Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиация Первой мировой войны: эволюция истребителя

Сто лет назад, летом 1914 г. началась Первая мировая, или, как её называли раньше – Великая война. Эта война дала невиданный импульс техническому развитию военной техники, в том числе новому виду оружия — авиации. (К слову, русская авиация накануне войны по численности представляла собой самую внушительную силу по штатной численности авиапарка на момент начала боевых действий).

Использование авиации началось буквально в первые недели Великой войны. Хрупкие «этажерки», использовались поначалу для разведки, появляясь над позициями, колоннами войск противника, иногда даже сбрасывали бомбы. Впрочем, ущерб от таких действий аэропланов пока был минимальным – развиваться средства бомбометания стали чуть позже. Фактор внезапности и устрашения, в особенности для кавалерийских частей противника, был гораздо весомее. Тем не менее, наряду с активными разведывательными полетами встал вопрос противодействия аэропланам противника, и ответить на него без убедительного вооружения самолетов было невозможно: использование героического тарана или личного оружия пилотами и летчиками-наблюдателями не могли кардинально решить задачу вооруженного противостояния в воздухе.

Стоит отметить, что первые попытки оснащения самолетов оружием – пулеметами — проводились ещё до Первой мировой: на двухместных бипланах с толкающими винтами устанавливали пулеметы в кабине, без опасности задеть винт, который располагался позади пилота. Однако такие аэропланы с толкающим винтом (иначе называемые «пушеры» — от английского push) обладали невысокими маневренными характеристиками, что не позволяло эффективно использовать их в качестве истребителей. Справедливости ради, подобные конструкции в начальном периоде использовались авиаконструкторами британских самолетостроителей «Vickers», Airco и RAF (Royal Aircraft Factory) и даже экзотические схемы самолетов SPAD.

"Альбатрос" Д-3 из состава ВВС Австро-Венгрии и французский Ньюпор-23

«Альбатрос» Д-3 из состава ВВС Австро-Венгрии и французский Ньюпор-23.

Иной путь, по которому пошла конструкторская мысль – установка пулеметов на одноместные аэропланы с тянущим винтом (иначе именовались «трактор» — от английского tractor). Поначалу пулемет располагали над кабиной, либо под углом – чтобы не отстрелить лопасти собственного винта, затем изобретатели пробовали устанавливать разнообразные «отклонители и отсекатели пуль» на лопастях винта, но довольно быстро инженеры нескольких стран придумали «синхронизаторы стрельбы через винт» — устройства, блокирующие возможность стрельбы в момент появления лопасти перед стволом пулемета. Первым немецким инженером, разработавшим синхронизатор стал Генрих Люббе, работавший на предприятии Фоккера, а союзники по Антанте пользовались устройствами румына Георга Константинеско и позже результатами русского изобретения – синхронизатором Дыбовского1. Материалы по авиационному вооружению русских самолетов Великой войны смотрите в более подробной статье по ссылке.

В итоге напряженной деятельности инженеров и фронтовых авиаторов была сформирована концепция самолёта-истребителя: одноместный аэроплан, с тянущим винтом, вооруженный несколькими пулеметами, стреляющими через винт.

Фото немецкого истребителя Первой мировой Албатрос

Немецкий истребитель Первой мировой войны «Альбатрос».

Сопвич Триплан

Сопвич Триплан

Конструкторы разных стран неустанно пытались опытным путем найти аэродинамическую схему самолета, наиболее подходящую для целей истребительной авиации. Первые истребители – монопланы Фоккер Е1 вскоре были заменены бипланами и даже полуторапланами (самолеты, у которых площадь нижнего крыла значительно меньше, чем верхнего – наиболее характерный представитель полуторапланов – самолеты Сопвич), которые сходных с монопланами массой и мощностью мотора, обладали меньшими размерами и большей маневренностью. Немецкие бипланы Albatros D-3 и D-5 (каноническое обозначение: Albatros D.III и Albatros D.V), Фоккер D-7 наряду со французскими Ньюпорами и SPAD S-7, S-13 и английскими Sopwith «Pup», Sopwith «Camel» и «Snipe» стали наиболее массовыми истребителями Первой мировой войны.

Авиаконструкторы самолётов пошли еще дальше и явили миру серийные фронтовые трипланы2: германский Fokker Dr.1 и английский Sopwith Triplane.

Бипланная аэродинамическая схема прочно захватила лидерство и удерживала его ещё 20 лет — вплоть до знаменитых монопланов — истребителей Второй мировой войны. Даже германские «парасоль» Фоккер D-7 и первый в мире полностью металлический низкоплан Юнкерс D-1 не смогли поколебать массовое производство истребителей-бипланов. Этот факт характерен в том числе для русской авиации Первой мировой.

Кроме армейской истребительной авиации, отдельную ветвь авиаконструкторской мысли представлял собой обособленный класс гидросамолётов-истребителей, которые в свою очередь, можно разделить на две группы:

  • Поплавковые гидросамолеты, зачастую созданные на базе сухопутных истребителей (например, Albatros W4 или SPAD S.XIV);
  • Летающие лодки (русские Григорович М-11, итальянские Caproni и австро-венгерские Lohner);

(К слову, о разнообразных системах вооружения русской морской авиации — читайте в этой статье.)

Стоит отметить, что развитие авиации и самолётостроения ознаменовало собой «войну моторов» — наиболее выдающиеся и массовые (в серийном производстве) конструкции самолётов были созданы в странах с развитым производством двигателей – Франции, Великобритании и Германии. Остальные страны в виду отсталости моторостроительной промышленности на фоне боевых действий таки не смогли выпускать сколь-нибудь заметное количество аэропланов оригинальной конструкции.

В качестве силовых установок на истребителях поначалу безраздельно господствовали ротативные моторы воздушного охлаждения французских фирм «Гном» и «Рон», а также их лицензионные копии, выпускавшиеся в других странах, в том числе в России. Характерной чертой ротативного двигателя было то, что при работе коленвал оставался неподвижным, а вращался звездообразный блок цилиндров. Ротативные моторы сочетали высокую удельную мощность с низкой надежностью: рабочий ресурс их не превышал 500 часов, а межремонтный период составляя всего 50 часов! К тому же ротативная схема имела ограниченные резервы для увеличения мощности: большинство таких моторов развивали мощность в пределах 80—130 л.с, и лишь появившийся в конце войны британский двигатель «Бентли» BR.2 выдавал рекордные для ротативных моторов 230 лошадиных сил.

Sopwith Camel

Sopwith Camel

С другой стороны, ротативные моторы в Германии широкого распространения не получили — они в больших количествах потребляли касторовое масло, от поставок которого Германия оказалась отрезанной с начала войны. Немецкие и австро-венгерские конструкторы истребителей отдавали предпочтение моторам «автомобильного типа» — рядным, шестицилиндровым и с жидкостным охлаждением. Они были значительно тяжелее ротативных, но надежнее и мощнее: немецкие «Мерседесы» и BMW, австрийские «Аустро-Даймлер» и «Хиро» развивали мощность 160 л.с. и выше. Конкуренцию им смогли составить лишь восьмицилиндровые V-образные двигатели жидкостного охлаждения фирмы «Испано-Сюиза», разработанные под руководством Марка Биркигта (Marc Birkigt). Первые их модификации развивали мощность 140 л.с, но к 1917 г. этот параметр удалось довести до 180—200 л.с. Помимо Франции такие двигатели массово производились в Великобритании, Италии, США.

Вооружение истребителей Первой мировой войны первоначально было довольно однообразным. В нем доминировали пулеметы, производные от системы Хайрема Максима: прежде всего, британские «Виккерсы» калибра 7,7 мм (применявшиеся также во Франции и Италии) и немецкие «Шпандау» LMG 08/15 (7,92-мм). Австро-венгерские истребители были вооружены 8-мм пулеметами «Шварцлозе». До распространения синхронизаторов достаточно популярными были легкие ручные пулеметы с магазинами — «Льюисы». Стоит отметить, что производились с различной степенью успеха, и попытки вооружить аэропланы пушками. Но лишь два самолета фирмы SPAD (сухопутная S.XII и поплавковая S.XIV) получили 37-мм полуавтоматическую пушку, стрелявшую через винт.

Для уничтожения летательных средств противниками использовались и достаточно экзотические виды вооружения — например, противоаэростатные ракеты системы Ле Приера, взрывающиеся стрелы Рэнкина или «кошки» на тросе для вспарывания оболочек дирижаблей и аэростатов.

Система обозначения модификаций истребителей Первой мировой войны

Немецкий истребитель Фоккер D-7

Немецкий истребитель Фоккер D-7

Отдельного упоминания заслуживает система обозначения самолетов-истребителей. Наиболее стройной она была в Германии и Австро-Венгрии (по сути перенявшей германскую систему). Помимо названия (аббревиатуры либо торговой марки) фирмы она включала букву, означавшую класс самолета и римскую цифру — порядковый номер модификации. Для истребителей применялись латинские литеры Е (одноместный вооруженный моноплан — eindekker), D (одноместный вооруженный биплан — doppeldekker) либо Dr (триплан — dreidekker). Правда, данная система действовала только для армейских самолетов, флотские гидросамолеты сохраняли фирменные обозначения.

Фирменные названия несли и истребители в авиации других стран. Некое подобие порядка пытались внести лишь французы, включив в индекс обозначение класса машины (буква, реже две, указанные после фирменного номера модели) и численность экипажа (цифра после буквы). Для истребителей предусмотрели букву С (от Chasseur — «охотник»). Например, «Ньюпор» XVII во французской военной авиации обозначался Nie.17C1. А в Великобритании некоторые истребители вообще получали прозвища, позже становившиеся практически официальными названиями, например, «Pup» («Щенок») или «Camel» («Верблюд»).

Истребительные авиачасти

Первый металлический истребитель Юнкерс Д-1

Первый металлический истребитель Junkers D.I

В организационном отношении в большинстве государств-участников войны истребители поначалу сводились в подразделения, насчитывавшие 6-12 самолетов:

На этом фоне несколько отличаются  английские эскадрильи (Squadron), в которых должно было числиться 18 самолетов (три звена по шесть машин), а в феврале 1918 г. для истребительных эскадрилий штатная численность была доведена до 24 аэропланов. Постепенно увеличивался штат истребительных частей и в других странах.

Необходимость наращивания численности истребительной авиации привела к появлению более крупных соединений, включавших несколько отрядов/эскадрилий, — эскадр (Geschwader) в Германии или боевых авиагрупп во Франции, Италии, России (БАГ — боевая авиагруппа).

Практически во всех крупных государствах-участниках Первой мировой войны военная авиация подразделялась на два «крыла» — сухопутное, находящееся в ведении военного министерства, и морское, подчиняющееся морскому ведомству. Морская авиация, помимо истребителей-гидропланов, могла иметь в своем составе и части истребителей берегового базирования. А 1 апреля 1918 г. в Великобритании были образованы Королевские ВВС (Royal Air Force — RAF), объединившие в своем составе как армейскую авиацию (Royal Flying Corps — RFC), так и морскую (Royal Navy Air Service — RNAS).

SPAD S.XIII

Истребитель биплан ВВС Франции SPAD S.XIII

Примечания:
  1. Великобритания устанавливала синхронизаторы Скарффа-Дыбовского на добрую половину своих истребителей второго периода войны []
  2. Встречались опытные конструкции аэропланов, имевшие и большее количество крыльев – пять и даже семь!!! []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image