Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

11-й гвардейский Николаевский дважды Краснознамённый истребительный авиаполк (11-й ГвИАП ВВС ВМФ)

Эта авиационная часть стала первым истребительным полком ВВС ЧФ, формируемым при переходе Авиации ВМФ на новую организационно-штатную структуру весной 1938 г. Хотя его история началась гораздо раньше — в 1921 г., сразу после окончания Гражданской войны.

2 марта 1938 г., на основании приказов командующего ЧФ №0021 от 27.04.1938 г. и НК ВМФ СССР №0036 от 20.08.1938 г., в составе ВВС ЧФ был сформирован 32-й истребительный авиационный полк (I). Он был развёрнут на базе 24-й ОИАЭ и 29-й ОИАЭ ВВС ЧФ, базирующихся на аэродром Евпатория. Новый полк формировался составом четырёх эскадрилий и получил на вооружение истребители И-16 (1-я и 2-я АЭ) и И-15бис (3-я и 4-я АЭ). Командиром полка был назначен майор Стукалов, а командирами эскадрилий — лётчики Шевченко, Гаврилов, Лисицын, Кановенко.

Летом 1938 г. 3-я и 4-я АЭ на истребителях И-15бис, под руководством помощника командира полка Н.З.Павлова, осваивали новый оперативный аэродром Бельбек. Осенью того же года полк участвовал в крупных манёврах ЧФ, где были задействованы различные рода войск. Это стало первым значительным событием в истории полка. Личный состав получил благодарность командования флотом.

В конце 1938 г. часть подготовленных лётчиков полка была отправлена на Дальний Восток, где они вошли в состав частей истребительной авиации ВВС ТОФ.

С 1939 г. полк приступил к охране ВМБ Севастополь с воздуха. Дежурные звенья эскадрилий содержались в готовности к вылету №1, при этом одно звено дежурило на аэродроме Бельбек. Летом полк рассредоточивался и на другие аэродромы — Джанкой и Владиславовка.

В середине 1939 г. полк вошёл в состав вновь сформированной 62-й истребительной авиационной бригады ВВС ЧФ, штаб которой разместился там же, на аэр. Евпатория.

В июле 1939 г. группа лётчиков полка (К.П.Бухтияров, И.Е.Собкин, С.Ф.Гладышев, Ф.И.Кожевников, К.И.Липовецкий) убыла в Москву. Там, на базе экипажей 32-го ИАП ВВС ЧФ и 5-го ИАП ВВС БФ, была сформирована истребительная эскадрилья. Из Москвы эта эскадрилья транспортными самолётами была перевезена в Монголию, в Тамцаг-Булак.

В августе 1939 г. лётчики этой эскадрильи принимали участие в боевых действиях на Халхин-Голе. Трое авиаторов 32-го ИАП (К.П.Бухтияров, И.Е.Собкин, С.Ф.Гладышев) были отмечены правительственными наградами.

С осени 1939 г. в командование полком вступил майор Н.З.Павлов, а командирами эскадрилий были Собкин, Мартыненко, Кожевников, Проненко.

Осенью 1939 г. 10 лётчиков полка были прикомандированы к 5-му ИАП ВВС БФ. Среди них были: капитан Артемьев, ст. лейтенант Костра, лейтенанты Владимирский, Бакарев, Борисов, Башкиров; мл. лейтенанты Багеев, Афонин; и другие. Эта особая группа под командованием Артемьева осуществляла ночное патрулирование над главной базой БФ на И-15бис. В последующем она перешла к выполнению боевых вылетов на бомбардировку позиций противника. Из авиаторов, откомандированных на Балтику, 14 февраля 1940 г., при выполнении атаки финских позиций на самолётах И-15бис, от огня зенитной артиллерии погибли: капитан Пётр Григорьевич Артемьев (в последствии награждён орденом Ленина), ст. лейтенант Владимир Михайлович Костра, мл. лейтенанты Михаил Арсеньевич Багеев и Николай Филиппович Афонин.

По итогам боевой подготовки, в конце 1939 г. 32-й ИАП занял 1-е место среди частей ВВС ВМФ.

С начала 1940 г. 3-я и 4-я АЭ перевооружились на истребители И-153, а 2-я АЭ — на И-16 с мотором М-63. В это время в полку начала формироваться 5-я АЭ во главе с капитаном Петровым, в которую выделили подготовленные экипажи из других эскадрилий.

Весной 1940 г. командование ЧФ выделило 5-ю АЭ в самостоятельную боевую единицу, убывшую из состава полка. На её место в августе была вновь сформирована 5-я АЭ, под командованием капитана И.С.Любимова.

Летом 1940 г. лётный состав полка освоил новые оперативные аэродромы — Фрайдорф (1-я АЭ) и Княжевичи (4-я АЭ). Вскоре до 90% экипажей были боеготовыми днём и ночью.

В первой половине июня 1941 г. проводились учения ЧФ, которые завершились 18 июня. В этих учениях принял участие 32-й ИАП всем составом.

На 25 мая 1941 г. 32-й ИАП базировался на аэр. Евпатория, Кача и Бельбек. В нём насчитывалось 33 самолета И-16, 29 И-153, 3 И-15бис и 87 боеготовых экипажей. К этому времени он имел наибольший уровень лётной подготовки среди частей и подразделений истребительной авиации ЧФ.

Накануне войны в 1-ю АЭ, помимо 8 И-16, поступили 12 новых самолётов МиГ-1 и МиГ-3. Представители полка приняли их от авиазавода №1, но только 1 МиГ-1 и 2 МиГ-3 успели собрать и облетать непосредственно в части. Остальные машины утром 22 июня ещё находились в упаковке в разобранном виде. В начале июля все новые самолёты были введены в строй. Эскадрилья дислоцировалась на аэродромах Кача (МиГ-1 и МиГ-3) и Бельбек (И-16).

Ещё в мае 1940 г. 2-я АЭ полка на аэр. Евпатория, вооружённая истребителями И-16, решением командования Авиации ВМФ была определена в качестве эскадрильи специального назначения для системы «Звено СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) конструкции В.С.Вахмистрова. Ею командовал капитан А.В.Шубиков. Кроме самолётов И-16, в данную систему входили самолёты ТБ-3 из отдельного транспортного авиационного отряда ВВС ЧФ (далее стал именоваться 18-м ОТАО), который дислоцировался на аэродроме Евпатория. В отряде имелось 5 самолётов данного типа. Лётчики 2-й АЭ полка Б.М.Литвинчук и Е.М.Рыжов первыми освоили применение самолётов И-16 в качестве пикирующих бомбардировщиков «Звена». В последующем данную систему освоили и другие лётчики эскадрильи. Освоение системы продолжалось до января 1941 г. Часть самолётов 2-й АЭ, которые не использовалась в качестве пикировщиков, размещалась на аэродроме Бельбек под Севастополем.

На этом же аэродроме базировались 3-я АЭ, вооружённая самолётами И-153, и звено управления полка. Она специализировалась на ночных действиях. Командир эскадрильи — капитан К.Д.Денисов. Там же располагалось и звено управления полка.

Ещё две эскадрильи (4-я и 5-я АЭ) были вооружены истребителями И-15бис, И-153 и выполняли функции учебных подразделений полка.

В мае 1941 г. в полк стали поступать истребители МиГ-3. Первыми на них стали переучиваться лётчики 1-й АЭ.

Накануне Великой Отечественной войны полк был переведён в оперативную готовность №2.

22 июня 1941 г. эскадрильи полка были рассредоточены по трём аэродромам. На аэр. Бельбек дислоцировались 2-я и 3-я АЭ (частью сил), 4-я АЭ (всем составом) и 5-я АЭ (частью сил) АЭ. 1 -я АЭ, проходившая переучивание на истребители МиГ-3, перелетела из Евпатории на аэр Кача. На аэр. Евпатория дислоцировалась часть 2-й АЭ СпН (три «Звена СПБ»).

По состоянию на 22 июня 1941 г., в 32-м ИАП имелось 12 МиГ-1 и МиГ-3, 42 И-16, 29 И-153 и 3 И-15бис. Эскадрильями полка командовали: 1-й АЭ — Васильев, 2-й АЭ — Шубиков, 3-й АЭ — Мелехов, 4-й АЭ — Бухтиаров, 5-й АЭ — Любимов.

22 июня 1941 г. в 03.13 2-я и 5-я АЭ полка, первыми среди частей ВВС ЧФ, приняли готовность №1. Спустя час, в 04.13, 2 самолёта И-16 5-й АЭ (лётчики Любимов и Авдеев) вылетели для барража над Севастополем.

24  июня 1941 г. полк понёс первую боевую потерю: при выполнении взлёта ночью на барражирование, во взрывную волну от сброшенной немецким самолётом авиабомбы попал самолёт старшего лётчика 3-й АЭ полка ст. лейтенанта П.Т.Марченко. При этом самолёт разбился, а пилот погиб.

17 июля 1941 г. был открыт боевой счёт полка — первый немецкий самолёт сбил лётчик 1-й АЭ лейтенант Савва.

25 июля лейтенант Е.М.Рыжов, взлетевший на МиГ-3 с аэроодрома Кача на перехват группы немецких бомбардировщиков, первым среди лётчиков ВВС ЧФ совершил таран самолёта Do-215 (по другим данным, Не-111) над Чёрным морем в районе Севастополя.[1] Пилот приводнил тяжело повреждённый самолёт и покинул тонущую машину. Спустя несколько часов Рыжов был подобран проходившим мимо катером.

В конце июля в 5-ю АЭ полка поступило несколько новых самолётов Як-1, перегнанных с Саратовского авиазавода в Евпаторию.

В августе 3-я АЭ полка (командир эскадрильи — Маренко) частично перевооружилась на ЛаГГ-3 и была перебазирована на аэр. Кунань. Оттуда она решала задачи ПВО Евпатории и Ак-Мечети, а также конвоев между портами Крыма и Одессой. При сопровождении одного из конвоев в воздушном бою лётчик Штыков сбил «Юнкерс» Ju-88. Но и сам пилот был ранен, однако он смог одной здоровой рукой довести и посадить самолёт на свой аэродром.

Впоследствии туда же перебазировались 4-я и 5-я АЭ.

19 сентября 1941 г. было уничтожено 3 самолёта противника лётчиками Кругловым, Силиным, Юдиным (с аэр. Кунань) над Ак-Мечетью.

В течение лета-осени 1941 г. «Звено Вахмистрова» широко использовалось флотскими авиаторами для нанесения ударов по объектам противника:

—  первый боевой вылет «Звена СПБ» был выполнен 26 июля 1941 г. на ВМБ Констанца. Ударам экипажей капитана Шубикова и лейтенанта Литвинчука, ст. лейтенанта Филимонова и лейтенанта Самарцева подверглись судоремонтные мастерские и нефтеперегонный завод;

— 10 августа 1941 г. экипажи капитана Шубикова и лейтенанта Литвинчука, ст. лейтенанта Филимонова и лейтенанта Каспарова 2-й АЭ специального назначения на самолётах И-16, подвешенные под самолёты ТБ-3, с аэр. Евпатория нанесли бомбовый удар по Чернаводскому мосту через Дунай;

— второй удар был нанесён 13 августа 1941 г. экипажами трёх «Звеньев СПБ»: капитана Шубикова и лейтенанта Литвинчука, ст. лейтенанта Филимонова и лейтенанта Данилина, лейтенанта Скрыника и лейтенанта Кузьменко. В результате двух ударов мост был выведен из строя. Наши самолёты потерь не имели;

— 17 августа 1941 г. был нанесён удар по плавучему доку в порту Констанца тремя «Звеньями»: Литвинчук и Каспаров, Данилин и Филимонов, Скрыник и Кузьменко;

— 20 августа 1941 г. два «Звена-СПБ» разбомбили мост в районе Запорожья;

— 8 сентября 1941 г. два «Звена-СПБ» были использованы для атаки понтонного моста через Днепр в районе г. Борислава.

28 сентября 1941 г. помощник командира 1 -й АЭ ст. лейтенант Карасёв совершил таран немецкого бомбардировщика над Севастопольской бухтой на глазах у многих горожан. Пилот покинул повреждённый самолёт и спустился на парашюте.

18 октября 1941 г. лейтенант И.Савва на самолёте МиГ-3 совершил очередной таран немецкого бомбардировщика Do-215 над Балаклавой.

В период обороны Одессы для прикрытия этой ВМБ из состава полка туда была выделена эскадрилья в составе 7 самолетов Як-1 (лётчики Минин, Скачков, Шевченко, Капитулов и Кипаренко).

13 сентября 1941 г. лётчик Скачков первым сбил вражеский бомбардировщик над Одессой. Эскадрилья оперативно подчинялась командиру 69-го ИАП ВВС КА.

В сентябре-октябре 1941 г. 5-я АЭ полка на истребителях Як-1 действовала в составе Фрайдоровской авиагруппы, а с 3 октября в её состав была включена и 2-я АЭ полка на аэр. Тереклы-Конрад, в которую входили «Звенья СПБ».

К 30 октября 1941 г. 32-й ИАП всем составом был перебазирован на аэр. Херсонесский маяк (г. Херсонес).

В ноябре 1941 г. группа воентехников и краснофлотцев 32-го ИАП добровольно пошла в батальоны морской пехоты на защиту Севастополя.

11 ноября 1941 г. полк перебазировался на Северный Кавказ, под Туапсе, для выполнения боевой задачи по прикрытию трёх ВМБ: Новороссийск, Туапсе, Тамань. При этом 1-я АЭ, на ЛаГГ-3, разместилась на аэр. Анапа; штаб полка, 2-я и 3-я АЭ, на И-15 и И-16, стали базироваться на аэр. Лазаревская. В эти же дни в полку произошла реорганизация: из пятиэскадрильного полк стал трёхэскадриль-ным. Тогда же из 8-го ИАП в 32-й ИАП влилась эскадрилья капитана Щербакова. Из бывшей 1-й АЭ 32-го ИАП более половины личного состава было переведено в другие части ВВС ЧФ, а 5-я АЭ на аэр. Херсонес была включена в состав 8-го ИАП ВВС ЧФ, и стала числиться 1 -й АЭ этого полка. Командирами эскадрилий 32-го ИАП стали: 1-й АЭ — Щербаков, 2-й АЭ — Юдин, 3-й АЭ — Владимирский.

Решением ВС ЧФ от 12.11.1941 г. 2-й АЭ 32-го ИАП было присвоено имя капитана Арсения Васильевича Шубикова, погибшего в боевом вылете в октябре 1941 г. Он был навечно занесён в список личного состава эскадрильи. В тот же день лётчик полка Яков Матвеевич Иванов в воздушном бою таранил Не-111, а 16 ноября он сбил ещё один бомбардировщик и совершил второй таран самолёта Ju-88. Противник упал в море, но и сам лётчик погиб при этом. 17 января 1942 г. ему, первому из моряков ЧФ, было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

С ноября 1941 г. до начала 1942 г. 1-я АЭ полка обороняла с воздуха Севастополь, базируясь на аэродроме Кача. С начала войны её лётчики совершили 2 тарана и сбили 5 самолётов противника. Позднее она была перебазирована на аэродром Анапа.

С ноября 1941 г. по февраль 1942 г. 2-я и 3-я АЭ, и штаб оставались на аэродроме Лазаревская, занимаясь насыщенной боевой подготовкой и работой по освоению новой материальной части самолётов ЛаГГ-3 и Як-1, а также подготовкой к ночным полётам.

До 1942 г. самолётные системы «Звено-СПБ» выполнили не менее 30 боевых вылетов, однако, ввиду потерь в авиационной технике и личном составе, больше не использовались.

24 и 25 марта 1942 г. лётчики полка сбили первые самолёты противника (1 и 3 самолёта соответственно) над Туапсе.

В конце апреля 1942 г. 1-я АЭ, оборонявшая Новороссийск, с аэродрома Анапа также перебазировалась в Лазаревскую и подключилась к обороне Туапсе.

В мае 1942 г. 2-я АЭ полка перебазировалась на Анапу, для переучивания на новые самолёты ЛаГГ-3. Вскоре после окончания переучивания эскадрилья перебазировалась на соседний аэродром — в станицу Анапскую. Оттуда, в дни самых активных бомбардировок Новороссийска, 2-я АЭ на ЛаГГ-3, перебазировалась на аэродром Мысхако. В этом же месяце группа самолётов И-15бис из состава полка была переброшена с Кавказа в Севастополь. Эти самолёты использовались, в основном, в качестве штурмовиков.

До июля 1942 г. полк, не прекращая вести боевые действия, проходил переформирование и перевооружение на истребители ЛаГГ-3 и Як-1.

По состоянию на 3 июля 1942 г., полк базировался: штаб полка на — аэр. Лазаревская, 1-я АЭ — на аэр. Анапа (4/0 МиГ-32, 2/2 И-15бис), 2-я АЭ — на аэр. Мысхако (1/0 ЛаГГ-3) и аэр. Лазаревская (13/11 ЛаГГ-3, 1/1 И-16, 1/1 Як-1), 3-я АЭ — на аэр. Агой (10/9 И-15бис).

До августа 1942 г. 32-й ИАП базировался под Туапсе, решая задачи прикрытия бомбардировщиков 63-й БАБ ВВС ЧФ, кораблей и пунктов базирования ЧФ на Кавказском побережье. Участок боевых действий полка находился в границах: Лазаревская — Джубга — Лазаревская, на побережье, и по главному Кавказскому хребту на суше.

В августе 1942 г. лётчики 32-го ИАП обеспечивали выход кораблей Азовской ВФ через Керченский пролив в Чёрное море. В это время самолёты взлетали с аэр. Гайдук.

В первых числах сентября 1942 г. лётчики полка выполняли задачи по сопровождению больших групп штурмовиков ВВС ЧФ на бомбардировку аэродрома противника в районе Майкопа. Полк выполнил эту задачу без потерь истребителей.

23 сентября 1942 г. в неравном воздушном бою погиб командир полка Наум Захарович Павлов. Тройка истребителей полка, во главе с Павловым, пыталась не допустить группу немецких бомбардировщиков в сопровождении истребителей (до 50 машин) к Туапсе. Черноморцами было сбито 2 Ju-87 Stuka, но при этом была потеряна машина командира полка. Павлов был навечно занесён в списки полка.

В конце 1942 г. полк перебазировался в Грузию, на аэр. Абаша, для отдыха и доукомплектования личным составом и истребителями Як-1 и ЛаГГ-3. За этот же период лётчики полка проделали два больших перелёта, перегнав для перевооружения других истребительных частей ВВС ЧФ из глубокого тыла несколько десятков новых самолётов.

По состоянию на 25 марта 1943 г., в составе 32-го ИАП числилось 4/3 МиГ-3, 1/1 Як-1.

Только с конца апреля 1943 г. полк начал изучение ленд-лизовских самолётов Р-39 «Аэрокобра». Для освоения этих самолётов техников полка направили в Москву и на другие тыловые аэродромы. Группа лётчиков, во главе с майором Щербаковым, отправилась в Красноярск на переучивание. Там они в короткий срок освоили технику и перегнали её на аэр. Абаша.

Самолет Р-39N Аэрокобра 11-го ГвИАП ВМФ

Истребитель P-39Q «Аэрокобра» 11-го ГвИАП ВВС ВМФ, весна 1944 г. (Художник: М.Быков)

20 мая 1943 г. 32-й ИАП перелетел на аэр. Геленджик.

Приказом НК ВМФ №190 от 31.05.1943 г., «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм», 32-й ИАП был преобразован в 11-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ЧФ. В это же время полк передали из 62-й ИАБ в состав 63-й БАБ ВВС ЧФ (с июля 1943 г. — 1-я МТАД).

Переоснащение полка новой техникой завершилось к первым числам июня 1943 г.

С конца мая 1943 г. 11-й гв. ИАП решал задачи по защите ВМБ Геленджик, аэродромов и наземных войск, базируясь сначала на аэр. Витязевская, затем (в августе) — на аэр. Геленджик-Нижний.

Итоги боевой работы полка за период с 22 июня 1941 г. по 23 июня 1943 г.:

  • произведено 13232 самолётовылета, общий налёт составил 15744 часа;
  • проведено 785 воздушных боёв;
  • уничтожено самолётов противника:

а)  на аэродромах — 12;

б)  в воздушных боях — 172 (в т.ч. в Крыму — 72, и на Кавказе— 100).

Собственные потери полка за два года боёв составили 74 самолёта, из них: сбито истребительной авиацией и зенитной артиллерией противника — 30, не вернулись на базу, и другие потери — 44 самолёта.

17 августа 1943 г. 8 самолётов «Аэрокобра» 11-го гв. ИАП участвовали в налёте на аэр. Анапа.

В начале сентября 1943 г. полк, базируясь на аэр. Геленджик, принимал участие в операции по освобождению г. Новороссийск, прикрывая самолёты 5-го гв. МТАП и штурмовики 11-й ШАД ВВС ЧФ.

12 октября 1943 г. 11-й гв. ИАП перебазировался на аэр. Витязевская в районе Анапы. В это время полк получил несколько новых самолётов Р-39 «Аэрокобра» и молодое пополнение лётчиков, которое постепенно вводили в строй.

По состоянию на 15 октября 1943 г., в составе полка имелось 16 исправных истребителей Р-39 «Аэрокобра». В этот день полк получил приказ командующего ВВС ЧФ, согласно которому, для обеспечения высадки в район Эльтигена частей 18-й Армии выделялись 11-я ШАД, 11-й гв. ИАП, 25-й ИАП и по одной эскадрилье от 62-го ИАП, 119-го МРАП и 30-го ОРАП. При этом 11-й гв. ИАП, 25-й ИАП и одна эскадрилья 62-й ИАП были объединены в истребительную авиагруппу под командованием майора К.Д.Денисова. Её главной задачей было обеспечение высадки морского десанта на Керченский полуостров. Истребители авиагруппы должны были прикрыть войска и корабли десанта от ударов противника с воздуха в пунктах посадки, на переходе Керченским проливом и в районе высадки. Самолёты И-15 и И-153 62-го ИАП предназначались для действий, главным образом, ночью и для уничтожения прожекторов противника.

15 ноября 1943 г. 1-я и часть 2-й АЭ (13 Р-39 «Аэрокобра»), под командованием командира полка подполковника К.Д.Денисова, перебазировалась в район Скадовска — ближе к району предстоящих боевых действий, где вошли в состав Скадовской авиационной группы ВВС ЧФ. Задачей этих эскадрилий было прикрытие ударных групп штурмовиков, торпедоносцев и топмачтовиков Скадовской авиагруппы при атаках конвоев противника западнее Крымского п-ова. Кроме того, лётчики вылетали на воздушную разведку в районы Ак-Мечеть, Одесса и Очаков. Третья АЭ полка перелетела в Геленджик, где осуществляла подготовку небоеготовых лётчиков и сопровождение бомбардировщиков и торпедоносцев 1 -й МТАД, базирующихся на этом аэродроме.

К традиционным задачам сопровождения ударных групп и расчистки воздушного пространства добавилась ещё одна — уничтожение транспортных самолётов противника, перебрасывающих по воздуху подкрепления в Крым. Лишь за первые три месяца боевых действий в составе Скадовской авиагруппы экипажи 11-го гв. ИАП сбили 25 самолётов противника, из них 16 Ju-52. Всего же за второе полугодие 1943 г. полком в 75 воздушных боях было сбито 92 самолёта противника, при потере 10 своих самолётов Р-39 «Аэрокобра».

В январе 1944 г. командир звена ст. лейтенант Д.А.Стариков первым в полку (из живых летчиков) был удостоен звания Героя Советского Союза. Кроме него, в годы Великой Отечественной войны этого высокого звания были удостоены лётчики полка: Б.М.Литвинчук, В.С.Снесарев, Д.В.Зюзин, Н.А.Кисляк, В.А.Наржимский, В.И.Щербаков, Я.М.Иванов (посмертно).

К 6 февраля оставшаяся часть 2-й АЭ и 3-я АЭ полка завершили подготовку молодых лётчиков и перебазировались из Геленджика в Скадовск. Таким образом, в составе Скадовской авиагруппы сосредоточился весь полк.

В марте полк осуществлял прикрытие ударных самолётов ВВС ЧФ, поддерживающих наступающие на Николаев советские войска.

По состоянию на 1 марта 1944 г. в боевом составе полка числилось: 29/26 Р-39 «Аэрокобра», 1 И-16,1 Ут-1 —на аэродромах Скадовска; 2 Р-39 «Аэрокобра» в Ейске, 1 Р-39 «Аэрокобра» в Сухуми. Остаток ресурса самолётов — 60-70%. По штату — 43 лётчика, в наличии — 35 лётчиков (все боеготовые). Из них летают: в лунную ночь — 21, в тёмную ночь — 0.

10 марта 1944г. 18истребителей «Аэрокобра» 11-гогв. ИАП прикрывали 12 штурмовиков Ил-2 из 23-го ШАП при ударе по аэр. Кульбакино (Николаев).

По состоянию на 1 апреля 1944 г., в составе 11-го гв. ИАП имелось 24/24 Р-39 «Аэрокобра».

12 апреля 1944 г. приказом ВГК №088, за образцовое выполнение заданий командования, за мужество и героизм, проявленный при освобождении Николаева, 11-му гвардейскому ИАП было присвоено почётное наименование «Николаевский».

Действуя в составе Скадовской авиагруппы в период с ноября 1943 г. по середину марта 1944 г., лётчики полка в воздушных боях сбили 68 немецких самолётов.

К началу апреля 1944 г. Скадовская авиагруппа была расформирована, и 11-й гв. ИАП, вместе с 23-м ОШАП, перешёл в оперативное подчинение командующему 8-й ВА генерал-полковнику авиации Т.Т.Хрюкину. Действуя со скадовских аэродромов Птаховка и Искровка, оба полка, совместно со штурмовиками 8-й ВА, наносили удары по войскам и технике противника в районах Перекопа и Армянска.

12 апреля 1944 г. 11-й гв. ИАП всем составом, вместе с 9-м ИАП и 23-м ОШАП ВВС ЧФ, перебазировался из-под Скадовска в Одессу, на аэр. Центральный. Его задачами были прикрытие города и порта Одесса, войск на левом крыле 3-го Украинского фронта и района базирования авиации. С переходом войск фронта в наступление задачей Одесской авиагруппы стало обеспечение форсирования ими Днестровского лимана, срыв перевозок противника по реке Дунай, и обеспечение ввода в неё кораблей ДунВФ. Третья АЭ полка под командованием капитана К.А.Питерцева, задачей которой было прикрытие торпедоносцев 2-й гв. МТАД ВВС ЧФ, действующих на морских коммуникациях, 6 мая перелетела в Крым, на аэр. Евпатория. Во время боёв за освобождение Севастополя было сделано 68 боевых вылетов, сбито 4 самолёта противника, потоплено 3 шхуны и подожжён 1 сторожевой корабль.

После обустройства на одесском аэродроме в 11-м гв. ИАП приступили к введению в строй прибывших молодых лётчиков, изучению района предстоящих боевых действий. Истребители полка систематически выполняли вылеты на разведку в районы Аккермана, Днестровского лимана и вдоль черноморского побережья, до устья Дуная. Их задачами были вскрытие обороны противника и определение момента отвода немецким командованием своих войск. В это же время, учитывая слабость противодействия противника в воздухе, часть самолётов полка была дооборудована фюзеляжными держателями для бомбы ФАБ-250 и крыльевыми держателями для двух бомб ФАБ-100.

На 1 июня 1944 г. полк, составом 26/23 Р-39 «Аэрокобра», 2 И-16, 1 Ут-1, 2/1УТИ-4, базировался в Одессе. Остаток ресурса «Аэрокобр» — 50-80%. Укомплектованность экипажами — 35, из них летают только днём — 18, в лунную ночь — 9, в тёмную ночь — 8. В наличии 28 лётчиков (все боеготовые).

В течение месяца полк получил пополнение в самолётах и лётчиках.

На 1 июля 1944 г. на аэр. Центральный в Одессе базировалось: 36/34 Р-39 «Аэрокобра», 1 И-16, 1 Ут-1, 1 УТИ-4, 1У-2. Остаток ресурса — 50-80%. Укомплектованность экипажами — 49, из них летают только днём — 35, в лунную ночь — 9, в тёмную ночь — 8. В наличии 44 лётчика (из них боеготовых — 30).

22 июля 1944 г. указом ПВС СССР №698/605, «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу», проявленные личным составом в боях по освобождению Крыма, полк был награждён орденом Красного Знамени.

В первых числах августа заместитель командующего ВВС по политчасти генерал-майор авиации Л.Н.Пурник и командир 2-й гв. МТАД ГСС полковник В.П.Канарев вручили полку гвардейское Боевое Знамя части и орден, которого полк удостоился в июле 1944 г.

К началу Ясско-Кишинёвской наступательной операции советских войск, во второй половине августа 1944 г. в составе полка насчитывалось 32 самолёта Р-39 «Аэрокобра».

18 августа 1944 г. 1-я АЭ 11-го гв. ИАП перелетела из Одессы на крымский аэр. Саки и вошла в группу истребителей для прикрытия и сопровождения 5-го гв. МТАП, при налёте на Констанцу 20 августа 1944 г. На следующий день 24 Р-39 с подвесными баками вылетели на прикрытие 20 A-20G 13-го гв. ДБАП, наносящих удар по ВМБ Констанца. Но уже 21 августа, после очередного удара по Констанце, самолёты полка приземлились в Одессе. В это время 2-я АЭ полка (командир эскадрильи — Сухарьков) оставалась в Одессе и поддерживала высадку морских десантов в районе Сулина, Килия, вплоть до Измаила, а также штурмовала войска и плавсредства противника. Вместе со штурмовиками Ил-2 23-го ОШАП ВВС ЧФ она выполняла вылеты на поддержку войск особой группы 46-й армии, которая вместе с моряками ЧФ завершала форсирование Днестровского лимана.

31 августа 1944 г. 11-й гв. ИАП перебазировался на румынский аэродром Мамайя вблизи ВМБ Констанца, а 1 сентября — на аэр. Дежос[2]в 40 км западнее Констанцы.

К исходу 16 сентября 1944 г. полк вновь сменил место дислокации, перелетев на болгарский аэродром Сарафово в районе порта Бургас. Позднее полк перебазировался на аэр. Чёрная Гора, в 8 км от г. Черпань, где пробыл до 13 октября и вновь вернулся в Бургас. Боевых действий на болгарском фронте уже не было.

В сентябре 1944 г. на вооружении полка находилось 43/41 истребителя Р-39 «Аэрокобра». На них он и закончил боевые действия в Великой Отечественной войне.

25 сентября 1944 г. указом ПВС СССР, «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу» при освобождении гг. Тульча и Сулина, 11-й гв. ИАП был награждён вторым орденом Красного Знамени. Орден полку вручили член Военного совета ЧФ контр-адмирал И.И.Азаров и НШ ВВС ЧФ генерал-майор авиации Б.Л.Петров.

Итоги боевой работы полка в годы Великой Отечественной войны

  • в воздушных боях лётчиками полка было сбито 304 самолёта противника, в том числе: 56 Хейнкель Не-111, 68 Юнкерс Ju-88, 18 Юнкерс Ju-87, 2 Дорнье Do-215, 12 Bu-10, 1 Хеншель Hs-126, 16 Юнкерс Ju-52, 2 PZL-24, 1 Бристоль «Бленхейм», 1 «Савойя-Маркетти» S-55, 1 Блом унд Фосс B&V-138 Seedrache, 2 Блом унд Фосс B&V-140, 85 Мессершмитт Bf-109, 30 Фокке-Вульф FW-190, 2 Фокке-Вульф FW-189, 1 Бюккер Bu-133, 1 Арадо Ar-95, 5 Арадо Ar-196;
  • уничтожено самолётов противника на земле — 12;
  • уничтожено автомашин грузовых и легковых — 73;
  • уничтожено танков противника — 9;
  • уничтожено 5000 солдат и офицеров противника;
  • разрушен железнодорожный мост и уничтожено 2 переправы через реку Днепр;
  • уничтожено орудий противника полевых— 16, дальнобойных — 54;
  • уничтожено 35 повозок противника;
  • дважды повреждён Чернаводский мост.

В октябре 1944 г. 11-й гв. ИАП вновь базировался на болгарском аэр. Сарафово.

26 октября 1944 г. полк вернулся в Крым, на аэр. Саки. По состоянию на 1 января 1945 г., 11-й гв. ИАП дислоцировался на аэр. Саки.

В период с 4 по 11 февраля 1945 г. самолёты 3-й АЭ полка под командованием К.А.Питерцева осуществляли воздушное прикрытие г. Ялта, в котором проходила конференция руководителей трёх держав антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритании). Это стало последним боевым заданием полка в Великой Отечественной войне.

После войны полк вернулся на своё первоначальное место дислокации в Крыму на аэр. Евпатория.

Во второй половине 1940-х гг. 11-й гв. ИАП перевооружился на американские истребители Белл Р-63 «Кингкобра».

В апреле 1948 г., в соответствии с циркуляром НГШ ВМС №0059 от 12.04.1948 г., 11-й гв. ИАП был переименован в 241-й гв. истребительный авиационный полк. В это время полк, вооружённый истребителями Р-63 «Кингкобра» и Як-11, базировался в Евпатории и числился в 2-й гв. МТАД ВВС ЧФ.

Предположительно, к 1951 г. полк перебазировался на аэр. Саки, где базировались остальные полки 2-йгв. МТАД.

В январе 1951 г. на аэр. Саки началось теоретическое переучивание личного состава 241-го гв. ИАП на самолёты МиГ-15, которое было завершено в апреле. Тогда же на его вооружение из 62-го ИАП ВВС ЧФ поступили истребители Ла-11, которые оставались недолго — до освоения лётным составом реактивных МиГ-15.

До 1953 г. полк входил в состав 2-й гв. МТАД ВВС ЧФ, после чего был передан в 4-ю ИАД[3], где оставался вплоть до своего расформирования.

В 1954 г. 241-й гв. ИАП числится уже на аэр. Кача.

27 марта 1960 г., в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР», 241-й гв. ИАП, вооружённый самолётами МиГ-17, на аэр. Кача, вместе с управлением 4-й ИАД, был расформирован.

На вооружении авиаполка состояли самолёты: И-15, И-16, И-16СПБ, И-153, МиГ-1, МиГ-3, Як-1, Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Ла-11, МиГ-15, МиГ-17.

Наименования авиаполка в разные годы

  • 11-й гвардейский истребительный Николаевский дважды Краснознамённый авиационный полк
  • 241-й гвардейский истребительный Николаевский дважды Краснознамённый авиационный полк
  • 32-й истребительный авиационный полк (I) 24-я и 29-я отдельные истребительные авиационные эскадрильи

Командиры авиаполка в разное время

  • Стукалов (апрель 1938 г. — сентябрь 1939 г.)
  • Н.З.Павлов (в июле 1939 г., ВрИД, с сентября 1939 г. — до сентября 1942 г., погиб)
  • (ГСС) И.С.Любимов (октябрь 1942 г. — октябрь 1943 г.)
  • ГСС К.Д.Денисов (октябрь 1943 г. — октябрь 1944 г.)
  • Н.В.Васильев (октябрь 1944 г. — 1945 г.)
  • Д.Я.Игнатенко (декабрь 1946 г. — октябрь 1949 г.)
  • А.И.Леонов (апрель 1950 г. — март 1951 г.)
  • Г.И.Юрченко (1954 — 1958 гг.).

Источники:

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. В современных публикациях на эту тему сообщается, что в архивных документах противника не удалось обнаружить подтверждений тарана Е.Рыжова. В тот день самолёты-разведчики 4-го авиационного корпуса совершили 9 полётов, с целью разведки портов, аэродромов, шоссейных и железных дорог в районе Одесса — Севастополь. При этом только один Ju-88 (заводской № 573) 3-го отряда 121-й группы дальней разведки, из-за повреждения мотора, упал и сгорел в районе аэр. Яссы в Румынии. Вполне вероятно, что наш лётчик был сбит бортовым стрелком вражеского самолёта-разведчика… []
  2. Так указано в мемуарах К. Д. Денисова « Под нами Чёрное море». Очевидно, это не совсем правильное название, так как в переводе с румынского «de Jos» означает «нижний». С такой приставкой на всей территории Румынии имеется целый ряд различных населённых пунктов. []
  3. Согласно дислокационным спискам ОдВО, 241-й гв. ИАП в 1952 г. уже числился в составе 4-й ИАД ВВС ЧФ, и вместе с ней был передан в 52-й ИАК ВВС ТаВО. В середине 1953 г. полк вместе с дивизией вернулся в подчинение командующего ВВС ЧФ. []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image