Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

ВВС Италии против ВВС РККА на Восточном фронте Второй мировой войны

Стремление дуче ни в чем не отставать от нацистской Германии привело к тому, что итальянская авиация успела поучаствовать в боях почти на всех театрах военных действий Второй мировой войны — кроме, разве что, Крайнего Севера и Тихого океана. Поэтому когда Германия напала на СССР уже 30 июня Муссолини предложил Гитлеру свою помощь — и это несмотря на обиду на фюрера, не посчитавшего нужным поставить своего итальянского союзника в известность о плане нападения. 10 июля в Италии началось формирование экспедиционного корпуса CSIR (Corpo di Spedizione Italiano in Russia — Итальянского экспедиционного корпуса в России).

Макки MC.200 на аэродроме Кривой Рог, 1941 г.

Макки MC.200 на аэродроме Кривой Рог, 1941 г.

Наряду с сухопутными соединениями, в состав CSIR включили и авиационные части — 61-ю группу взаимодействия с армией (двухмоторные многоцелевые самолеты «Капрони» Са.311), отдельную дальнеразведывательную эскадрилью с трехмоторными машинами «Кант» Z.1007bis, 22-ю отдельную истребительную группу, а также звено транспортных самолетов (впоследствии развернутое в эскадрилью). Возглавил авиационную группировку колонелло Карло Драго (Carlo Drago).

22-й группой, ранее воевавшей на Балканах, командовал майор Джованни Борцони (Giovanni Borzoni). Помимо трех штатных эскадрилий (359, 562 и 369-й) в её состав включили четвертую — 371-ю, взятую из состава 157-й группы. Каждая эскадрилья располагала дюжиной Макки МС.200 «Саетта», ещё три таких же самолета имелось в управлении группы. Таким образом, всего 22-я группа насчитывала 51 истребитель.

Именно 22-я группа составила авангард авиации CSIR, первой прибыв на фронт. Из Тираны её самолеты в сопровождении пяти транспортников (двух Савойя-Маркетти SM.81 «Пипистрелло» и трех Са.133), перевозивших наземный персонал, 12 августа перелетели на территорию Румынии, на аэродром Тудора. Но последующие две недели истребители провели в бездействии — германское командование не спешило ставить им боевые задачи, считая итальянцев лишней обузой. Лишь 27 августа МС.200 наконец-то получили возможность вступить в бой: возле Кривого Рога истребители атаковали группу советских бомбардировщиков СБ, сопровождаемых истребителями И-16. Оба типа самолетов были хорошо известны итальянским пилотам ещё со времен войны в Испании. А вот их «Макки» существенно превосходили старые «Чирри». Результат не замедлил сказаться: шесть СБ и два И-16 были сбиты, ещё два бомбардировщика и два истребителя были засчитаны как вероятные победы. В последующие дни МС.200 действовали преимущественно как штурмовики. Именно в таком амплуа были понесены первые потери. 28 августа погиб соттотенете Лонгони (Longoni) из 362-й АЭ. А 3 сентября при атаке моста через Днепр советские зенитки сбили сразу три «Саетты».

В сентябре главными задачами для 22-й группы оставались штурмовки наземных целей. Воздушные бои были редки. Тем не менее, итальянские пилоты в течение месяца записали на свой счет восемь сбитых самолетов. В это время МС.200 все чаще подвергались атакам немецких истребителей и обстрелам союзническими зенитками — силуэт «Саетты» уж очень напоминал И-16. Поэтому на машины нанесли элементы быстрой идентификации — желтые полосы на фюзеляже. Законцовки крыльев и капоты двигателей также окрасили в желтый цвет.

В третьей декаде октября 22-я группа перебазировалась в Запорожье. Отсюда «Саетты» летали на сопровождение немецких пикировщиков Юнкерс Ju-87 и разведчиков Хеншель Hs-126. 9 ноября 371-я АЭ была выделена из состава группы и перебазирована в Сталино (ныне Донецк). 11 декабря её сменила 359-я АЭ.

Испортившаяся погода буквально приковала итальянские истребители к земле. В течение ноября-декабря они практически не поднимались в воздух — исключение составили несколько ясных дней на католическое Рождество 24-26 декабря, когда все-таки удалось выполнить немного боевых вылетов. В трех воздушных боях итальянцы записали на свой счет 12 побед ценой потери одного своего пилота — комэска 369-й АЭ капитана Янничелли (Iannicelli). Пилотировать МС.200 с их открытыми кабинами в зимнее время было крайне трудно. К тому же, мотоустановки истребителей, спроектированные в расчете на мягкий средиземноморский климат, доставляли массу проблем. Двигатели воздушного охлаждения требовали длительного прогрева, масло и рабочая жидкость в гидросистеме часто замерзали.

Заправка Макки MC.200 "Саетта" на Восточном фронте

Заправка Макки MC.200 "Саетта" на Восточном фронте

Не принес улучшения и первый месяц 1942 г. Боевая работа 22-й группы возобновилась лишь 4 февраля, когда девять МС.200 из 359-й и 369-й АЭ штурмовали аэродром Красный Лиман. В результате на земле было уничтожено 10 советских самолетов, повреждено 6, а ещё три сбито при попытке взлететь. 24 и 28 февраля состоялись два воздушных боя, в которых было сбито по одному И-16.

С 5 марта 22-я группа, возглавляемая с 13 января 1942 г. майором Джузеппе д’Агостинис (Giuseppe d’Agostinis), действовала в прямом подчинении командования Люфтваффе — «Нахкампфюрер Сталино» (Nahkampffurer Stalino, т.е. «Командование ближней воздушной поддержки Сталино»). В течение этого месяца пилоты группы записали на свой счет 24 уничтоженных в воздухе и на земле советских самолета. На Восточном фронте группа находилась до 3 мая, а 7 мая была выведена в Италию. За 10 месяцев боев пилоты 22-й группы выполнили 608 боевых вылетов на «свободную охоту», 611 — на сопровождение и 172 -на штурмовку.

В рамках подготовки к летнему наступлению итальянское командование провело ротацию. Корпус CSIR был развернут в 8-ю армию (ARMIR — Armata Italiana in Russia, Итальянская армия в России). Численность личного состава возросла с 60 000 до 227 000 человек. Приданный армии авиационный компонент получил название CAFO — Comando Aeronautica Fronte Orientale, т.е. «Авиационное командование Восточного фронта». Но состав его усилить не удалось — главные силы «Реджиа Аэронаутика» были поглощены боями в Северной Африке. В состав CAFO включили лишь две авиагруппы — 21-ю истребительную и 71-ю, вооруженную двухмоторными бомбардировщиками BR.20M. В оперативном отношении соединение подчинили 4-му воздушному флоту Люфтваффе.

21-я группа прибыла на Восточный фронт в мае 1942 г. в штатном трехэскадрильном составе (356, 382 и 386-я АЭ) — то есть, даже более слабом, чем 22-я группа. Командовал ею майор Этторе Фосчини (Ettore Foschini). На вооружении состояли все те же «Саетты». 3 июня она была усилена 361-й эскадрильей, взятой из 154-й группы. Базой стал аэродром Сталино.

Первые боевые вылеты на Восточном фронте новая смена провела 8 мая, когда тройка «Саетт» прикрывала одиночный Hs 126, осуществлявший разведку района Славянск-Маяки. Дебют оказался неудачным — внезапно появившееся из-за туч звено И-16 сбило самолет сержанта маджоре Греко (Greco). А на следующий день началось советское наступление на Харьков. В разгоревшихся ожесточенных боях «Макки» эскортировали немецкие бомбардировщики и разведчики. 27 июня все четыре эскадрильи 21-й группы передислоцировались в Барвенково. А 1 июля в небе над Артемовском состоялся крупный воздушный бой — 15 «Макки» из 382-й и 386-й АЭ атаковали 40 советских бомбардировщиков и штурмовиков. В этом бою итальянским пилотам пришлось наглядно убедиться в том, что Ил-2 — настоящие «летающие танки». Против них оказались бессильными даже крупнокалиберные пулеметы «Саетт».

***

С началом немецкого наступления к Сталинграду, эскадрильи 21-й группы вновь передислоцировались: 356-я и 361-я 23 июля перелетели в Ворошиловград (ныне Луганск), а 382-я и 386-я на следующий день — в Тацинскую. Основные боевые задачи выполнялись над междуречьем Дона и Северского Донца. «Саеттам» становилось все труднее тягаться с новыми советскими истребителями. Так, 29 июля 1942 г. девять МС.200 вылетели на сопровождение пикировщиков Юнкерс Ju-87. Вступив в бой над Калачом с 15 ЛаГГ-3, итальянцы потеряли три истребителя, сбив лишь один ЛаГГ. Спустя сутки в том же районе ситуация повторилась, но на этот раз были сбиты два итальянских и один советский истребитель. Пять погибших летчиков за два дня! Требовалось кардинальное качественное обновление авиапарка. Но новые самолеты поставлялись, прежде всего, в Северную Африку. Лишь в сентябре 1942 г. для 21-й группы было выделено 12 новых «Макки» МС.202 Фольгоре. По прибытии в Ворошиловград их распределили по три машины в каждую эскадрилью группы. В октябре прибыло ещё два «Фольгоре» в варианте фоторазведчика.

Итальянский истребитель Макки MC.200 в Ворошивловграде, 1942 г.

Итальянский истребитель Макки MC.200 в Ворошивловграде, 1942 г.

19 ноября 1942 г. началось советское контрнаступление на Дону. К тому времени 21-я группа располагала 43 исправными истребителями Макки — 32 МС.200 и 11 МС.202. Самолеты летали, главным образом, на прикрытие и поддержку наземных частей.

В середине декабря в связи с приближением Красной Армии, эскадрильи группы были отведены с передовых аэродромов Кантемировка и Миллерово в Ворошиловград.

Последний боевой вылет на Восточном фронте 21-я группа выполнила 17 января 1943 г., когда 25 её самолетов штурмовали наступающие советские войска в районе Миллерово. На следующий день был отдан приказ о возвращении CAFO на родину. Бросив 15 неисправных «Макки» на аэродроме в Сталино, группа через Одессу вернулась в Италию в составе 24 МС.200 и 9 МС.202.

За 17 месяцев боевых действий на Восточном фронте Второй мировой воны истребители 22-й и 21-й групп выполнили 2557 вылетов на «свободную охоту», 1983 — на сопровождение, 1310 — на штурмовку и 511 — на прикрытие наземных войск. Было уничтожено в воздухе и на земле (по итальянским данным) 88 вражеских самолетов.

Лучшим асом Восточного фронта стал капитан Германо ла Ферла (Germano la Ferla), комэск 362-й АЭ, одержавший шесть побед. Собственные боевые потери составили 15-19 истребителей. Подавляющее большинство боевых вылетов выполнили МС.200. На МС.202, по некоторым данным, было осуществлено лишь 17 боевых вылетов, но и потерь «Фольгоре» зафиксировано не было.

Воинские звания «Реджиа Аэронаутика» и их примерные аналоги в ВВС других стран

ВВС Италии «Реджиа Аэронаутика» Королевские британские ВВС ВВС Германии Люфтваффе BBC PKKA
Колоннелло (Colonnello) Груп-кэптен (Group Capitan) Оберст (Oberst) Полковник
Тененте колоннелло (Tenente Colonnello) Уинг-коммандер (Wing Commander) Оберстльойтнант (Oberstleutnant) Подполковник
Майор (Maggiore) Сквадрон-лидер (Squadron Leader) Майор (Major) Майор
Капитан (Capitano) Флайт-лейтенант (Flight Lieutenant) Гауптман (Hauptmann) Капитан
Тененте (Tenente) Флаинг-офицер (Flying Officer) Оберльойтнант (Oberleutnant) Старший лейтенант
Соттотененте (Sottonente) Пайлот-офицер (Pilot Officer) Льойтнант (Leutnant) Лейтенант
Марескальо (Maresciallo) Уоррэнт-офицер (Warrant Officer) Штабсфельфебель (Stabsfeldwebel) Старшина
Сержант маджоре (Sergent Maggiore) Флайт-сержант (Flight Sergeant) Фельдфебель (Feldwebel) Старший сержант
Сержант (Sergent) Сержант (Sergeant) Унтерфельдфебель (Unterfeldwebel) Сержант
Примо авьере (Primo Aviere) Лидинг-эйрмэн (Leading Airman) Унтерофицер (Unteroffizier) Младший сержант
Авьере (Aviere) Эйрмэн (Airman) Флигер (Flieger) Рядовой

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image