Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Истребители Второй мировой

Истребитель, fighter, jagdflugzeug, chasseur, cacchia — все эти слова на разных языках вызывают ассоциацию со стремительными и грозными самолетами, главным предназначением которых является борьба с вражескими аэропланами, их уничтожение, завоевание господства в воздухе. Этот род авиации, родившийся в результате перепрофилирования разведывательных бипланов в истребители в годы Первой мировой войны, к концу 30-х гг. прошел длинную эволюцию и к началу Второй мировой войны занял одно из ведущих мест в военно-воздушных силах стран мира. Каждой из стран были присущи свои национальные особенности.

В СССР вплоть до начала 40-х гг. популярной была идея о делении истребителей на скоростные и маневренные, призванные в бою взаимодействовать и поддерживать друг друга. Основу истребительной авиации составляла именно такая пара — скоростной моноплан И-16 и маневренный биплан И-15бис. В руководстве ВВС Красной армии (ВВС РККА) длительное время господствовали довольно размытые взгляды на перспективный облик истребительной авиации — хотелось и того, и другого, и третьего. Хотя к началу 40-х гг. вполне очевидной тенденцией в ведущих авиационных державах стало внедрение скоростных истребителей-монопланов (в идеале — совмещающих высокие скоростные параметры с хорошей маневренностью), советские военные упорно держались за идею «разделения функций». Иными словами, на смену паре из скоростного И-16 и маневренного И-15бис должна была прийти такая же пара истребителей, но с более высокими характеристиками. Дополнить её следовало двухмоторным тяжелым истребителем.

Развернувшиеся широким фронтом с 1939 г. в СССР работы по созданию истребителей нового поколения увенчались, правда, принятием на вооружение самолетов только одного класса — скоростных истребителей-монопланов с моторами жидкостного охлаждения, но сразу трех: МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1. Считавшийся наиболее перспективным самолет Микояна и Григоровича испытания войной не выдержал — он был ярко выраженным высотным истребителем, а на советско-германском фронте воздушные бои велись почти исключительно на малых и средних высотах. ЛаГГ-3, хотя и продержался в производстве до 1944 г., был далеко не лучшим самолетом, но именно он стал родоначальником линейки истребителей с мощными моторами воздушного охлаждения — Ла-5 и Ла-7. Самолет же Яковлева, с большими трудностями прошедший государственные испытания, в итоге дал начало самому массовому семейству советских истребителей: Як-7, Як-9, Як-3.

Глостер "Гладиатор" Mk.II

Глостер «Гладиатор» Mk.II

В Великобритании до середины 30-х гг. также доминировала точка зрения о необходимости двух типов истребителей — истребителя-перехватчика и «истребителя зональной обороны», различающихся продолжительностью полета. Первые современные британские истребители-монопланы «Харрикейн» и «Спитфайр» были именно перехватчиками, а функцию «истребителя зональной обороны» должен был взять на себя двухмоторный Уэстленд «Уирлуинд». Увы, его карьера оказалась короткой из-за неудачных двигателей. К тому же, в условиях бурного развития радиолокации необходимость в «истребителе зональной обороны», способном подолгу барражировать над прикрываемым районом, отпала: теперь перехватчики при приближении вражеских бомбардировщиков поднимались в воздух по сигналу с наземных РЛС. Совершенно экзотически выглядел «Дифайент» — одномоторный двухместный истребитель фирмы Болтон-Пол, все вооружение которого сосредотачивалось в башне, обслуживаемой бортстрелком. Такая машина не могла противостоять одноместным истребителям с аналогичными силовыми установками, и быстро сошла со сцены. В дальнейшем «Спитфайр» стал основным британским истребителем воздушного боя, а обладавший худшими летными данными «Харрикейн» «переквалифицировался» в штурмовика. Попытка создать истребитель усиления с более мощным вооружением привела к появлению Хоукер «Тайфуна», а затем и «Темпеста», успешно применявшихся как истребители-бомбардировщики.

Хоукер Темпест Mk.V

Хоукер Темпест Mk.V

Германия, восстанавливавшая свою военную авиацию после прихода к власти нацистов, изначально не разменивалась на многотиповые конструкции: пройдя стадию истребителей-бипланов в качестве своеобразной «разминки», Люфтваффе приняли Bf-109 в качестве единого истребителя. Но с 1941 г. его дополнил, а затем и потеснил Fw-190, ставший не только прекрасным истребителем, но и штурмовиком. Значительных успехов Германия достигла в создании реактивных самолётов — первым в мире самолетом такого класса среди истребителей, участвовавшим в бою, стал Me-262. Как и британский «Метеор», также успевший поучаствовать во Второй мировой войне, он оборудовался двумя ТРД.

В самом конце войны начал поступать в части и легкий одномоторный реактивный истребитель Не-162.

Наконец, нельзя не упомянуть и единственный в мире ракетный истребитель, участвовавший в боях, — Мессершмитт Me 163, отнюдь не оправдавший возлагавшихся на него надежд.

Двухмоторные истребители в Люфтваффе, строго говоря, истребителями и не считались — их относили к классу «разрушителей» (Zerstorer). К началу войны в этом классе существовал один самолет -Bf-110. Создаваемые для его замены Me-210 и Me-410 чрезвычайно долго доводились и, в конечном итоге, оказались не очень удачными.

Истребитель Северский Р-35

Истребитель Северский Р-35

В итоге, Bf -110 производился дольше, чем Me-410, правда, уже не как «разрушитель», а в качестве ночного истребителя. Примерным аналогом «разрушителя» в других странах являлись советский Пе-3, созданный на базе пикировщика Пе-2, голландский «Фоккер» G.I, французский «Потез» Р.630/631, британский «Москито». Последний, как и Bf-110, применялся и в качестве ночного истребителя. Вообще, класс ночных истребителей наиболее развит был именно в Великобритании и Германии — этому способствовали, с одной стороны, угроза ночных налетов, которым подвергались эти страны, а с другой — развитие в них техники радиолокации и создание бортовых самолетных РЛС. Ввиду ощутимой массы и габаритов таких устройств, а также необходимости наличия второго члена экипажа для обслуживания радара, ночные истребители, как правило, были двухмоторными. Помимо Bf-110, в Германии в ипостаси «ночников» выступали модификации бомбардировщиков Do-217 и Ju-88, а также специально спроектированные Не-219 и Та-154 (последний, правда, был построен в мизерном количестве). В Великобритании неплохо себя зарекомендовал «Бофайтер» — правда, гораздо более известен он как ударный самолет, успешно действовавший по морским целям — бомбардировщик, ракетоносец, торпедоносец. США первоначально вынуждены были обходиться адаптированными для роли ночного истребителя бомбардировщиками А-20 (Р-70). Интересно, что свои модификации ночного истребителя на базе «Бостона» были созданы в Великобритании и в СССР. Позже в США создали, вероятно, лучший ночной истребитель Второй мировой войны — Нортроп P-61 «Блэк Уидоу».

Авиация армии США к концу 30-х гг. уверенно перешла от бипланов к монопланам. «Размявшись» на крохотном «боинговском» Р-26, американцы приняли на вооружение изделия фирм «Северский» и «Кертисс» — соответственно, Р-35 и Р-36. Оба самолета активно предлагались на экспорт, и оба стали основоположниками «династий». Эволюция Р-35 привела через Р-43 к «Тандерболту» Р-47, самолету внушающему уважение своими габаритами — И-16 на его фоне смотрится как горбатый «Запорожец» на фоне «Чайки». Р-36 после переделки под мотор жидкостного охлаждения превратился в «Киттихаука» Р-40, ставшего последним серийным истребителем известной фирмы.

Американцев, вообще, отличала изрядная техническая смелость при проектировании истребителей. Лишь неотягощенный предрассудками американский инженерный гений смог создать «Аэрокобру» Р-39 — истребитель необычной компоновки, с двигателем, размещенным за кабиной. Не снискав особой популярности у себя на родине, будучи отвергнутым британскими Королевскими ВВС, этот самолет, поставлявшийся по ленд-лизу, стал одним из лучших истребителей ВВС Красной Армии. Также весьма необычным был Локхид Р-38 «Лайтнинг» — плод популярной в конце 30-х гг. концепции одноместного двухмоторного истребителя, который за счет высокой энерговооруженности должен был превзойти одномоторные машины. И «Лайтнинг» вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды. И, естественно, нельзя не упомянуть «интернациональный» «Мустанг» — истребитель, разрабатывавшийся в США по британской спецификации и получивший, в конечном итоге, английский мотор. Именно он, вместе с Рипаблик Р-47 «Тандерболтом», стал основным американским армейским истребителем завершающего периода войны. Эти самолеты с равным успехом работали и как дальние истребители сопровождения, и как истребители-бомбардировщики.

Япония, так же, как и США уже к концу 30-х гг. перешла на истребители-монопланы. Национальной её особенностью было большое внимание, уделяемое маневренности. Японским конструкторам удалось создать монопланы, не уступавшие в этом параметре бипланам — Ки-27 и Ки-43. Наряду с ними развивались и скоростные истребители-перехватчики (Ки-44), а также двухмоторные истребители (Ки-45). При общем доминировании моторов воздушного охлаждения был создан и истребитель с двигателем жидкостного охлаждения Ки-61. Когда же с поставками таких моторов возникли проблемы, его планер адаптировали под двигатель воздушного охлаждения — так появился Ки-100, ставший, наряду с Ки-84, лучшим истребителем Императорской армии. Как видим, спектр типов истребителей, строившихся в Японии, был весьма широк. Но это ещё не всё — ведь собственную авиацию берегового базирования имел и Императорский флот. Для неё строились одномоторные перехватчики J2M и двухмоторные истребители J1N. Страна восходящего солнца стала единственным государством, широко применявшим в боях Второй мировой войны гидросамолеты-истребители — соответствующую модификацию «Зеро» и специально спроектированный N1K, в конечном итоге трансформировавшийся в отличный сухопутный истребитель. А если ещё вспомнить, что в 1944-1945 гг. в истребители ПВО переделывались все сколь-нибудь подходящие самолеты — от скоростных разведчиков до палубных пикировщиков — станет понятным солидный объем «японского» раздела нашего справочника.

Достаточно много интересных машин было выпущено в Италии. Авиаторы дуче также хотели «всего и сразу». Под влиянием успешного применения биплана CR.32 в Испании, они настояли на дальнейшем развитии таких истребителей — в итоге его наследник CR.42 стал последним в мире серийно строившимся истребителем-бипланом. Объявив конкурс на истребитель-моноплан, итальянцы приняли на вооружение не один, а сразу три таких истребителя — МС.200, G.50 и Re.2000. И хотя капитуляция Италии в сентябре 1943 г. и последующий переход её на сторону союзников поставил точку в эволюции боевой авиации, до того времени конструкторы успели разработать, а военные принять на вооружение ещё два поколения одномоторных истребителей — МС.202 и Re.2001/Re.2002, а затем МС.205, G.55 и Re.2005.

Во Франции эволюция истребителей прекратилась ещё ранее — в 1940 г. К тому времени они успели принять на вооружение монопланы MS.406, МВ.151/МВ.152 и ставший лучшим французским истребителем «Девуатин» D.520. Попытка воплотить в жизнь концепцию легкого истребителя оказалась провальной — CR.714, хотя и строился серийно, был крайне неудачным. Промышленность Франции к началу Второй мировой войны не смогла обеспечить обновление авиапарка истребительной авиации, в нем значительной была доля устаревших машин. Поэтому Франция накануне войны приступила к широкомасштабным закупкам в США.

Довольно развитая Чехословакия в середине 30-х гг. приняла на вооружение неплохой истребитель «Авиа» В.534. Велись работы и по созданию скоростных истребителей-монопланов, но такой самолет — В. 135 — выпускался уже в условиях германской оккупации и в мизерном количестве. Пыталась наладить собственное производство истребителей и Югославия. В небольшом количестве здесь построили моноплан-парасоль ИК-2, запустили в производство и более современный ИК-3.

Польская авиапромышленность в первой половине 30-х гг. сумела создать истребители мирового уровня — монопланы-парасоли Р.7 и Р.11, а также экспортный Р.24. Но впоследствии приоритет отдали бомбардировщикам — ресурсов страны попросту не хватало для одновременного развития всех родов авиации. В итоге, сентябрь 1939 г. ВВС Польши встретили с парком истребителей, не отвечающим современным требованиям ни в количественном, ни в качественном отношении.

Освоение лицензионного производства польского Р.24 дало толчок собственному «истребителестроению» в Румынии — творчески переосмыслив польскую конструкцию, здесь создали свой IAR 80/81. Попытку создать свой истребитель предприняли и финны, но их «Мырски», в отличие от румынских истребителей, строился в небольшом количестве, поскольку устарел уже к моменту принятия на вооружение. Так же можно охарактеризовать и австралийский «Бумеранг» — «панический истребитель», созданный на волне страха перед ожидавшимся японским вторжением, отличался невысокими летными данными и применялся, главным образом, для поддержки наземных частей.

Голландский истребитель-биплан Фоккер D.XVII

Голландский истребитель-биплан Фоккер D.XVII

Обладавшие довольно развитой авиапромышленностью Нидерланды приняли на вооружение моноплан с неубирающимся шасси «Фоккер» D.XXI, а более современный FK.58 строился только на экспорт. Наконец, упомянем и нейтральную Швецию — опираясь до войны на импорт, она вынуждена была после прекращения поставок из-за рубежа проектировать собственные истребители. Правда весьма авангардный J21 приняли на вооружение уже после войны, но «подстраховочный» J22 успел стать на стражу нейтралитета, когда в Европе ещё вовсю гремели пушки.

Наконец, стоит упомянуть и особую «касту» истребителей — палубные самолеты. В силу наличия авианосцев у очень ограниченного количества стран, такие самолеты полноценно развивались лишь в Великобритании, США и Японии. Британцы, будучи ограниченными в составе своих авиагрупп сравнительно небольшими размерами ангаров своих авианосцев, большое внимание уделяли многозадачности самолетов — так появились истребитель-пикировщик «Скьюа», истребители-разведчики «Фулмар» и «Файрфлай». А вот создать «настоящий» палубный истребитель не удалось — флот довольствовался адаптациями сухопутных машин «Си Гладиатор», «Си Харрикейн» и «Сифайр». В США после не очень успешной попытки фирмы «Брюстер» выйти на рынок палубных истребителей со своим F2A «Буффало» на палубах авианосцев доминировали «кошки» «Груммана» — F4F «Уайлдкэт» и F6F «Хэллкэт». Истребитель F4U «Корсар» поначалу оказался непригодным для эксплуатации с авианосцев, и лишь в конце войны сумел потеснить «грумманы». Японская же палубная авиация начала и закончила войну с одним типом истребителя — А6М «Зеро». Обладавший к началу войны выдающимися лётными данными, он с введением новых американских истребителей постепенно утратил свое превосходство. Но создаваемый ему на замену А7М так и не был запущен в производство. Франция, располагавшая единственным авианосцем, эксплуатировала в составе его авиагруппы горстку устаревших D.376, но так и не смогла создать более современные палубные истребители. А вот Германия, хоть и не достроившая «Графа Цеппелина», изготовила серию палубных истребителей Bf-109Т — правда эксплуатировались они, естественно, с береговых аэродромов.

За годы Второй мировой войны мощность поршневых двигателей, устанавливаемых на истребители, возросла практически втрое — с 700-800 л.с. до 2000 и более. Соответственно, повысились летные качества самолетов, усилилось их вооружение. Появились и первые реактивные машины. Истребительная авиация при поддержке штурмовой и бомбардировочной авиации в боях и воздушных сражениях прошла огромный путь развития, для которого в мирное время, наверняка, понадобилась бы пара десятилетий.

Источники:

  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия   — М.: Яуза: ЭКСМО: 2012. — 368 с: ил.
  • Bowers P.M. Curtiss Aircraft 1907-1947. — Putnam, 1979.
  • Francillon R.J. Japanese Aircraft of the Pacific war. — Putnam, 1970.
  • James D.N. Gloster Aircraft since 1917. — Putnam, 1971.
  • Kosin R. German Fighter since 1915. — Putnam, 1988.
  • Lepage J.-D. Aircraft of the Luftwaffe. — McFarland, 2009.
  • Истребители США. — Авиационный сборник, №№ 13, 14
  • Котельников В.Р. Истребитель «Мустанг». Воздушный кадиллак. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2010.
  • Котельников В.Р. «Ураганный истребитель». «Харрикейны» в бою. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2011.
  • Кузнецов С.Д. Як-1. Наш лучший истребитель 1941 года. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2010.
  • Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Истребитель «Мессершмитт Bf 109». Германский «король воздуха». — М.: Яуза, ЭКСМО, 2008.
  • Палубные истребители. — Авиационный сборник, вып. 12.
  • Самолеты Франции. — Авиационный сборник, вып. 10, 11.
  • Харук А.И. «Зеро». Лучший палубный истребитель. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.
  • Харук А. «Разрушители» Люфтваффе Bf 110, Me 210, Me 410. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2011.
  • Харук А.И. «Соколы» Муссолини. Итальянские истребители Второй Мировой. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012.
  • Якубович Н.В. Истребители Яковлева. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2008.
  • Якубович Н.В. Як-3. Истребитель «Победа». — М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО. — 2011.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image