Практически до конца 1942 г. территория Италии не подвергалась серьезной угрозе с воздуха. В первые дни после вступления в войну северные районы страны несколько раз бомбила британская авиация, но после капитуляции Франции лишь немногочисленные «Бленхеймы» и «Веллингтоны» с Мальты изредка появлялись над портами Сицилии, над Неаполем и другими крупными городами. Ещё более редкими были рейды бомбардировщиков Армстронг-Уитворт «Уитли» с Британских островов на промышленные центры Северной Италии, призванные «не дать итальянцам забыть о том, что идет война». Все такие налеты осуществлялись ночью, но для противодействия им «Реджиа Аэронаутика» не располагала специализированными ночными истребителями Второй мировой войны. Для решения задач ПВО привлекались обычные самолеты, прежде всего Фиат CR.42, а появившиеся позже ночные модификации — такие, как CR.42CN или Реджиане Re.2001CN — отличались от обычных разве что наличием пламегасителей на выхлопных патрубках да тем, что окрашивались в черный цвет.
Первую ночную победу «Реджиа Аэронаутика» одержала в ночь на 14 августа 1940 г. На защиту Турина, подвергшегося налету британских бомбардировщиков, в 01.45 подняли «Фалько» 150-й группы. Примерно через десять минут после взлета командир 365-й АЭ капитан Граффер смог разглядеть силуэт вражеского самолета, пролетающего над заводом «Фиат». Первый заход оказался неудачным — истребитель попал в спутную струю от винтов бомбардировщика, и Граффер едва не потерял управление. CR.42 даже чиркнул винтом по килю вражеской машины, но все обошлось. Упорный пилот, взлетевший по тревоге буквально в одних трусах и успевший продрогнуть в открытой кабине, сделал второй заход. Открыв огонь, он поразил «Уитли» в правый двигатель и крыло. Тем не менее, самолет, принадлежавший 10-й эскадрилье Бомбардировочного командования, смог лечь на обратный курс и пересечь территорию Франции, но над Ла-Маншем отказал и второй двигатель. Машина упала в воду, командир и второй пилот погибли, но трем другим членам экипажа удалось спастись.
В мае 1941 г. началось формирование секций ночных истребителей при существующих группах, причем не только на территории Италии, но и в Албании и на Додеканезских островах. Первоначально создали девять таких секций, а год спустя их количество достигло 16. На Сицилии, подвергавшейся наибольшей угрозе со стороны вражеских бомбардировщиков, уже к концу 1941 г. актуальной стала задача формирования более крупных частей истребителей ПВО — ведь звено, располагая тремя-четырьмя самолетами, по тревоге могло поднять лишь одну-две машины. 1 октября 1941 г. в Геле на Сицилии была сформирована 171-я группа перехватчиков в составе 301-й и 302-й эскадрилий, вооруженных бипланами CR.42CN. Первого успеха её пилоты добились 28 октября, сбив у Комизо британский «Альбакор» из флотской 828-й эскадрильи. Но при налетах на другие регионы приходилось поднимать в воздух истребители из обычных частей. 28 ноября над Неаполем пара CR.42 сбила «Веллингтон» из мальтийской 104-й АЭ. Эту победу разделили соттотененте Пармеджани (Parmeggiani) и Калафьоре (Calafiore) из 376-й эскадрильи. В ночь на 6 декабря Неаполь вновь подвергся налету 20 «Веллингтонов» из 40-й и 104-й эскадрилий, главной целью которых был Королевский арсенал. На этот раз отличились истребители из 356-й эскадрильи, сумевшие сбить одного бомбардировщика.
В мае 1942 г. была сформирована вторая группа перехватчиков ВВС Италии — 167-я. Она объединила две эскадрильи, ранее существовавшие на правах отдельных, и прикрывавшие Рим и Неаполь — 300-ю и 303-ю. И если вторая летала на CR.42CN, то 300-ю вооружили истребителями «Капрони-Виццола» F.5, построенными в количестве всего 13 единиц. Но и эти машины не имели никакого оборудования для ночных перехватов, что обусловило их невысокую эффективность. Например, в январе 1943 г. истребители группы 23 раза поднимались на перехват, не сумев сбить ни одного самолета. В следующем месяце было выполнено 26 вылетов по тревоге и зафиксирована всего одна победа. Итальянские «ночники» не могли добиться показателей, сравнимых с их немецкими либо британскими коллегами и по той причине, что в Италии отсутствовала сеть наземных радиолокационных станций, и истребителям приходилось действовать без наводки с земли.
После высадки союзников в Северной Африке интенсивность налетов бомбардировщиков на объекты в Италии резко возросла — теперь они могли использовать алжирские аэродромы. Для противодействия им в январе 1943 г. командование «Реджиа Аэронаутика» сформировало Силы истребителей-перехватчиков (Forza Aerea Intercettatori). В их состав вошла 2-я истребительная группа, вооруженная самолетами Re.2001, а также 59-я и 60-я группы 41-го стормо, ранее вооруженного бомбардировщиками Капрони Са.313 и реорганизованного в истребительный в феврале 1942 г. Две последние группы вооружили тем, что было под рукой — одномоторными Фиат CR.42CN и Re.2001CN, полученными из Германии Дорнье Do 217J, часть из которых имели радары. В 60-ю группу попала пара Мессершмитт Bf 110С, а в 59-й эксплуатировался даже трофейный английский Бристоль «Бофайтер». Силы истребителей-перехватчиков предназначались для ПВО промышленных центров севера — Милана, Генуи и Турина. Однако их успехи оказались более, чем скромными. В ночь на 21 ноября 1942 г. капитан Джованни Скальярини (Giovanni Scagliarini) из 233-й АЭ (59-я группа) над Турином на своем CR.42CN сумел сбить четырехмоторный «Галифакс» из британской 76-й АЭ. Это стало последней воздушной победой, одержанной на «Фалько» CR.42. Правда, в ночь на 15 февраля 1943 г. тененте Чезаре Балли (Cesare Balli), также летавший на CR.42CN, подстрелил Авро «Ланкастер» над Миланом, но на этот раз машина на трех двигателях сумела дотянуть домой. Ещё более скромными были успехи пилотов Do 217J — на их счету лишь один «Ланкастер», сбитый в ночь на 17 июля 1943 г. экипажем 235-й АЭ.
Оставьте свой отзыв