Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фиат BR.20 «Cicogna» («Аист»)

Итальянский бомбардировщик Фиат BR.20

Итальянский бомбардировщик Фиат BR.20

Фиат BR.20 «Cicogna» — один из нескольких типов итальянских бомбардировщиков, спроектированных по заданию 1934 г. В основу конструкции, разработанной под руководством Ч. Розателли, был положен пассажирский самолет APR.2, построенный годом ранее. С одной стороны, новый бомбардировщик имел большинство характерных признаков нового поколения — свободнонесущий моноплан, с гладкой обшивкой, убирающимся шасси, экранированными турелями. Двухкилевое оперение позволило свести к минимуму непростреливаемые зоны для верхней пулеметной установки. В качестве силовой установки выбрали новейшие 18-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Фиат» А.80 RC41 (1000 л.с). С другой стороны, Розателли, осознавая возможности итальянской авиапромышленности, не решился пойти на применение сложных штампованных и литых узлов, а также несущей металлической обшивки. Технологически BR.20 был довольно консервативен. Фюзеляж имел каркас, сваренный из стальных труб. Почти четверть обшивки по старинке выполнялась полотном.

Технологическая простота способствовала быстрой постройке опытного образца Фиат BR.20. 10 февраля 1936 г. прототип машины впервые поднялся в воздух. Самолет не имел существенных недостатков в пилотировании, летные характеристики его также вполне удовлетворили конструкторов.

Внедрение BR.20 в производство осуществили довольно быстро — первая серийная машина была выпущена в сентябре 1936 г. Производство продолжалось до июля 1943 г., изготовлено примерно 600 машин.

Основные модификации Fiat BR.20 «Cicogna»

  • BR.20 — двигатели «Фиат» А.80 RC41 (1000 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,7-мм пулемета (1 в носовой башне, 2 в верхней башне, 1 в нижней выдвижной установке); с 21-й серийной машины устанавливалась новая верхняя башня с 1 12,7-мм пулеметом. Масса бомбовой нагрузки — 1600 кг. Экипаж — 4-5 чел. До февраля 1940 г. выпущено 318 самолетов: 235 для «Реджиа Аэронаутика» (включая прототип и 3 самолета, переоборудованных в рекордные машины), 82 для Японии (в феврале-августе 1938 г.) и 1 для Венесуэлы.
  • BR.20M — новая удлиненная носовая часть более обтекаемой формы без пулеметной башни. С февраля 1940 г. по апрель 1942 г. изготовлено 264 самолета.
  • BR.20bis — двигатели «Фиат» А.82 RC32 (1250 л.с). Существенно переработана носовая часть фюзеляжа, увеличен размах крыла. Стрелковое вооружение — 3 12,7-мм пулемета (1 в носовой части, 2 в верхней башне), 2 7,7-мм пулемета в боковых окнах. Масса бомбовой нагрузки — 1600 кг. В марте-июле 1943 г. изготовлено 15 самолетов.

Летно-технические характеристики самолетов Fiat BR.20M

  • Двигатели: Фиат А.80 RC41
  • мощность, л.с.: 1000
  • Размах крыла, м.: 21,56
  • Длина самолета, м.: 16,17
  • Высота самолета, м.: 4,75
  • Площадь крыла, кв. м.: 74,0
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 6400
  • взлетная: 9900
  • Максимальная скорость, км/ч: 432
  • Скороподъемность, м/с: 4,75
  • Практический потолок, м.: 7600
  • Дальность полета, км., максимальная: 3000

Использование Фиат BR.20 «Аист» в годы Второй мировой войны

Фото Фиат Br.20 в полёте

Фотография Фиат Br.20 в полёте

Боевой дебют BR.20, как и многих других типов самолетов «Реджиа Аэронаутика», состоялся в ходе гражданской войны в Испании, участие в которой принимали итальянские пилоты. В мае 1937 г. туда было отправлено 6 таких самолетов (по 3 из состава 7-го и 13-го стормо), а в июле 1938 г. — ещё 7. Машинами укомплектовали две АЭ 35-й смешанной авиагруппы. В боевых действиях BR.20 проявили себя с лучшей стороны — благодаря высокой скорости, они могли действовать без истребительного сопровождения (в отличие от тихоходных Юнкерсов Ju-52/3m и Савойя-Маркетти S.81). Самолеты участвовали, в частности, в Теруэльской битве и сражении на р. Эбро. После окончания гражданской войны 9 уцелевших самолетов передали испанцам.

По состоянию на 10 июня 1940 г. «Реджиа Аэронаутика» располагали 162 самолетами Фиат BR.20 (из них около трети относилось к новой модификации BR.20M). Ими были вооружены 4 стормо — 7-й, 13-й, 18-й и 43-й, дислоцированные на севере Италии. Два из них, 7-й и 13-й, участвовали в боевых действиях против Франции. По одной группе из каждого полка разместили на передовых аэродромах в горах. BR.20 выбрали для этих операций потому, что они неплохо вели себя в турбулентных потоках воздуха, неизбежных в условиях гор. Первый вылет совершили 12 июня — 8 самолетов бомбили базу французского флота в Тулоне. На следующий день итальянцы нанесли три авиаудара, атаковав аэродромы Файенце, Иер и гавань в Тулоне. Боевые вылеты продолжались вплоть до капитуляции Франции.

В сентябре 1940 г. 13-й и 43-й стор-мо с самолетами BR.20M прибыли в Бельгию для участия в налетах на Англию. Первый боевой вылет состоялся в ночь с 24 на 25 октября, когда 16 самолетов отправились бомбить Гарвич. Экипажи оказались недостаточно подготовленными для ночных операций, и оба стормо были переведены на дневные налеты. 29 октября 15 BR.20M без потерь отбомбились по Рамсгейту, но во время следующего налета 11 ноября, целью которого вновь был Гарвич, британские истребители сбили 5 бомбардировщиков. После этого итальянцы вновь перешли к ночным действиям, совершив ещё 8 налетов (последний — 2 января 1941 г.) силами 10-15 самолетов.

В войне против Греции участвовал 37-й стормо, перевооруженный BR.20M к декабрю 1940 г., а также одна из групп 18-го стормо, а в конце кампании к ним присоединился прибывший из Бельгии 13-й стормо. Три стормо, вооруженные BR.20M, в апреле 1940 г. участвовали в войне против Югославии, нанося удары по целям в южной части страны. В мае того же года машины 37-го и 38-го стормо поддерживали десанты на островах Корфу, Занте и Кефалония.

В Северной Африке BR.20M появились лишь весной 1941 г., когда на ТВД прибыла 98-я группа 43-го стормо. 17 марта её самолеты бомбили Бенгази, занятый британскими войсками. Затем последовало еще несколько подобных налетов. В июле 1941 г. 98-ю группу перевели на сопровождение морских конвоев, а на смену ей в Северную Африку прибыл 13-й стормо. Его экипажи совершали налеты на Тобрук и другие цели. При отступлении в начале 1942 г. 13-й стормо понес значительные потери, и в апреле его вывели в Италию для перевооружения. Последней частью с BR.20M, воевавшей в Северной Африке, была 55-я группа — в ноябре 1942 г. она совершала боевые вылеты из Туниса против англо-американских войск, высадившихся в Алжире.

С мая 1941 г. BR.20M привлекались для налетов на Мальту. Практически постоянно против острова действовали две группы «Аистов» на ротационной основе — после нескольких месяцев боевой работы их выводили на отдых, заменяя свежими. Небольшое количество BR.20M в августе 1942 г. — апреле 1943 г. воевало на Восточном фронте в составе 71-й группы взаимодействия с армией. Они использовались, главным образом, как разведчики.

В 1943 г. части, ещё летавшие на BR.20M, перевели на решение второстепенных задач. Два стормо воевали с партизанами в Югославии, ещё несколько частей патрулировали побережье и сопровождали конвои. К моменту капитуляции Италии в сентябре 1943 г. в строю оставалось 67 BR.20 и BR.20M, из них только 13 в Италии, остальные — на Балканах. В дальнейшем они практически не использовались.

Япония в конце 1937 г. заказала 72 Fiat BR.20, а вскоре — ещё 10 машин. Самолеты предназначались для временной замены устаревших бомбардировщиков Ки-1 в ожидании поставок современных Ки-21. Машинами, получившими японское обозначение «И-сики» («тип И»), вооружили 98-й и 12-й сентаи, воевавшие в Китае. Первые боевые вылеты состоялись 5 августа 1938 г., а наиболее интенсивной боевая работа была зимой 1938/39 г. Самолеты участвовали в налетах на города и промышленные объекты Китая. В июне-июле 1939 г. 12-й сентаи участвовал в боях на Халхин-Голе. Японские военные считали «И-сики» неудачной машиной — их не устраивала недостаточная дальность полета и слабое оборонительное вооружение, и вскоре они были заменены Ки-21.

Фиат BR.20 не стал таким распространенным бомбардировщиком, как Савойя-Маркетти S.79 — объем его производства оказался примерно вдвое ниже, чем конкурента. Эти самолеты были примерно равными по летным качествам, массе бомбовой нагрузки, оборонительному вооружению, защищенности (точнее, полному отсутствию бронирования). Но трехмоторный S.79 обладал большим запасом мощности. BR.20 можно сравнить с советским СБ — оба этих самолета в гражданской войне в Испании полностью соответствовали эпитету «скоростной», но к 1940-1941 гг. уже устарели.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image