Сто лет назад, летом 1914 г. началась Первая мировая, или, как её называли раньше – Великая война. Эта война дала невиданный импульс техническому развитию военной техники, в том числе новому виду оружия — авиации. (К слову, русская авиация накануне войны по численности представляла собой самую внушительную силу по штатной численности авиапарка на момент начала боевых действий).
Использование авиации началось буквально в первые недели Великой войны. Хрупкие «этажерки», использовались поначалу для разведки, появляясь над позициями, колоннами войск противника, иногда даже сбрасывали бомбы. Впрочем, ущерб от таких действий аэропланов пока был минимальным – развиваться средства бомбометания стали чуть позже. Фактор внезапности и устрашения, в особенности для кавалерийских частей противника, был гораздо весомее. Тем не менее, наряду с активными разведывательными полетами встал вопрос противодействия аэропланам противника, и ответить на него без убедительного вооружения самолетов было невозможно: использование героического тарана или личного оружия пилотами и летчиками-наблюдателями не могли кардинально решить задачу вооруженного противостояния в воздухе.
Стоит отметить, что первые попытки оснащения самолетов оружием – пулеметами — проводились ещё до Первой мировой: на двухместных бипланах с толкающими винтами устанавливали пулеметы в кабине, без опасности задеть винт, который располагался позади пилота. Однако такие аэропланы с толкающим винтом (иначе называемые «пушеры» — от английского push) обладали невысокими маневренными характеристиками, что не позволяло эффективно использовать их в качестве истребителей. Справедливости ради, подобные конструкции в начальном периоде использовались авиаконструкторами британских самолетостроителей «Vickers», Airco и RAF (Royal Aircraft Factory) и даже экзотические схемы самолетов SPAD.
«Альбатрос» Д-3 из состава ВВС Австро-Венгрии и французский Ньюпор-23.
Иной путь, по которому пошла конструкторская мысль – установка пулеметов на одноместные аэропланы с тянущим винтом (иначе именовались «трактор» — от английского tractor). Поначалу пулемет располагали над кабиной, либо под углом – чтобы не отстрелить лопасти собственного винта, затем изобретатели пробовали устанавливать разнообразные «отклонители и отсекатели пуль» на лопастях винта, но довольно быстро инженеры нескольких стран придумали «синхронизаторы стрельбы через винт» — устройства, блокирующие возможность стрельбы в момент появления лопасти перед стволом пулемета. Первым немецким инженером, разработавшим синхронизатор стал Генрих Люббе, работавший на предприятии Фоккера, а союзники по Антанте пользовались устройствами румына Георга Константинеско и позже результатами русского изобретения – синхронизатором Дыбовского[1]. Материалы по авиационному вооружению русских самолетов Великой войны смотрите в более подробной статье по ссылке.
В итоге напряженной деятельности инженеров и фронтовых авиаторов была сформирована концепция самолёта-истребителя: одноместный аэроплан, с тянущим винтом, вооруженный несколькими пулеметами, стреляющими через винт.
Немецкий истребитель Первой мировой войны «Альбатрос».
![Сопвич Триплан Сопвич Триплан](/images/warplanes/sopwith-pup.jpg)
Сопвич Триплан
Конструкторы разных стран неустанно пытались опытным путем найти аэродинамическую схему самолета, наиболее подходящую для целей истребительной авиации. Первые истребители – монопланы Фоккер Е1 вскоре были заменены бипланами и даже полуторапланами (самолеты, у которых площадь нижнего крыла значительно меньше, чем верхнего – наиболее характерный представитель полуторапланов – самолеты Сопвич), которые сходных с монопланами массой и мощностью мотора, обладали меньшими размерами и большей маневренностью. Немецкие бипланы Albatros D-3 и D-5 (каноническое обозначение: Albatros D.III и Albatros D.V), Фоккер D-7 наряду со французскими Ньюпорами и SPAD S-7, S-13 и английскими Sopwith «Pup», Sopwith «Camel» и «Snipe» стали наиболее массовыми истребителями Первой мировой войны.
Авиаконструкторы самолётов пошли еще дальше и явили миру серийные фронтовые трипланы[2]: германский Fokker Dr.1 и английский Sopwith Triplane.
Бипланная аэродинамическая схема прочно захватила лидерство и удерживала его ещё 20 лет — вплоть до знаменитых монопланов — истребителей Второй мировой войны. Даже германские «парасоль» Фоккер D-7 и первый в мире полностью металлический низкоплан Юнкерс D-1 не смогли поколебать массовое производство истребителей-бипланов. Этот факт характерен в том числе для русской авиации Первой мировой.
Кроме армейской истребительной авиации, отдельную ветвь авиаконструкторской мысли представлял собой обособленный класс гидросамолётов-истребителей, которые в свою очередь, можно разделить на две группы:
- Поплавковые гидросамолеты, зачастую созданные на базе сухопутных истребителей (например, Albatros W4 или SPAD S.XIV);
- Летающие лодки (русские Григорович М-11, итальянские Caproni и австро-венгерские Lohner);
(К слову, о разнообразных системах вооружения русской морской авиации — читайте в этой статье.)
Стоит отметить, что развитие авиации и самолётостроения ознаменовало собой «войну моторов» — наиболее выдающиеся и массовые (в серийном производстве) конструкции самолётов были созданы в странах с развитым производством двигателей – Франции, Великобритании и Германии. Остальные страны в виду отсталости моторостроительной промышленности на фоне боевых действий таки не смогли выпускать сколь-нибудь заметное количество аэропланов оригинальной конструкции.
В качестве силовых установок на истребителях поначалу безраздельно господствовали ротативные моторы воздушного охлаждения французских фирм «Гном» и «Рон», а также их лицензионные копии, выпускавшиеся в других странах, в том числе в России. Характерной чертой ротативного двигателя было то, что при работе коленвал оставался неподвижным, а вращался звездообразный блок цилиндров. Ротативные моторы сочетали высокую удельную мощность с низкой надежностью: рабочий ресурс их не превышал 500 часов, а межремонтный период составляя всего 50 часов! К тому же ротативная схема имела ограниченные резервы для увеличения мощности: большинство таких моторов развивали мощность в пределах 80—130 л.с, и лишь появившийся в конце войны британский двигатель «Бентли» BR.2 выдавал рекордные для ротативных моторов 230 лошадиных сил.
Sopwith Camel
С другой стороны, ротативные моторы в Германии широкого распространения не получили — они в больших количествах потребляли касторовое масло, от поставок которого Германия оказалась отрезанной с начала войны. Немецкие и австро-венгерские конструкторы истребителей отдавали предпочтение моторам «автомобильного типа» — рядным, шестицилиндровым и с жидкостным охлаждением. Они были значительно тяжелее ротативных, но надежнее и мощнее: немецкие «Мерседесы» и BMW, австрийские «Аустро-Даймлер» и «Хиро» развивали мощность 160 л.с. и выше. Конкуренцию им смогли составить лишь восьмицилиндровые V-образные двигатели жидкостного охлаждения фирмы «Испано-Сюиза», разработанные под руководством Марка Биркигта (Marc Birkigt). Первые их модификации развивали мощность 140 л.с, но к 1917 г. этот параметр удалось довести до 180—200 л.с. Помимо Франции такие двигатели массово производились в Великобритании, Италии, США.
Вооружение истребителей Первой мировой войны первоначально было довольно однообразным. В нем доминировали пулеметы, производные от системы Хайрема Максима: прежде всего, британские «Виккерсы» калибра 7,7 мм (применявшиеся также во Франции и Италии) и немецкие «Шпандау» LMG 08/15 (7,92-мм). Австро-венгерские истребители были вооружены 8-мм пулеметами «Шварцлозе». До распространения синхронизаторов достаточно популярными были легкие ручные пулеметы с магазинами — «Льюисы». Стоит отметить, что производились с различной степенью успеха, и попытки вооружить аэропланы пушками. Но лишь два самолета фирмы SPAD (сухопутная S.XII и поплавковая S.XIV) получили 37-мм полуавтоматическую пушку, стрелявшую через винт.
Для уничтожения летательных средств противниками использовались и достаточно экзотические виды вооружения — например, противоаэростатные ракеты системы Ле Приера, взрывающиеся стрелы Рэнкина или «кошки» на тросе для вспарывания оболочек дирижаблей и аэростатов.
Система обозначения модификаций истребителей Первой мировой войны
![Немецкий истребитель Фоккер D-7 Немецкий истребитель Фоккер D-7](/images/warplanes/fokker-d7.jpg)
Немецкий истребитель Фоккер D-7
Отдельного упоминания заслуживает система обозначения самолетов-истребителей. Наиболее стройной она была в Германии и Австро-Венгрии (по сути перенявшей германскую систему). Помимо названия (аббревиатуры либо торговой марки) фирмы она включала букву, означавшую класс самолета и римскую цифру — порядковый номер модификации. Для истребителей применялись латинские литеры Е (одноместный вооруженный моноплан — eindekker), D (одноместный вооруженный биплан — doppeldekker) либо Dr (триплан — dreidekker). Правда, данная система действовала только для армейских самолетов, флотские гидросамолеты сохраняли фирменные обозначения.
Фирменные названия несли и истребители в авиации других стран. Некое подобие порядка пытались внести лишь французы, включив в индекс обозначение класса машины (буква, реже две, указанные после фирменного номера модели) и численность экипажа (цифра после буквы). Для истребителей предусмотрели букву С (от Chasseur — «охотник»). Например, «Ньюпор» XVII во французской военной авиации обозначался Nie.17C1. А в Великобритании некоторые истребители вообще получали прозвища, позже становившиеся практически официальными названиями, например, «Pup» («Щенок») или «Camel» («Верблюд»).
Истребительные авиачасти
![Junkers D-1 Первый металлический истребитель Юнкерс Д-1](/images/warplanes/junkers-d1.jpg)
Первый металлический истребитель Junkers D.I
В организационном отношении в большинстве государств-участников войны истребители поначалу сводились в подразделения, насчитывавшие 6-12 самолетов:
- корпусные а позже специальные истребительные отряды в России и Германии (Staffel),
- авиароты в Австро-Венгрии (Fliegerkompanie),
- эскадрильи во Франции, Бельгии (Escadrille), Италии (Squadrigla).
На этом фоне несколько отличаются английские эскадрильи (Squadron), в которых должно было числиться 18 самолетов (три звена по шесть машин), а в феврале 1918 г. для истребительных эскадрилий штатная численность была доведена до 24 аэропланов. Постепенно увеличивался штат истребительных частей и в других странах.
Необходимость наращивания численности истребительной авиации привела к появлению более крупных соединений, включавших несколько отрядов/эскадрилий, — эскадр (Geschwader) в Германии или боевых авиагрупп во Франции, Италии, России (БАГ — боевая авиагруппа).
Практически во всех крупных государствах-участниках Первой мировой войны военная авиация подразделялась на два «крыла» — сухопутное, находящееся в ведении военного министерства, и морское, подчиняющееся морскому ведомству. Морская авиация, помимо истребителей-гидропланов, могла иметь в своем составе и части истребителей берегового базирования. А 1 апреля 1918 г. в Великобритании были образованы Королевские ВВС (Royal Air Force — RAF), объединившие в своем составе как армейскую авиацию (Royal Flying Corps — RFC), так и морскую (Royal Navy Air Service — RNAS).
Истребитель биплан ВВС Франции SPAD S.XIII
ПРИМЕЧАНИЯ
Оставьте свой отзыв