Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

6-й гвардейский Севастопольский дважды Краснознамённый истребительный авиаполк (6-й ГвИАП ВВС ВМФ)

В ноябре-декабре 1939 г. в составе 62-й ИАБ ВВС ЧФ в Евпатории был сформирован 8-й истребительный авиационный полк пятиэскадрильного состава. На вооружение полк получил: 1-я АЭ — новые истребители И-16 с завода, а 2-я, 3-я, 4-я и 5-я АЭ — уже видавшие виды И-15бис, И-153 и И-16 ранних модификаций из других частей ВВС ЧФ.

После присоединения Бессарабии к СССР, в августе 1940 г. из состава 8-го ИАП ВВС ЧФ была выделена одна истребительная эскадрилья и перебазирована из Крыма на аэродром Измаил. На новом месте эскадрилья была включена в состав вновь формируемой Дунайской военной флотилии и получила собственный номер — 96-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья.

В конце 1940 г. ещё одна эскадрилья полка (5-я АЭ) была выделена из его состава. Она стала отдельной частью и именовалась теперь 93-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей, подчинённой командиру Керченской ВМБ. Вместо неё в полку в феврале 1941 г. была сформирована новая, 5-я АЭ под командованием ст. лейтенанта М.Н.Миролюбова, получившая на вооружение устаревшие истребители И-15бис. Эта эскадрилья, состоящая из молодых лётчиков и старой техники, получила статус учебной.

В мае 1941 г. полк перебазировался на оперативный аэродром Кача-3 и вошёл в состав 62-й ИАБ ВВС ЧФ. В нём насчитывалось в это время 37 И-16, 9 И-15бис, 16 И-153. Две эскадрильи полка к началу войны находились в стадии формирования.

1 июня 1941 г. 3-я АЭ была обращена на формирование 3-го УРАП ВВС ЧФ. Её командир капитан К.Д.Денисов был назначен командиром 3-й АЭ в 32-й ИАП ВВС ЧФ.

По состоянию на июнь 1941 г., в составе полка, дислоцирующегося на Качинском аэроузле, имелось 9 И-15бис, 16 И-153, 37 И-161.

На 22 июня 1941 г., по оперативной готовности №2, полк базировался на аэродромах рассредоточения — Фрайдорф (одна АЭ) и Евпатория (три АЭ). Эскадрильями полка командовали: 1-й АЭ — капитан Ф.И.Демченко, 2-й АЭ — капитан Щербаков, 4-й АЭ — майор Чесноков, и 5-й АЭ — майор Пислегин.

Свои первые боевые вылеты в начинавшейся войне выполнили ночью 22 июня с аэр. Кача истребители И-16 1-й АЭ, под командованием капитана Демченко. До середины сентября 1941 г. полк осуществлял воздушное прикрытие главной базы флота Севастополь с этого аэродрома.

К концу июля 1941 г. в полку была сформирована новая 3-я АЭ, командиром которой в сентябре был назначен капитан К.Д.Денисов.

До конца июля в полк поступило некоторое количество новых самолётов Як-1 (в 5-ю АЭ) и ЛаГГ-3 (во 2-ю АЭ).

С началом обороны Одессы, в сентябре 1941 г., для прикрытия города, часть сил 8-го ИАП была направлена в распоряжение командования Одесского оборонительного района:

—  10 сентября 1941 г. — часть 1-й АЭ (12/12 И-16);

— 20 сентября 1941 г. — оставшаяся часть 1-й АЭ (14/14 И-16) и часть 5-й АЭ (2/2 Як-1).

Эти силы разместились в Одессе, войдя в оперативное подчинение командиру 69-го ИАП ВВС КА.

26 сентября 1941 г. основная часть 2-й АЭ 8-го ИАП была переброшена на аэр. Сарабуз. В это же время во Фрайдоровскую авиагруппу были включены 4-я АЭ и оставшаяся часть 2-й АЭ (10 И-153, 3 И-16, ЗЛаГГ-3).

С 30 сентября 1941 г. на Тендровской Косе был сооружён импровизированный аэродром, на который перебазировали 6 И-153 полка. Оттуда истребители вылетали на перехват немецких бомбардировщиков, пытавшихся бомбить наши позиции в северной части Крымского полуострова.

В сентябре-октябре 1941 г. 3-я АЭ полка действовала в составе Фрайдоровской авиагруппы. На её вооружении первоначально имелось 4 И-16 и 12 И-15бис. Кроме того, для восполнения потерь эскадрилья получила три корабельных самолёта-разведчика КОР-1 (Бе-2), поставленных на колёсное шасси. Два из них вскоре сбили истребители противника, а третий самолёт передали в 11-й ШАП ВВС ЧФ. За полтора месяца боевых действий в составе авиагруппы эскадрилья потеряла в воздушных боях и от огня зенитной артиллерии 20 самолётов, погибли 14 лётчиков, и ещё 8 были ранены.

До 13 сентября 3-я АЭ полка базировалась на аэр. Кача, откуда она перелетела на аэр. Фрайдорф, где оставалась до 15 сентября. Далее она перебазировалась на аэр. Смидовичи, где была до 13 октября, а оттуда — на аэр. Тереклы-Конрад, до 17 октября.

До 27 октября 1941 г. 3-я АЭ вновь размещалась на аэр. Смидовичи, откуда перелетела на аэр. Старые Лезы до 30 октября. Следующим аэродромом эскадрильи стал Нижний Чоргунь, до 8 ноября.

3 октября 1941 г., ввиду больших потерь, эти подразделения были исключены из состава Фрайдоровской авиагруппы.

При эвакуации из Одессы, 13 октября 1-я АЭ полка под командованием капитана Демченко вылетела в Крым. При перелёте в сложных метеоусловиях и наступающих сумерках только 3 самолёта (2 Як-1 и 1 И-16) смогли благополучно достичь полевого аэр. Конрад в Крыму. Остальные самолёты либо разбились при посадке, либо пропали без вести (в том числе и самолёт командира эскадрильи).

С 1 ноября все наличные силы 8-го ИАП собрались на аэр. Нижний Чоргунь в 20 км от Севастополя. Остатки полка свели в две эскадрильи (2-я АЭ, на И-153 и И-15бис, и 3-я АЭ, на И-16) и с 7 ноября их включили в состав авиагруппы Севастопольского оборонительного района. При этом 2-я АЭ перебазировалась на аэр. Куликово Поле. Всего в это время в полку оставалось 17 самолётов, которые использовались, в основном, в качестве штурмовиков.

Со 2 ноября самолёты полка начали дежурить ночью на вновь построенном аэродроме Херсонес.

К 6 ноября уцелевшие И-153 с Тендровской Косы также были перебазированы в Севастополь, на аэродром Куликово Поле.

8 ноября оставшиеся на аэр. Нижний Чоргунь самолёты 8-го ИАП перебазировались на аэр. Херсонес. В это время в 3-й АЭ имелось всего 3 И-16, а в 5-й АЭ — 2 Як-1. Для восполнения потерь в полк передали самолёты И-16 из расформированных 96-й и 101-й ОИАЭ ВВС ЧФ. Кроме того, несколько новых истребителей Як-1 были получены с авиазавода в Саратове.

В первой декаде ноября 2-я АЭ (бывш. 4-я АЭ) самолётов И-153, под командованием капитана П.С.Пономарёва, перелетела с аэр. Куликово Поле на аэр. Херсонес.

В конце ноября 1941 г. в полк была включена 5-я АЭ 32-го ИАП ВВС ЧФ, на самолётах Як-1, под командованием капитана М.Авдеева (стала 1-й АЭ полка), базирующаяся на аэр. Херсонес. В декабре в неё передали остатки самолётов из 9-го, 32-го и 62-го ИАП, и к середине месяца в ней собралось 22 Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3.

В декабре 1941 г. два самолёта И-16 из 3-й АЭ оборудовали бортовыми фотоаппаратами ФАИ-3 и стали активно использовать для ведения аэрофоторазведки. Эти задачи успешно решали пять лётчиков эскадрильи: И.Белозёров, Н.Сиков, А.Касабьянц, А.Колесников и В.Клюков. Тогда же в состав 8-го ИАП включили 2-ю АЭ 7-го ИАП и 87-ю ОИАЭ ВВС ЧФ.

30 мая 1942 г. в состав 8-го ИАП, для усиления обороны г. Севастополя, была включена одна АЭ из 62-го ИАП ВВС ЧФ (10 экипажей под командованием капитана К.Д.Денисова), которая перелетела на аэр. Херсонес.

30 июня и 1 июля 1942 г., при эвакуации из Севастополя, остатки полка, вместе с уцелевшими самолётами других частей Севастопольской авиационной группы, перелетели на аэр. Анапа. (Всего перелетело 9 Як-1, 7 Ил-2, 4 И-16, 3 И-153, 1 ЛаГГ-3, 1 У-2). Позднее, по мере отступления советских войск к предгорьям Кавказа, полк передислоцировался на аэр. Геленджик.

По состоянию на 3 июля 1942 г., в составе полка оставался всего один исправный самолёт Як-1, который находился на аэр. Гудауты!

С 14 сентября 1942 г., на основании приказа НК ВМФ СССР №73 от 03.04.1942 г., «за проявленную отвагу… за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава», проявленные при обороне Севастополя, 8-й ИАП был преобразован в 6-й гвардейский истребительный авиационный полк.

12 октября 1942 г. полк убыл с аэр. Геленджик в тыл, на переформирование и перевооружение на самолёты Як-1.

В марте 1943 г. полк вернулся на аэр. Геленджик, завершив переучивание. Он вошёл в состав морской авиационной группы Новороссийского оборонительного района (МАГ НОР), которая в мае была переформирована в 11-ю ШАБ ВВС ЧФ.

По состоянию на 25 марта 1943 г., в составе 6-го гв. ИАП числилось 24/15 самолётов Як-1.

С 25 апреля 1943 г. полк, вооружённый истребителями Як-1, из 62-й истребительной бригады передали в состав 11-й штурмовой авиабригады ВВС ЧФ (с 9.07.1943 г. — 11-й ШАД).

До июня 1943 г. 6-й гв. ИАП на Як-1 выполнял задачи по прикрытию ВМБ Геленджик, кораблей и войск в районе Мысхако, а также сопровождению вылетов штурмовой авиации флота. В это же время одна эскадрилья полка дежурила на аэр. Мысхако.

В Битве за Кавказ только с января по июль 1943 г. лётчики 6-го гв. ИАП провели 220 воздушных боёв, сбили 86 самолётов, в том числе, 41 бомбардировщик и разведчик, 45 истребителей. При этом полк потерял 23 лётчика и 33 самолёта.

В июле 1943 г. 6-й гв. ИАП, весьма потрёпанный в тяжелейших боях, был заменён в Геленджике 9-м ИАП и выведен для перевооружения и переформирования в тыл, на аэр. Гудауты.

В начале октября 1943 г. личный состав полка прибыл в Адлер, куда по железной дороге доставили 36 новых самолётов Як-9д с авиазавода. Там самолёты были собраны бригадами техсостава и облётаны лётчиками полка. Новые самолёты полка получили индивидуальные отличительные знаки. Вот как об этом пишет в своих мемуарах «Морские истребители» генерал-полковник авиации В.И.Воронов:

 

«…На всех самолётах полка на боковом капоте мотора был нарисован Гвардейский знак. Кроме того, на самолёте командира полка, по желанию самого Авдеева, кто-то из самодеятельных художников нарисовал орла с полурасправленными крыльями. Это событие связывали с тем, что с первых дней войны позывным лётчиков авиаполка неизменно был «Орёл», с добавлением бортового номера самолёта…

На самолёте майора С.Войтенко нарисовали белую стрелу во всю длину фюзеляжа. Командир первой эскадрильи имел одну белую полосу вокруг фюзеляжа, командир второй — две, а нашей, третьей, — три полосы. Остальные самолёты полка имели порядковый номер во весь фюзеляж, чтобы были легко отличимы в воздухе.

На киле самолётов, лётчики которых имели на боевом счету сбитые самолёты, техники рисовали между лучами красной звезды маленькие звёздочки, по числу побед. На борту «Орла» — самолёта командира полка Авдеева, горели четырнадцать звездочек, на самолётах Г.Москаленко и М.Гриба — более десяти, у командира нашей эскадрильи — пять… Самым большим номером в полку был «31» — самолёт мл. лейтенанта В.И.Воронова».

 

В преддверии октябрьских праздников 1943 г. 3-й АЭ полка постановлением Военного Совета ЧФ было присвоено имя её погибшего в воздушном бою в мае 1943 г. командира — майора Г.И.Матвеева.

7 декабря 1943 г. 6-й гв. ИАП, составом трёх эскадрилий на самолётах Як-9, перебазировался на аэр. Анапа, сменив там 9-й ИАП, понёсший к тому времени значительные потери в личном составе и авиационной технике. Совместно с ним на этом же аэродроме разместился 47-й ШАП 11-й ШАД ВВС ЧФ, прикрывать самолёты Ил-2 которого и стало главной задачей истребителей полка.

22 января 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР, «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество», 6-й гв. ИАП был награждён орденом Красного Знамени. К тому времени на его боевом счёту было более 200 уничтоженных на земле и в воздухе самолётов противника, 32000 солдат и офицеров, большое количество боевой техники.

В начале 1944 г. в составе полка появилась именная эскадрилья, самолёты для которой были приобретены на средства, собранные по инициативе чаеводов колхоза имени В.И.Ленина Адлерского района. По просьбе колхозников, эскадрилью назвали «Адлерский патриот», а командиром её назначили уроженца Кубани, Героя Советского Союза Стефана Ефимовича Войтенко.

В феврале 1944 г. истребители полка участвовали в боях по освобождению Керченского п-ова, выполняя прикрытие штурмовиков Ил-2 11-й ШАД, наносящих удары по портам Феодосия и Керчь.

10 февраля полк получил боевую задачу: совместно с 25-м ИАП прикрывать десант советских войск в районе Керчи от налётов противника, и в течение двух последующих дней лётчики полка вели ожесточённые воздушные бои над Керчью.

В марте 1944 г. 6-й гв. ИАП, в основном, выполнял боевую задачу по прикрытию штурмовиков 8-го гв. ШАП и 47-го ШАП 11-й ШАД ВВС ЧФ, которые уничтожали плавсредства противника в портах Феодосия и Киик-Атлама.

По состоянию на 1 апреля 1944 г., в составе 6-й гв. ИАП имелось 25/23 Як-9 и 3/3 Як-1.

С началом операции советских войск на Керченском п-ове, 11 апреля 1944 г. самолёты полка выполняли прикрытие штурмовиков дивизии, которые наносили удары по объектам противника в Феодосии и Судаке. Кроме того, на них также была возложена воздушная разведка в районе Ялты.

14 апреля полку была поставлена необычная задача: обнаружить в море группу наших торпедных катеров, которые совершали переход из Геленджика в Скадовск. В условиях тумана, истребители справились с этой задачей.

16 апреля были выполнены последние боевые вылеты с аэр. Анапа, так как линия фронта в Крыму находилась уже за пределами радиуса штурмовиков 11-й ШАД. В это время в полк поступили новые самолёты Як-9, которыми восполнили потери прошедших месяцев.

18 апреля 1944 г. 6-й гв. ИАП вместе с 47-м ШАП был перебазирован на недавно освобождённый крымский аэр. Саки. По прибытии на новое место, полк сразу же включился в боевую работу по прикрытию штурмовиков, наносящих удары по немецким позициям под Севастополем.

С 18 мая 1944 г., на основании приказа НК ВМФ №03391 от 13.05.1944 г., в связи с убытием 11-й ШАД на Балтику, 6-й гв. ИАП стал отдельным полком и перешёл в непосредственное подчинение командующего ВВС ЧФ. В это время он получил пополнение в личном составе и авиатехнике.

В конце июня 1944 г. 6-й гв. ИАП перебазировался на аэр. Медново (с. Гросс-Либенталь) в 17 км от Одессы. На вооружении полка находился 41 самолёт Як-9д и Як-9у. В его задачу входило оказание содействия войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов при форсировании Днестровского лимана и р. Дунай, нанесение массированных ударов по ВМБ Констанца и Сулина.

22 июля 1944 г., за образцовое выполнение заданий командования, за мужество и героизм, проявленные при освобождении Севастополя, приказом ВГК №0202 6-му гв. ИАП, вместе с другими частями ВВС ЧФ, присваивается почётное наименование «Севастопольский».

К началу Ясско-Кишинёвской наступательной операции советских войск, во второй половине августа 1944 г. в составе полка насчитывался 41 истребитель Як-9. На период операции 6-й гв. ИАП был передан в оперативное подчинение командиру 13-й ПАД ВВС ЧФ. Его задачей было прикрытие самолётов Пе-2 29-го ПАП.

С началом наступления советских войск на Ясско-Кишинёвском направлении, 20 августа 1944 г. 13-я ПАД всем составом нанесла массированный удар по ВМБ Констанца. На следующий день были нанесены ещё два удара. Пикировщиков прикрывали истребители Р-39 «Аэрокобра» 43-й ИАП и Як-9 6-го гв. ИАП.

22 августа полк прикрывал пикировщики 13-й ПАД в их ударе по портам Галац и Браилов. Вскоре в полк прибыло два новых истребителя Як-3, и лётный состав приступил к их изучению.

29 августа 1944 г. 3-я АЭ 6-го гв. ИАП совершила вылет на захват румынского аэр. Мамайя. Шестёрка истребителей Як-9, под командованием ГСС капитана М.И.Гриба, с механиками, вооружёнными автоматами, в техотсеках, приземлилась в Мамайе, и подготовила его к приёму остальных самолётов полка. 30 августа туда перелетел весь полк.

В первых числах сентября группа лётчиков полка, изучивших Як-3, была направлена в Тбилиси для получения новых самолётов. В кратчайший срок в Мамайю было перегнано 40 истребителей, с пятью промежуточными посадками. За время перегона только один раз произошёл инцидент с отказом двигателя: при полёте над Днестровским лиманом у лётчика Б.Акулова заклинило мотор. Самолёт приводнился на мелководье, и лётчик спасся на выступающей из воды хвостовой части.

8 и 9 сентября 1944 г. самолёты Як-9д полка осуществляли прикрытие десанта, высаженного посадочным способом с самолётов ГСТ и «Каталина» ВВС ЧФ в болгарских портах Варна и Бургас. Истребители полка обследовали площадку у болгарского селения Балчик, которую планировалось использовать для базирования 6-го гв. ИАП, но она оказалась непригодной для этих целей.

После 9 сентября 1944 г. боевые действия на Чёрном море прекратились, и полк приступил к плановой боевой подготовке.

Всего за годы войны лётчиками полка выполнено 21560 боевых вылетов, в которых было уничтожено 300 самолётов противника.

25 сентября 1944 г. указом ПВС СССР, за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за гг. Тульча и Сулина, 6-й гв. ИАП был награждён вторым орденом Красного Знамени.

На аэр. Мамайя лётчики полка постоянно несли боевое дежурство. Одновременно активно велась боевая подготовка и ввод в строй молодого пополнения из училищ. В боевом составе полка в это время находилось 36/36 Як-3 и 5/4 Як-9.

В годы войны звания Героя Советского Союза были удостоены лётчики полка: М.В. Авдеев, К.С. Алексеев, И.П.Белозёров, Ф.Ф.Герасимов, С.Е.Войтенко, М.И.Гриб, К.Д.Денисов, М.М.Кологривов, Г.В.Москаленко.

По состоянию на 1 января 1945 г., 6-й гв. ОИАП дислоцировался на румынском аэр. Мамайя вблизи Констанцы.

В феврале 1945 г. 6-й гв. ИАП перебазировался на аэр. Херсонес, и с 4 по 11 февраля принимал участие в обеспечении Ялтинской встречи глав государств антигитлеровской коалиции. После окончания встречи полк вернулся на аэр. Мамайя, в Румынию. Там он базировался вплоть до весны 1946 г.

В апреле 1946 г. полк вернулся на Родину и стал базироваться на аэр. Медново (Гросс-Либенталь) под Одессой. В связи с истечением сроков эксплуатации истребителей Як-3, отличавшихся весьма малым ресурсом, в эскадрильях полка осталось всего по нескольку старых самолётов Як-9, и ещё в управлении полка были самолёты УТ-2 и У-2. Чтобы скомпенсировать убыль авиатехники, полк получил истребители Р-39 «Аэрокобра».

В середине 1947 г. 6-й гв. ОИАП в очередной раз перевооружается на американские самолёты Белл Р-63 «Кингкобра», и несколько позже — на отечественные Ла-11. В октябре того же года полк из Одессы перебазируется в Крым, на аэр. Кача, войдя в состав 4-й ИАД ВВС ЧФ.

В 1950 г. на вооружении полка состояли следующие типы самолётов: Ла-11, Р-63, УТ-2, Як-12, Як-11, Р-39у. В конце того же года в полк начали поступать новые реактивные самолёты: УТИ Як-17 и МиГ-15.

19 января 1951 г. были собраны и облётаны первые самолёты МиГ-15, после чего началось переучивание на них личного состава полка. Переучивание было закончено в апреле 1951 г.

По состоянию на 1 января 1954 г. 6-й гв. ИАП базировался на аэродроме Кача. К этому времени он перевооружился на истребители МиГ-17.

В феврале 1957 г. 9 самолётов МиГ-17 и 11 лётчиков 53-го ИАП 181-й ИАД ВВС ЧФ были перебазированы на аэр. Кача, где вошли в состав 6-го гв. ИАП 4-й ИАД ВВС ЧФ. Вместо них, 11 февраля 10 самолётов МиГ-17п и ^лётчиков полка, были переданы в 53-й ИАП, который уходил в ПВО страны.

27 марта 1960 г., в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР», 6-й гв. ИАП на аэр. Кача был расформирован. Часть личного состава полка была обращена на укомплектование 853-го отдельного вертолётного полка Авиации ЧФ.

Наименования авиаполка в разные годы

  • 6-й гвардейский истребительный Севастопольский дважды Краснознамённый авиационный полк
  • 8-й истребительный авиационный полк

На вооружении полка состояли самолёты: И-15, И-153, И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-9, Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Ла-11, МиГ-15, МиГ-17, У-2, УТ-2, Як-7у, Як-11, Як-12, УТИ Як-17.

Командиры авиаполка в разные годы

  • К.И.Юмашев (1939 г. — февраль 1943  г., погиб)
  • ГСС М.В.Авдеев (май 1943 г. — октябрь 1944 г.)
  • И.В.Локинский (октябрь 1944 г. — ноябрь 1945 г.)
  • И.П.Караваев (ноябрь 1945 г. — апрель 1947 г.)
  • И.В.Локинский (апрель 1947 г. — ноябрь 1949 г.)
  • Г.Н.Титов (ноябрь 1949 г. — ноябрь 1951 г.)
  • К.А.Степочкин (с 1954 г.)

Источники:

Примечания:
  1. В книге А.Платонова «Борьба за господство на Чёрном море», с. 325 (М.: Вече, 2010) указан другой состав полка: 3 МиГ-1, 41 И-16, 22 И-153 и 19 И-15бис. []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image