Хейнкель Не-111.

С 27 мая ситуация на фронте существенно ухудшается для союзников. Британская экспедиционная армия оказалась прижатой к морю у Дюнкерка, и все усилия Королевского флота и Королевских ВВС были направлены на обеспечение её эвакуации. 28 мая капитулировала бельгийская армия. Французских же сил не хватало, чтобы сдержать продвижение вермахта. Армэ де л’Эр оказались в ситуации, подобной ВВС Польши во время сентябрьской кампании 1939 г.: постоянный натиск наземных частей противника вынуждал часто менять аэродромы, бросая и уничтожая те самолеты, которые в других условиях вполне можно было бы отремонтировать и вернуть в строй. Другим следствием такого положения вещей стал отрыв авиации от своих наземных эшелонов – при передислокации самолеты групп прибывали на новые аэродромы без техников, запчастей и другого необходимого. Наземный же компонент, в лучшем случае, прибывал лишь через несколько дней, а в худшем – становился немецкой добычей.

Как следствие, за пять дней – с 27 по 31 мая включительно – французские истребители одержали лишь три победы. Правда, и собственные потери в воздухе за этот период были незначительны: 27 мая сбито три МВ.152, а 31-го – пять D.520. В последнем случае все самолеты принадлежали GC II/3 и были сбиты в одном бою с «мессершмиттами» из групп I/JG 3 и III/JG 53. Четверо французских летчиков были ранены, один из них – аджюдан Феникс – впоследствии скончался в госпитале.

Помимо «девуатинов», продолжались и поставки «хоков». Передача заказчику партии Н.75А-3 позволила не только компенсировать потери в четырех имеющихся группах, но и перевооружить ещё одну – GC III/2, ранее воевавшую на MS.406. 1 июня она прибыла на авиабазу Авор в непосредственной близости от завода в Бурже, где производилась сборка «кертиссов», поставляемых из США. Там её уже ждали 30 новеньких Н.75А-3. Освоение новой техники не заняло много времени, и уже 6 июня группа, возглавляемая команданом Фредериком Гейле, убыла на фронт.

Следует отметить, что «кертиссы» Н.75 служили и в созданном вскоре после начала блицкрига звене ПВО завода SNCAC в Бурже. Основой его летного состава стали заводские летчики-испытатели, а также несколько польских пилотов. Именно последним – сержантам Яну Кремскему и Вацлаву Гирмеру – принадлежит первая победа звена, одержанная 24 мая, когда был сбит Не-111 из отряда 8./KG 51. 5 июня пилоты звена сбили ещё пару «хейнкелей» – на этот раз из эскадры KG 55. Одну победу разделили между собой трое поляков – капитан Бронислав Косиньский, лейтенант Марианн Веселовски и сержант Кремски. А второго Не-111 сбил шеф-пилот SNCAC лейтенант-колонель Марсель Хегелен. Для него это стало 23-й воздушной победой – правда, первые 22 он одержал ещё во время Первой мировой войны!

Интересной страницей боев за Дюнкерк стали действия французской авиации с баз в Великобритании. 27 мая на английский аэродром Лимпн прибыло несколько разведчиков «Потэз» Р.63.11 группы GR I/14, а 30 мая туда же перебросили эскадрилью (13 самолетов) истребителей МВ.152 из состава группы GC II/8. Несмотря на малую продолжительность полета «блохов», расстояние в 275 км от французского Довилля до британского Лимпна истребители преодолели без проблем, хотя садились самолеты на последних каплях горючего, а у двух машин уже на пробеге заглохли двигатели. Однако немедленно начать боевую работу они не смогли: пришлось ждать переброски наземного персонала, запчастей и прочих необходимых материалов. Из Франции пришлось везти даже моторное масло – оказалось, что английское не годится для моторов «Гном-Рон»! Тем временем разведчики совершали вылеты в сопровождении британских «харрикейнов». Наконец, в 14:30 1 июня девятка МВ.152 взлетела для прикрытия одиночного Р.63.11. Задачей последнего была засечка позиций немецких батарей, обстреливающих пляж под Дюнкерком. В то время над Дюнкерком действовали немецкие «юнкерсы» Ju-88A, бомбившие с пикирования корабли и суда в порту. С ними вели бой британские «харрикейны» и «спитфайры», но французские пилоты сгоряча приняли их за Bf-109E и бросились в бой. Естественно, британцы пытались отбиваться. В итоге, «Блох» су-лейтенанта Делокуэ-Форкльта получил 14 пулевых пробоин, но, к счастью, более тяжелых последствий удалось избежать – стороны разобрались в ошибке и сообща принялись за «бошей». Аспирант-шеф Маршо и аджюдан Николь разделили между собой победу над одним Ju-88A, а на обратном пути Николь подстрелил ещё и Не-111 – этот успех засчитали ему как вероятную победу. По немецким же данным в том бою лишь один Ju 88A получил незначительные повреждения.

В 18:00 1 июня восемь МВ.152 взлетели с задачей прикрытия французских пикировщиков V156F, также временно базировавшихся в Англии, на аэродроме Тангмер. Однако истребители своих подопечных найти не смогли, и вскоре вернулись на базу. 2 июня МВ.152 из группы GC II/8 осуществили один патрульный полет над Дюнкерком, не встретив противника в воздухе. На следующий день восемь МВ.152 вылетели в 12:30 для сопровождения собственного разведчика, а в 18:30 совершили ещё один патрульный полет. Ни в том, ни в другом случае воздушных боев зафиксировано не было. 4 июня эвакуация из Дюнкерка завершилась, а 5 июня эскадрилья GC II/8 вернулась во Францию, оставив в Лимпне три неисправных МВ.152.

В первые дни июня бои в воздухе разгорелись с новой силой – вермахт, завершив окружение войск союзников у Дюнкерка, развернул свой фронт на юг, а люфтваффе приступило к авиационной поддержке наступления. С раннего утра 1 июня французские истребители поднимались для перехвата вражеских разведчиков. Около 6:00 три самолета GC I/5, пилотируемые лейтенантами Мишелем Дораном, Томашем Выбиралом (чехом) и сержант-шефом Жереми Брессо сбили Do 17 из дальнеразведывательного отряда 1.(F)/22. Немного позже сержант-шеф Доминик Пензини, взлетев с передовой площадки Шатель-Шеэри, расположенной в непосредственной близости от линии фронта, сбил Hs 126 из отряда 2.(H)/12.

Вскоре после полудня 1 июня над французскими позициями появились бомбардировщики люфтваффе. В 12:30 «девуатины» группы GC II/7 перехватили отряд «хейнкелей» (9./KG 3), сбив три самолета. Эти победы подтверждаются немецкими данными. Правда, Не-111 сумели-таки дотянуть до аэродрома, но их повреждения оказались настолько серьезными, что машины пришлось списать. Около 15:15 другая группа бомбардировщиков из KG 53 была перехвачена южнее Лиона звеном «хоков» из GC I/5. Капитан Аккар со своими ведомыми – лейтенантом Периной и су-лейтенантом Ивом Ле Кальве – действуя согласно уже отработанной тактике, отделил от строя одного Не 111. Но, хотя французам и удалось повредить «хейнкеля», бортстрелки последнего подбили два «кертисса». Ле Кальве удалось посадить свою машину в поле. На самолете Аккара пулями был разнесен козырек фонаря, осколками остекления пилота ранило в лицо. Аккар выбросился с парашютом, но при этом от удара о хвостовое оперение сломал ногу и руку. Упорному «Хейнкелю» уйти не удалось – его добили подоспевшие «девуатины» из GC II/7.

Хейнкель Хе-111. Налеты в рамках операции "Паула"

Хейнкель Хе-111. Налеты в рамках операции "Паула"

Бои второй половины мая и начала июня показали, что схватки с немецкими истребителями, в общем, не отличались по характеру от тех, что время от времени вспыхивали за время «Странной войны». В большинстве случаев они начинались с быстрой атаки той стороны, которая первой обнаруживала противника, а после этого распадались на индивидуальные маневренные бои в стиле «собачьей свалки». Новой для французов стала проблема борьбы с бомбардировщиками, действовавшими сомкнутыми группами по 9–27 самолетов. Хотя эффективность оборонительного вооружения немецких «бомберов» была пониже, чем у американских Боингов Б-17 «Летающих крепостей», пробиться сквозь огонь их бортстрелков было трудно. Даже пушечные истребители далеко не всегда добивались успеха – что уж говорить о Н.75, вооруженных только пулеметами. Например, 2 июня истребители MS.406 из группы GC I/2 преследовали несколько Не-111 на протяжении около 80 км, потеряли одну свою машину, но так и не смогли сбить ни одного бомбардировщика. Ещё труднее «моранам» приходилось со скоростными Ju-88, чья скорость была сопоставимой с этими истребителями. Исключения случались тогда, когда пилотам MS.406 удавалось застигнуть бомбардировщики врасплох – так, 5 июня та же группа GC I/2 сумела без потерь со своей стороны сбить четыре Ju-88.

3 июня 1940 г. люфтваффе осуществили операцию «Паула» – налет 300 бомбардировщиков на важные военные и промышленные объекты в окрестностях Парижа. Французская система оповещения откровенно «прохлопала» противника, и истребители поднялись в воздух уже вдогонку уходящим на базы «бомберам». Группа GC I/5 выслала все свои 19 исправных «хоков» в район Реймса, где они встретили три десятка Дорнье Do-17, сопровождаемых множеством Bf-109 и Bf-110. Прорваться к бомбардировщикам не удалось – численно превосходящие истребители противника сумели связать боем французов. Командир группы командан Жак-Луи Муртэн «сел на хвост» Bf-110 и не прекратил атаку, пока не сбил противника. Ещё одного «сто десятого» уничтожил су-лейтенант Парнье. Следом Парнье сбил и Bf-109, но второй «мессер» зашел ему в хвост. С первых выстрелов немецкому пилоту удалось ранить Парнье, но от, казалось, неминуемой гибели его спас сержант-шеф Брессо, сбивший немца. Парнье и другому участнику боя, лейтенанту Перине, также получившему ранение, удалось посадить свои «кертиссы» в поле. А вот су-лейтенант Пьер Скотт погиб, врезавшись в землю.

Группа GC II/5 3 июня действовала крайне неудачно. Её командир, командан Марсель Хьюг, неверно поняв полученный приказ, выслал на перехват только девять своих машин. Пробиться к вражеским бомбардировщикам с первого захода они не смогли, и, будучи отогнанными «мессершмиттами», больше таких попыток не предпринимали, предпочтя вернуться на аэродром. Более эффективно отработали «девуатины» из GC I/3. Сержант Бербери сбил Bf-109, другие пилоты записали на свой счет три вероятные победы (два Do-17 и Ju-88). Ещё одного «Юнкерса» подбил су-лейтенант Сальва совместно с су-лейтенантом Толлоном из GC I/8, пилотировавшим МВ.152. Вражеская машина, принадлежавшая штабному звену KG 51, совершила вынужденную посадку, а её экипаж, в том числе и командир эскадры оберст Й. Каммхубер, попал в плен. За успех французам пришлось заплатить высокую цену: два пилота GC I/3 – сержант Робер и аджюдан Виншон – погибли, ещё одного D.520 пришлось списать после вынужденной посадки. А вот группа GC II/4 вообще никак не отреагировала на налеты, не проведя 3 июня ни одного воздушного боя.

3 июня отличилась и «польская» группа GC I/145, дислоцировавшаяся на аэродроме Дрё и летавшая на легких «кодронах». Звено в составе команданта де Меримера (француза), лейтенанта Червиньского и су-лейтенанта Жуковского, участвуя в отражении налета на Париж, сбило «Хейнкеля» Не 111 (эту победу засчитали с пометкой «вероятно»). Единственной победы удалось добиться в тот день и пилотам «потэзов» – экипаж Гилье из ECN 2/13 над Компьеном сбил Do-17.

Так вкратце выглядели боевые действия в воздухе французских ВВС против германских Люфтваффе в битве за Дюнкерк.

Победы и потери французской истребительной авиации за период с 20 мая по 4 июня 1940 г.

Дата Количество сбитых самолетов[1]
Разбивка побед по типам самолетов
Количество сбитых истребителей
Разбивка потерь по типам самолетов
20 мая 17 Bf 109 – 4, Bf 110 – 2, Do 17 – 2, Do 215 – 3, He 111 – 3, Ju 88 – 1, Ju 87 – 1 10 MS.406 — 6, H.75 — 1, MB.152 — 3
неидентифицированные- 1
21 мая 16 Bf 109 – 5, Bf 110 – 2, Do 17 – 5, Do 215 – 1, He 111 – 2, Hs 126 – 1 25 MS.406 — 12, H.75 — 1, MB.152 — 6, D.520 — 6
22 мая 11 Do 17 – 1, Ju 88 – 8, Hs 126 – 1 2 D.520 — 2
23 мая 1 Hs 126 — 1 3 MS.406 — 1, D.520 — 2
24 мая 8 Bf 109 – 4, Do 17 – 1, Do 215 – 1, He 111 – 1, Hs 126 – 1 9 MS.406 — 8, P.631 — 1
25 мая 11 Bf 109 – 1, Do 17 – 5, He 111 – 2, Ju 87 – 2, Hs 126 – 1 10 MS.406 — 6, H.75 — 3, D.520 — 1
26 мая 22 Bf 109 – 11, Do 17 – 3, He 111 – 5, Hs 126 – 3 8 MS.406 — 3, H.75 — 3, MB.152 — 2
27 мая 1 Do 17 – 1 3 MB.152 — 3
28 мая 1 Do 17 – 1
29 мая 1 Do 17 – 1
30 мая
31 мая 5 D.520 — 5
1 июня 9 Do 17 – 1, He 111 – 5, Ju 88 – 2, Hs 126 – 1 2 MS.406 — 1, H.75 — 1
2 июня 2 Do 17 – 1, He 111 – 1 3 MS.406 — 1, MB.151 — 1, P.631 — 1
3 июня 17 Bf 109 – 9, Bf 110 – 2, Do 17 – 3, Do 215 – 1, Ju 88 – 1, Hs 126 – 1 18 MS.406 — 2, H.75 — 2, MB.152 — 10, D.520 — 3, P.631 — 1
4 июня 1 Bf 110 — 1
Всего 118 Bf 109 – 34, Bf 110 – 7, Do 17 – 26, Do 215 – 6, He 111 – 19, Ju 88 – 11, Ju 87 – 3, Hs 126 – 10 106 MS.406 — 40, H.75 — 1, MB.151 — 1, MB.152 — 24, D.520 — 19, P.631 — 2
неидентифицированные- 1

По материалам: Харук А.И. Французские истребители Второй Мировой — М.: Яуза: ЭКСМО: 2013. — 112 с: ил.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. по французским данным []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image