Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Итальянская авиация во Второй мировой войне. Додеканезские острова

Одним из отдаленных от метрополии владением Италии были Додеканезские острова. Здесь дислоцировались части «Аэронаутика делл Эгео». Интересно, что помимо двух эскадрилий с колесными истребителями, здесь находилась и часть, вооруженная гидросамолетами-истребителями IMAM Ro-44 — 161-я АЭ, дислоцированная на гидроаэродроме «Г. Росатти» на о. Лерос. Часть, возглавляемая капитаном Марио Риччио (Mario Ricchio), имела в своем составе 15 пилотов и 68 человек наземного персонала, а на её вооружении находилось девять Ro-44 (из них семь исправных) и один двухместный R0-43DC. Стоит отметить, что эта эскадрилья была вообще единственной частью, воевавшей на гидросамолетах-истребителях на Европейском ТВД — ни одна другая страна уже не имела в своей авиации таких самолетов.

Первой боевой задачей, поставленной перед 161-й эскадрильей, была ПВО Лероса. Дежурство осуществлялось звеньями из трех машин. Впервые на перехват вражеских самолетов Ro.44 поднялись 16 июня, но в этом, как и в последующих вылетах успеха достичь не удалось. Тихоходные гидропланы оказались попросту не в состоянии догнать британские бомбардировщики типов Виккерс «Веллингтон» и Бристоль «Бленхейм». Бесплодные попытки перехвата вели к потерям, причем отнюдь не от вражеских самолетов — стрелки британских бомбардировщиков часто попросту игнорировали безвредные бипланы. Этого нельзя сказать о собственных зенитках: 21 ноября 1940 г. паре Ro.44 едва удалось уцелеть, попав под их заградительный огонь. А месяцем ранее, 23 октября другой Ro.44 при заходе на посадку после вылета на перехват был перевернут сильным порывом ветра и затонул.

Поплавковый гидросамолет-истребитель Ro.44

Поплавковый гидросамолет-истребитель Ro.44

Чуть более успешным оказалось применение Ro.44 в качестве штурмовиков. 23 ноября 1940 г. три таких самолета совместно с одной летающей лодкой «Кант» Z.501 из 147-й эскадрильи атаковали мелкие греческие суда в бухте Тигами на о. Самос, добившись нескольких попаданий. Хотя на Ro.44 не была предусмотрена установка бомбодержателей, персонал 161-й эскадрильи оборудовал свои самолеты кустарной конструкции подвесками для 50-кг бомб. Значительно активизировались штурмовые налеты весной 1941 г. Например, 17 марта четыре гидроплана штурмовали суда в бухте Наксос, а 20-23 апреля пара Ro.44 ежедневно вылетала для действий против судоходства между Милосом и Санторино. Привлекались гидроистребители и для разведывательных полетов в преддверии высадки на Крит. 8 мая одиночный Ro.44 атаковал объекты на острове Самос — это стало последней наступательной операцией с участием самолетов такого типа. Ещё около двух месяцев гидроистребители несли дежурство в системе ПВО — впрочем, как ранее, без каких-либо успехов. 1 июля 1941 г. 161-ю эскадрилью расформировали. К тому времени в её составе было четыре Ro.44 (из них три исправных) и один R0.43DC. Интересно, что за год войны эскадрилья не понесла боевых потерь — вся убыль приходилась на летные происшествия либо списание по износу.

Сухопутные истребители на Додеканезах были представлены 162-й и 163-й эскадрильями на Родосе. Они были вооружены устаревшими «Фиатами» CR.32, но в начале июня 1940 г., буквально накануне войны, 162-я АЭ получила девять более современных бипланов Фиат CR.42. Постепенно «Фалько» вытеснили «Чирри», а формирование в июне 1941 г. 164-й АЭ позволило образовать полноценную трехэскадрильную истребительную авиагруппу — 161-ю.

Первый относительно крупный воздушный бой над Родосом состоялся 4 сентября 1940 г., когда 13 Фэйри «Суордфишей» британских 813-й и 824-й АЭ с авианосца «Игл» атаковали аэродром Марица. Отражая нападение, «Фалько» сбили четыре вражеских самолета. Собственные потери составили две машины — один CR.32 и один CR.42, причем погибли они не от огня противника, а столкнувшись при попытке взлета по тревоге. 1 ноября шесть самолетов 162-й АЭ появились над Критом — они сопровождали бомбардировщики SM.79 из 34-й группы, наносившие удар по целям в заливе Суда.

Главные силы «Реджиа Аэронаутика» были задействованы в Северной Африке, одновременно велись боевые действия в Восточной Африке и на Балканах. Поэтому скромные силы «Аэронаутика делл Эгео» были относительно пассивны. Вновь над Критом итальянские истребители появились лишь 22 декабря 1940 г. Группа «Фалько» осуществила вылет на разведку. Истребители атаковали некстати подвернувшуюся летающую лодку «Вальрус» с крейсера «Глазго», но сбить не смогли, а лишь повредили.

 Фиат G.50bis из 162-й эскадрильии 161-й группы итальянской авиации

Фиат G.50bis из 162-й эскадрильии 161-й группы итальянской авиации. Греция

13 февраля 1941 г. CR.42 штурмовали аэродром Ираклион, уничтожив транспортный самолет Королевских ВВС Великобритании «Бристоль» «Бомбей» из британской 216-й АЭ. Но не прошло и двух недель, как из атакующей стороны итальянцы превратились в обороняющуюся: британцы начали операцию «Мэндайбл», имевшую целью захват Додеканезских островов (и в конечном итоге, завершившуюся неудачей). Истребители активно участвовали в отражении атаки, в частности, 25 февраля CR.42 из 163-й АЭ прикрывали бомбардировщики SM.81 56-й группы, атаковавшие британские позиции на о. Кастелориццо.

В третьей декаде марта 1941 г. «Реджиа Аэронаутика» активизировала действия над Критом. 22 марта шесть «Фалько» из 162-й эскадрильи, ведомые капитаном Леопольдо Сантираме (Leopoldo Santirame), штурмовали аэродром в Ираклионе, серьезно повредив «Локхид» «Хадсон» из 2-й фоторазведывательной части. На следующий день CR.42 вновь появились над Ираклионом. Один из истребителей ВВС Италии в азарте атаки слишком снизился и, задев поврежденный накануне «Хадсон», снес себе шасси. Пилот дотянул до аэродрома Скарпанто, но садиться пришлось на брюхо. Ещё два CR.42 получили повреждения от огня зениток. 24 марта во время очередного налета на Ираклион зенитки повредили ещё один «Фалько», а 4 апреля над тем же аэродромом был сбит самолет сержанта Чиаппы (Chiappa). Ещё большими были потери во время налета 15 апреля — три CR.42 получили повреждения, а один был сбит.

В мае 1941 г. во время высадки германских и итальянских войск на Крите истребители 162-й и 163-й АЭ неоднократно сопровождали бомбардировщики, наносящие удары по вражеским объектам на острове.

После сформирования летом 1941 г. 164-й АЭ и поставки партии новых Fiat CR.42 Falco количество самолетов этого типа в 161-й группе достигло 42. С ноября 1941 г. эскадрильи группы перевооружались на монопланы Фиат G.50 «Фреччиа».

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image